МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловой и дипломатический этикет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Деловой и дипломатический этикет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины
Дипломатический этикет являются:
- знакомство с основными видами и типами современной дипломатии, спецификой языкового наполнения этикета в дипломатической практике России;
- выработка у студентов умений и навыков эффективного дипломатического взаимодействия, определяющих высокий уровень вербальной коммуникативной компетентности в сферах международной коммуникации;
- ознакомление студентов с методами и приемами дипломатии и дипломатического этикета России, многообразием методов и приемов языкового выражения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;
ОПК-1.1 Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации
ОПК-1.2 Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке
ОПК-1.3 Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы при решении педагогических задач и ситуаций
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональная дипломатия
1.1. Определение дипломатии. Эволюция дипломатических методов. Лекции 2 4 УК-5.3 Л1.1, Л1.3
1.2. Новое в современной дипломатии. Информация – важнейшая функция дипломатии. Практические 2 4 Л1.1
1.3. Новое в современной дипломатии. Информация – важнейшая функция дипломатии. Сам. работа 2 18 Л1.1
Раздел 2. Дипломатический протокол в России
2.1. Дипломатические беседы, их организация и проведение. Практические 2 4 Л1.1
2.2. Дипломатические документы и дипломатический язык. Сам. работа 2 22 ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы дипломатического этикета
3.1. Правила дипломатического этикета. Визиты государственных деятелей, дипломатический прием, работа с переводчиком, переговоры. Практические 2 6 Л1.4
3.2. Эволюция языка дипломатического этикета. Дипломатия и культура. Сам. работа 2 23 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-5.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Текущий контроль:
в ходе семинарских занятий, наряду с проверкой знаний студентов в объеме лекционного курса, моделируются различные ситуации, требующие конкретного практического применения отдельных правил и норм дипломатического протокола:
 Составление программы пребывания главы иностранного государства и ее протокольное обеспечение.
 Подготовка официального приема в честь высокого иностранного гостя с использованием всех образцов протокольной техники, в том числе приглашения с указанием формы одежды.
 Организация дипломатического обеда в Посольстве с учетом протокольного старшинства гостей и использованием различных способов рассадки.
 Протокольный визит дипломата своему иностранному коллеге.
 Визитная карточка дипломата и ее протокольные возможности.
 Протокольное реагирование на какие-либо события в жизни страны (подготовка поздравления, соболезнования с использованием соответствующих форм вежливости, национальные праздники и т.д.).
 Протокол подписания совместных документов по итогам визита на высшем уровне.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика письменных работ/тематика вопросов на экзамене
1. Дипломатический протокол и профессия дипломата.
2. Этикет: истоки и принципы.
3. История формирования норм и правил дипломатического протокола.
4. Протокол и дипломатическая служба.
5. Дипломатическая иерархия и протокольное старшинство.
6. Международная вежливость и протокол государственной символики.
7. Протокол и основные задачи дипломатического представительства.
8. Дипломатический протокол как средство реализации основополагающих принципов международного права.
9. история кодификации протокольных норм и роль прецедента.
10. Современная организация протокольной службы в Российской Федерации.
11. Венская конвенция о дипломатических сношениях как основа единообразного применения норм протокола.
12. Порядок аккредитации глав дипломатических представительств и критерии их протокольного старшинства.
13. Международно-правовой статус дипломатического корпуса и нормы протокола.
14. Различия в объеме привилегий и иммунитетов дипломатических и консульских представительств, а также их персонала.
15. Протокол приема высоких иностранных гостей – отражение норм международной вежливости, обычаев и традиций.
16. Визиты на высшем и высоком уровне и их протокольное обеспечение.
17. Российская протокольная практика приема глав иностранных государств.
18. Особенности зарубежной практики приема высоких иностранных гостей (одно-два государства по выбору)
19. Правила дипломатического протокола, этикета и их роль в установлении деловых контактов.
20. Протокольные требования к дипломатической переписке и ее языку.
21. Установление (разрыв) дипломатических отношений и протокольная процедура.
22. Визитная карточка дипломата и ее протокольные возможности.
23. Виды дипломатических приемов, их протокольные особенности и принципы рассадки гостей.
24. Имидж дипломата и общепринятые правила поведения.
25. Российский дипломатический протокол: исторические традиции и современные тенденции.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма текущего контроля – контрольные срезы по отдельным темам курса, а также оценка подготовленных самостоятельно рефератов.
Контрольный срез №1 по темам:
Этикет и профессия дипломата.
Дипломатический протокол и церемониал.
Протокол и этикет государственной символики.


1. Определение понятий.
1.1. Этикет
1.2. Дипломатический протокол
1.3. Церемониал
1.4. Международная вежливость
2. Источники норм.
2.1. Этикета
2.2. Протокола
3. Протокольное старшинство и право преимущества.
3.1. Понятие протокольного старшинства.
3.2. Виды почетного места.
3.3. Критерии протокольного старшинства.
4. Протокол государственной символики.
4.1. Правовая основа государственной символики РФ.
4.2. Международный протокол государственного флага.

Контрольный срез №2 по темам:
Культура делового общения.
Этика поведения и имидж дипломата.
Протокол и правила гостеприимства.

1. Протокол деловых контактов.
1.1. Порядок представлений и знакомств.
1.2. Первое впечатление и его роль в деловых контактах.
1.3. Основные слагаемые нормы делового общения (перечислить и раскрыть).
1.4. Протокольные возможности визитной карточки.
2. Этика служебных взаимоотношений.
2.1. Международные отношения и репутация.
2.2. Дипломатический этикет, профессионализм и карьера.
2.3. Протокольные требования к участникам официальных мероприятий.
3. Дипломатические приемы.
3.1. Виды приемов и их характеристика.
3.2. Приглашение и ответ на приглашение.
3.3. Рассадка и её принципы.

Контрольный срез №3 по темам:
Дипломатический протокол и становление дипломатической процедуры.
Веская конвенция 1961 г. – основа единообразного применения протокольных норм и стандартов.
Международная вежливость. Церемонии и протокольные почести.

1. Венская конвенция. Терминология и основные понятия.
1.1. Персонал дипломатических представительства.
1.2. Дипломатический агент.
1.3. Классы глав дипломатических представительств.
1.4. Дипкорпус.
1.5. Дуайен.
1.6. Иммунитеты.
1.7. Привилегии.
2. Порядок аккредитации главы дипломатических представительств.
2.1. Агреман и порядок запроса.
2.2. Критерии протокольного старшинства.
2.3. Церемониал вручения верительных грамот (основные элементы).
3. Протокол приема высоких гостей.
3.1. Виды визитов на высшем уровне и их характеристика.
3.2. Протокол и церемония государственного визита.
3.3. Протокольные подарки их история..
4. Порядок протокольного реагирования на важные события в жизни зарубежного государства.
Для самостоятельной работы студентов предлагается тематика рефератов по наиболее важным разделам курса, имеющим, прежде всего прикладное значение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова Дипломатическая служба : учеб. пособие для вузов / МГИМО (Ун-т) МИД России : Пособие М. : Аспект Пресс, 2014
Л1.2 Бадалова Е.В. Теория дипломатии: Учебно-методическое пособие Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017 ЭБС Лань: https://e.lanbook.com/reader/book/154849/#2
Л1.3 Национальный этикет : учебное пособие / авт.-сост. Г. И. Малявина, В. В. Василенко, Л. Ф. Земцева: учебное пособие Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015 ЭБС Университетская библиотека онлайн: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458086
Л1.4 Буслаева Л.М. Международное право : учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2016 ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112082
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Капкан М.В., Лихачева Л.С. Деловой этикет. Учебное пособие [Электронный ресурс] - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017 elar.urfu.ru
Э2 Кузнецов Н.И. Деловое общение. Учебное пособие для студентов ВУЗов [Электронный ресурс ] - Москва, 2015 www.google.ru
Э3 Грибова Н.А. Искусство делового этикета. Учебное пособие [Электронный ресурс]. - М.: Мир науки, 2015. izd-mn.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ДЛЯ УСТНОГО ИЛИ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА НА ЗАЧЕТЕ
1. Полнота и правильность ответа
2. Степень осознанности и понимания изученного материала
3. Языковое оформление ответа
Шкала оценивания: Показатели:
«зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «удовлетворительно» и выше
«не зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «неудовлетворительно»


Критерии выполнения письменных заданий
4-балльная шкала
(уровень освоения)
Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень)
1. Полнота выполнения практического задания;
2. Своевременность выполнения задания;
3. Последовательность и рациональность выполнения задания;
4. Самостоятельность решения;
5. и т.д. Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
(базовый уровень)
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
Студентом задание не решено.