МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии в преподавании русского языка как иностранного

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, Доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии в преподавании русского языка как иностранного

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Лидия Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Лидия Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение умениями и навыками решения профессиональных задач с использованием цифровых технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-4.1. Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности.

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-4.2. Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-4.3. Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Новые информационные технологии и новые направления использования современных ИКТ в обучении русскому языку как иностранному
1.1. Лекции 2 2 Л1.2
1.2. Практические 2 4 УК-4.1 Л1.2
Раздел 2. Интернет-ресурсы, применяемые в обучении РКИ
2.1. Лекции 2 2 Л1.2
2.2. Практические 2 4 Л1.2
Раздел 3. Практика обучения РКИ в современной технологической среде
3.1. Лекции 2 2 УК-4.3 Л1.2
3.2. Практические 2 4 УК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Виртуальные технологии в обучении РКИ. Онлайн обучение
4.1. Лекции 2 2 Л1.2
4.2. Практические 2 4 Л1.2
4.3. Сам. работа 2 84 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ:
1. Составить список источников по определенной теме;
2. Правильно оформить список электронных источников;
3. На основе анализа электронных источников подготовить план урока по определенной теме;
4. Составить план-конспект урока, опираясь на электронные источники
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. План-конспект урока по определенной теме с использованием мультимедийных технологий;
2. Обзор электронного учебно-тренировочного контента и методических материалов для поддержки образовательной деятельности на русском языке;
3. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы;
4. Применение мультимедийных технологий при обучении студентов-иностранцев русскому языку;
5. Обзор современных образовательных порталов, содержащих материалы для изучения РКИ;
6. Обзор сайтов, содержащих учебную и учебно-методическую литературу по РКИ;
7. Современные методы и цифровые технологии преподавания иностранного языка в системе высшего и среднего профессионального образования;
8. Интерактивные возможности сети Интернет в преподавании РКИ: сайты-музеи, онлайн-экскурсии, мастер-классы и т.д.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бердичевский А.Л. Профессиограмма современного учителя иностранного языка : учебник Москва : ФЛИНТА, 2021 ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/172487
Л1.2 Утемов В.В. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога : учебное пособие / В. В. Утёмов, П. М. Горев ; составители П. М. Горев, В. В. Утёмов: учебное пособие , 2017 ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107251
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога : учебное пособие: учебное пособие Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2020 ЭБС Университетская библиотека онлайн: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=613619
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы (статья) journal.pushkin.institute
Э2 Кокенова З.К., Байбурина К.А., Ертаева Н.К. Применение мультимедийных технологий при обучении студентов-иностранцев русскому языку // Вестник КазНМУ. 2016. №1. https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-pri-obuchenii-studentov-inostrantsev-russkomu-yazyku (дата обращения: 27.09.2021).
Э3 Каталог интернет-ресурсов по РКИ www.russischlehrer.at
Э4 Универсариум. Каталог курсов universarium.org
Э5 Универсариум. Мир русской избы и русской игрушки universarium.org
Э6 Русский язык для наших детей. Учебно-тренировочный контент и методические материалы для поддержки образовательной деятельности на русском языке rus4chld.pushkininstitute.ru
Э7 Сайт по изучению русского языка. russian-plus.com www.russian-plus.com
Э8 РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ В АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ rki.asu.ru
Э9 АлтГУ. Открытый образовательный портал. Современные методы и цифровые технологии преподавания иностранного языка в системе высшего и среднего профессионального образования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание выполнения практических заданий
4-балльная шкала
(уровень освоения)
Показатели Критерии
1. Полнота выполнения практического задания;
2. Своевременность выполнения задания;
3. Последовательность и рациональность выполнения задания;
4. Самостоятельность решения;
5. и т.д.
Отлично
(повышенный уровень)
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, задание выполнено без ошибок
Хорошо
(базовый уровень)
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, есть стилистические ошибки.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки грамматике и/или синтаксисе, есть стилистические ошибки; задание выполнено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
Студентом задание не выполнено.

Оценивание выполнения письменных заданий студентов
4-балльная шкала
(уровень освоения)
Показатели Критерии
1. Полнота выполнения письменного задания;
2. Своевременность
3. Самостоятельность работы, высказывание собственной точки зрения;
4. Грамотность (грамматика, орфография и синтаксис)
Отлично
(повышенный уровень)
Студентом задание выполнено самостоятельно. В логических рассуждениях, в орфографии и синтаксисе текста нет ошибок, мнение автора текста аргументировано, приводятся примеры, текст не имеет стилистических ошибок.
Хорошо
(базовый уровень)
Студентом задание выполнено с небольшими недочетами. Есть небольшие недочеты в содержании текста и /или в синтаксисе текста.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
Студентом задание выполнено не полностью. Присутствуют недочеты в изложении собственного мнения; в тексте имеются орфографические ошибки и /или синтаксические ошибки.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
Студентом текст составлен с нарушением логических связей, имеется большое (более 10) количество орфографических и синтаксических ошибок.

К дифференцированному зачету студент готовит письменное задание по выбранной теме. Если учащийся имеет 3 и более пропусков по занятиям или его письменное задание не соответствует критерию «зачтено», преподаватель проводит устное собеседование со студентом на зачете по тематике курса.
«Зачтено» выставляется студенту, показавшему знание основного материала по дисциплине в минимальном объеме, выполнившему задания, предусмотренные программой и знакомому с основной литературой по курсу. Как правило, «зачтено» выставляется студенту, допустившему незначительные погрешности в ответе на зачете, но обладающему теоретическими знаниями для их устранения.
«Не зачтено» выставляется студенту, показавшему значительные пробелы в знании основного материала по дисциплине, допустившему принципиальные ошибки в ответе на зачете. Как правило, «не зачтено» выставляется студенту, который показал знания, не соответствующие требованиям к сформированности компетенций, предусмотренных по дисциплине.