МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семиотика мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Семиотика мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ –
Цели освоения дисциплины «Семиотика мировой культуры» заключаются в том, чтобы дать студентам представление об семиотике как о наддисциплинарной методологии гуманитарного исследования; дисциплине, связывающей различные разделы гуманитарных, точных и естественнонаучных знаний через представление о знаковом характере изучаемых процессов.

Задачи дисциплины:
- Ознакомление студентов с наиболее значимыми теориями семиотического круга, предложенными в последние десятилетия, а также с наиболее важными приложениями семиотических подходов к анализу коммуникации и мышления.
- Раскрытие семиотических аналогий между деятельностью и лингвистикой, показ их продуктивности и их границ; определение места семиотических понятий в анализе процессов формообразования.
- Обеспечение понимания студентами социально-культурных, семиотических, политических, экономических и психологических механизмов формирования решений, умения управлять ими;
- Развитие творческого отношения к знаковой стороне многообразных реалий,
- Способствование формированию профессионального самоопределения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
ОПК-2.1 Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии
ОПК-2.2 Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве
ОПК-2.3 Использует современные методологические принципы и методические приемы при решении педагогических задач и ситуаций
ОПК-3Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
ОПК-3.1 Знает методы и приемы филологической работы с различными типами текстов
ОПК-3.2 Использует различные методы и приемы филологической работы при анализе различных типов текстов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1: Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии.
ОПК-3.1: Знает методы и приемы филологической работы с различными типами текстов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2: Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2: Использует различные методы и приемы филологической работы при анализе различных типов текстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семиотика как наука о знаковых системах
1.1. Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1
1.2. Практические 2 2
Раздел 2. Предмет семиотики культуры
2.1. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2
2.2. Практические 2 2
Раздел 3. Теория знака
3.1. Практические 2 2
Раздел 4. Основные типы знаковых систем культуры
4.1. Практические 2 4
Раздел 5. Семиотический анализ ключевых текстов мировой культуры
5.1. Практические 2 4
5.2. Сам. работа 2 90 ОПК-3.1, ОПК-3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Типовое контрольное задание: примерный тест
1. Семиотика это:
a. наука языке и языковых формах;
b. наука о знаках и знаковых системах:
c. наука об информации.
d. наука о культуре
2. Что следует понимать под биосемиотикой:
a. изучение законов природы;
b. изучение естественно-природных знаковых систем;
c. изучение экологических условий существования биологических организмов.
d. изучение образных систем
3. Область исследования семиотики, определяемая наличием семиотической основы в развитии семантических, грамматических и синтаксических связей внутри разговорных и письменных языков народов мира.
a. семиотика культуры
b. лингвосемиотика
c. биосемиотика
a. раздел лингвистики;
b. раздел информатики;
c. раздел семиотики.
d. раздел культурологии
4. Абстрактная семиотика это:
a. раздел семиотики о природе абстракций;
b. раздел семиотики о терминах и их употреблении;
c. раздел семиотики о метатеории и методологии науки.
d. Раздел семиотики о значении знаков
5. Действительное лицо, воспринявшее информацию в доступном по объективным и субъективным условиям объеме, способное к её преобразованию, использованию и хранению.
a. Адресант
b. Адресат
c. Интерпретатор
d. Модификатор
6. Знак-индекс это:
a. естественно-природный знак;
b. искусственный знак;
c. языковой знак.
d. Условный знак
7. Знак как носитель наиболее отвлеченной (абстрактной) и наиболее сложной (суммированной) информации, часто обладающий относительной автономией в структуре текста.
a. Знак-икона
b. Знак-индекс
c. Знак-символ
d. Языковой знак
8. Каким термином следует обозначить в системе знаков содержание, смысл понятия;
информацию, на которую указывает знак:
a. десигнат;
b. экстенсионал;
c. концепт.
d. денотат
9. Какие знаки следует считать конвенциональными:
a. естественные,
b. искусственные,
c. условные
d. образные
10. Знаковые системы, которые отображают (моделируют) определённые фрагменты реальности и в результате функционирования порождают произведения (знаковые последовательности, т.е. тексты) (Московско-тартусская школа семиотики).
a. Моделирующие системы
b. Информационные системы
c. Интеллектуальные системы
d. Семиотические системы
11. Коммуникативно-семиотическая структура ноосферы, пространство, в котором реализуются коммуникативные процессы.; система знаковых опор сознания, т.е. носителей и передатчиков значения, каналов и способов передачи информации (Ю.М. Лотман).
a. Семиосфера (семиотический универсум)
b. Ноосфера
c. гиперпространство
d. информационное пространство
12. Объяснительной функцией культурологии является…
a. включение объекта в контекст или общее поле культуры
b. сравнение различных объектов культуры
c. сведение к понятному
d. воспроизведение культурной системы изнутри
13. Дескриптивной функцией культурологии является:
a. описание основных культурных объектов
b. сведение к понятному
c. сравнение различных объектов культуры
d. определение перспектив развития культурных процессов
14. Проблема человека как субъекта культуры входит в предметное поле:
a. социологии культуры
b. культурной антропологии
c. философии культуры
d. семиотики культуры
15. Кто в науке считается родоначальником (отцом) семиотики?
a. Ч. Пирс;
b. Ч. Моррис;
c. Ж. Пиаже.
d. Р. Барт
16. Кто является автором книги «Основы семиологии»:
a. Р. Барт
b. Ч. Моррис
c. У. Эко.
d. Ю. Лотман
17. Кто является автором книги «Основания теории знаков»:
a. Р. Барт
b. Ч. Моррис
c. У. Эко.
d. Ю. Лотман
18. Кто является автором книги «Семиотика истории»
a. Успенский Б.А.
b. Ильин И.П.
c. Иванов Вяч.Вс.
d. Лотман Ю.М.
19. Кто является автором книги «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук».
a. Р. Барт
b. Ч. Моррис
c. У. Эко.
d. М.Фуко
20. Назовите философа, который ещё в XVII в. в своем труде «Опыт о человеческом разумении» предложил термин «семиотика», использовав его в значении учения о знаках.
a. Джон Локк
b. Рене Декарт
c. Бенедикт Спиноза
d. Готфрид Лейбниц.
21. Одно из основных положений теории (…….) — различение между языком и речью.
Язык - общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз
на данном языке; речь - конкретные высказывания индивидуальных носителей
языка.
a. Ф. де Соссюра
b. Ч.Пирса
c. Ю.Лотмана
d. Г.Лейбница
22. Создатель базовой для семиотики классификацию знаков: (знаки-иконы; знакииндексы;
знаки-символы)
a. Ф. де Соссюр
b. Ч. Пирс
c. Ю. Лотман
d. Г. Лейбниц
23. Представители Тартуско-московской семиотической школы Ю. М. Лотман
a. А. М. Пятигорский; Вяч. Вс. Иванов; В. Н. Топоров; Б. А. Успенский;
b. Дж. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
c. Э. Гуссерль, Ф. де Соссюр, Ч. Пирс
d. Э.Тайлор, ж. Фрезер, Л.Морган
24. Основоположник московско-тартусской семиотической школы, предложивший
анализировать языки культуры, – ….
a. Ю. Лотман
b. К. Юнг
c. Ф. Ницше
d. А. Тойнби

Тематика устных опросов на занятиях

• Семиотика как наука о знаковых системах.
• Разделы семиотики: семантика, синтактика и прагматика.
• Семиозис.
• Условия и факторы семиозиса.
• Виды знаков по Ч. Пирсу.
• Теория знаков по Ф. де Соссюру.
• Интерпретация и интерпретанты.
• Вторичные моделирующие системы.
• Семиотика и искусственные языки, в том числе программирования.
• Текст и интертекст.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для презентации с комментарием и интерактивным обсуждением
• Знаковая природа языка
• Проблема знака (символа) в культуре и искусстве
• Теория знаков Ф. де Соссюра
• Теория знаков Ч. Пирса. Виды знаков
• Семиотика культуры
• Семиотика кино
• Семиотика литературы
• Семиотика и история
• Семиотика науки
• Семиотика рекламы
• Семиотика и искусственные языки
• Город как семиотическое пространство (на примере Петербурга по работам В. Н. Топорова, Ю. М. Лотмана и др.)
• Садово-парковое пространство как семиотическое пространство (на примере английского и французского типов парка)
• Древнерусская икона. Композиция и основные сюжеты
• Семиотика кино и проблемы киноэстетики (Ю. М. Лотман. Семиотика кино и проблемы кино-эстетики // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб: Искусство – СПБ, 1998. С. 288–372)
• Семиотика фотографии (Р. Барт. Camera lucida)
• П. Флоренский. Иконостас
• О языке мультипликационных фильмов (Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб: Искусство – СПБ, 1998. С. 671–674).
• Семиотика моды (Р. Барт. Система моды).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерный список экзаменационных вопросов
1. Семиотика как наука о знаковых системах. Методы и принципы исследования.
2. Общая семиотика и частные семиотики. Области применения.
3. Разделы семиотики: семантика, синтактика и прагматика.
4. Знаковая природа языка.
5. Знаковая природа произведений искусства.
6. Семантический треугольник: vox (слово) – conceptus (понятие) – res (вещь).
7. Теория знаков по Ф. де Соссюру. Означающее и означаемое.
8. Теория знаков по Ч. Пирсу. Виды знаков.
9. Теория значимости (Ф. де Соссюр).
10. Знак – символ – миф в системе культуры.
11. Вторичные моделирующие системы.
12. Произведение культуры, литературы искусства как семиотически многослойный текст.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2015 e.lanbook.com
Л1.2 О. А. Алимушкина Семиотика. Символы и знаки: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства : СПб.: Гуманит. аген-во Акад. проект, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лотман Ю. М. Семиосфера. СПБ: Искусство – СПБ, 2000. vk.com
Э2 Махлина С. Т. Лекции по семиотике культуры и лингвистике. СПб.: СПбКО, 2010. www.google.ru
Э3 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. royallib.com
Э4 Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 37–89. www.bim-bad.ru
Э5 Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 265?278. www.twirpx.com
Э6 Успенский Б. А. История и семиотика // Избранные труды. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 9?70. www.gumer.info
Э7 Успенский Б. А (в соавторстве с Ю. М. Лотманом). Миф ? имя ? культура // Избранные труды. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 433?459. www.gumer.info
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общая процедура и сроки проведения оценочных мероприятий
Оценивание результатов обучения студентов по дисциплине осуществляется по регламентам текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль в семестре проводится с целью обеспечения своевременной обратной связи, для коррекции обучения, активизации самостоятельной работы студентов. Объектом текущего контроля являются конкретизированные результаты обучения (учебные достижения) по дисциплине. Текущий контроль предусматривает проведение следующих мероприятий:
 собеседование по темам и раздам дисциплины, выносимым на практические занятия;
 тестирование;
 подготовка рефератов, эссе, докладов, презентаций по темам, выносимым на самостоятельное изучение;
 выполнение индивидуального задания (контрольная работа),
При проведении текущего контроля знаний теоретической части дисциплины в форме тестирования, собеседования или письменной работы результат проставляется в ведомость в соответствии со следующей шкалой:
 результат, содержащий полный правильный ответ, полностью соответствующий требованиям критерия – 85 – 100 %;
 результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – более 75%) или ответ, содержащий незначительные неточности, т.е. ответ, имеющий незначительные отступления от требований критерия, – 75 – 84% от максимального количества баллов;
 результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – до 75%) или ответ, содержащий незначительные неточности, т.е. ответ, имеющий незначительные отступления от требований критерия – 60 -74 % от максимального количества баллов;
 результат, содержащий неполный правильный ответ, содержащий значительные неточности, ошибки (степень полноты ответа – менее 60%) – до 60 % от максимального количества баллов;
 неправильный ответ (ответ не по существу задания) или отсутствие ответа, т.е. ответ, не соответствующий полностью требованиям критерия, – 0 % от максимального количества баллов.
Студентам, проявившим активность во время занятий, общий балл по текущему контролю может быть увеличен до 20%.
Результаты оценки успеваемости доводятся до сведения студентов.
Экзамен.
Экзамен предназначен для объективного подтверждения и оценивания достигнутых результатов обучения после завершения изучения дисциплины.
Форма промежуточной аттестации по дисциплине определяется рабочим учебным планом. Итоговая оценка определяется на основании суммы баллов, полученных при текущей аттестации, или по результатам промежуточной аттестации.
Экзамен является заключительным этапом процесса формирования компетенций студента при изучении дисциплины или еѐ части и имеет целью проверку и оценку знаний студентов по теории и применению полученных знаний, умений и навыков. Экзамен проводится по расписанию, сформированному учебным отделом, в сроки, предусмотренные календарным графиком учебного процесса. Расписание промежуточного контроля доводится до сведения студентов не менее чем за две недели до начала экзаменационной сессии.
Экзамен принимается преподавателем, ведущим лекционные занятия. В отдельных случаях при большом количестве групп у одного лектора или при большой численности группы с разрешения заведующего кафедрой допускается привлечение в помощь основному лектору преподавателя, проводившего практические занятия в группах. Экзамен проводится только при предъявлении студентом зачетной книжки и при условии выполнения всех контрольных мероприятий, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по изучаемой дисциплине (сведения фиксируются допуском в электронной ведомости). Студентам на зачете (экзамене) предоставляется право выбрать один из билетов. Время подготовки к ответу составляет 30 минут. По истечении установленного времени студент должен ответить на вопросы экзаменационного билета.
Для получения положительной оценки студент должен продемонстрировать знание основных понятияй и терминов, правил литературной нормы (правильность произношения, правильность ударения, правильность словоупотребления), основных лингвистических единиц языка, функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение), особенностей функциональных стилей литературного языка, структуры речевого взаимодействия, родов и видов ораторского искусства, видов вопросов и видов ответов, видов спора, структуры аргументации и видов аргументов, изобразительно-выразительных средств речи; основных жанров разговорного, официально-делового, публицистического, научного, художественного стилей речи.
А так же должен уметь применять полученные теоретические знания на практике (при ответе на практическую часть билета), т.е. дифференцировать языковые средства в соответствии с определенными задачами ситуации речевой коммуникации, используя возможности официально-делового, научного, публицистического, художественного, разговорного стилей речи; работать над текстом с целью анализа использованных лексических средств: синонимов, антонимов, омонимов, историзмов, архаизмов, диалектных слов, фразеологизмов, неологизмов, жаргонизмов и т.д.; работать над текстом с грамматическим заданием: грамотно расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, поставить ударение в словах, обнаружить и объяснить орфоэпические, лексические, грамматические и синтаксические ошибки.
При оценке ответа студента на вопрос билета преподаватель руководствуется следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- языковое оформление ответа;
- владение навыками языкового анализа.
- правильность выполнения практической части билета.
Отметка «отлично» ставится, если студент полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка; владеет навыками языкового анализа, без ошибок выполняет практическое задание билета.
Отметка «хорошо» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что для оценки «отлично», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого, владеет навыками языкового анализа или допускает 1-2 ошибки в выполнении практического задания к билету.
Отметка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого; допускает ошибки при проведении языкового анализа, допускает более 2-х ошибок в выполнении практического задания к билету. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал, не в состоянии выполнить практическую часть билета.