Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Цель курса – характеристика языковой ситуации в трансграничном регионе, языковых изменений в 20-21 вв. и тенденций на фоне социальных и культурных изменений. Задачи: Рассмотрение положения русского языка в трансграничном регионе и в граничащих с ним странах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-1 | Способен анализировать, применять и обобщать современные принципы и методы исследования в области филологических и лингвистических исследований в поликультурном пространстве |
ПК-1.1 | Знает современные принципы и методы исследования в филологии |
ПК-1.2 | Умеет проводить критический анализ привлекаемых источников в процессе филологического исследования |
ПК-1.3 | Обобщает и систематизирует выводы, сделанные на основе привлекаемых источников в процессе филологического исследования |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1: Знает современные принципы и методы исследования в филологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели. ПК-1.2: Умеет проводить критический анализ привлекаемых источников в процессе филологического исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3: Обобщает и систематизирует выводы, сделанные на основе привлекаемых источников в процессе филологического исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие языковой ситуации | ||||||
1.1. | Лекции | 1 | 4 | |||
Раздел 2. Соотношение литературного языка и диалектов (говоров) | ||||||
2.1. | Практические | 1 | 4 | Л2.3 | ||
Раздел 3. Положение русского языка на рубеже 20-21 вв. | ||||||
3.1. | Практические | 1 | 4 | ПК-1.1 | Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 4. Неизбежность изменений в языке в новых общественных условиях | ||||||
4.1. | Практические | 1 | 4 | |||
4.2. | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-1.3 | Л2.1 | |
Раздел 5. Состояние русского языка на современном этапе | ||||||
5.1. | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л2.2 | ||
5.2. | Сам. работа | 1 | 30 | ПК-1.1, ПК-1.2 | ||
Раздел 6. Процессы стабилизации положения русского языка Место русского языка за рубежом: наше время | ||||||
6.1. | Сам. работа | 1 | 38 | УК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Виды оценочных работ: 1 Подготовка реферата Темы рефератов: 1. Языки меньшинств. 2. Социолингвистические результаты миграционных процессов 3. Соотношение этнических и языковых границ. 4. Способы нейтрализации языковых конфликтов. 5. Языки в контексте процессов глобализации |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Примерная тематика курса (для письменных заданий на зачете): 1. Общество. Этнос. Язык. Культура 2. Международные языки. Региональные языки 3. Русский язык в РФ и за рубежом 4. Языковая политика в РФ. Федеральные законы о языке/языках 5. Языки меньшинств 6. Социолингвистические результаты миграционных процессов 7. Соотношение этнических и языковых границ 8. Языки в контексте процессов глобализации 9. Языковая ситуация в системе образования. 10. Картина мира и язык. 11. Взаимоотношение языка и культуры 12. Лексическая единица и концепт |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Грецкая Е.С. | Страноведение России: учебное пособие: учебное пособие | Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского, 2018 | ЭБС Лань: https://e.lanbook.com/book/122411?category=10997 |
Л1.2 | Радбиль Т.Б. | Основы изучения языкового менталитета: | Издательство "ФЛИНТА", 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Токарева Н.Д. | Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие | "Феникс+", 2004 | ЭБС «Университетская библиотека online» |
Л2.2 | Темиргазина З.К. | Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике : учебное пособие: учебное пособие | М.: ФЛИНТА, 2020 | Университетская библиотека онлайн: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482455 |
Л2.3 | Васильева Е. В. | Русская диалектология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Этноперекрестки и трансграничье: коллективная монография по материалам XI Конгресса антропологов и этнологов России, 2-5 июля 2015г. [Электронный ресурс]/ под ред. В.В. Карлова, Е.А. Окладниковой. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016г. | books.google.ru | ||
Э2 | Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. | studfiles.net | ||
Э3 | Функционирование русского языка: основные тенденции и их причины | cyberleninka.ru | ||
Э4 | О положении русского языка в Монголии и об интерферентных ошибках, допускаемых студентами-монголами [Электронный ресурс]/ Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, No.3, С.138-143 © Эрдэнэмаам С., 2014 | vestnik.nspu.ru | ||
Э5 | Монхцэцэг Буян-Эрдэне Русский язык в Монголии угасает при отсутствии политических усилий | regnum.ru | ||
Э6 | Русский язык в современном Китае: сб. науч.-метод. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Хайлар, КНР, Институт русского языка и культуры Хулуньбуирского института, 2–5 октября 2015г.) [Электронный ресурс] / Забайкал. гос. ун-т; Хулуньбуирский ин-т (г. Хайлар, КНР). – Чита : ЗабГУ, 2015 | ropryal.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Дисциплина заканчивается зачетом. Для получения зачета в течение семестра необходимо: подготовить рефераты на предложенные темы, выполнить контрольную работу. На зачете студенты пишут небольшое письменное сообщение по тематике курса. |