МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация государственного тестирования по русскому языку

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Организация государственного тестирования по русскому языку

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.заложить у студентов основы знаний и умений в области контроля и лингводидактического тестирования в преподавании русского языка как иностранного на разных этапах обучения.
Задачи курса:
- познакомить студентов с целями и задачами курса, а также с историей и основными этапами тестирования и тестологии;
- сформировать у них представление о контроле как форме проверки достигнутого уровня владения языком;
- заложить основы практического создания типовых тестовых материалов по РКИ, аналогичные системным;
- привить навыки самостоятельной работы с научной, методической и учебной литературой по РКИ и тестологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Владеет навыками планирования и организации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования в области преподавания русского языка как иностранного
ПК-4.1 Знает предметное содержание, принципы, методы и технологии планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования
ПК-4.2 Анализирует и оцениваетинновационные подходы к организации учебной деятельности обучающегося в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке
ПК-4.3 Планирует и организует учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке
ПК-4.4 Способен реализовать учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке с применением традиционных и инновационных методик и технологий, а также информационно-коммуникативных технологий
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1: Знает предметное содержание, принципы, методы и технологии планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.3: Планирует и организует учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-4.3. Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения.
ПК-4.4: Способен реализовать учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам(модулям) в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке с применением традиционных и инновационных методик и технологий, а также информационно-коммуникативных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи и функции контроля и учета результатов обучения в преподавании РКИ
1.1. Лекции 2 6 Л1.1, Л1.2
1.2. Практические 2 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Место тестирования в преподавании РКИ
2.1. Практические 2 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Тесты как средство измерения учебных достижений и реальных возможностей иностранцев, изучающих русский язык
3.1. Практические 2 6 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Виды тестовых заданий
4.1. Практические 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Составление тестов по лексике и грамматике
5.1. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Составление тестов по чтению и аудированию
6.1. Сам. работа 2 80 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-4.4, УК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
На семинарских занятиях используются следующие виды работ:
- анализ существующих в методике преподавания РКИ видов лингводидактических тестов;
- демонстрация и обсуждение основных приемов методики тестирования ТРКИ в соответствии с заданным уровнем и профилем обучения;
- подбор материала для создания заданий тестового типа с учетом этапа и профиля обучения.
Дальнейшее формирование профессиональной компетенции проходят в рамках педагогической практики, предусмотренной программой специализации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения
Приложение 1.   Сборник тестов по РКИ.pdf
Приложение 2.   B1_test.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как: М.: Рус. яз. Курсы, 2006
Л1.2 Рогачева Е.Н., Фролова О.А. Русский язык: тесты и контрольные работы: учеб. пособие: учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2019 ЭБС Лань6 https://e.lanbook.com/book/114629
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Калистратова А.В., Макарова И.В., Павлюкова Ю.В., Сырова Н.С., Тесты по русскому языку как иностранному. Уровень А1. Вариант 1: Учебно-методическое пособие Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018 В свободном доступе. Университет Лобачевского Фундаментальная библиотека: http://www.lib.unn.ru/students/src/TR%20A1%20v1.pdf
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. Уровень А2. Общее владение. Авторы: Войтова Н.Р., Ивченко Е.В, Макарова И.В, Михайлова К.Г, Синекопова Д.В, Черемисина А.И. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. www.lib.unn.ru
Э2 Институт Пушкина: Типовой тест по русскому языку как иностранному • ТРКИ-1 www.pushkin.institute
Э3 А.Х. Сатретдинова, Н.В. Глухова, А.И. Матюшкова, О.Ю. Космачева Сборник тестов по русскому языку как иностранному (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, I СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ II СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ). – Астрахань: Изд-во ГБОУ ВПО АГМА, 2012. – 198 с. astgmu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Критерии оценки рефератов
Критерии Показатели
1.Новизна реферированного текста
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемы
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источников
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению - правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.



Требования к презентациям:
1. Презентация должна содержать не менее 10 слайдов.
2. При оформлении слайдов следует учитывать основные эргономические требования (цвет фона, цвет и размер шрифта, др.).
3. Информация представляется на слайдах в сжатом виде: ключевые слова, термины, даты, иллюстрации, схемы и т.д.

Критерии оценки доклада и презентации
№ Тип критерия Содержание критерия
1 Структура – количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов)
– наличие титульного слайда и слайда с выводами
2 Наглядность – иллюстрации хорошего качества, с четким изображением, текст легко читается
– используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)
3 Дизайн и настройка – оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания, для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления
4 Содержание – презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы)
– содержит полную, понятную информацию по теме работы
– орфографическая и пунктуационная грамотность
5 Требования к выступлению – выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал
– выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории
– выступающий точно укладывается в рамки регламента (7 минут)

Формы контроля:
1. Написание рефератов на одну из предложенных тем
2. Презентация «Тестирование в РКИ»
3. Контрольная работа
4. Составление тестов
5. Посещение лекций и практических занятий
6. Активность на практических занятиях