Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История России и всеобщая история |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История_ИРиВИ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Консультации | 30 | 30 | 30 | 30 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов комплексного представления об экономическом, политическом и культурном развитии России во второй половине ХХ – начале ХХI вв., ее месте и роли в мировой политике на различных исторических этапах, систематизированных знаний об основных закономерностях, тенденциях и особенностях исторического процесса в советский и постсоветский периоды; понимания степени влияния государственного аппарата, общества, политических партий, национального и личностного фактора на общественный прогресс; представления об уровне изученности базовых проблем истории советской и постсоветской России; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса |
ПК-1.1 | Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах |
ПК-1.3 | Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторического периода, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Россия в 1945 – 1953 гг. | ||||||
1.1. | Россия в 1945 – 1953 гг. Вводная лекция. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Ужесточение политического режима и идеологического контроля. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Восстановление и развитие экономики страны | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | «Холодная война»: истоки, основные этапы, последствия | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Апогей сталинизма и общественное развитие | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
1.6. | Россия в 1945 – 1953 гг. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Консультация по разделу 1. | Консультации | 8 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Россия в 1953 – 1964 гг. | ||||||
2.1. | Россия в 1953 – 1964 гг. Десталинизация | Лекции | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Основные направления экономического развития | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Оттепель в общественной и культурной сфере. Социальная политика. | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | «Оттепель» в общественной и культурной сфере. Развитие науки и культуры | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
2.5. | Изменения во внешнеполитической концепции Советского государства после смерти И. В. Сталина. | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Консультация по разделу 2. | Консультации | 8 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Россия в 1964 – 1984 гг. | ||||||
3.1. | Россия в 1964 – 1984 гг. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Основные направления экономического развития | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | «Застой» в общественно-политической и культурной жизни | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Политика Ю. В. Андропова и К.У. Черненко (1982 – 1985 гг.) | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Внешняя политика | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
3.6. | Период второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. – время застоя или расцвета социализма в СССР? | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.7. | Консультация по разделу 3. | Консультации | 8 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Россия в 1985 – 1991 гг. | ||||||
4.1. | Россия в 1985 – 1991 гг. | Лекции | 8 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Изменения в социально-экономической жизни | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Особенности общественной и культурной сферы | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
4.4. | Особенности внешнеполитического курса М.С. Горбачева | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Консультация по разделу 4. | Консультации | 8 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Россия в 1990-е – 2000-е гг. | ||||||
5.1. | Формирование и развитие новой политической системы России в 1990-2000-е гг. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Формирование и развитие новой политической системы России в 1990-2000-е гг. | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
5.3. | Экономические преобразования в России в 1990-е – 2000-е гг. | Практические | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.4. | Культура России в 1990 – 2000-е гг. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | |
5.5. | Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.6. | Консультация по разделу 5. | Консультации | 8 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.7. | Подготовка к экзамену. Изучение литературы по курсу. | Сам. работа | 8 | 29 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9800 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Какая реформа проводилась в СССР в декабре 1947 года одновременно с отменой карточек? а) реформа по переселению; б) продовольственная; в) денежная; г) жилищная. ОТВЕТ: в ВОПРОС 2. Кампания по борьбе с этим явлением началась в 1949 году. Сторонников этих идей – «граждан мира» - в СССР называли «не патриотами»: а) ликбез; б) продовольственная программа; в) андеграунд; г) космополитизм. ОТВЕТ: г ВОПРОС 3. Журнал, который, наряду с журналом «Ленинград», был упомянут в названии известного постановления ЦК ВКП(б), принятого в августе 1946 года: а) Звезда; б) Мурзилка; в) Огонёк; г) Москва. ОТВЕТ: а ВОПРОС 4. Выберите фамилию советского академика, агронома и биолога, пользовавшегося поддержкой И.В. Сталина, участвовавшего в разгроме классической генетики: а) Зощенко; б) Лысенко; в) Косыгин; г) Андропов. ОТВЕТ: б ВОПРОС 5. Решительное противостояние двух систем - социалистического лагеря и капиталистического Западного мира, проходившее в период с 1946 года до конца 1980-х гг. без прямого применения военной силы: а) Холодная война б) Битва за Москву в) Геноцид г) Карибский кризис ОТВЕТ: а ВОПРОС 6. В каком году появилась Организация Варшавского договора: а) 1945 б) 1965 в) 1970 г) 1955 ОТВЕТ: г ВОПРОС 7. Выберите фамилию советского государственного деятеля, который в августе 1953 года заявил о необходимости ускоренного развития в экономике отраслей группы «Б» (производство товаров народного потребления): а) Хрущев б) Сталин в) Маленков г) Берия ОТВЕТ: в ВОПРОС 8. В 1957 году Н.С. Хрущев предложил решительно децентрализовать управление народным хозяйством, передав ряд функций министерств территориальным органам. Как назывались эти органы? а) колхозы б) совнархозы в) кооперативы г) МТС ОТВЕТ: б ВОПРОС 9. Выберите единственно неверное утверждение: а) У. Черчилль – премьер-министр Великобритании б) Д. Эйзенхауэр – министр финансов Соединенных Штатов Америки в) И. В. Сталин – генеральный секретарь ЦК КПСС г) И. Б. Тито – лидер Югославии ОТВЕТ: б ВОПРОС 10. Какой по счету Всемирный фестиваль молодёжи и студентов — молодёжный международный фестиваль - открылся 28 июля 1957 года в Москве? Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля — «За мир и дружбу». Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний: а) первый б) шестой в) десятый г) двадцатый ОТВЕТ: б ВОПРОС 11. Город, в котором в 1962 году произошли трагические события – массовый митинг, начавшийся из-за недовольства народа повышением розничных цен на продовольствие, закончился расстрелом митингующих. а) Москва б) Новочеркасск в) Тюмень г) Барнаул ОТВЕТ: б ВОПРОС 12. Укажите правильную аббревиатуру следующему определению: «Железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток СССР. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. В 1930-х гг. на её строительство были брошены силы заключённых ГУЛАГа. В 1958 году строительство приостановилось почти на 10 лет. После возобновления работ в 1974 году на стройку была привлечена молодёжь (комсомол)». а) БАМ б) ВЛКСМ в) ВАЗ г) ГЭС ОТВЕТ: а ВОПРОС 13. Выберите единственно верное утверждение: а) Фултонская речь У. Черчилля – 1951 год б) Выдвинут План Маршалла – 1947 год в) Начало советско-югославского конфликта – 1945 год г) Создание ФРГ и ГДР – 1981 год ОТВЕТ: б ВОПРОС 14. К основным признакам тоталитарного режима не относится: а) децентрализация власти; б) монополия на контроль за личной жизнью граждан; в) подмена личных интересов общественными; г) централизованная плановая экономика; ОТВЕТ: а ВОПРОС 15. Неофициальное обозначение периода в истории СССР середины 1950-х – начала 1960-х гг., который характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности: а) сталинизм; б) перестройка; в) оттепель; г) десталинизация. ОТВЕТ:в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1:Прочитайте определение и дайте ему определение. «Экономические планы, предполагавшие быстрое развитие экономики Советского Союза, разрабатывавшиеся централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом – Госпланом СССР. После окончания Великой Отечественной войны такой план в СССР был разработан уже в четвертый раз, в нем ставились задачи восстановления и развития народного хозяйства СССР в 1946-1950 годах». ОТВЕТ: Пятилетка ВОПРОС 2: Это выражение впервые употребил в своей речи У. Черчилль, обвиняя СССР в том, что Восточная Европа после Второй мировой войны оказалась отгороженной от Западной Европы. Вставьте пропущенное словосочетание: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «__________»». ОТВЕТ: Железный занавес ВОПРОС 3: Прочитайте отрывок и определите о какой сельскохозяйственной культуре идет речь: «Стремясь быстро обеспечить страну зерном, Н.С. Хрущев по примеру США увлекся внедрением этой сельскохозяйственной культуры, дающей, по его мнению, высокие урожаи. С 1955 года посевы этой культуры в СССР стали быстро расширяться, вытесняя традиционные зерновые культуры и кормовые травы». ОТВЕТ: кукуруза ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– сельскохозяйственные угодья, ранее использовавшиеся как пашня, но необрабатываемые длительный период времени? В 1954 году Н.С. Хрущев обратился в ЦК с запиской, в которой отметил нехватку хлеба в стране и предложил резко увеличить производство зерна путем распашки этих земель в Казахстане, Западной Сибири, в Поволжье и на Урале. ОТВЕТ: залежные земли ВОПРОС 5: Прочитайте отрывок и определите о каких хозяйствах идёт речь: «С 1958 года в СССР началось наступление на эти личные хозяйства колхозников, рабочих и служащих. Размеры приусадебных участков были уменьшены. Рабочих и служащих совхозов заставляли продать личный скот своим предприятиям». ОТВЕТ: подсобные ВОПРОС 6: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– кампания, проводимая Н.С. Хрущевым, характеризовавшаяся обострением борьбы с религией в СССР, пик которой пришёлся на 1958—1964 годы. ОТВЕТ: антирелигиозная кампания ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– изменение (уменьшение) номинальной стоимости денежных знаков, проведённое в 1960—1961 годах в СССР? 1 рубль «старыми» деньгами обменивался на 10 копеек «новыми». Одновременно были уменьшены в 10 раз все цены, зарплаты, налоговые и иные платежи, вклады в сберкассах. ОТВЕТ: деноминация ВОПРОС 8: Определите автора высказывания: ««Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелых испытаний ее возглавлял гений и непоколебимый полководец И. В. Сталин. Он был выдающейся личностью, импонирующей жестокому времени, в котором протекала его жизнь... В его произведениях всегда звучала исполинская сила. Эта сила настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов... Он был непревзойденным мастером находить в трудную минуту путь выхода из самого безвыходного положения... Сталин был величайшим, не имеющим себе равных диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием. Нет! Что бы ни говорили о нем, таких история и народы не забывают».» ОТВЕТ: Уинстон Черчилль ВОПРОС 9: Перечислите основные серии судебных процессов в послевоенный период. ОТВЕТ: Ленинградское дело, Мингрельское дело, Дело врачей-отравителей, дело авиаторов. ВОПРОС 10: Вставьте пропущенное слово: «В начале 1950-х гг. Н.С. Хрущев предлагал создать ____________, жители которых, работая в общественном сельском хозяйстве, будут пользоваться городским бытовым комфортом. Личное хозяйство в них не предусматривалось. И.В. Сталин счел эту идею преждевременной». ОТВЕТ: агрогорода ВОПРОС 11:Прочитайте отрывок и дайте ему определение. «Принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации». ОТВЕТ: Самоокупаемость ВОПРОС 12:Какое название получила Конституция 1977 года? ОТВЕТ: Конституция «развитого социализма». ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод расчёта расходов и доходов на государственном предприятии в условиях плановой экономики в 1960-1980 годах в СССР, предполагавший финансовую самостоятельность предприятия, хотя и ограниченную хозяйственными органами СССР. ОТВЕТ: хозрасчёт ВОПРОС 14: Определите о ком идет речь в данном отрывке: «Его реформы напрямую касались и устройства государственного аппарата. В частности, он заметно сократил численность аппарата государственного секретаря. 19 министров лишились работы, произошло переизбрание новых лиц коммунистической партии на самые ответственные посты. Также он привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук. Важным полем деятельности является борьба с коррупцией (икорное дело, хлопковое дело, дело Щелокова)». ОТВЕТ: Ю.В. Андропов. ВОПРОС 15: Вставьте пропущенное слово: «Восстановление тяжелой промышленности велось _____________ методами, связанными с количественным увеличением ресурсов. Привлекались новые сырьевые ресурсы и дополнительные рабочие руки (в годы четвертой пятилетки в промышленность и на стройки пришли 8,5 млн новых рабочих, главным образом, неквалифицированных)». ОТВЕТ: экстенсивными ВОПРОС 16: Определите о ком повествует высказывание, приведенное в марте 1984 года в Парижской газете «Русская мысль» опубликовала слова: «У него самой примечательной чертой является отсутствие всякой примечательности». ОТВЕТ: К.У. Черненко ВОПРОС 17: Определите о ком повествует высказывание: «Он весь соткан из обаяния, и этого было достаточно, чтобы с первых появлений на экране и на улице завоевать симпатии». ОТВЕТ: М.С. Горбачев ВОПРОС 18: Что предполагала задача трёх «де» в брошюре «Что делать?», опубликованной экономистом А. Поповым в ноябре 1990 г. ОТВЕТ: декоммунизацию, десоветизацию, дефедерализацию. ВОПРОС 19: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– процесс принятия союзными республиками и автономиями в составе СССР и РСФСР деклараций о государственном суверенитете в 1988—1991 годах. ОТВЕТ: парад суверенитетов ВОПРОС 20: Завершите утверждение: «25 декабря Верховным Советом РСФСР был утверждён и вступил в силу Закон РСФСР «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Было установлено новое название государства – ______________________». ОТВЕТ: Российская Федерация (Россия). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы итогового эссе: 1. Общее и особенное в тоталитарных режимах СССР и Германии. 2. Общее и особенное в экономической политике советского государства в довоенный и послевоенный периоды. 3. Особенности политических репрессий послевоенного периода. 4. Причины противоречивости политики десталинизации во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. 5. Причины краха экономической реформы 1965 г. 6. Л. И. Брежнев и его окружение. Усиление консервативных тенденций в политической жизни страны 7. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития 8. Объективные и субъективные факторы распада СССР. 9. Научные и технические достижения во второй половине 1950-х – начале 1990-х гг. 10. Достижения и просчеты внешнеполитического курса М. С. Горбачева. 11. Достижения и недостатки рыночных преобразований в России в 1990-е годы. 12. Принципиальные отличия Конституции РФ 1993 г. от Конституции СССР 1977 г. 13. Особенности внутренней политики В. В. Путина. 14. Развитие Российской Федерации на рубеже XX - XXI вв. Проблемы и перспективы 15. Трактовка социальной роли женщины в советской идеологии и культуре советского периода 16. Организация физкультуры и спорта в СССР. Выдающиеся спортсмены советского периода и их достижения. 17. Официальная, полуофициальная, неофициальная культура советского периода. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. В. Ходяков | Новейшая история России (1914-2015) : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/56297188-3E70-40D5-A674-45F8195DD11A |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
Л2.2 | Девлетов, О.У. | Курс отечественной истории: учебное пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Современная история России" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/ 2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/ 3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html 4. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info 5. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/ 6. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html 7. История государства: http://statehistory.ru/list/ 8. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/ 9. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm 10. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/ 11. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |