МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Российская государственная система тестирования по русскому языку как иностранному: лингвометодические основы создания и практика функционирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Позднякова Е.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Российская государственная система тестирования по русскому языку как иностранному: лингвометодические основы создания и практика функционирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - заложить у студентов основы знаний и умений в области контроля и лингводидактического тестирования в преподавании русского языка как иностранного на разных этапах обучения.
Задачи курса:
- познакомить студентов с целями и задачами курса, а также с историей и основными этапами тестирования и тестологии;
- сформировать у них представление о контроле как форме проверки достигнутого уровня владения языком;
- заложить основы практического создания типовых тестовых материалов по РКИ, аналогичные системным;
- привить навыки самостоятельной работы с научной, методической и учебной литературой по РКИ и тестологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-4.1. Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности.
УК-4.2. Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-4.3. Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи и функции контроля и учета результатов обучения в преподавании РКИ
1.1. Педагогические тесты и их классификация (понятие «педагогический тест»; краткая история развития теории и практики педагогических измерений) Лекции 2 6 Л2.1
1.2. Классификация тестов, тесты по РКИ как разновидность критериально-ориентированных измерительных материалов, их обучающая и контролирующая функции) Практические 2 4 УК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Место тестирования в преподавании РКИ
2.1. Практические 2 4 Л2.1
Раздел 3. Тесты как средство измерения учебных достижений и реальных возможностей иностранцев, изучающих русский язык
3.1. Цели и задачи разработки тестовых заданий; принципы отбора их содержания; классификация форм тестовых заданий; дистракторы и их выбор; типология ошибок в составлении предтестовых заданий Практические 2 6 УК-4.2, УК-4.3 Л2.1
Раздел 4. Виды тестовых заданий
4.1. Практические 2 6 Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Составление тестов по лексике и грамматике
5.1. Практические 2 2 УК-4.2, УК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Составление тестов по чтению и аудированию
6.1. Сам. работа 2 80 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задание на составление тестов (образец):
1. Составьте десять тестовых заданий на тему «Употребление одно- и разнонаправленных глаголов движения в русском языке». Разделите задания по уровням сложности: пороговый, стандартный, повышенный.
2. Составьте тест по чтению: подберите текст и придумайте 5 заданий к нему для проверки навыков чтения и перевода.
Примерная тематика устных опросов на занятии:
1. Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ) включает следующую систему тестов:
- ТЭУ - Тест по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень;
- ТБУ - Тест по русскому языку как иностранному. Базовый уровень;
- ТРКИ-1 - Тест по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень;
- ТРКИ-2 - Тест по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень;
- ТРКИ-3 - Тест по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень;
- ТРКИ-4 - Тест по русскому языку как иностранному. Четвёртый сертификационный уровень.
Опишите эти уровни по следующим критериям:
- для какой аудитории созданы эти тесты?
- на каком уровне должны владеть русским языком иностранцы, сдающие эти тесты?
- какие требования существуют для каждого из этих уровней?
- с какой целью иностранцы сдают эти тесты?
- какой уровень позволяет поступить в российский ВУЗ?
2. Как соотносится ТРКИ с системами, принятыми в других странах?
3. Тест по каждому уровню состоит из пяти компонентов (субтестов):
• Лексика. Грамматика,
• Чтение,
• Аудирование,
• Письмо,
• Говорение.
Опишите, как проводятся данные субтесты. Какие знания и навыки они оценивают? Как построены эти тесты?

Примерная тематика презентаций
1. Система государственных стандартов, типовых тестов, лексических минимумов как совокупность требований к уровню владения РКИ (общий и профессионально-ориентированный уровни владения; требования к уровню владения русским языком на соответствующих этапах обучения иностранцев в вузе; актуальные задачи в оценке качества знаний по русскому языку на разных этапах обучения иностранных граждан в России)
2. Основные направления совершенствования функционирования системы тестирования по РКИ в России и за рубежом (документы, регламентирующие деятельность подразделений системы тестирования по РКИ; Головной и региональные центры тестирования по РКИ; принципы организации работы регионального центра – на примере ЦТ РКИ ЮФУ)
3. Культура тестирования (психологические, этические, национальные и прочие аспекты тестирования; закрытые и открытые тесты; закрытый тест как единый и непредвзятый измеритель качества подготовки учащихся, обучающая функция тестов по РКИ)
4. Методика проведения тестирования по русскому языку как иностранному (особенности подготовки и проведения тестирования по всем субтестам – «чтению», «письму», «аудированию», «говорению», «лексике и грамматике»; тестор и его роль в организации процедуры лингводидактического тестирования для определения различных уровней владения; особенности участия тестора в прохождении субтеста «говорение»)
5. Использование технических средств в тестировании (компьютерные технологии в разработке тестовых заданий, оценке и улучшении их качества; автоматизация процесса тестирования; тестирование и Интернет)
6. Педагогические тесты и их классификация (понятие «педагогический тест»; краткая история развития теории и практики педагогических измерений)
7. Классификация тестов, тесты по РКИ как разновидность критериально-ориентированных измерительных материалов, их обучающая и контролирующая функции)
8. Разработка тестовых заданий (цели и задачи разработки тестовых заданий; принципы отбора их содержания; классификация форм тестовых заданий; дистракторы и их выбор; типология ошибок в составлении предтестовых заданий)
9. Конструирование теста (процедура составления лингводидактических тестов; определение количества заданий в тесте; длина теста и применение теории IRT для её оптимизации; выбор критериального балла; методы подсчета тестовых баллов; коррекция на угадывание; методы шкалирования и выравнивания результатов, формирование репрезентативной выборки
10. Статистические показатели качества теста (надежность педагогического теста и методы её оценки, способы увеличения надежности; содержательная и критериальная валидность теста; экспертиза и анализ качества тестовых заданий; параметры оценивания ошибок коммуникативно-значимого и коммуникативно-незначимого характера.
11. Система уровней общего владения русским языком и владения русским языком для специальных целей (понятие уровня владения языком; элементарный, базовый, 1–4 уровни владения русским языком, профессиональные модули; тестирование для получения гражданства РФ).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика презентаций
1. Система государственных стандартов, типовых тестов, лексических минимумов как совокупность требований к уровню владения РКИ (общий и профессионально-ориентированный уровни владения; требования к уровню владения русским языком на соответствующих этапах обучения иностранцев в вузе; актуальные задачи в оценке качества знаний по русскому языку на разных этапах обучения иностранных граждан в России)
2. Основные направления совершенствования функционирования системы тестирования по РКИ в России и за рубежом (документы, регламентирующие деятельность подразделений системы тестирования по РКИ; Головной и региональные центры тестирования по РКИ; принципы организации работы регионального центра – на примере ЦТ РКИ ЮФУ)
3. Культура тестирования (психологические, этические, национальные и прочие аспекты тестирования; закрытые и открытые тесты; закрытый тест как единый и непредвзятый измеритель качества подготовки учащихся, обучающая функция тестов по РКИ)
4. Методика проведения тестирования по русскому языку как иностранному (особенности подготовки и проведения тестирования по всем субтестам – «чтению», «письму», «аудированию», «говорению», «лексике и грамматике»; тестор и его роль в организации процедуры лингводидактического тестирования для определения различных уровней владения; особенности участия тестора в прохождении субтеста «говорение»)
5. Использование технических средств в тестировании (компьютерные технологии в разработке тестовых заданий, оценке и улучшении их качества; автоматизация процесса тестирования; тестирование и Интернет)

Примерная тематика эссе:
1. Педагогические тесты и их классификация (понятие «педагогический тест»; краткая история развития теории и практики педагогических измерений)
2. Классификация тестов, тесты по РКИ как разновидность критериально-ориентированных измерительных материалов, их обучающая и контролирующая функции)
3. Разработка тестовых заданий (цели и задачи разработки тестовых заданий; принципы отбора их содержания; классификация форм тестовых заданий; дистракторы и их выбор; типология ошибок в составлении предтестовых заданий)
4. Конструирование теста (процедура составления лингводидактических тестов; определение количества заданий в тесте; длина теста и применение теории IRT для её оптимизации; выбор критериального балла; методы подсчета тестовых баллов; коррекция на угадывание; методы шкалирования и выравнивания результатов, формирование репрезентативной выборки
5. Статистические показатели качества теста (надежность педагогического теста и методы её оценки, способы увеличения надежности; содержательная и критериальная валидность теста; экспертиза и анализ качества тестовых заданий; параметры оценивания ошибок коммуникативно-значимого и коммуникативно-незначимого характера.
6. Система уровней общего владения русским языком и владения русским языком для специальных целей (понятие уровня владения языком; элементарный, базовый, 1–4 уровни владения русским языком, профессиональные модули; тестирование для получения гражданства РФ)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Пример тестовых заданий на зачете:
1. Вы готовите сообщение об интересных событиях в культурной жизни России, поэтому Вам нужно найти соответствующую информацию. Прочитайте сообщения информационных и рекламных сайтов и выполните задания после текстов: выберите правильные варианты ответов.
Текст 1
В Москве открывается выставка концертных фотографий рок-музыкантов 1970-х годов. Посетители увидят работы фотографа Гисберта Ханекроота. Экспозиция «От АББЫ до ЗАППЫ. Рок-фотография 1970-х» представляет концертные снимки, сделанные в разное время. Кроме того, будут выставлены и двадцать уникальных снимков, выполненных в 70-е годы. Среди запечатленных Ханекроотом звезд - Мик Джаггер, Род Стюарт, Джон Леннон, Кит Ричардс, Дэвид Боуи, Боб Марли, Джо Кокер и Майлз Дэвис. Для фотографа важно было показать зрителям внутренний мир знаменитостей, а не их сценический образ. Посетить выставку можно в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Экспозиция будет открыта до 8 декабря.
(По материалам ИТАР-ТАСС)

1. На выставке будут представлены фотографии рок-музыкантов, сделанные ... .
А во время выступлений
Б во время отдыха
В во время репетиций

2. Известный фотограф хотел представить поклонникам рок-музыки ....
А сценический образ музыкантов
Б личности музыкантов
В портреты знаменитостей
Текст 2
В очередной раз в Москве проводится Международная ярмарка книг. На ярмарке представлены книги из разных стран мира. Ни для кого не секрет, что сегодняшний мир заполнили компьютеры. А как же быть книгам в этой ситуации? На ярмарке уже представлены различные образцы книг, некоторые из которых компьютеризированы. Речь идёт о планшетах, которые на сегодняшний день представляют собой альтернативу книге. На ярмарке можно увидеть самые разные книги, на которые просто нельзя не обратить внимания. Организаторы пытаются привлечь читателей не только содержанием книг, но и обложкой, иллюстрациями, великолепным дизайном и, конечно, рекламой. Здесь также найдётся книга не только для читателя-любителя, но и для страстного коллекционера. Частые посетители ярмарки – родители с детьми. Самое же интересное на выставке – это встречи с авторами книг, художниками-иллюстраторами, издателями.
(По материалам газеты «МК»)
1. Ярмарка привлекает внимание читателя....
А электронными книгами для специалистов
Б редкими книгами для дизайнеров
В интересными книгами с оригинальным иллюстрациями

2. На книжной ярмарке пройдут встречи ... .
А с коллекционерами и любителями книг
Б с авторами и издателями
В с детьми и их родителями

2. Прочитайте текст и выполните задания: выберите правильный вариант ответа.
Текст 3
Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве недалеко от Красной площади, в начале Тверского бульвара. На памятнике написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь, уносит их в мир мечтаний. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежали кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.
Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и всегда доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства ...
Снегопад, холодные дни и вьюги часто не позволяли старику выходить на Тверской бульвар для игры на скрипке. В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населенной, вероятно, одними поющими птицами. Старик играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте холодной комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, катастрофически мало для его одиночества.
(По А. Платонову)

1. Памятник Пушкину в Москве находится ....
А у Никитских ворот
Б на Тверском бульваре
В на Красной площади
2. Старик играл для ... .
А музыкантов
Б прохожих
В себя

3. Люди на бульваре слушали музыку и ... .
А молчали
Б разговаривали
В танцевали
4. Музыка, которую играл старик,... .
А была не интересна слушателям
Б звучала весело и громко
В давала надежду на счастье
5. Музыкант играл по вечерам, потому что ... .
А в тишине сумерек музыка звучит возвышенно
Б вечером можно играть любую музыку
В это было его работа
6. Старик приходил на бульвар, так как ... .
А ему нужны были деньги
Б он хотел радовать людей
В в его доме было холодно
7. Люди слушали музыку и хотели ...
А дать ему яблоки и хлеб
Б подарить ему цветы
В дать ему немного денег
8. Старик оставался дома, когда ... .
А на бульваре никого не было
Б было очень холодно и ветрено
В у его окна пели птицы
9. Главный герой рассказа думает, что ... .
А музыка нужна людям
Б не все люди понимают музыку
В музыка приносит деньги
10. По мнению автора текста, ... .
А искусство не может изменить людей
Б поведение старика бессмысленно
В бескорыстные поступки делают людей лучше

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рогачева Е.Н., Фролова О.А. Русский как иностранный. Тесты и контрольные работы: Базовый уровень владения языком: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2018 e.lanbook.com
Л1.2 Калистратова А.В., Макарова И.В., Павлюкова Ю.В., Сырова Н.С., Тесты по русскому языку как иностранному. Уровень А1. Вариант 1: Учебно-методическое пособие Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018 В свободном доступе. Университет Лобачевского Фундаментальная библиотека: http://www.lib.unn.ru/students/src/TR%20A1%20v1.pdf
Л1.3 под общ. ред. Н.А. Боровиковой Тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2018 e.lanbook.com
Л1.4 Рогачева Е.Н. Русский как иностранный. Контрольные работы и тесты: Элементарный и базовый уровень владения языком: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как: М.: Рус. яз. Курсы, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.Виноградова. www.slovari.ru
Э2 Культура письменной речи www.gramma.ru
Э3 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э4 Тестирование РКИ gct.msu.ru
Э5 Основы лингводидактического тестирования по рки с помощью компьютерных технологий (в условиях китайского языкового вуза) disus.ru
Э6 Положение "О государственной системе тестирования иностранных граждан" www.isuct.ru
Э7 Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс "Русский язык как иностранный" [Электронный ресурс] web-local.rudn.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014)(http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формы контроля:
1 Написание эссе на одну из предложенных тем
2 Презентация на выбранную тему
3 Контрольная работа
4 Составление тестов
5 Посещение лекций и семинарско-практических
занятий
6 Активность на семинарско-практических занятиях

На семинарских занятиях используются следующие виды работ:
- анализ существующих в методике преподавания РКИ видов лингводидактических тестов;
- демонстрация и обсуждение основных приемов методики тестирования ТРКИ в соответствии с заданным уровнем и профилем обучения;
- подбор материала для создания заданий тестового типа с учетом этапа и профиля обучения.
Дальнейшее формирование профессиональной компетенции проходят в рамках педагогической практики, предусмотренной программой специализации.

Критерии оценки доклада и презентации
№ Критерии Оценка
1 Структура
– количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов)
– наличие титульного слайда и слайда с выводами
2 Наглядность
– иллюстрации хорошего качества, с четким изображением, текст легко читается
– используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)
3 Дизайн и настройка
– оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания, для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления
4 Содержание
– презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы)
– содержит полную, понятную информацию по теме работы
– орфографическая и пунктуационная грамотность
5 Требования к выступлению
– выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал
– выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории
– выступающий точно укладывается в рамки регламента (7 минут)

Требования к мультимедийному сопровождению:
1. Доклад является устной формой презентации материала!
2. Презентация должна содержать не более 10 слайдов.
3. При оформлении слайдов следует учитывать основные эргономические требования (цвет фона, цвет и размер шрифта, др.).
4. Информация представляется на слайдах в сжатом виде: ключевые слова, термины, даты, иллюстрации, схемы и т.д. Текст слайдов не должен дублировать текст выступления, это средство обеспечения наглядности.