Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 84 | 84 | 84 | 84 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Региональная лингвокультурология являются: • формирование и поддержание уважительного отношения к русскому языку как одной из составляющих культуры русского народа, осознание его выразительных возможностей и культурного потенциала; • задачи курса — рассмотреть возникновение и развитие соотношения языка и культуры, определить объект, предмет и основные понятия лингвокультурологии, описать ее разновидности, главное место из которых в данном курсе занимает региональная модель; • познакомить студентов с комплексом лингвокультурологических проблем в их связи с мировидением региональной личности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-1 | Способен анализировать, применять и обобщать современные принципы и методы исследования в области филологических и лингвистических исследований в поликультурном пространстве |
ПК-1.1 | Знает современные принципы и методы исследования в филологии |
ПК-1.2 | Умеет проводить критический анализ привлекаемых источников в процессе филологического исследования |
ПК-1.3 | Обобщает и систематизирует выводы, сделанные на основе привлекаемых источников в процессе филологического исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1: Знает современные принципы и методы исследования в филологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2: Умеет проводить критический анализ привлекаемых источников в процессе филологического исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3: Обобщает и систематизирует выводы, сделанные на основе привлекаемых источников в процессе филологического исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория «локальных цивилизаций» и региональная лингвокультурология | ||||||
1.1. | Существование культуры в виде местных разновидностей. | Лекции | 2 | 2 | Л2.4, Л2.2, Л2.7, Л2.1, Л2.6, Л1.1 | |
1.2. | Регион и ареал: общее и различительное. Регион и культура: история и современность, статика и динамика. Регион и единица административного деления. Проблема границы языковой региональной системы Алтая. | Практические | 2 | 4 | Л2.7, Л2.8, Л2.3, Л1.1 | |
1.3. | Регион и ареал: общее и различительное. Регион и культура: история и современность, статика и динамика. Регион и единица административного деления. Проблема границы языковой региональной системы Алтая. | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-1.3 | Л2.1, Л2.5 |
Раздел 2. Алтайский край: история образования региона | ||||||
2.1. | Алтайский край: история образования региона | Лекции | 2 | 2 | Л2.2, Л2.5 | |
2.2. | Географические, климатические и исторические особенности Алтайского региона | Практические | 2 | 4 | Л2.4, Л2.1, Л2.6, Л2.3 | |
2.3. | Алтайский край: история образования региона. История города Барнаула | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-1.2 | Л2.1, Л2.8 |
Раздел 3. Алтайский край: культура и знаменитые люди Алтая | ||||||
3.1. | Алтайский край: культура и знаменитые люди Алтая | Практические | 2 | 6 | Л2.4, Л2.7, Л2.3 | |
3.2. | Чтение и перевод, подготовка устных и письменных ответов | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-1.1 | Л2.5, Л2.6 |
Раздел 4. Алтайский край: диалекты и культура русской деревни | ||||||
4.1. | Алтайский край: диалекты и культура русской деревни | Практические | 2 | 6 | Л2.4, Л2.2, Л2.5 | |
4.2. | Чтение и перевод, подготовка устных и письменных ответов | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1.1 | Л2.7, Л2.8, Л2.6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к зачету Примерные вопросы для контроля: 1. XX в.: предельные метаморфозы культуры. 2. Интегрирующий и дифференцирующий потенциал цивилизационной регуляции. 3. Язык и культура: взаимовлияние. 4. Язык как средство «аккумуляции знаний культуры». 5. О проблемах лингвокультурологии как самостоятельного направления в науке о языке (Воркачев С.Г., Ольшанский И.Г.). 6. Лингвофилософские основания выделения лингвокультурологии в самостоятельную дисциплину. 7. Лингвокультурологический фактор в современной системе образования. 8. Теория «локальных цивилизаций» и региональная лингвокультурология. 9. Человек в глобальной современной цивилизации. 10. Современная лингвистическая парадигма человека. 11. Региональные типы языковой личности 12. Ценностно-смысловая природа региональной личности. 13. Соотношение литературного и диалектного языка. 14. Диалектное сознание 15. Система диалектов русского языка: динамика и устойчивость 16. Парадигма пространства в современной науке. 17. Пространства Макро- и Микромира в диалектном сознании. 18. Центрирование регионального лингвокультурного пространства. 19. Языковое пространство города. 20. Языковое пространство села. 21. Специфика истории заселения Алтая. 22. Статус лексического комплекса Алтая, его роль в репрезентации русской региональной культуры. 23. Этнографические особенности Алтайского региона. 24. Русские старожилы Сибири (этнолингвистический экскурс). 25. Русский космизм и современное альтернативное движение в поиске новой цивилизационной модели. 26. Материальное и духовное - две стороны бытия региональной личности 27. Человек в региональном лингвокультурном пространстве. 28. Цивилизационный синтез: миф, религия, мистика - в диалектном сознании 29. Религиозно-мифологическое сознание жителей Алтая. Православие и русская региональная культура. 30. Бог, Ангел, Душа, Жизнь и смерть в языковом сознании региональной личности Алтая. 31. Топонимическая картина мира: отражение мифологического сознания. 32. Топонимы как реалии языка и культуры. 33. Место ономастической лексики в формировании и экспликации региональной культуры. 34. Названия сел Алтая – хранители историко-культурного прошлого. 35. Влияние переселенческого движения на формирование ойконимической системы Алтая. 36. Взаимовлияние культур в топонимической системе Алтая. 37. Отражение истории и культуры города в названиях улиц. 38. Книга «Названия улиц города Барнаула» – энциклопедия топонимической жизни города: 1.Урбонимы Барнаула, отражающие историю города 2.Урбонимы Барнаула, отражающие культуру города 3.Урбонимы Барнаула, отражающие специфику географического положения города |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дорофеев М.В. | Регионоведение : учебное пособие: учебное пособие | Новокузнецк : НФИ КемГУ, 2015 | Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169580 (дата обращения: 21.09.2021) |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дмитриева Л.М. | Региональная лингвоментальность: сохранение духовности// Ars interpretationis. Сборник статей/ Под ред. О.Г. Левашовой: статья | Ars interpretationis. Сборник статей/ Под ред. О.Г. Левашовой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010 | |
Л2.2 | Л.М. Дмитриева | Онтологическое и ментальное бытие топонимической системы (на материале русской топонимии Алтая) : | Барнаул, 2002 | |
Л2.3 | Березович Е.Л. | Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: | Екатеринбург, 2000 | |
Л2.4 | И.А. Воробьева | Топонимика Западной Сибири: учебное пособие | Томск, 1977 | |
Л2.5 | Дмитриева Л.М. | Языковая региональная система как объект полевых исследований// Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. Выпуск 2.: статья | олевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. Выпуск 2. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006 | |
Л2.6 | Боженко С.А., Скубневский В.А., Степанская Т.М., | Названия улиц города Барнаула: историко-лингвистическое описание : словарь | Барнаул. Изд-во Алт. ун-та, 2004 | |
Л2.7 | Отв. ред. Дмитриева Л.М. | Названия улиц города Барнаула: историко-лингвистическое описание: | Барнаул, 2004 | |
Л2.8 | Дмитриева Л.М. | Региональная лингвокультурология: некоторые аспекты иссл. языка и культуры Алтая// Этнография Алтая и сопредельных территорий: статья | Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Основные формы и типы культуры. Место и функции культуры в обществе | www.abc-people.com | ||
Э2 | Культура: формы культуры. Русская культура. Современная культура. | fb.ru | ||
Э3 | Языковая личность. Типы речевой культуры | studopedia.ru | ||
Э4 | Региональная топонимическая личность :На материале русской топонимии Алтая | www.dissercat.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014)(http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
При проведении зачета по дисциплине критерии оценки ответов студента следующие: «Зачтено» выставляется студенту, показавшему знание основного программного (учебного) материала, в минимальном объеме необходимого для дальнейшей работы по профессии, выполнившему задания, предусмотренные программой, знакомому с основной, рекомендованной литературой. Как правило, «зачтено» выставляется студенту, допустившему незначительные погрешности в ответе на зачете и при выполнении практических заданий, но обладающему теоретическими знаниями для их устранения. «Не зачтено» выставляется студенту, показавшему значительные пробелы в знаниях основного программного (учебного) материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, «не зачтено» выставляется студенту, который показал знания, не соответствующие профессиональным требованиям общетеоретических и практических компетенций. Критерии оценки устного ответа на зачете: Оценка «5» ставится, если: 1) обучающийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий, последовательно описывает события, явления, дает им характеристику, может проследить причинно – следственную связь между историческими событиями; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно изученные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если: обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если: обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал (события, явления и т.п.) неполно и допускает неточности в определении понятий, с трудом прослеживает причинно – следственные связи между событиями |