МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 29
индивидуальные консультации 10
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 29 29 29 29
Консультации 10 10 10 10
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Археология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Археология» является знакомство студентов со спецификой такой научной дисциплины как археология.
Задачи курса
1. Изложить историю зарождения, становления и развития археологической науки в России.
2. Проследить развитие знаний о древней истории в процессе исследований памятников археологии Евразии (от палеолита до средневековья).
3. Продемонстрировать основные понятия, источники и методы археологии.
4. Обосновать возможности археологических реконструкций.
5. Представить законодательные и правовые положения археологической деятельности.
6. Наполнить содержанием основные периоды археологических эпох.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками отбора источников, методами их критического анализа с целью использования результатов в научном исследовании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю археологических исследований, основные виды археологических памятников и археологическую периодизацию.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять основные методы археологических исследований в своей научно-исследовательской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками обработки археологических материалов и опытом работы с научной литературой по археологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть. Теоретические основы курса.
1.1. Введение в археологию Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. История становления и развития археологии в России Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. История изучения палеолита Сибири Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Археологические памятники и источники Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. История формирования и развития археологии Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Археологические памятники и методы их изучения Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.7. «Археологическая культура» – понятие современной археологии Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Научная регламентация археологических раскопок и разведок. Современное законодательство об охране и использовании памятников археологии Сам. работа 2 9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Археология эпох камня, палеометалла, раннего железного века и средневековья
2.1. Археология каменного века Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Неолит Евразии Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Археология палеометалла Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Андроновская культурно-историческая общность Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Археология раннего железного века Лекции 2 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Эпоха раннего железа (скифское и гунно-сарматское время) Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.7. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.8. Тагарская культура Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.9. Гунно-сарматское время Центральной Азии и Южной Сибири Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.10. Средневековая археология Лекции 2 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.11. Этнокультурная история Западной и Южной Сибири в раннем средневековье Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.12. Консультации Консультации 2 10
2.13. Экзамен по дисциплине Экзамен 2 27 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5171

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Археологическая культура это?
А. Объективное отражение исторической реальности
Б. Исследовательская конструкция
Ответ: Б
Вопрос 2. Какой метод используется в археологии для датировки памятников?
А. Радиоуглеродный
Б. Спектральный
Ответ: А
Вопрос 3. Когда появились первые погребения людей?
А. В нижнем палеолите
Б. В среднем палеолите
Ответ: Б
Вопрос 4. Какой археологический период наступил раньше?
А. Энеолит
Б. Мезолит
Ответ: Б
Вопрос 5. Какой новый материал для производства стали использовать в неолите?
А. Глина
Б. Медь
Ответ: А
Вопрос 6. Какое хозяйственное занятие относится к производящей экономике?
А. Собирательство
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 7. Какой металл был освоен раньше?
А. Самородный
Б. Рудный
Ответ: А
Вопрос 8. Выберите культуру, которая относится к бронзовому веку?
А. Синташтинская культура
Б. Тагарская культура
Ответ: А
Вопрос 9. Что включает комплекс вещей, называемый «скифская триада»?
А. Вооружение, посуда, полихромный стиль в прикладном искусстве
Б. Вооружение, конское снаряжение, звериный стиль в прикладном искусстве
Ответ: Б
Вопрос 10. Как датируется культура Хазарского каганата?
А. VII–X вв.
Б. VII–XIII вв.
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
2. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
3. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
4. Когда археологический памятник становиться археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
5. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
6. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
7. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
8. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
9. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
10. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
11. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
12. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
13. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
14. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
15. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
16. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
17. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
18. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
19. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
20. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие «археология» и основные характеристики научной дисциплины.
2. Археологические источники.
3. Археологическая периодизация и хронология.
4. Начальный этап становления археологии.
5. Виды археологических памятников.
6. Археологические методы изучения вещественных источников.
7. Использование естественно-научных методов в археологических исследованиях.
8. Антропогенез и индустрия нижнего палеолита.
9. Развитие навыков человека в среднем палеолите.
10. Археология верхнего палеолита.
11. Палеолитическое искусство.
12. Дальнейшее развитие человека в голоцене. Археологические культуры мезолита.
13. Мезолитическое и неолитическое искусство.
14. Освоение человеком металлургии. Археологические культуры энеолита.
15. Археологические культуры раннего и развитого бронзового века.
16. Археологические культуры позднего бронзового века.
17. Освоение железоделательного производства и его культурно-историческое значение.
18. Кочевые культуры раннего железного века степной полосы Евразии (скифы, савроматы, саки).
19. Культуры раннего железного века в лесостепной и лесной зонах Евразии.
20. Археологические культуры Средней Азии (парфяне и кушаны).
21. Археологические культуры Восточной Европы (сарматы и гунны).
22. Культура Тюркских каганатов.
23. Согдийская культура.
24. Культура Монгольской империи.
25. Культура Хазарского каганата.
26. Культура Волжской Болгарии.
27. Культура Золотой Орды.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Археология России в дореволюционный период.
2. Развитие археологии в советское время. Особенности формирования кадров для науки в 1920–1940-х гг.
3. Теоретические разработки и полевые археологические изыскания во второй половине XX века.
4. Основные направления археологии на современном этапе (1990-е годы – начало XXI века).
5. История возникновения понятия «археологическая культура». Понятие «археологическая культура» в советской археологии.
6. Археологическая культура и этнос. Отношение зарубежной науки к понятию «археологическая культу-ра».
7. Примеры современных характеристик археологической культуры. Значение понятия «археологическая культура» в науке.
8. Открытие и первоначальное осмысление палеолита Сибири (2-я половина XIX – начало XX вв.).
9. Начало профессионального изучения палеолита Сибири (30–40-е годы XX в.).
10. Изучение палеолита Сибири в 50–70-е годы XX в.
11. 38. Выделение и обоснование раннепалеолитической и мустьерской эпохи Сибири. Современные гипотезы заселения и освоения Сибири человеком.
12. Изучение палеолита Алтая в 1980–2000-е гг.
13. Общие черты неолитической эпохи. Понятие «неолитической революции».
14. Культуры эпохи неолита Прибайкалья.
15. Неолит Алтая.
16. Андроновская культурно-историческая общность.
17. Археологические памятники андроновской культуры Алтая.
18. Основные этапы изучения скифской эпохи Алтая.
19. Культуры Алтая и сопредельных территорий в раннескифское время.
20. Пазырыкская культура: археологические объекты, виды хозяйственной деятельности, социальная стратификация общества.
21. Искусство и мировоззрение скифской эпохи Алтая.
22. Природные условия Минусинской котловины. История изучения тагарской культуры.
23. Археологические памятники тагарской культуры.
24. Империя хунну. Письменные и археологические источники. Хунну Забайкалья.
25. Южная Сибирь в гунно-сарматское время. Таштыкская культура. Кокэльская культура.
26. Горный и Лесостепной Алтай в гунно-сарматскую эпоху: кулайская и булан-кобинская культуры.
27. Западная Сибирь в раннем средневековье. Одинцовская культура. Сросткинская общность.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
Л1.3 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Добровольская М.В. Археология: учебное пособие М.: Прометей, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Петров Н.И. Археология: учебное пособие Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая»: http//www.archeology.asu.ru
Э2 Скифская эпоха Алтая: http://www.hist.asu.ru
Э3 «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул): http://www-ic.dcn-asu.ru/projects/grant/korotkov/ru/index.html
Э4 http://www.sati.archaeology.nsc.ru:8101/
Э5 http://www.brown.edu/Departments/Anthropology/archsite.html
Э6 Бронзовый век: http://www.geocities.com/Athens/Crete/4162/ebronzenf.htm#Russia
Э7 Государственный Эрмитаж: http://www.hermitage.ru/html_Ru/index.html
Э8 Археология Европы: http://odur.let.rug.nl/arge/
Э9 Академия наук: http://www.ban.ru/ran.html
Э10 Археологический web-журнал Сибири: http://www.mmedia.nsu.ru/museum/
Э11 Археологическое обозрение: http://kleio.dcn-asu.ru/internet/new.shtml
Э12 Археология: http://www.list.ru/catalog/
Э13 Археология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодизацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с историей археологических исследований, основными видами археологических памятников и археологической периодизацией; обратить внимание на применение основных методов археологических исследований; усвоить приемы обработки археологических материалов и опыт работы с научной литературой по археологии.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить освоение студентом дисциплины «Археология», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.