МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вспомогательные исторические дисциплины

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ:
формирование способности использовать знания вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) в профессиональной деятельности
ЗАДАЧИ:
- ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации исторических источников;
- изучение круга ВИД,их особенностей и значения;
- раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками отбора источников, методами их критического анализа с целью использования результатов в научном исследовании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Разновидности ВИД, их особенности и значение;
особенности различных групп исторических источников
3.2.Уметь:
3.2.1.Характеризовать особенности различных ВИД и источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний ВИД при решении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нумизматика
1.1. Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
1.2. Основные разделы нумизматики.Виды источников Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
1.3. Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
1.4. Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
1.5. Нумизматика Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 2. Геральдика
2.1. Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики.Геральдика в России Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
2.2. Геральдические источники XVIII в. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
2.3. Геральдические источники XIX-XX вв. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
2.4. Российская геральдика Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
2.5. Геральдика Сам. работа 3 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 3. Сфрагистика
3.1. Основные понятия, методы и источники сфрагистики Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
3.2. Основные понятия, методы и источники Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
3.3. Российская сфрагистика Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
3.4. Сфрагистика Сам. работа 3 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 4. Фалеристика
4.1. Основные понятия, методы и источники фалеристики Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
4.2. Развитие русской фалеристики Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
4.3. Развитие русской фалеристики Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
4.4. Фалеристика Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции: ОПК-1: Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1.
Что изучает бонистика?
1 Почтовые марки
2 Банкноты
3 Монеты
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 2
Что изучает нумизматика?
1.Гербы
2.Монеты
3.Флаги
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 2
Что изучает геральдика?
1.Гербы
2.Монеты
3.Флаги
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 4
Что изучает фалеристика?
1.Ордена
2.Монеты
3.Флаги
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 5
Что изучает сфрагистика?
1.Гербы
2.Печати
3.Флаги
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 6
Безмонетный период в истории русского денежного обращения охватывает период?
1. IX, X и XIII в
2. XII, XIII и почти весь XIV в.
3. XIII, XIV и XV в.
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 7
Гурт – это:
1. ребро чеканной монеты;
2. оборотная сторона монеты;
3. денежная единица, используемая при счете, на не имевшая реального воплощения ни в монете, ни в слитке.
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 8.
Какой девиз был начертан в гербе СССР?
1. «С нами Бог!»;
2. «Весь мир насилья мы разрушим»;
3. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»;

ОТВЕТ: 3.


Вопрос 9.
Наука об измерении расстояний, веса, объёма – это:
1 метрология
2 ономастика
3 нумизматика
ОТВЕТ: 1

Вопрос 10
Наука о гербах, правилах их составления, описания – это:
1 геральдика
2 сфрагистика
3 генеалогия
ОТВЕТ: 1

Вопрос 11.
Наука о печатях – это:
1 метрология
2 ономастика
3 сфрагистика
ОТВЕТ: 3

Вопрос 12
Наука, изучающая монеты, денежное обращение, – это:
1 нумизматика
2 хронология
3 палеография
ОТВЕТ: 1

Вопрос 13.
Узаконенное соотношение количества монет и определённой весовой единицы металла, из которого эти монеты чеканятся, называется:
1 монетная легенда
2 порча монеты
3 монетная стопа
ОТВЕТ:3


Вопрос 14.
Кто провёл денежную реформу в 40-х годах XIX века?
1 министр финансов Е.Ф. Канкрин
2 министр финансов С.Ю. Витте
3 Александр II
ОТВЕТ: 1

Вопрос 15.
Кто провёл денежную реформу в 1897 году?
1 С.Ю. Витте
2 Е.Ф. Канкрин
3 П.А. Столыпин
ОТВЕТ: 1


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.
Как называется узаконенное соотношение количества монет и определённой весовой единицы металла, из которого эти монеты чеканятся?
Ответ: Монетная стопа

Вопрос 2.
Кто является автором денежной реформы в 40-х гг XIX века?
Ответ: министр финансов Е.Ф. Канкрин

Вопрос 3.
Кто провёл денежную реформу в 1897 году?
Ответ. С.Ю. Витте

Вопрос 4.
Когда на Руси была предпринята первая попытка чеканить собственные монеты?
Ответ: в конце X – начале XI в.

Вопрос 5.
Как назывались первые русские серебряные монеты?
Ответ: сребреники

Вопрос 6.
Как назывались первые русские золотые монеты?
Ответ: златники

Вопрос 7.
Основным монетным металлом на Руси в XVII веке был?
Ответ: серебро


Вопрос 8.
Как на Руси называли западноевропейские талеры?
Ответ: ефимки

Вопрос 9.
Какие печати были характерны для античного периода?
Ответ: перстни-печати

Вопрос 10.
Какая форма щита была наиболее распространена в России?
Ответ: французская

Вопрос 11.
Какими фигурами в геральдике являются дракон, пегас, гидра?
Ответ: легендарными

Вопрос 12.
Какими фигурами в геральдике являются меч, стрелы, лук?
Ответ: искусственными

Вопрос 13.
Какими фигурами в геральдике являются человек, звери, птицы?
Ответ: естественным


Вопрос 14.
На гербе какого города изображен всадник, поражающий копьём змея?
Ответ: Москва

Вопрос 15.
На гербе какого города изображена сереброплавильная печь?
Ответ: Барнаул



Вопрос 16.
Как в геральдике называется краткое изречение, отражающее суть жизни владельца герба?
Ответ: девиз

Вопрос 17.
Первый орден, утверждённый в Советской России?
Ответ: Орден Боевого Красного Знамени

Вопрос 18.
Высший орден СССР?
Ответ: Орден Ленина

Вопрос 19.
Высший орден Российской Федерации?
Ответ: Орден Святого апостола Андрея Первозванного

Вопрос 20.
Какой Орден существовал в царской России, СССР и современной Росии?
Ответ: Орден Александра Невского

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьева Г.А. Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник ВЛАДОС, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Elibrary.ru elibrary.ru
Э2 Курс лекций. вспомогательные исторические дисциплины gf.nsu.ru
Э3 Курс в Moodle "Вспомогательные исторические дисциплины" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины объединены задачами изучения различных категорий исторических источников. При изучении этих дисциплин необходимо обращать внимание на видовые особенности разных категорий источников; специфику материала, из которого созданы исторический источник; на заключенной в источниках информации, позволяющей реконструировать историческое прошлое.
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с наименованиями некоторых ВИД. При изучении вводной лекционной темы необходимо усвоить многообразие ВИД и значение каждой из дисциплин, ее роль в изучении различных категорий исторических источников.
При изучении исторической хронологии исходим из того, что это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления. Освоение дисциплины должно осуществляться в двух направлениях: изучение теоретического материала и практической деятельности по овладению техникой работы с историческими датами. Предполагается приобретение навыков перевода дат на современную систему времясчисления, уточнения и проверки исторических дат. Важно обратить внимание на различное представление об естественных и искусственных единицах измерения времени у разных народов. Студент должен знать все основные эры.
При изучении раздела по генеалогии необходимо уяснить специфику и значение дисциплины, научиться анализировать генеалогические древа правящих российских династий, выявлять связи династические связи Рюриковичей и Романовых с другими монаршими домами.
В разделе «Нумизматика» стоит уделить внимание специфике источников, изучаемых в рамках нумизматики и в рамках бонистики, приобрести навыки поиска и оформления данных об истории развития денежного обращения в разных регионах мира в разные исторические периоды.
В рамках раздела по геральдике студент должен освоить основные геральдические понятия и научиться их применять при описании различных исторических гербов.
В разделе «Сфрагистика» необходимо уделить внимание специфике содержания источников, изучаемых данной дисциплиной и сформировать представление об основных государственных печатях, используемых в России.
В разделе по фалеристике познакомиться с основными разновидностями источников и спецификой их атрибуции. Раздел по эпиграфике призван сформировать навыки анализа надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и их атрибуции в соответствии с временным и культурным контекстом.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.