МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная история России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 45
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 45 45 45 45
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Демчик Е.В.;к.и.н., Ст.преп., Гряникова Г.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Современная история России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов комплексного представления об экономическом, политическом и культурном развитии России во второй половине ХХ – начале ХХI вв., ее месте и роли в мировой политике на различных исторических этапах, систематизированных знаний об основных закономерностях, тенденциях и особенностях исторического процесса в советский и постсоветский периоды; понимания степени влияния государственного аппарата, общества, политических партий, национального и личностного фактора на общественный прогресс; представления об уровне изученности базовых проблем истории советской и постсоветской России; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторического периода, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Россия в 1945 – 1953 гг.
1.1. Россия в 1945 – 1953 гг. Вводная лекция. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Восстановление и развитие экономики страны Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. «Холодная война»: истоки, основные этапы, последствия Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Апогей сталинизма и общественное развитие Сам. работа 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.6. Россия в 1945 – 1953 гг. Сам. работа 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Консультация по разделу 1. Консультации 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Россия в 1953 – 1964 гг.
2.1. Россия в 1953 – 1964 гг. Десталинизация Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Основные направления экономического развития Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Оттепель в общественной и культурной сфере. Социальная политика. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. «Оттепель» в общественной и культурной сфере. Развитие науки и культуры Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
2.5. Изменения во внешнеполитической концепции Советского государства после смерти И. В. Сталина. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Консультация по разделу 2. Консультации 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Россия в 1964 – 1984 гг.
3.1. Россия в 1964 – 1984 гг. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Основные направления экономического развития Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. «Застой» в общественно-политической и культурной жизни Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Политика Ю. В. Андропова и К.У. Черненко (1982 – 1985 гг.) Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Внешняя политика Сам. работа 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
3.6. Период второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. – время застоя или расцвета социализма в СССР? Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Консультация по разделу 3. Консультации 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Россия в 1985 – 1991 гг.
4.1. Россия в 1985 – 1991 гг. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Изменения в социально-экономической жизни Сам. работа 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Особенности общественной и культурной сферы Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
4.4. Особенности внешнеполитического курса М.С. Горбачева Сам. работа 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Консультация по разделу 4. Консультации 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Россия в 1990-е – 2000-е гг.
5.1. Формирование и развитие новой политической системы России в 1990-2000-е гг. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Формирование и развитие новой политической системы России в 1990-2000-е гг. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
5.3. Экономические преобразования в России в 1990-е – 2000-е гг. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.4. Культура России в 1990 – 2000-е гг. Сам. работа 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
5.5. Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. Сам. работа 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.6. Консультация по разделу 5. Консультации 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.7. Подготовка к экзамену. Изучение литературы по курсу. Сам. работа 8 29 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9800

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Какая реформа проводилась в СССР в декабре 1947 года одновременно с отменой карточек?
а) реформа по переселению;
б) продовольственная;
в) денежная;
г) жилищная.
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 2. Кампания по борьбе с этим явлением началась в 1949 году. Сторонников этих идей – «граждан мира» - в СССР называли «не патриотами»:
а) ликбез;
б) продовольственная программа;
в) андеграунд;
г) космополитизм.
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 3. Журнал, который, наряду с журналом «Ленинград», был упомянут в названии известного постановления ЦК ВКП(б), принятого в августе 1946 года:
а) Звезда;
б) Мурзилка;
в) Огонёк;
г) Москва.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 4. Выберите фамилию советского академика, агронома и биолога, пользовавшегося поддержкой И.В. Сталина, участвовавшего в разгроме классической генетики:
а) Зощенко;
б) Лысенко;
в) Косыгин;
г) Андропов.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 5. Решительное противостояние двух систем - социалистического лагеря и капиталистического Западного мира, проходившее в период с 1946 года до конца 1980-х гг. без прямого применения военной силы:
а) Холодная война
б) Битва за Москву
в) Геноцид
г) Карибский кризис
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 6. В каком году появилась Организация Варшавского договора:
а) 1945
б) 1965
в) 1970
г) 1955
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 7. Выберите фамилию советского государственного деятеля, который в августе 1953 года заявил о необходимости ускоренного развития в экономике отраслей группы «Б» (производство товаров народного потребления):
а) Хрущев
б) Сталин
в) Маленков
г) Берия
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 8. В 1957 году Н.С. Хрущев предложил решительно децентрализовать управление народным хозяйством, передав ряд функций министерств территориальным органам. Как назывались эти органы?
а) колхозы
б) совнархозы
в) кооперативы
г) МТС
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 9. Выберите единственно неверное утверждение:
а) У. Черчилль – премьер-министр Великобритании
б) Д. Эйзенхауэр – министр финансов Соединенных Штатов Америки
в) И. В. Сталин – генеральный секретарь ЦК КПСС
г) И. Б. Тито – лидер Югославии
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 10. Какой по счету Всемирный фестиваль молодёжи и студентов — молодёжный международный фестиваль - открылся 28 июля 1957 года в Москве? Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля — «За мир и дружбу».
Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
а) первый
б) шестой
в) десятый
г) двадцатый
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 11. Город, в котором в 1962 году произошли трагические события – массовый митинг, начавшийся из-за недовольства народа повышением розничных цен на продовольствие, закончился расстрелом митингующих.
а) Москва
б) Новочеркасск
в) Тюмень
г) Барнаул
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 12. Укажите правильную аббревиатуру следующему определению: «Железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток СССР. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. В 1930-х гг. на её строительство были брошены силы заключённых ГУЛАГа. В 1958 году строительство приостановилось почти на 10 лет. После возобновления работ в 1974 году на стройку была привлечена молодёжь (комсомол)».
а) БАМ
б) ВЛКСМ
в) ВАЗ
г) ГЭС
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 13. Выберите единственно верное утверждение:
а) Фултонская речь У. Черчилля – 1951 год
б) Выдвинут План Маршалла – 1947 год
в) Начало советско-югославского конфликта – 1945 год
г) Создание ФРГ и ГДР – 1981 год
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. К основным признакам тоталитарного режима не относится:
а) децентрализация власти;
б) монополия на контроль за личной жизнью граждан;
в) подмена личных интересов общественными;
г) централизованная плановая экономика;
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 15. Неофициальное обозначение периода в истории СССР середины 1950-х – начала 1960-х гг., который характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности:
а) сталинизм;
б) перестройка;
в) оттепель;
г) десталинизация.
ОТВЕТ:в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Прочитайте определение и дайте ему определение.
«Экономические планы, предполагавшие быстрое развитие экономики Советского Союза, разрабатывавшиеся централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом – Госпланом СССР. После окончания Великой Отечественной войны такой план в СССР был разработан уже в четвертый раз, в нем ставились задачи восстановления и развития народного хозяйства СССР в 1946-1950 годах».
ОТВЕТ: Пятилетка

ВОПРОС 2: Это выражение впервые употребил в своей речи У. Черчилль, обвиняя СССР в том, что Восточная Европа после Второй мировой войны оказалась отгороженной от Западной Европы. Вставьте пропущенное словосочетание: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «__________»».
ОТВЕТ: Железный занавес

ВОПРОС 3: Прочитайте отрывок и определите о какой сельскохозяйственной культуре идет речь: «Стремясь быстро обеспечить страну зерном, Н.С. Хрущев по примеру США увлекся внедрением этой сельскохозяйственной культуры, дающей, по его мнению, высокие урожаи. С 1955 года посевы этой культуры в СССР стали быстро расширяться, вытесняя традиционные зерновые культуры и кормовые травы».
ОТВЕТ: кукуруза

ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– сельскохозяйственные угодья, ранее использовавшиеся как пашня, но необрабатываемые длительный период времени? В 1954 году Н.С. Хрущев обратился в ЦК с запиской, в которой отметил нехватку хлеба в стране и предложил резко увеличить производство зерна путем распашки этих земель в Казахстане, Западной Сибири, в Поволжье и на Урале.
ОТВЕТ: залежные земли

ВОПРОС 5: Прочитайте отрывок и определите о каких хозяйствах идёт речь: «С 1958 года в СССР началось наступление на эти личные хозяйства колхозников, рабочих и служащих. Размеры приусадебных участков были уменьшены. Рабочих и служащих совхозов заставляли продать личный скот своим предприятиям».
ОТВЕТ: подсобные

ВОПРОС 6: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– кампания, проводимая Н.С. Хрущевым, характеризовавшаяся обострением борьбы с религией в СССР, пик которой пришёлся на 1958—1964 годы.
ОТВЕТ: антирелигиозная кампания

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– изменение (уменьшение) номинальной стоимости денежных знаков, проведённое в 1960—1961 годах в СССР? 1 рубль «старыми» деньгами обменивался на 10 копеек «новыми». Одновременно были уменьшены в 10 раз все цены, зарплаты, налоговые и иные платежи, вклады в сберкассах.
ОТВЕТ: деноминация

ВОПРОС 8: Определите автора высказывания: ««Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелых испытаний ее возглавлял гений и непоколебимый полководец И. В. Сталин. Он был выдающейся личностью, импонирующей жестокому времени, в котором протекала его жизнь... В его произведениях всегда звучала исполинская сила. Эта сила настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов... Он был непревзойденным мастером находить в трудную минуту путь выхода из самого безвыходного положения... Сталин был величайшим, не имеющим себе равных диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием. Нет! Что бы ни говорили о нем, таких история и народы не забывают».»
ОТВЕТ: Уинстон Черчилль

ВОПРОС 9: Перечислите основные серии судебных процессов в послевоенный период.
ОТВЕТ: Ленинградское дело, Мингрельское дело, Дело врачей-отравителей, дело авиаторов.

ВОПРОС 10: Вставьте пропущенное слово: «В начале 1950-х гг. Н.С. Хрущев предлагал создать ____________, жители которых, работая в общественном сельском хозяйстве, будут пользоваться городским бытовым комфортом. Личное хозяйство в них не предусматривалось. И.В. Сталин счел эту идею преждевременной».
ОТВЕТ: агрогорода

ВОПРОС 11:Прочитайте отрывок и дайте ему определение.
«Принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации».
ОТВЕТ: Самоокупаемость

ВОПРОС 12:Какое название получила Конституция 1977 года?
ОТВЕТ: Конституция «развитого социализма».

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод расчёта расходов и доходов на государственном предприятии в условиях плановой экономики в 1960-1980 годах в СССР, предполагавший финансовую самостоятельность предприятия, хотя и ограниченную хозяйственными органами СССР.
ОТВЕТ: хозрасчёт

ВОПРОС 14: Определите о ком идет речь в данном отрывке: «Его реформы напрямую касались и устройства государственного аппарата. В частности, он заметно сократил численность аппарата государственного секретаря. 19 министров лишились работы, произошло переизбрание новых лиц коммунистической партии на самые ответственные посты. Также он привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук. Важным полем деятельности является борьба с коррупцией (икорное дело, хлопковое дело, дело Щелокова)».
ОТВЕТ: Ю.В. Андропов.

ВОПРОС 15: Вставьте пропущенное слово: «Восстановление тяжелой промышленности велось _____________ методами, связанными с количественным увеличением ресурсов. Привлекались новые сырьевые ресурсы и дополнительные рабочие руки (в годы четвертой пятилетки в промышленность и на стройки пришли 8,5 млн новых рабочих, главным образом, неквалифицированных)».
ОТВЕТ: экстенсивными

ВОПРОС 16: Определите о ком повествует высказывание, приведенное в марте 1984 года в Парижской газете «Русская мысль» опубликовала слова: «У него самой примечательной чертой является отсутствие всякой примечательности».
ОТВЕТ: К.У. Черненко

ВОПРОС 17: Определите о ком повествует высказывание: «Он весь соткан из обаяния, и этого было достаточно, чтобы с первых появлений на экране и на улице завоевать симпатии».
ОТВЕТ: М.С. Горбачев

ВОПРОС 18: Что предполагала задача трёх «де» в брошюре «Что делать?», опубликованной экономистом А. Поповым в ноябре 1990 г.
ОТВЕТ: декоммунизацию, десоветизацию, дефедерализацию.

ВОПРОС 19: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– процесс принятия союзными республиками и автономиями в составе СССР и РСФСР деклараций о государственном суверенитете в 1988—1991 годах.
ОТВЕТ: парад суверенитетов

ВОПРОС 20: Завершите утверждение: «25 декабря Верховным Советом РСФСР был утверждён и вступил в силу Закон РСФСР «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Было установлено новое название государства – ______________________».
ОТВЕТ: Российская Федерация (Россия).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы итогового эссе:
1. Общее и особенное в тоталитарных режимах СССР и Германии.
2. Общее и особенное в экономической политике советского государства в довоенный и послевоенный периоды.
3. Особенности политических репрессий послевоенного периода.
4. Причины противоречивости политики десталинизации во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.
5. Причины краха экономической реформы 1965 г.
6. Л. И. Брежнев и его окружение. Усиление консервативных тенденций в политической жизни страны
7. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития
8. Объективные и субъективные факторы распада СССР.
9. Научные и технические достижения во второй половине 1950-х – начале 1990-х гг.
10. Достижения и просчеты внешнеполитического курса М. С. Горбачева.
11. Достижения и недостатки рыночных преобразований в России в 1990-е годы.
12. Принципиальные отличия Конституции РФ 1993 г. от Конституции СССР 1977 г.
13. Особенности внутренней политики В. В. Путина.
14. Развитие Российской Федерации на рубеже XX - XXI вв. Проблемы и перспективы
15. Трактовка социальной роли женщины в советской идеологии и культуре советского периода
16. Организация физкультуры и спорта в СССР. Выдающиеся спортсмены советского периода и их достижения.
17. Официальная, полуофициальная, неофициальная культура советского периода.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Ходяков Новейшая история России (1914-2015) : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/56297188-3E70-40D5-A674-45F8195DD11A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
Л2.2 Девлетов, О.У. Курс отечественной истории: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "Современная история России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/
2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/
3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
4. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
5. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/
6. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html
7. История государства: http://statehistory.ru/list/
8. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/
9. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
10. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
11. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.