МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История первобытного общества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 21
индивидуальные консультации 20
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 21 21 21 21
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.;к.и.н., ст.пр., Сайберт В.О.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
История первобытного общества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса Познакомить слушателей в ходе проблемно-исторического изложения материала с историей формирования истории первобытного общества (ИПО), основными методами и задачами ИПО, а также дать представление о специфике, особенностях и закономерностях развития общества на различных этапах древнейшей истории человечества. Создать у студентов цельную картину становления и развития основных социальных и экономических структур, возникновения и эволюции духовной жизни общества. Цель практического раздела – рефлексия и углубленное изучение наиболее сложных проблем ИПО: становления дуально-родовых и семейных структур, различные типы организации социума, особенности первобытной экономики и т.п.
В соответствии с указанной целью определены следующие задачи курса:
• Раскрыть этапы и движущие силы антропосоциогенеза;
• Проследить особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур;
• Проанализировать становление и развитие духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества;
• Выявить закономерности становления и эволюционную динамику семейно-брачных отношений;
• Ознакомить с концепциями сложения на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной);
• Дать системные представления о хозяйственно-культурных типах общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства;
• Способствовать формированию навыков самостоятельной исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками отбора источников, методами их критического анализа с целью использования результатов в научном исследовании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• об основах истории;
• Об основных положения истории первобытного общества и месте данной дисциплины в системе исторических наук;
• Об основных этапах развития и историографии ИПО;
• Об основных научных школах и концепциях ИПО;
• О возможности использования субдисциплин, в том числе методов и методик естественных наук при реконструкции древнейших исторических процессов;
• О периодизации и хронологии ИПО;
• Об особенностях и содержании основных периодов развития общества;
• О движущих силах антропо- и социогенеза;
• О проблемах и причинах эволюции социальных структур (семейно-брачных, политических, экономических и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.Студент должен знать и уметь применять:
• социально-гуманитарную терминологию;
• анализировать и оценивать научную информацию;
• теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия;
• современные теории культуры и ведущие направления современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе;
• разработки культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров и, экскурсионных и туристических фирм;
• современные знания о мировой культуре в разработке и реализации направлений культурного туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками аргументированного изложения собственнойточки зрения, ведения дискуссии;
• владения теоретическими проблемами антропогенеза и разработок по ИПО;
• применения антропологической, социально-гуманитарной и исторической терминологии;
• анализа и критической оценкой тематической научной информации из литературных, цифровых и иных источников;
• ведения корректной научной дискуссии и межличностного общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История первобытного общества как наука
1.1. История первобытного общества – предмет и объект исследования. Соотношение и наполнение терминов «история первобытного общества» и «доистория». Первобытность древняя и «современная»: понятия доисторических (апополитейных) и протоисторических (синполитейных) культур. Место дисциплины в системе наук. Синтетический характер знания о классической первобытности. Особенности первобытной истории. Значение изучения первобытной истории: познавательный, мировоззренческий и практический аспекты. Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Содержание понятия история первобытного общества (ИПО). Задачи и цели курса ИПО. Структура курса ИПО. Периодизация и хронология истории первобытного общества. Предмет и объект ИПО. Литература (основная и дополнительная) и учебники по курсу. Неразработанность проблем завершающих этапов развития первобытного общества. Борьба сторонников цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Источниковедение истории первобытного общества. Источники ИПО: археология, этнография, историческая антропология, геология и палеозоология, палеоботаника, физика, химия, лингвистика, социология. Роль и значение реконструкций ИПО. Проблемы критического отношения к источникам. Сложности анализа известных этнографических данных с целью палеоисторических реконструкций. Сам. работа 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Историография ИПО
2.1. Первый период. Представления о ранних этапах истории в древности и средневековье. Накопление письменных источников. Знания о первобытных народах на Древнем Востоке. Библейская версия начала человеческой истории. Второй период. Начало обобщения накопленных данных: М. Монтень, Дж. Толанд, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Форстер, Ж.Ф. Лафито, А. Фергюсон (теория «благородного дикаря»). Идеи универсальной стадиальности исторического развития в контексте эволюции семейно-брачных отношений (Я. Бахофен, Дж. Мак-Леннан). Третий период. Становление истории первобытного общества как науки. Концепции эпохи просвещения. Открытия XIX в. и возникновение учения Ч. Дарвина. Теория эволюции и её адаптация применительно к анализу человека (Ч. Дарвин) и общества (Г. Спенсер). Классики эволюционизма о первобытной культуре (Л.Г. Морган, Э. Тайлор, Д.Д. Фрэзер). Марксистская концепция первобытности. Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Четвертый период. Изучение ИПО в новейшее время. Зарубежные, советские и российские школы и направления в изучении ИПО. Критика однолинейного эволюционизма и складывание различных направлений в разработке проблем первобытной истории в первой половине ХХ столетия. Диффузионистская концепция происхождения и распространения древних культур (Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт). Тотем и табу: психоаналитическая теория происхождения общества, религии, нравственности (З.Фрейд). Архетипы в сознании и поведении человека (К.Г. Юнг). Особенности первобытного мышления (Л. Леви-Брюль) и архаичной экономики (М.Мосс) в контексте социологии Э. Дюркгейма. Позитивистские установки в исследовании первобытных культур в англо-американской науке. Школа Ф. Боаса: дихотомия истории и науки, релятивизм системы ценностей, всесторонний (холистский) анализ отдельных культур. Функционалистский переворот: культура, традиция, функция, социальная структура в интерпретации Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Включенное наблюдение как основ Сам. работа 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Источниковедение и историография истории первобытного общества Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Начало антропосоциогенеза
3.1. Предпосылки возникновения человеческого общества. Понятия «социальное», «биологическое», «культура». Роль социально-экономических отношений в развитии общества. Характеристика сообществ приматов. Доминирование и зоологический индивидуализм. Характеристика сообществ хищных животных. Реконструкция сообщества древнейших предлюдей как коллектива охотников и собирателей, использующих примитивные орудия из камня и кости. Проблема примата социального над биологическим. Доказательства наличия охоты у древнейших предков человека. Возникновение двуногой локомации и первой орудийной деятельности. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. «Первый кризис» возникающего человеческого общества и выход из него. Борьба в грегарных сообществах предлюдей биологического (зоологический индивидуализм) и социального. Необходимость регулирования отношения полов (высокая смертность предженщин). Появление полового и пищевого табу как первых социально-регулирующих законов в стаде предлюдей. Промискуитет, агамия, аномия, эндогамия, экзогамия, разборные отношения. Биологические и социальные изменения в древнейших коллективах как следствие преодоления «первого кризиса». Проблема отражения указанных изменений в древнейших обрядах, зафиксированных в этнографических и письменных источниках. Сам. работа 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Открытие и изучение ископаемых остатков предлюдей Практические 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Открытие и изучение ископаемых предков человека
4.1. Антропологическая характеристика палеоантропов. Начальный этап расообразования. Различия архантропов и палеоантропов. Возникновение первых расовых отличий. Особенности морфологического строения ранних и поздних палеоантропов. Непрерывность и эволюция материальной культуры. Палеоклиматические и социальные причины специализации палеоантропов. Причины возникновения расовых отличий. Проблема преемственности ранних и поздних палеоантропов Культура классических (поздних) неандертальцев. Социальные достижения поздних неандертальцев: погребения, примитивное искусство, взаимопомощь (погребения в пещере Шанидар). Тотемизм: захоронения черепов и натуральный макет. Истоки религиозных представлений поздних предлюдей. Феномен неандертальских захоронений. Проблема взаимосвязи натурального макета с тотемизмом. «Второй кризис» формирующегося человеческого общества и выход из него. Инбридинг и его последствия для поздних предлюдей. Характеристика праобщин заключительной стадии формирования человеческого общества. Этнографич Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Открытие и изучение австралопитеков. Распространение четырех видов австралопитеков на территории Африки. Свидетельства ранней орудийной деятельности. Реконструкция хозяйственной деятельности. Полицентризм и моноцентризм в свете проблемы австралопитеков. Открытие и изучение архантропов. Расширение древней ойкумены. Изменения в антропологическом строении и орудийной деятельности архантропов. Проблема возникновения языка и речи. Гипотеза Н.А. Тих о кинетическом праязыке. Находки ашельской индустрии в Северной Азии. Проблема соотношения изученных раннепалеолитических стоянок Северной Азии с архантропами. Открытие и изучение палеоантропов. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. Эпоха мустье Старого Света. Достижения хозяйства палеоантропов. Мустьерские памятники Алтая. Проникновение палеоантропов в Северную Азию. Проблема датировки эпохи мустье. Леваллуазская техника расщепления камня и ее значение для дальнейшего развития человеческого общества. Сам. работа 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Возникновение и особенность расовых типов Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов
5.1. Возникновение раннепервобытной родовой общины. Структура дуально-родовой и дуально-фратриальной общины. Социальная организация родового строя: возникновение племен. Преемственность материальной культуры от палеоантропа к неоантропу (Homo Sapiens). Археологические культуры позднего палеолита и достижения этого периода. Достоверность палеосоциологических реконструкций. Проблема эпох перигорда и ориньяка. Проблема преемственности материальной культуры эпохи мустье и верхнего палеолита. «Сценарии перехода от среднего к верхнему палеолиту» (гипотеза Л.Б. Вишняцкого). Заселение человеком современного типа новых территорий и становление рас. Освоение Нового Света, Австралии, Океании. Древнейшие культуры этих территорий. Особенности человеческих рас. Проблемы адаптации человеческого организма к различным климатическим и природным зонам. Расы и расовые типы. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Возникновение языков. Языковая непрерывность. Классификация языков, языковые семьи. Особенности языкового строения и семантики слов в раннеродовом обществе. Возможности лингвистики и топонимики в реконструкции ИПО. Социальная организация раннеродовой общины. Системы родства и брака. Этнографические свидетельства о пережитках ранних систем родства и брака. Половозрастное деление общества, социализация детей. Проблема отражения социальной организации раннеродовой общины в планиграфии древних и современных поселений. Мужские и женские дома. Сам. работа 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Материальная и духовная культура раннеродового общества
6.1. Материальная культура раннеродового общества. Прогрессивное развитие производительных сил. Домостроение. Особенности материальной культуры раннеродового общества в Сибири и на Алтае. Формирование хозяйственно-культурных типов присваивающей экономики. Практические знания. Проблемы охотничьей специализации раннеродовых племен. Трасологические исследования древних орудий труда. Вопросы соотношения археологических культур эпохи палеолита и реальных раннеродовых этнических групп. «Третий кризис» человеческого общества и становление производящего хозяйства. Завершение ледниковой эпохи, вымирание мамонтовой фауны и кризис раннеродового хозяйства. Мезолит: развитие индивидуальной охоты и рыболовства. Неолитическая революция. Семь центров доместикации растений (Н.И. Вавилов). Возникновение скотоводства. Проблема «первобытного изобилия». Вопрос о появлении и последствиях распространения рыболовства. Взаимоотношения первобытного земледелия и скотоводства. Понятие «кочевничество». Лекции 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Духовная культура раннеродового общества. Верхнепалеолитическое искусство и его особенности. Макароны, трафареты рук, канонизированный контурный рисунок, полихромная живопись, мелкая пластика, орнамент. Тотемизм, магия, первобытный обряд, анимизм, культы сил природы, фетишизм. Взаимосвязь раннепервобытного искусства, тотемизма и магии. Проблема современных пережитков раннеродовых религиозных воззрений. Сам. работа 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Искусство раннеродового общества Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов
7.1. Переход от присваивающего хозяйства к производящему и его последствия. Появление избыточного продукта. Межобщинное разделение труда. Ранние формы собственности. Дарообменная (престижная) экономика. Появление ремесла. Вопросы влияния личной и общинной собственности на социальную структуру позднеродового общества. Социальная организация позднеродовой общины. Половозрастная структура и разделение труда. Сегменация общины: линидж, субклан, род, фратрия, племя. Адопция. Археологические и этнографические данные о социальной структуре позднеродовой общины. Проблема взаимоотношения «сегментов» позднеродовой общины. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
7.2. Возникновение и эволюция парного брака и парной семьи. Влияние экономических достижений на структуру родства и брака и динамику их эволюции. Появление парной семьи и ее взаимоотношения с общиной и родьей. Противоборство отношений ранних форм собственности с родовыми отношениями. Бигмены. Вопросы влияния ранней формы собственности на изменение брачно-семейных отношений. Этнографические свидетельства пережитков конфронтации зарождающихся семейных и родовых отношений. Сам. работа 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Духовная и материальная культура позднеродового общества
8.1. Духовная культура позднеродового общества. Искусство неолита и его особенности. Появление архитектуры, керамического производства (терракота), ткачества и т.д. Религиозные воззрения земледельцев-скотоводов (культ огня и плодородия) и охотников, собирателей, рыболовов (шаманизм). Особенности шаманизма. Начало становления «мировых» религий. Мифы, сказки, предания, легенды. Появление жречества. Проблемы ранних форм религии, их становления и развития. Значение для позднеродовых общин появления «стройных» религиозных систем. Причины усиливающихся в позднеродовом обществе религиозных различий (вплоть до антагонизма) между общинами производящего и присваивающего ХКТ. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Итоги развития хозяйства и материальной культуры позднеродового общества. Новые ХКТ. Особенности ранних форм земледелия и его продуктивность. Развитие скотоводства. Появление древнеземледельческих поселков. Ремесло. Развитие обменных отношений. Изменения в характере собственности. Проблема ХКТ высших рыболовов, собирателей и охотников. Ранние кочевники. Вопрос взаимовлияния изменений в характере собственности на развитие обмена. Сам. работа 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования
9.1. В настоящее время различных концепций, объясняющих причины возникновения государства существует большое множество. Разнообразие этих концепций обусловлено сложностью и многоплановостью данной проблемы, отрывочностью знаний об эпохе генезиса государства, существенным различием исходных позиций и авторитета авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, социально-политических взглядов, наличия естественно-научных подходов и др.: • Религиозные (теологические) концепции; • Материалистическая теория; • Концепция общественного договора (естественного права); • Патриархальная концепция; происхождения государства • Теория насилия; • Органическая концепция возникновения государства. Лекции 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Производственные предпосылки распада первобытного общества. Начало обработки металлов: медь, бронза, железо. Центры рудодобычи и металлообработки. Повышение производительности труда и его значение: тягловые животные, плуг, вьючные и верховые животные, средства передвижения. Проблема энеолита. Вопросы первоначального использования металлов (бронза, железо). Проблема кочевничества. Сам. работа 1 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Социальная организация общества в эпоху классообразования
10.1. Появление частной собственности и соседской общины. Изменения в социальной структуре общества в связи с победой частной собственности. Институт вождизма. Вызревание раннеклассовых структур. Особенности соседской общины. Появление и развитие торговли. Взаимоотношения общинной и родоплеменной организации. Различия в процессе победы частной собственности между земледельцами и скотоводами. Особенности ранней торговли и межобщинного разделения труда. Брак и семья в эпоху распада первобытного общества. Победа отцовской фелиации и начало подчиненного положения женщины в обществе. Понятие «иждивенчество». Становление и развитие моногамной семьи, основанной на мужской частной собственности. Патриархат. Победа отцовского рода, как свидетельство начала преобладания отношений на основе частной собственности и окончательной гибели родовых отношений. Укрепление племенной организации. Племя как социально-потестарная общность. Наследственное лидерство. Усложнение общественного производства. Рост противоречий и конфликтов в Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Первобытная периферия классовых обществ. Апополитейные и синполитейные первобытные общества. Изоляты. Культурные взаимозаимствования. Колониализм и неоколониализм. Остаточные нормы и представления. Проблемы взаимоотношений различных обществ с остаточными нормами первобытного общества. Сам. работа 1 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Религиозные представления в первобытном обществе
11.1. Ранние формы религии в первобытном обществе (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия) Религиозные представления в позднеродовом обществе: • складывание мифологических систем; • зарождение и особенности шаманизма; Религиозные представления в период классообразования (распада родовых отношений): • зарождение жречества (язычество); • начало формирования мировых религий. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Политеизм и его структура на примере язычества древних славян: Род, Сварог и Сварожичи, Трилав,Даждьбог, Перун, Хорс и др. нечистая сила и специфика «темного пантеона». Сам. работа 1 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Экзамен 1 27 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.4. Консультации 1 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?
id=6708

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. ПЕРВОБЫТНЫЕ ОБЩЕСТВА, СУЩЕСТВОВАВШИЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, НАЗЫВАЮТСЯ
А) апополитейными
Б) синполитейными
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 2. В ОСНОВЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПЕРВОБЫТНОЙ ИСТОРИИ МОРГАНА-ЭНГЕЛЬСА ЛЕЖИТ
А) уровень развития производительных сил
Б) физическое развитие человека
В) уровень развития культуры
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 3. В ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ
ПЕРИОДИЗАЦИЙ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
А) Геологическая
Б) Экологическая
В) Морфологическая
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 4. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОЗНИКЛИ
А) 5 тыс. лет назад
Б) 10 тыс. лет назад
В) 3 тыс. лет назад
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 5. ЭПОХА МЕЗОЛИТА - ЭТО ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
А) от нижнего к верхнему палеолиту
Б) от палеолита к неолиту
В) от неолита к бронзовому
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 6. ЭПОХА ГОЛОЦЕНА - ЭТО ПЕРИОД
А) доледниковый
Б) ледниковый
В) межледниковый
Г) послеледниковый
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 7. ТРУДОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ПЕРВОБЫТНОЙ
ОБЩИНЕ СВЯЗАНО С ПРОДУКТОМ
А) избыточным
Б) жизнеобеспечивающим
В) прибавочным
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 8. ПРАОБЩИНОЙ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ
А) ранней формой человеческого общества
Б) формой объединения предлюдей
В) объединением животных
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 9. ЭПОХЕ РАННЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ СООТВЕТСТВУЮТ ПЕРИОД:
А) Нижний палеолит
Б) Средний палеолит
В) Верхний палеолит
Г) Неолит
Д) Эпоха раннего металла
Ответ: в
ВОПРОС 10. Плейстоцен сменился на голоцен, что ознаменовало наступление
А) среднего палеолита
Б) верхнего палеолита
В) мезолита
Г) неолита
Ответ: г
ВОПРОС 11. ЧИСЛО ВЗРОСЛЫХ ЧЛЕНОВ ПРАОБЩИНЫ В СРЕДНЕМ СОСТАВЛЯЛО
 А) 5-10
Б) 10-15
В) 20-30
Г) 50-60
ОТВЕТ: 20-30
ВОПРОС 12. В период разложения родовых отношений основной формой брака становится:
А) Парный
Б) Групповой
В) Коллективный
Г) Моногамный
ОТВЕТ: г
ВОПРОС 13. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ, ПРЕВЫШАЮЩИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ, НО ЕЩЕ
НЕ ПРИВЕДШИЙ К ОТНОШЕНИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ, НАЗЫВАЕТСЯ
А) прибавочным
Б) избыточным
В) необходимым
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 14. ДВИЖУЩИМИ СИЛАМИ ПРОЦЕССА АНТРОПОГЕНЕЗА ЯВЛЯЮТСЯ
А) труд и половой отбор
Б) половой отбор и естественный отбор
В) естественный отбор и труд
Г) труд, естественный отбор и половой отбор
ОТВЕТ: г
ВОПРОС 15. ПО КАКОМУ КРИТЕРИЮ СОСТАВЛЕНА АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА:
А) биологическое развитие древнего человека;
Б) развитие Земли;
В) социально-экономическое развитие общества;
Г) материал и техника изготовления орудий труда.
ОТВЕТ: г


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ РАЗЛИЧАЛОСЬ _____ И ______ РОДСТВО.
ОТВЕТ: Биологическое и социальное
ВОПРОС 2: ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ
ПЕРИОДИЗАЦИИ ПРОИСХОДИТ В ЭПОХУ ____________ ____________.
ОТВЕТ: ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА
ВОПРОС 3: В ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЕ КОЛЛЕКТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ДОПОЛНЯЕТСЯ_____________
ОТВЕТ: ЛИЧНОЙ
ВОПРОС 4. В РАМКАХ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ ФУНКЦИОНИРУЕТ, ОСНОВАННАЯ НА ДАРООБМЕНЕ____________ ЭКОНОМИКА.
ОТВЕТ: ПРИСТИЖНАЯ
ВОПРОС 5. ГРУППА СЕМЕЙ, СВЯЗАННАЯ РОДСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И СОВМЕСТНО ВЛАДЕЮЩАЯ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА, НАЗЫВАЕТСЯ __________ ОБЩИНОЙ
ОТВЕТ: РОДОВОЙ
ВОПРОС 6. ОБЩИНА: ПРАОБЩИНА, РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ, ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ,_________.
ОТВЕТ: СОСЕДСКАЯ/ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ
ВОПРОС 7. ИНСТИТУТ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, СОВМЕСТНО ВЛАДЕЮЩИХ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА, НАЗЫВАЕТСЯ ____________.
ОТВЕТ: ОБЩИНА
ВОПРОС 8. ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ БРАКА В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНО-РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЯВЛЯЛСЯ ________________БРАК
ОТВЕТ: Моногамный
ВОПРОС 9. В ЗАПАДНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ ДОПИСЬМЕННАЯ ИСТОРИЯ НАЗЫВАЕТСЯ_________________
ОТВЕТ: 2. Праистория
ВОПРОС 10. ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИ СООТВЕТСТВУЕТ ЭПОХА ______________________.
ОТВЕТ: неолит
ВОПРОС 11. ПЕРИОДУ КЛАССООБРАЗОВАНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИ СООТВЕТСТВУЕТ ЭПОХА ______________________.
ОТВЕТ: 11. палеометалла, бронзовый век
ВОПРОС 12: В МЕЗОЛИТЕ ЭПОХА ПЛЕЙСТОЦЕНА СМЕНЯЕТСЯ ЭПОХОЙ ______________.
Ответ: голоценом
ВОПРОС 13: В ЗЕМЛЕДЕЛИИ РЕГУЛЯРНАЯ СМЕНА ОБРАБАТЫВАЕМЫХ УЧАСТКОВ НАЗЫВАЕТСЯ______________
ОТВЕТ: ПЕРЕЛОГ
ВОПРОС 14: ГОСПОДСТВО МУЖЧИНЫ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЕТСЯ______________________
ОТВЕТ: ПАТРИАРХАТ
ВОПРОС 15: ПРАЗДНИК С РАЗДАЧЕЙ БОГАТСТВ У ИНДЕЙСКИХ ПЛЕМЕН СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ НАЗЫВАЕТСЯ____________
ОТВЕТ: ПАТЛАЧ
ВОПРОС 16: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ, ПРЕВЫШАЮЩИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ, НО ЕЩЕ НЕ ПРИВЕДШИЙ К ОТНОШЕНИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ, НАЗЫВАЕТСЯ____________________
ОТВЕТ: Избыточным
ВОПРОС 17: ГРУППИРОВКА НЕСКОЛЬКИХ РОДОВ ОДНОГО ПЛЕМЕНИ, ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭКЗОГАМИЕЙ, НАЗЫВАЕТСЯ________________
ОТВЕТ: ФРАТРИЯ
ВОПРОС 18: ОБРЯД ПЕРЕХОДА В КАТЕГОРИЮ ВЗРОСЛЫХ ЧЛЕНОВ ОБЩИНЫ НАЗЫВАЕТСЯ______________
ОТВЕТ: Инициация
ВОПРОС 19: ВЗАИМОБРАЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВУХ РОДОВ ИЛИ ФРАТРИЙ НАЗЫВАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ОТВЕТ: Дуальной
ВОПРОС 20: Четыре основные периодизации, используемые в Истории первобытного общества _____________________
ОТВЕТ: Геологическая-археологическая-антропологическая-социальноэкономическая


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?
id=6708.
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремлев М.Т. Историческая социология в 3 ч. Часть 1. Первобытное общество.: Учебное пособие для бакалавров и магистратуры Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Сост.А.П. Беликов Первобытное общество: Учебное пособие СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шер Я.А. Введение в археологию: учебное пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». М.: Высш. шк., 1990. 351 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.istmira.com/istoriya-pervobytnogo-obshhestva/
Э2 2. Воронцов Н.Н. Эрнст Геккель и судьбы учения Дарвина // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_717.html
Э3 3. Думанов X.М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Э4 4. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107022337&archive=1120045855&start_from=&ucat=25&
Э5 5. Кабо В. Теоретические проблемы реконструкции первобытности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aboriginals.narod.ru/reconstruction1.htm
Э6 6. Кирсанов В. Краткий курс истории антропогенеза, или Сущность и происхождение труда, сознания и языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fisinter.ru/~ain/kvn/krat_kurs.htm
Э7 7. Книжный сайт «Мир книг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirknig.com/knigi/history/1181246314-istoriya-pervobytnogo-obshhestva.html
Э8 8. Марков Г.Е. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история. Этно-Журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ethnonet.ru/ru/pub/0503-02.html
Э9 9. Семёнов Ю. Введение во всемирную историю. Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1036.html
Э10 10. Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества М., 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/301498/read; http://scepsis.ru/library/id_1151.html
Э11 11. Семёнов Ю. Льюис Генри Морган: легенда и действительность // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1001.html
Э12 12. Семёнов Ю.С. П. Толстов как теоретик этнологической и исторической науки // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_192.html
Э13 13. Семёнов Ю. Экономическая антропология // Научно-просветительский журнал
Э14 14. «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_136.html
Э15 15. Семёнов Ю. Возникновение религии и ее первая, исходная форма – магия // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_305.html
Э16 16. Семёнов Ю. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_123.html
Э17 17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_e/engels_sem00.html
Э18 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные
Э19 и поисковые системы
Э20 18. Антропогенез.ру / Каталог находок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antropogenez.ru/location/58/
Э21 19. Археология Европы / Archaeological Resource Guide for Europe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://odur.let.rug.nl
Э22 20. Археология. Ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.archaeology.ru/
Э23 21. Археология Алтая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archaeology.ru
Э24 22. Наука и жизнь: путешествие к колыбели человечества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/10796/
Э25 23. Неандерталец. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Neanderthaler
Э26 24. Палеолит. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Э27 25. Первобытное искусство: виртуальный музей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vm.kemsu.ru
Э28 26. Первобытное искусство и культура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture
Э29 27. Плейстоценовые гоминиды. Web – энциклопедия // Портал «Сибирика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_top/encyc16/
Э30 28. «Сибирика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_top/encyc17/
Э31 Библиотека портала Антропогенез.ру http://antropogenez.ru/articles/
Э32 Марков А. В. «Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии» Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 http://evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm
Э33 Антропогенез. ру http://antropogenez.ru/
Э34 История первобытного общества portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Хронологически курс "История первобытного общества" (ИПО) охватывает несколько миллионов лет. В этот период произошло становление человека современного физического типа (Homo Sapiens), производительных сил общества, социальных и семейно-брачных структур, сложились основные расовые и антропологические типы, народы и языки. Кроме этого изучение ИПО является своего рода подготовкой к восприятию основных процессов и понятий курсов "Истории древнего мира", "Истории России" (древнейший период), "Основы археологии", "Основы этнологии" и т.д. Исходя из вышесказанного нами определены следующие цели курса ИПО:
1. Создание цельной картины становления и ранней истории человеческого общества.
2. Характеристика развития основных социальных и экономических структур.
3. Возникновение и эволюция духовной жизни общества.
Для достижения намеченных целей курса поставлены следующие задачи:
1. Раскрытие этапов и движущих сил антропосоциогенеза;
2. Особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур;
3. Анализ становления и развития духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества;
4. Становление и эволюция семейно-брачных отношений;
5. Сложение и изменение на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной);
6. Хозяйственно-культурные типы общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства.
Разработанная программа вполне применима для реализации курса ИПО как на отделении заочного обучения, так и на отделении искусствоведения. В первом случае незначительное сокращение количества часов осуществляется за счет практических занятий и вынесения некоторых тем на самостоятельное изучение (историография ИПО и вопросы открытия ископаемых предков человека); во втором случае из цикла лекций исключаются темы, посвященные духовной жизни первобытного общества, т.к. они изучаются в отдельном курсе.
Следует также отметить то, что наполнение конкретным материалом, особенно иллюстрирующим те или иные теоретические положения, может способствовать изучению материалов Алтайского края. Соотнесение разработок и теорий ИПО с региональными необходимо еще и потому, что сейчас в школьном образовании, согласно принятым образовательным стандартам, значительное место уделено изучению регионального компонента. При этом состояние изученности археологических комплексов Алтая вполне позволяет осуществить подобное сочетание.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?
id=6708.
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.