МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются: развитие мировоззрения, культурного кругозора и духовного потенциала у иностранных студентов; соединение теоретических знаний о феномене русской культуры с конкретно-историческими аспектами изучения культуры, а также понимание национального своеобразия и его места в системе мировой культуры, дополняющее и обогащающее их профессиональное образование.

Задачи курса:
- ознакомить студентов с наиболее важными явлениями русской культуры на разных этапах исторического развития и способствовать повышению их культурного уровня;
- рассмотреть основные подходы к определению места культуры России в мировом сообществе;
- способствовать развитию у студентов творческого мышления, умению анализировать культурные события и факты;
- сформировать у студентов потребность познания русской культуры во всех сферах творческой и общественной жизни русского народа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
ОПК-2.1 Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии
ОПК-2.2 Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве
ОПК-2.3 Использует современные методологические принципы и методические приемы при решении педагогических задач и ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1: Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии.

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2: Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История России: начало; Древняя Русь, Образование Московского государства, Правление Ивана Грозного, Смутное время,
1.1. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.7
Раздел 2. Древнерусская культура и литература IX-XIII вв.
2.1. Лекции 3 2 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.7
2.2. Практические 3 6
Раздел 3. Обряды, быт и традиции Древней Руси; архитектура Древней Руси; русский народный костюм
3.1. Практические 3 6 ОПК-2.2 Л2.6, Л2.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Культура России XVIII в.
4.1. Практические 3 4 Л1.1, Л2.4
Раздел 5. Европеизация и самобытность русской культуры в нач. XVIIIв.; идеи просвещения в культуре России; Отечественная война 1812г. в художественной культуре России.
5.1. Практические 3 4 ОПК-2.1 Л2.6, Л1.1, Л2.4
5.2. Архитектура и скульптура XIXв. Музыкальная культура России XIX – н. ХXв. Сам. работа 3 34 Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.7
Раздел 6. Российская культура в советский период развития
6.1. Практические 3 4 Л1.1, Л2.4
Раздел 7. Русская культура конца XX в.
7.1. Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.4
7.2. Литература «серебряного века" Кино в 1917-1941 гᴦ.: рассказ о фильме Культура советской России: советская литература Сам. работа 3 15 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерная тематика устных тем для самостоятельной подготовки:
1. Русская литература XVIII – XIXвв.: рассказ о писателе/поэте
2. Живопись XVIII – XIXвв.: рассказ о художнике
3. Музыкальное творчество XVIII – XIXвв.: рассказ о композиторе
4. Литература «серебряного века»: рассказ о писателе/поэте
5. Кино в 1917-1941 гᴦ.: рассказ о фильме
6. Культура советской России: рассказ о творчестве советского писателя/поэта
7. Скульптура XX в.: рассказ о памятнике
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов по дисциплине
1. Характеристика одной из эпох: Древняя Русь, Образование Московского государства, Правление Ивана Грозного, Смутное время, Эпоха Петра I, Российская империя в 18-19 веке, Советское государство, Великая Отечественная война (1941 – 1945), Советское государство после войны, Российская Федерация.
2. Характеристика деятельности одного из российских правителей: Владимир Красно Солнышко, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр II, Николай I, Л.И. Ленин, И. В. Сталин, Н. С. Хрущев, Л. И. Брежнев.
3. Характеристика одного из направлений русского искусства.
4. Деловой этикет в России.
5. Традиции русского гостеприимства
6. Известные в мире стереотипы о русских и России
7. система обращений в русском языке
8. Характеристика творчества русского писателя/поэта (на выбор)
9. Характеристика творчества русского композитора (на выбор)
10. Характеристика творчества русского художника (на выбор)

Примерная тематика докладов по дисциплине
1. Иконопись в искусстве Древней Руси.
2. Литература Древней Руси. Летописи.
3. Былины и сказки как памятники русской культуры.
4. Пословицы и поговорки русского народа как памятник древней русской культуры.
5. Храмовое зодчество средневековой Руси
6. Истоки и традиции христианских праздников на Руси
7. Обряды, быт и традиции Древней Руси.
8. Архитектура Древней Руси.
9. Русский народный костюм
10. Культура дворянской усадьбы XVIII – XIXв.
11. Сословия России: традиции культуры.
12. Монументальная скульптура в России.
13. Мода XVIII – XIXв.
14. Европеизация и самобытность русской культуры в нач. XVIIIв.
15. Идеи просвещения в культуре России.
16. Отечественная война 1812г. в художественной культуре России.
17. Архитектура и скульптура XIXв.
18. Музыкальная культура России XIX – н. ХXв.
19. Советская культура в 1920 – 1930-е гг.
20. Культура в годы Великой Отечественной войны.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерная тематика для экзамена по дисциплине:
1. Устное народное творчество Древней Руси: сказка, былина, герои русских сказок.
2. Древнерусское зодчество.
3. Традиционная жизнь русской деревни: быт, традиции, обычаи
4. Крещение Руси как важное событие для русской культуры: храмовое зодчество.
5. Культурные преобразования первой половины XVIII в.: влияние европейских традиций на жизнь русского общества
6. Архитектура Санкт-Петербурга: особенности архитектуры эпохи Петра I-го
7. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны.
8. Система российского образования в 40-80-е гᴦ. XX в.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вишняков С.А. Культура Росии от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): учебное пособие ФЛИНТА // ЭБС "Лань", 2016 ЭБС "Лань": https://e.lanbook.com/book/84615
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева и др. ; под ред. Л. В. Кошман История русской культуры, : Учеб. пособ М. : Дрофа, , 2002
Л2.2 Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие.: Учебное пособие М.: Аспект Пресс // ЭБС "Лань", 2008
Л2.3 Соколов Ю.М. Русский фольклор: М.: МГУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 www.studentlibrary.ru
Л2.4 Токарева Н.Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие "Феникс+", 2004 ЭБС «Университетская библиотека online»
Л2.5 Аникин В.П. Устное народное творчество: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л2.6 Капица Ф.С. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник: ЭБС «Лань», 2009, 2009 e.lanbook.com
Л2.7 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие ФЛИНТА, 2013 ЭБС "Лань"
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры РФ www.givc.ru
Э2 Портал Культура России http://infoculture. rst.ru
Э3 Интернет-версия журнала «Наше наследие» nasledie-rus.ru
Э4 НИЦ Информкультура http://infoculture. rst.ru
Э5 Русское православие www.ortho-rus.ru
Э6 сайт электронного журнала «Мир истории: российский электронный журнал» www.historia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание дисциплины

Тема 1. Русская культура в истории и современной жизни.
Текущий контроль:
в течение семестра - реферат по выбранной теме (в соответствии с требованиями, сформулированными преподавателем); доклад должен получить положительную оценку (выше 4 баллов);
в течение семестра - доклад по выбранной теме и выступление с ним на занятии перед аудиторией; минимальная оценка за доклад – 7 баллов.
Итоговая аттестация: экзамен
Итоговая аттестация направлена на оценку сформированности следующих основных знаний, умений и навыков:
Знать: основные факты истории, культуры и литературы страны изучаемого языка (России);
Уметь: находить информацию лингвокультурологического характера; находить и использовать информацию о культуре, литературе, истории России;
Владеть: навыком лингвокультурологического анализа явлений русского языка.
Практическая часть итоговой аттестации заключается в самостоятельной подготовке студентами некоторых устных тем для ответа на экзамене: рассказ о писателе, о поэте, о художнике и т.п.
Теоретическая часть итоговой аттестации – устная проверка знания основной тематики курса.
На экзамене студент отвечает устно, в билете два вопроса: теоретический и вопрос для самостоятельной подготовки. Студенту разрешается пользоваться подготовленными конспектами и собственными записями; на подготовку дается 60 минут; максимум баллов за ответ – 50 (25 баллов – за каждый вопрос). Экзамен оценивается традиционно (по пятибалльной шкале).
Перевод баллов в оценку:

Требования к оформлению реферата:
Реферат – жанр научного стиля речи, поэтому выбор языковых средств должен соответствовать требованиям научного стиля речи.
В произведениях научного стиля речи принято выражать свое мнение с помощью авторского «мы» и безличных конструкций (рассмотрим, можно сделать вывод, следует отметить, необходимо отметить, нужно подчеркнуть, следует выделить, следует рассмотреть, как нам представляется, по нашему мнению и т.д.).
При изложении точки зрения какого-либо автора необходимо использовать языковые средства реферативного изложения.
Цель написания реферата как формы самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе – научиться:
1) самостоятельно находить научную литературу по теме;
2) работать с литературой;
3) анализировать проблему, факты, явления, систематизировать и обобщать данные, делать выводы;
4) аргументировано высказывать свои мысли;
5) оценивать теоретическое и практическое значение проблемы;
6) выстраивать логику изложения материала;
7) строить стилистически грамотное высказывание научного характера;
8) правильно оформлять научную работу (рисунки, таблицы, цитаты, ссылки, список использованной литературы).
Структура реферата
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Объем реферата: 7 – 10 страниц, печатный текст, Times New Roman, размер текста 14, поля – 2см., междустрочный интервал – 1,5; в конце реферата - «Список использованной литературы».

Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Это работа, требующая навыков работы с литературой. Магистрант должен не только выбрать тему доклада, но и суметь подобрать научную литературу, выбрать из нее наиболее существенное, переложить своими словами и изложить в определенной последовательности.
Доклад должен иметь научное обоснование, сопровождаться конкретными лингвистическими примерами, иметь иллюстративный материал.
Количество привлекаемой литературы для доклада – не меньше, чем в реферате. Объем доклада – 10 – 12 страниц, печатный текст, Times New Roman, размер текста 14, поля – 2см., междустрочный интервал – 1,5; в конце доклада обязателен «Список использованной литературы».
Необходимо, чтобы студент выступил с докладом на семинарском занятии.
Написание доклада является достаточно сложной работой и требует уже сформировавшихся умений и навыков работы с литературой, особой мыслительной деятельности, знаний правил оформления. Доклад требует плана, по которому он выполняется. План должен быть предпослан самому содержанию и отражать его. Кроме того, студент, приступая к составлению доклада, должен иметь конспекты литературных источников по изучаемой проблеме. При оценке доклада учитываются его содержание, форма, а также и культура речи докладчика.
Длительность доклада не должна превышать десяти-пятнадцати минут. Следует подбирать наиболее важные и интересные сведения. Важно: знать значения всех используемых терминов, уметь объяснять их аудитории; не бояться слушателей, информацию преподносить с уверенным видом; не торопиться: скорость речи – порядка 120 слов в минуту. Презентация к докладу облегчает восприятие информации слушателями. Визуальное сопровождение выступления может состоять из слайдов со схемами, графиками, диаграммами и другим иллюстративным материалом – видео, фото.

Критерии оценки реферата
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста:
новизна и самостоятельность в изучении проблемы,
умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;
самостоятельность оценок и суждений;
научный стиль текста.
Степень раскрытия сущности вопроса:
соответствие содержания теме и плану реферата;
полнота и глубина знаний по теме;
умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.

Оценка от 10 до 8 баллов ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка от 8 до 6 баллов – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.
Оценка от 6 до 4 баллов – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата, отсутствуют выводы.
Оценка ниже 4 баллов – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Критерии оценки докладов
№ п/п Оцениваемые параметры Оценка в баллах
1. Качество доклада:
- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;
- четко выстроен;
- рассказывается, но не объясняется суть работы;
- зачитывается.

2. Использование демонстрационного материала:
- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;
- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;
- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

3. Качество ответов на вопросы:
- отвечает на вопросы;
- не может ответить на большинство вопросов;
- не может четко ответить на вопросы.

4. Владение научным и специальным аппаратом:
- показано владение специальным аппаратом;
- использованы общенаучные и специальные термины;
- показано владение базовым аппаратом.

5. Четкость выводов:
- полностью характеризуют работу;
- нечетки;
- имеются, но не доказаны.

Итого:
максимум -16 баллов
минимум – 7 баллов