МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания историко-культурных дисциплин для иностранцев

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания историко-культурных дисциплин для иностранцев

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Развитие научно-методического мышления и профессиональных компетенций через проектирование курсов по истории и культуре России для иностранных студентов.

Задачи дисциплины:
- углубить знания магистрантов о культуре и истории страны изучаемого языка – России;
- формировать умения анализировать и сравнивать учебные материалы (учебники, учебные пособия по истории и культуре России для иностранцев), оценивать их методические возможности в практике преподавания РКИ;
- формировать умения целеполагания, отбора содержания, выбора методов, технологий средств и форм обучения, форм организации деятельности учащихся и системы контроля уровня их учебных достижений при разработке занятий по истории и культуре России для иностранных студентов в ВУЗе;
- способствовать профессиональному росту магистрантов, формированию индивидуального стиля собственной профессиональной деятельности, развитию стремлений к самообразованию и саморазвитию.
- способствовать дальнейшему формированию системы методических знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, ценностно-смысловых ориентиров, определяющих научно обоснованное проектирование и осуществление процесса преподавания РКИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;
ОПК-1.1 Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации
ОПК-1.2 Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке
ОПК-1.3 Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы при решении педагогических задач и ситуаций
ОПК-2Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
ОПК-2.1 Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии
ОПК-2.2 Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве
ОПК-2.3 Использует современные методологические принципы и методические приемы при решении педагогических задач и ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке.
ОПК-1.3: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы при решении педагогических задач и ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3: Использует современные методологические принципы и методические приемы при решении педагогических задач и ситуаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Изучение истории и культуры России в системе преподавания РКИ: цели и задачи
1.1. Практические 3 4 Л1.1
1.2. Практические 3 4 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Тематическое наполнение курса по русской истории для иностранных студентов
2.1. Практические 3 2 Л2.5, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Тематическое наполнение курса по русской культуре для иностранных студентов
3.1. Практические 3 2 Л2.3
Раздел 4. Раздел 4. Анализ существующих учебников и пособий по истории и культуре России в рамках обучения РКИ
4.1. Практические 3 4 Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л2.4
Раздел 5. Раздел 5. Методы и формы организации занятий по истории и культуре России в рамках преподавания РКИ в ВУЗе
5.1. Практические 3 4 Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.4
5.2. Сам. работа 3 88 ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.5, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания по теме Выражения из Библии (библейские выражения)в русской культуре
Задание 1. Определите значение следующих выражений:
1. Волк в овечьей шкуре –
2. Глас вопиющего в пустыне –
3. Во многой мудрости многие печали –
4. Камня на камне не оставить
5. Тайна за семью печатями –
6. Манна небесная –
7. Не сотвори себе кумира –
8. Не от мира сего –
9. Нести свой крест –
10. Посыпать голову пеплом –

Задание 2. Подберите необходимые библейские выражения к следующим ситуациям. Если нужно, измените выражения, употребите глаголы или существительные в правильной форме.
А) Человек много работает и с трудом зарабатывает себе на жизнь – он добывает свой хлеб _______________.
Б) Никто не понимает Олега. Он одинок, все считают, что он - _______________.
В) Проект не удалось закончить. Теперь руководство требует найти виноватого в этом. Коллективу приходится представить _______________.
Г) Ребенку запретили есть конфеты и спрятали их в шкаф. Но ему очень хочется их съесть. _______________.
Д) Невозможно было скрыть этот секрет. В конце концов, Владимир все узнал. _______________.
Е) Прежде чем обвинять Николая, подумайте, а как бы вы поступили на его месте? Если вы уверены, что смогли бы поступить смело и храбро, то можете обвинять его, если же вы не уверены, то не спешите _______________.
Ж) Ученый уже давно предупреждал о возможных последствиях ухудшения экологической ситуации в городе, связанных со строительством химического завода, но никто не хотел его слушать. Это был _______________.
З) Он никому не рассказывал, где спрятал свои деньги. Он не хотел, чтобы кто-нибудь узнал об этом и нашел их. Это была _______________.
И) Враги почти полностью разрушили несчастную крепость. Они -_______________ от этого здания.
К) Ирине приходится очень трудно жить: ее муж – инвалид, у них двое маленьких детей. Она работает целыми днями, тратит много сил на благо своей семьи. Что же, можно сказать, Ирина терпеливо ¬_______________.

Слова для справок:
тайна за семью печатями
все тайное становится явным
не от мира сего
глас вопиющего в пустыне
камня на камне не оставить
нести свой крест
бросить камень в кого-либо
запретный плод сладок
козел отпущения
в поте лица своего

Задания по теме Старославянский язык

Старославянские слова Древнерусские слова
Определите, какими по своему происхождению являются эти слова: древнерусскими или старославянскими, заполните таблицу.
Расти – рост; нужда – нужный; прах – порох; шлем – шелом; враг – ворожить; злато – золото; превратить – переворот; молоко – млеко; полотно – платок; град – городской; прохладный – холод; голод – глад; прекрасный – перекрасить; врата – ворота; загораживать – заграждение; я награжу – награждение; пригласить – голосовать; сладкий – солод.

Найдите в следующих предложениях старославянские слова и подчеркните их:
1. На брегу Невы воздвиг царь Пётр сей град.
2. Освещай мне путь в этой мрачной долине!
3. В златом дворце живёт царица.
4. Духовной жаждою томимый, в пустыне жаркой я влачился…
5. Дух просвещения в этом здании!
6. Но вдруг преграда на пути его…
7. Раздался громкий глас Петра…
8. Наступил канун Рождества.

Ответьте на вопросы по теме:
1. Почему в Древней Руси была ситуация двуязычия?
2. Почему современную форму старославянского языка называют «церковнославянский язык»?
3. Почему старославянский язык является «мертвым языком»?
4. Почему старославянский язык является «искусственным языком»?
5. Какие функции были у старославянского и древнерусского языков?
6. В какой сфере жизни до сих пор используется современная форма старославянского языка?
7. В какой степени старославянский язык повлиял на современный русский язык?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов
• Концепция и структура современного высшего университетского филологического образования как составной части гуманитарного образования.
• Место и задачи лингвистической подготовки в структуре современного высшего филологического образования: система лингвистических дисциплин и их координация.
• Лингводидактика как составная часть дидактики, ее объект и предмет.
• Соотношение лингводидактики и частных методик преподавания русского языка (объект и предмет, задачи и содержание).
• Межпредметные и внутрипредметные связи в преподавании лингвистических дисциплин в высшей школе.
• Роль спецкурсов и спецсеминаров в развитии у студентов навыков научно-исследовательской работы.
• Методические аспекты и проблемы преподавания основных разделов курсов «Современный русский язык» и «История русского языка».
• Типология (виды) вузовских лекций и их структура.
• Место и задачи коллоквиумов как формы учебной работы, методика их проведения.
• Способы активизация самостоятельной работы студентов и пути ее дальнейшего совершенствования.
• Основные функции и формы педагогического контроля знаний и умений студентов в учебном процессе.
• Особенности разработки дополнительных методических материалов и контрольно-измерительных материалов (КИМ) при ведении лекционных и практических занятий по лингвистическим дисциплинам в высшей школе.
• Лингвистические дисциплины исторического цикла в системе современного высшего филологического образования.
• Роль и возможности компьютерных технологий в лингвистическом образовании филологов.
• Система учебно-производственных практик (цели и задачи, организация, содержание) и их место в образовательной подготовке филологов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерные итоговые задания.
Письменная работа
«Знаток русской культуры»:
Знаете ли вы русскую культуру? Ответьте на вопросы!

1. Знание русских пословиц и поговорок
А) Закончите пословицы:
1. Жить душа …
2. Куда глаза …
3. Одна нога здесь, …
4. Семь раз отмерь, …
5. Без труда …
6. Не имей сто рублей, …
7. Сделал дело - …
8. В здоровом теле …
9. Любишь кататься …
10. Кто не работает …

Б) Дополните реплики в диалоге фразеологизмами.
Фразеологизмы для справок:
выйти сухим из воды
из мухи слона делать,
работать спустя рукава,
душа в пятки ушла,
свалиться как снег на голову.

1. – Почему он плохо написал контрольную работу? Трудные задания?
– Нет, задания несложные. Но он мало готовился, больше играл в футбол, словом _________________________________ .

2. - К вам брат вчера приехал?
- Да, совсем неожиданно. Он живёт далеко на севере, ничего не писал и вот вчера _________________________________ .

3.- Кто разбил окно?
- Борис разбил, он мяч бросил.
- А почему стёкла убираешь ты?
- Он быстро убежал. А дворник заставил убирать меня.
- Значит, ты остался виноватым, а Борис ______________________________.
4. - Мы шли через лес.
- Страшно идти через лес?
- Конечно, было темно, раздавались какие-то непонятные звуки. От страха у меня _________________________________ .
5. - Ты почему так дрожишь? Тебя кто напугал?
- За мной гнался волк!
- Да ты что! Откуда здесь волки?
- А вон посмотри на улицу!
- Ха-ха-ха! Да это же собака нашего соседа!
А ты трус, оказывается, _________________________________ .

2. Знание русских примет
Какие приметы связаны с этими предметами или животными в русской культуре?

А) вилка
Б) зеркало
В) черный кот
Г) ведро
Д) мусор
Е) лошадиная подкова
З) соль
И) дерево

3. Знание русских праздников
Расположите следующие русские праздники по порядку, начиная с Нового года: Новый год, …

1. День учителя
2. Женский праздник
3. Рождество
4. Пасха
5. День знаний
6. День победы
7. Праздник весны и труда
8. День защитника Отечества
9. День детей
10. Крещение

4. Знание реалий и предметов народного быта
Для чего использовались следующие предметы?:
Ухват Коромысло Прялка

5. Понимание стилистических особенностей русского языка
Задание: найдите речевые ошибки в неправильном употреблении слов и исправьте их:
1. Этой проблеме мы придаём особое внимание.
2. В парке запрещён выпас собак.
3. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа.
4. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи.
5. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки.
6. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.
7. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом.
8. Дети читают стих, стоя врассыпную.

6. Знание русской литературы
Из каких русских произведений известных писателей эти герои?

1. Наташа Ростова и Пьер Безухов
Ответ:
а) Название произведения …………………….
б) Автор …………………….

2. Ворона и лисица
а) Название произведения …………………….
б) Автор …………………….

3. Хлестаков и его слуга Осип
а) Название произведения …………………….
б) Автор …………………….

4. Германн и старая княгиня
а) Название произведения …………………….
б) Автор …………………….

5. Пелагея Ниловна и её сын Павел Власов
а) Название произведения …………………….
б) Автор …………………….

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Теремова Р.М. Русский язык как иностранный. Актуальный разговор : учебное пособие для вузов / Р. М. Теремова, В. Л. Гаврилова: учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2020 Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/452063
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Головко О.В. Вперед! Пособие по русской разговорной речи: учебное пособие М.: Русский язык. Курсы, 2014
Л2.3 Ворожбитова А.А. Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: учебное пособие Флинта, 2014 e.lanbook.com
Л2.4 Яркина Л.П., Пугачев И.А. Разговоры о жизни, Учебный комплекс по развитию речи для иностранцев, изучающих русский язык, Книга студента: Учебный комплекс по развитию речи для иностранцев М.: Русский язык. Курсы, 2014 в открытом доступе: https://obuchalka.org/20181231106264/razgovori-o-jizni-uchebnii-kompleks-po-razvitiu-rechi-dlya-inostrancev-izuchauschih-russkii-yazik-kniga-studenta-yarkina-l-p-pugachev-i-a-2014.html
Л2.5 Е. А. Романова, О. Л. Виноградова, В. В. Орленок Страноведение: учеб. пособие Калининград: Изд-во РГУ, 2009
Л2.6 Скороходов Л.Ю., Хорохордина О.В. Окно в Россию. Учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа. Ч. 1-2. 2-е изд., переработанное, дополненное и исправленное : Учебное пособие по русскому языку как иностранному Санкт-Петербург, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание выполнения письменной работы студентов
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень)
1. Полнота выполнения письменного задания;
2. Своевременность
3. Самостоятельность работы, высказывание собственной точки зрения;
4. Грамотность (грамматика, орфография и синтаксис)
Студентом задание выполнено самостоятельно. В логических рассуждениях, в орфографии и синтаксисе текста нет ошибок, мнение автора текста аргументировано, приводятся примеры, текст не имеет стилистических ошибок.
Хорошо
(базовый уровень)
Студентом задание выполнено с небольшими недочетами. Есть небольшие недочеты в содержании текста и /или в синтаксисе текста.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
Студентом задание выполнено не полностью. Присутствуют недочеты в изложении собственного мнения; в тексте имеются орфографические ошибки и /или синтаксические ошибки.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
Студентом текст составлен с нарушением логических связей, имеется большое (более 10) количество орфографических и синтаксических ошибок.

Критерии оценки рефератов
Критерии Показатели
1.Новизна реферированного текста
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемы
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источников
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению - правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

Критерии оценивания письменных работ
За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ Контрольные
работы

Тестовые работы,
словарные диктанты
Оценка «2» 49% и менее 59% и менее
Оценка «3» От 50% до 69% От 60% до 74%
Оценка «4» От 70% до 90% От 75% до 94%
Оценка «5» От 91% до 100% От 95% до 100%

Оценивание выполнения письменной работы студентов
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень)
1. Полнота выполнения письменного задания;
2. Своевременность
3. Самостоятельность работы, высказывание собственной точки зрения;
4. Грамотность (грамматика, орфография и синтаксис)
Студентом задание выполнено самостоятельно. В логических рассуждениях, в орфографии и синтаксисе текста нет ошибок, мнение автора текста аргументировано, приводятся примеры, текст не имеет стилистических ошибок.
Хорошо
(базовый уровень)
Студентом задание выполнено с небольшими недочетами. Есть небольшие недочеты в содержании текста и /или в синтаксисе текста.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
Студентом задание выполнено не полностью. Присутствуют недочеты в изложении собственного мнения; в тексте имеются орфографические ошибки и /или синтаксические ошибки.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
Студентом текст составлен с нарушением логических связей, имеется большое (более 10) количество орфографических и синтаксических ошибок.

Критерии оценки доклада и презентации
№ Тип критерия Содержание критерия
1 Структура
– количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов)
– наличие титульного слайда и слайда с выводами
2 Наглядность
– иллюстрации хорошего качества, с четким изображением, текст легко читается
– используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)
3 Дизайн и настройка
– оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания, для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления
4 Содержание
– презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы)
– содержит полную, понятную информацию по теме работы
– орфографическая и пунктуационная грамотность
5 Требования к выступлению
– выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал
– выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории
– выступающий точно укладывается в рамки регламента (7 минут)

Творческие письменные работы (разные виды сочинений, эссе)
оцениваются по пяти критериям:
1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
2.Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
3.Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
4.Грамматика(использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5.Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).

В процессе подготовки доклада к практическому занятию студенты имеют возможность обосновать свое понимание темы, внести свои предложения. При подготовке данного вида работы целесообразно придерживаться следующей схемы изучения вопросов:
- уяснение (осмысление), с учетом полученных в процессе обучения знаний, избранной темы доклада;
- подбор (поиск) необходимой научной, справочной, учебной литературы, статистических и социологических сведений, иных источников;
- анализ и систематизация собранных по теме работы материалов;
- подготовка плана доклада;
- подготовка самого доклада и выступления.
Подготовка доклада осуществляется самостоятельно путем творческого изложения собранных научных материалов. При использовании идей, выводов либо текстового материала (цитат) других авторов необходимо делать ссылку на соответствующее издание, где содержатся используемые идеи и материалы. Подготовленные материалы требуют повторного прочтения, критической оценки, с целью выявления наиболее слабых, отвлеченно-описательных, недостаточно аргументированных моментов, а также тех частей текста, содержание которых выходит за пределы темы. Объем выступления – 7 - 10 минут. Приветствуется мультимедийное сопровождение выступления.

Требования к мультимедийному сопровождению:
1. Доклад является устной формой презентации материала!
2. Презентация должна содержать не более 10 слайдов.
3. При оформлении слайдов следует учитывать основные эргономические требования (цвет фона, цвет и размер шрифта, др.).
4. Информация представляется на слайдах в сжатом виде: ключевые слова, термины, даты, иллюстрации, схемы и т.д. Текст слайдов не должен дублировать текст выступления, это средство обеспечения наглядности.