Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф., завкаф.
1.1. | Цель курса - дать студентам представление о геолингвистике (лингвистической географии)как дисциплине, изучающей вопросы территориального размещения языков и языковых явлений (на земном шаре, на континентах, в рамках более мелких географических ареалов). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03 |
ОПК-2 | Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования; |
ОПК-2.1 | Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии |
ОПК-2.2 | Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве |
ОПК-2.3 | Использует современные методологические принципы и методические приемы при решении педагогических задач и ситуаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-2.1: Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-2.2: Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Формирование лингвистической географии как сложившегося направления обычно связывают с диалектологическими атласами немецкого и французского языков, создававшимися соответственно в конце 19 и в начале 20 в. | ||||||
Раздел 2. Основное понятие лингвистической географии – языковой ареал. Можно говорить о больших и малых ареалах. | ||||||
2.1. | Лекции | 3 | 4 | |||
Раздел 3. Лингвогеография как автономная область лингвистики, но и (в первую очередь) как компонент междисциплинарных лингвистических исследований. | ||||||
3.1. | Лекции | 3 | 2 | |||
Раздел 4. Лингвистическая типология | ||||||
4.1. | Практические | 3 | 22 | Л1.1, Л1.2 | ||
4.2. | Исследования в области лингвогеографии: цели, задачи, методы.... | Сам. работа | 3 | 89 | Л2.2, Л2.1 | |
4.3. | Экзамен | 3 | 27 | ОПК-2.2, ОПК-2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Виды оценочных работ: 1. Реферирование статей 2. Написание эссе на одну из предложенных тем 3. Презентация по теме "Лингвистическое описание региона" |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерная тематика рефератов 1. Классификация и типология языков 2. Проблема исчезновения языков 3. Сопоставление диалектных систем китайского и русского языков 4. Взаимоотношения языка и общества 5. Многоязычие и двуязычие 6. Язык как орудие и объект политики 7. Система обучения русскому языку как иностранному: уровневая структура владения языком 8. Официальные языки международных организаций 9. Место России и сопредельных государств в макро-культурной картине мира в контексте моделей развития. 10. Государственная политика по поддержке изучения иностранных языков и по распространению национального языка за рубежом |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Васильева Е. В. | Русская диалектология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Пожарицкая С. | Русская диалектология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Animedia Company, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лингвистика на рубеже веков: актуальные проблемы и новые подходы. В двух частях. Часть 1 (главы 1—2): Коллективная монография: монография | Волгоград: Изд-во ВГСПУ "Перемена", 2012 | ЭБС Лань: https://e.lanbook.com/reader/book/156902/#2 | |
Л2.2 | Михеева Л. Н. , Долинина И. В. , Здорикова Ю. Н. | Лингвокультурная ситуация в современной России : речевая культура студенчества: монография: монография | М.: ФЛИНТА, 2016 | ЭБС Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482229 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Лингвистическая география | www.krugosvet.ru | ||
Э2 | Геолингвистика | genhis.philol.msu.ru | ||
Э3 | Евролингвистика | genhis.philol.msu.ru | ||
Э4 | Интерлингвистика | genhis.philol.msu.ru | ||
Э5 | Изучение диалектов методами лингвистической географии | www.textologia.ru | ||
Э6 | Лингвистическая география | studfiles.net | ||
Э7 | Лингвистический атлас | www.krugosvet.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Критерии оценки реферата Критерий оценки Характеристика Примечание Соответствие содержания теме План реферата соответствует теме, содержание параграфов в полной мере раскрывает тему исследования Помимо актуального характера содержания реферата и соответствия теме, в данном критерии оценки учитывается также наличие творческого подхода к раскрытию темы Глубина проработки материала Оценка уровня проведенного исследования по критерию глубины, обстоятельности и характеру изложения материала В рамках данного критерия оценки определяется, был ли в реферате проведен обстоятельный анализ теоретического исследования по теме исследования, проблематика должна быть раскрыта глубоко и всесторонне, а материал изложен логично. Стиль изложения Текст должен соответствовать требованиям научного стиля Данный критерий предусматривает оценку умения использовать слова, выражения и клише научного стиля, характерные для реферирования текста Правильность использования литературы Оценка списка литературы, представленных в нем источников. В списке литературы должна быть в полном объеме представлена библиография по теме реферата. На источники в списке литературы должны быть даны корректные ссылки в тексте реферата. В рамках данного критерия проводится и оценка количества источников, для реферата достаточно 5-10 или более, если реферат объемный. Правильность оформления цитат Недопустимость использования прямого цитирования в тексте без указания на источник цитирования Реферат необходимо оформить правильно с точки зрения передачи текста других авторов Соответствие реферата методическим требованиям Реферат должен соответствовать предъявляемым к такому типу работ требованиям. Оформление реферата должно соответствовать всем требованиям, которые указаны в методических рекомендациях: шрифт, поля, отступы, оформление таблично-графического материала и список литературы. Требования к написанию эссе Эссе - это авторское произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Цель эссе - высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста. Эссе включает в себя следующие элементы: 1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению. 2. Основная часть. Включает в себя: - формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента; - доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции; - анализ контраргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны. 3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения. Оформление материалов эссе Объем эссе– до 2-3 страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль - 14, интервал – 1,5. Все поля по 20 мм. Вверху слева указывается фамилия, имя, отчество автора эссе. Далее через один интервал - название эссе жирным шрифтом. Затем через один пропущенный интервал располагается текст. При оценивании материалов преподаватель учитывает следующие элементы: 1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2. Раскрытие проблемы обязательно на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) на основе теоретических источников с корректным использованием научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе; 3. Аргументация своей позиции осуществляется с опорой на какие-либо признанные источники: статьи, электронные ресурсы, учебники и учебные пособия. Требования к составлению компьютерной презентации Презентация подготавливается в программе PowerPoint. Для презентации разрабатывается не более 10-12 слайдов: слайды должны схематично раскрывать содержание выбранной темы, включать минимальный объем поясняющего текста и в наглядной форме представлять основные положения работы. Состав и содержание слайдов презентации должны демонстрировать глубину проработки и понимания выбранной темы, а также навыки владения современными информационными технологиями. Основными принципами при составлении подобной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов). Для составления текста слайдов целесообразно в каждом разделе (главе, параграфе) работы выделить 2-3 проблемы и продумать порядок их наиболее наглядного – через таблицу, схему, график, маркированный список - представления. Следует избегать перенасыщения слайдов неструктурированным («сплошным») текстом. На слайде максимально допускается 8-10 текстовых строк. Желательно их структурировать: представить в виде маркированного списка, таблиц, блок-схем и др. Следует также избегать другой крайности: увлечения многообразием изобразительных возможностей. Дизайн слайда должен помогать такому представлению, а не становиться самоцелью. Шаблон оформления слайдов желательно подбирать в соответствии с темой работы и не перегружать дополнительными элементами художественного, но мало информативного характера. Эффективная подача презентации достигается за счет выполнения четырех общепринятых этапов: планирования, подготовки, практики и презентации. Планирование – определение основных моментов доклада на основе анализа аудитории. Подготовка – формулировка темы, подготовка структуры и времени показа презентации. Практика – просмотр презентации, репетиция и получение отзывов; пробуждение интереса у аудитории и приобретение уверенности в презентации. Презентация – абсолютное владение данной темой, максимальное привлечение внимания аудитории и донесение до нее важности сообщения. |