МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная лингвистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Титова М.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Прикладная лингвистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование общего представления о цели, задачах, методах и основных направлениях современной прикладной лингвистики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен анализировать, применять и обобщать современные принципы и методы исследования в области филологических и лингвистических исследований в поликультурном пространстве
ПК-1.1 Знает современные принципы и методы исследования в филологии
ПК-1.2 Умеет проводить критический анализ привлекаемых источников в процессе филологического исследования
ПК-1.3 Обобщает и систематизирует выводы, сделанные на основе привлекаемых источников в процессе филологического исследования
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
ПК-1.1: Знает современные принципы и методы исследования в филологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет проводить критический анализ привлекаемых источников в процессе филологического исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Обобщает и систематизирует выводы, сделанные на основе привлекаемых источников в процессе филологического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы соотношения теоретической и прикладной лингвистики
1.1. Введение: Прикладная лингвистика как направление современных лингвистических исследований (общая характеристика) Лекции 3 2 Л2.1, Л1.3
1.2. Прикладная лингвистика в системе современных языковедческих дисциплин Практические 3 2 Л1.3
1.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 12 Л1.3
Раздел 2. Компьютерная лингвистика
2.1. Терминоведение и терминография как направление прикладной лингвистики Практические 3 2 Л2.1
2.2. Терминоведение и терминография как направление прикладной лингвистики Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Проблемы авторизации текста и другие виды лингвистической экспертизы
3.1. Теория языкового/речевого воздействия. Теория и практика НЛП Практические 3 2 Л1.1
3.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 12 Л1.1
Раздел 4. Психолингвистика как прикладное использование лингвистики
4.1. Новые направления современной прикладной лингвистики Лекции 3 2 Л2.3
4.2. Политическая лингвистика Практические 3 2 Л2.3
4.3. Квантитативная лингвистика. Основные направления современной компьютерной лингвистики. Практические 3 2
4.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 14
Раздел 5. Лингвистические аспекты теории воздействия
5.1. Корпусная лингвистика: итоги и перспективы исследований Практические 3 2 Л2.2
5.2. Выполнение индивидуальных домашних заданий Сам. работа 3 14 Л2.2
Раздел 6. Методика преподавания языка
6.1. Лингвоэкология как новая область приложения лингвистических знаний Практические 3 2
6.2. Лингвистический мониторинг функционирования языка Практические 3 2 Л1.2
6.3. Выполнение индивидуальных домашних заданий Сам. работа 3 12 Л2.3
Раздел 7. Политическая лингвистика
7.1. Реферат Сам. работа 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Вопросы к зачету
1. Описательная, теоретическая и прикладная лингвистика: проблема соотношения.
2. Объект, предмет и задачи прикладной лингвистики.
3. Актуальность прикладных исследований в современной лингвистике.
4. Направления прикладных разработок в области языкознания.
5. История и современное состояние терминоведения как направления лингвистики.
6. Теоретическое терминоведение и его разделы.
7. Прикладное терминоведение: предмет, задачи, основные направления разработок.
8. Терминосистема как предмет терминоведения: основные понятия, основные направления работы с терминосистемами).
9. Терминография как направление терминоведения: общая характеристика.
10. Проблемы терминологии в современной лингвистике.
11. Современная теория языкового/речевого воздействия как междисциплинарная дисциплина: время формирования, истоки, причины.
12. Соотношение понятий «язык - речь» в контексте общей теории воздействия (воздействие языковое - речевое).
13. Механизмы языкового/речевого воздействия.
14. Результаты языкового/речевого воздействия.
15. Проблема разграничения терминов: риторика, манипулирование сознанием, пропаганда, языковая демагогия, брейнуошинг, нейро-лингвистическое программирование, суггестия, пиар.
16. Актуальность проблематики теории языкового/речевого воздействия. Сферы прикладного использования.
17. Предмет и задачи политической лингвистики.
18. Отличительные признаки политической коммуникации.
19. Методы исследования политической коммуникации в лингвистике.
20. Понятие квантитативной лингвистики: теоретический и прикладной аспекты.
21. Основные направления прикладного использования в квантитативной лингвистике.
22. Основные направления современной компьютерной лингвистики.
23. Корпусная лингвистика: итоги и перспективы исследований
24. Лингвоэкология как область приложения лингвистических знаний: объект, предмет, методы исследования.
25. Лингвистический мониторинг функционирования языка.
26. Нейролингвистическое программирование как психотерапевтическое приложение теории речевого воздействия.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Будаев Э.В. Зарубежная политическая лингвистика: учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2018, 2018 e.lanbook.com
Л1.3 Попова Л.В. Лингвистический термин: проблема качества (опыт составления комплексного словаря функциональной грамматики): монография М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голованова Е.И. Введение в когнитивное терминоведение: учеб. пособие: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012, 2011 e.lanbook.com
Л2.2 Грудева Е.В. Корпусная лингвистика: учеб. пособие: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
Л2.3 Чудинов А.В. Политическая лингвистика: учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com.
Э2 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Виды контроля:
Собеседование
Индивидуальное домашнее задание
Реферат

При проведении зачета по дисциплине критерии оценки ответов студента следующие:
«Зачтено» выставляется студенту, показавшему знание основного программного (учебного) материала, в минимальном объеме необходимого для дальнейшей работы по профессии, выполнившему задания, предусмотренные программой, знакомому с основной, рекомендованной литературой.
Как правило, «зачтено» выставляется студенту, допустившему незначительные погрешности в ответе на зачете и при выполнении практических заданий, но обладающему теоретическими знаниями для их устранения.
«Не зачтено» выставляется студенту, показавшему значительные пробелы в знаниях основного программного (учебного) материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, «не зачтено» выставляется студенту, который показал знания, не соответствующие профессиональным требованиям общетеоретических и практических компетенций.