Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 80 | 80 | 80 | 80 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.
1.1. | заложить у студентов основы знаний и умений в области контроля и лингводидактического тестирования в преподавании русского языка как иностранного на разных этапах обучения. Задачи курса: - познакомить студентов с целями и задачами курса, а также с историей и основными этапами тестирования и тестологии; - сформировать у них представление о контроле как форме проверки достигнутого уровня владения языком; - заложить основы практического создания типовых тестовых материалов по РКИ, аналогичные системным; - привить навыки самостоятельной работы с научной, методической и учебной литературой по РКИ и тестологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-4 | Владеет навыками планирования и организации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования в области преподавания русского языка как иностранного |
ПК-4.1 | Знает предметное содержание, принципы, методы и технологии планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования |
ПК-4.2 | Анализирует и оцениваетинновационные подходы к организации учебной деятельности обучающегося в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке |
ПК-4.3 | Планирует и организует учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке |
ПК-4.4 | Способен реализовать учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке с применением традиционных и инновационных методик и технологий, а также информационно-коммуникативных технологий |
УК-4 | Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
УК-4.1 | Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности |
УК-4.2 | Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности |
УК-4.3 | Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения |
УК-4.4 | Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-4.1: Знает предметное содержание, принципы, методы и технологии планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-4.3: Планирует и организует учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-4.3. Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения. ПК-4.4: Способен реализовать учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам(модулям) в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке с применением традиционных и инновационных методик и технологий, а также информационно-коммуникативных технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Задачи и функции контроля и учета результатов обучения в преподавании РКИ | ||||||
1.1. | Лекции | 2 | 6 | Л1.1, Л1.2 | ||
1.2. | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л1.2 | ||
Раздел 2. Место тестирования в преподавании РКИ | ||||||
2.1. | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л1.2 | ||
Раздел 3. Тесты как средство измерения учебных достижений и реальных возможностей иностранцев, изучающих русский язык | ||||||
3.1. | Практические | 2 | 6 | Л1.1, Л1.2 | ||
Раздел 4. Виды тестовых заданий | ||||||
4.1. | Практические | 2 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | ||
Раздел 5. Составление тестов по лексике и грамматике | ||||||
5.1. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | ||
Раздел 6. Составление тестов по чтению и аудированию | ||||||
6.1. | Сам. работа | 2 | 80 | ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-4.4, УК-4.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
На семинарских занятиях используются следующие виды работ: - анализ существующих в методике преподавания РКИ видов лингводидактических тестов; - демонстрация и обсуждение основных приемов методики тестирования ТРКИ в соответствии с заданным уровнем и профилем обучения; - подбор материала для создания заданий тестового типа с учетом этапа и профиля обучения. Дальнейшее формирование профессиональной компетенции проходят в рамках педагогической практики, предусмотренной программой специализации. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
Приложение 1.
Сборник тестов по РКИ.pdf
Приложение 2.
B1_test.pdf
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Балыхина Т.М. | Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как: | М.: Рус. яз. Курсы, 2006 | |
Л1.2 | Рогачева Е.Н., Фролова О.А. | Русский язык: тесты и контрольные работы: учеб. пособие: учебное пособие | М.: ФЛИНТА, 2019 | ЭБС Лань6 https://e.lanbook.com/book/114629 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Калистратова А.В., Макарова И.В., Павлюкова Ю.В., Сырова Н.С., | Тесты по русскому языку как иностранному. Уровень А1. Вариант 1: Учебно-методическое пособие | Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018 | В свободном доступе. Университет Лобачевского Фундаментальная библиотека: http://www.lib.unn.ru/students/src/TR%20A1%20v1.pdf |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. Уровень А2. Общее владение. Авторы: Войтова Н.Р., Ивченко Е.В, Макарова И.В, Михайлова К.Г, Синекопова Д.В, Черемисина А.И. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. | www.lib.unn.ru | ||
Э2 | Институт Пушкина: Типовой тест по русскому языку как иностранному • ТРКИ-1 | www.pushkin.institute | ||
Э3 | А.Х. Сатретдинова, Н.В. Глухова, А.И. Матюшкова, О.Ю. Космачева Сборник тестов по русскому языку как иностранному (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, I СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ II СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ). – Астрахань: Изд-во ГБОУ ВПО АГМА, 2012. – 198 с. | astgmu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Критерии оценки рефератов Критерии Показатели 1.Новизна реферированного текста - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. 2. Степень раскрытия сущности проблемы - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. 3. Обоснованность выбора источников - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). 4. Соблюдение требований к оформлению - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев. 5. Грамотность - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль. Требования к презентациям: 1. Презентация должна содержать не менее 10 слайдов. 2. При оформлении слайдов следует учитывать основные эргономические требования (цвет фона, цвет и размер шрифта, др.). 3. Информация представляется на слайдах в сжатом виде: ключевые слова, термины, даты, иллюстрации, схемы и т.д. Критерии оценки доклада и презентации № Тип критерия Содержание критерия 1 Структура – количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов) – наличие титульного слайда и слайда с выводами 2 Наглядность – иллюстрации хорошего качества, с четким изображением, текст легко читается – используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) 3 Дизайн и настройка – оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания, для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления 4 Содержание – презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы) – содержит полную, понятную информацию по теме работы – орфографическая и пунктуационная грамотность 5 Требования к выступлению – выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал – выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории – выступающий точно укладывается в рамки регламента (7 минут) Формы контроля: 1. Написание рефератов на одну из предложенных тем 2. Презентация «Тестирование в РКИ» 3. Контрольная работа 4. Составление тестов 5. Посещение лекций и практических занятий 6. Активность на практических занятиях |