МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Языковая ситуация трансграничья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Языковая ситуация трансграничья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – характеристика языковой ситуации в трансграничном регионе, языковых изменений в 20-21 вв. и тенденций на фоне социальных и культурных изменений.

Задачи:
Рассмотрение положения русского языка в трансграничном регионе и в граничащих с ним странах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен анализировать, применять и обобщать современные принципы и методы исследования в области филологических и лингвистических исследований в поликультурном пространстве
ПК-1.1 Знает современные принципы и методы исследования в филологии
ПК-1.2 Умеет проводить критический анализ привлекаемых источников в процессе филологического исследования
ПК-1.3 Обобщает и систематизирует выводы, сделанные на основе привлекаемых источников в процессе филологического исследования
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает современные принципы и методы исследования в филологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
ПК-1.2: Умеет проводить критический анализ привлекаемых источников в процессе филологического исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Обобщает и систематизирует выводы, сделанные на основе привлекаемых источников в процессе филологического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие языковой ситуации
1.1. Лекции 1 4
Раздел 2. Соотношение литературного языка и диалектов (говоров)
2.1. Практические 1 4 Л2.3
Раздел 3. Положение русского языка на рубеже 20-21 вв.
3.1. Практические 1 4 ПК-1.1 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Неизбежность изменений в языке в новых общественных условиях
4.1. Практические 1 4
4.2. Сам. работа 1 20 ПК-1.3 Л2.1
Раздел 5. Состояние русского языка на современном этапе
5.1. Практические 1 4 Л1.1, Л2.2
5.2. Сам. работа 1 30 ПК-1.1, ПК-1.2
Раздел 6. Процессы стабилизации положения русского языка Место русского языка за рубежом: наше время
6.1. Сам. работа 1 38 УК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Виды оценочных работ:
1 Подготовка реферата
Темы рефератов:
1. Языки меньшинств.
2. Социолингвистические результаты миграционных процессов
3. Соотношение этнических и языковых границ.
4. Способы нейтрализации языковых конфликтов.
5. Языки в контексте процессов глобализации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерная тематика курса (для письменных заданий на зачете):
1. Общество. Этнос. Язык. Культура
2. Международные языки. Региональные языки
3. Русский язык в РФ и за рубежом
4. Языковая политика в РФ. Федеральные законы о языке/языках
5. Языки меньшинств
6. Социолингвистические результаты миграционных процессов
7. Соотношение этнических и языковых границ
8. Языки в контексте процессов глобализации
9. Языковая ситуация в системе образования.
10. Картина мира и язык.
11. Взаимоотношение языка и культуры
12. Лексическая единица и концепт

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грецкая Е.С. Страноведение России: учебное пособие: учебное пособие Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского, 2018 ЭБС Лань: https://e.lanbook.com/book/122411?category=10997
Л1.2 Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Токарева Н.Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие "Феникс+", 2004 ЭБС «Университетская библиотека online»
Л2.2 Темиргазина З.К. Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике : учебное пособие: учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2020 Университетская библиотека онлайн: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482455
Л2.3 Васильева Е. В. Русская диалектология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Этноперекрестки и трансграничье: коллективная монография по материалам XI Конгресса антропологов и этнологов России, 2-5 июля 2015г. [Электронный ресурс]/ под ред. В.В. Карлова, Е.А. Окладниковой. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016г. books.google.ru
Э2 Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. studfiles.net
Э3 Функционирование русского языка: основные тенденции и их причины cyberleninka.ru
Э4 О положении русского языка в Монголии и об интерферентных ошибках, допускаемых студентами-монголами [Электронный ресурс]/ Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, No.3, С.138-143 © Эрдэнэмаам С., 2014 vestnik.nspu.ru
Э5 Монхцэцэг Буян-Эрдэне Русский язык в Монголии угасает при отсутствии политических усилий regnum.ru
Э6 Русский язык в современном Китае: сб. науч.-метод. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Хайлар, КНР, Институт русского языка и культуры Хулуньбуирского института, 2–5 октября 2015г.) [Электронный ресурс] / Забайкал. гос. ун-т; Хулуньбуирский ин-т (г. Хайлар, КНР). – Чита : ЗабГУ, 2015 ropryal.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина заканчивается зачетом.
Для получения зачета в течение семестра необходимо: подготовить рефераты на предложенные темы, выполнить контрольную работу.
На зачете студенты пишут небольшое письменное сообщение по тематике курса.