МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2023
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 112
индивидуальные консультации 80
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15,5 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 18 18 38 38
Практические 40 40 36 36 76 76
Сам. работа 17 17 95 95 112 112
Консультации 40 40 40 40 80 80
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 144 144 216 216 360 360

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Документоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение закономерностей документообразования, складывания и развития документов и систем документации, теоретических и практических проблем создания и функционирования документированной информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен применять теоретические знания для решения поставленных задач в области документоведения и архивоведения;
ОПК-3.1 Владеет теоретическими знаниями для решения поставленных задач в научно-исследовательской, организационноуправленческой и проектной деятельности.
ОПК-3.2 Умеет применять теоретические знания в области документоведения и архивоведения для решения поставленных в профессиональной сфере задач.
ОПК-4Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает основные информационно-коммуникационные технологии в сфере профессиональной деятельности.
ОПК-4.2 Умеет применять базовые приемы и методы информационно-коммуникационных технологий для поиска и обработки информации.
ОПК-4.3 Владеет основными прикладными программами в сфере профессиональной деятельности.
ОПК-5Способен самостоятельно работать с различными источниками информации и применять основы информационно-аналитической деятельности при решении профессиональных задач.
ОПК-5.1 Знает основы информационной культуры для работы с различными видами документов, в том числе электронных.
ОПК-5.2 Умеет осуществлять анализ данных при решении профессиональных задач.
ОПК-5.3 Владеет навыками документной и архивной эвристики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития документоведения;
историю развития документа и его сущность;
виды социальной информации;
основные разновидности материальных носителей информации;
способы документирования;
структуру документов.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать основные проблемы документоведения;
анализировать документную информацию;
создавать различными способами документы и работать с ними;
распознавать фальсифицированные документы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками создания различными способами документов;
опытом работы с различными видами и формами документов/документных систем/документных ресурсов;
навыками анализа документов, систем документации, документных ресурсов (массивов) и документной коммуникационной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Документоведение как научная дисциплина. История документоведения.
1.1. Документоведение как научная дисциплина. История документоведения. Лекции 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.2. Документоведение как научная дисциплина. История документоведения. Практические 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.3. Документоведение как научная дисциплина. История документоведения. Консультации 1 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Понятие «документ». Документ: признаки, свойства и функции
2.1. Понятие «документ». Документ: признаки, свойства и функции Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.2. История документа Практические 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.3. Документ как система: признаки, свойства, функции Практические 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.4. Понятие «документ». Документ: признаки, свойства и функции Консультации 1 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Информационная составляющая документа
3.1. Информационная составляющая документа Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
3.2. Информационная составляющая документа. Информационные барьеры Практические 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
3.3. Информационная составляющая документа Консультации 1 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Материальная составляющая документа. Форма материального носителя информации
4.1. Материальная составляющая документа. Форма материального носителя информации Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
4.2. Материальные носители информации. Форма материальных носителей Практические 1 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Кодирование информации
5.1. Кодирование информации. Язык. Знаковый метод кодирования информации. Документ как знаковая система. Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 6. Способы документирования
6.1. Способы документирования Лекции 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
6.2. Способы документирования Практические 1 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
6.3. Способы документирования Консультации 1 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Структура документа
7.1. Внутренняя и внешняя структура документа. Реквизиты. Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
7.2. Внутренняя и внешняя структура документа. Реквизиты. Практические 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
7.3. Внутренняя и внешняя структура документа. Реквизиты. Консультации 1 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Классификация документов. Документная коммуникация.
8.1. Документная коммуникация Практические 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
8.2. Изучение литературы и источников по основным темам курса. Сам. работа 1 17 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
8.3. Классификация документов Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 9. Реквизиты официальных документов.
9.1. Появление и развитие реквизитов официальных документов (исторический аспект). Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
9.2. Появление и развитие реквизитов официальных документов (исторический аспект). Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
9.3. Появление и развитие реквизитов официальных документов (исторический аспект). Консультации 2 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1
9.4. Реквизиты официального документа на современном этапе. Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
9.5. Реквизиты официального документа на современном этапе. Практические 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 10. Формуляр документа.
10.1. Формуляр документа. Правила составления и оформления документов. Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
10.2. Формуляр документа. Правила составления и оформления документов. Практические 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
10.3. Формуляр документа. Правила составления и оформления документов. Консультации 2 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Документообразующие признаки документа. Фальсификация документов.
11.1. Документообразующие признаки документа. Фальсификация документов. Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
11.2. Документообразующие признаки документа. Фальсификация документов. Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 12. Системы документации. Документные ресурсы и массивы.
12.1. Системы документации Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
12.2. Системы документации Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
12.3. Документные ресурсы и массивы Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 13. Регламентация процессов документирования
13.1. Регламентация процессов документирования Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
13.2. Регламентация процессов документирования Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
13.3. Изучение литературы и источников по основным темам курса. Сам. работа 2 95 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2606.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3. Способен применять теоретические знания для решения поставленных задач в области документоведения и архивоведения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Основоположником документационной науки является ...
1. Поль Отле
2. Николай Варадинов
3. Жан Мобильон
4. Жозеф Нисефор Ньепс
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 2. Информацией документа называется ...
1. информация, основанная на документах.
2. вся информация, которую можно получить от документа.
3. информация о документе, как о физическом объекте.
4. социальная информация.
Ответ: 2.

Вопрос 3. Поль Отле впервые ввел в научный оборот понятие
1. документ.
2. документоведение.
3. носитель информации.
4. материальная основа документа.
Ответ: 1.

Вопрос. 4. Экземпляр документа, составленный взамен отсутствующего (утерянного) подлинника и имеющий одинаковую с ним юридическую силу
1. дубликат
2. оригинал
3. копия
4. выписка
Ответ: 1

Вопрос 5. Какой реквизит придает юридическую силу электронному документу?
1. электронная печать
2. электронная подпись
3. дата
4. QR-код
Ответ: 2

Вопрос 6. К ручным пишущим средствам не относится
1. калам
2. стило
3. фотограф
4. перо
Ответ: 3.

Вопрос 7. Какой тип письма является наиболее древним?
1. пиктографическое
2. силлабическое
3. алфавитное
4. фонемографическое
Ответ: 1.

Вопрос 8. Кто сделал первое в мире фотографическое изображение?
1. Л.-Ж.М. Дагер
2. О.Ле Пренс
3. Т. Юнг
4. Ж.Н. Ньепс
Ответ: 4.

Вопрос 9. В какой стране была изобретена бумага?
1. Китай
2. Россия
3. Египет
4. Индия
Ответ: 1.

Вопрос 10. Какая функция документа не относится к общим?
1. информационная
2. коммуникативная
3. кумулятивная
4. управленческая
Ответ: 4.

Вопрос 11. В зависимости от материальной основы документы делятся на две большие группы
1. естественные и искусственные
2. полимерные и бумажные
3. листовые и пленочные
4. бумажные и электронные
Ответ: 1.

Вопрос 12. К элементам внешней структуры документа относится
1. заглавие (название) документа
2. форзац
3. содержание
4. вспомогательный указатель
Ответ: 2.

Вопрос 13. Какой документ относится к распорядительным?
1. решение
2. устав
3. договор
4. акт
Ответ: 1.

Вопрос 14. Датой приказа является
1. дата утверждения
2. дата написания текста приказа
3. дата подписания приказа
4. дата события (факта), о котором идет речь в тексте приказа
Ответ: 3.

Вопрос 15. Законодательный акт дореволюционной России, определивший порядок делопроизводства в коллегиях
1. Генеральный регламент 1720 г.
2. Соборное уложение 1649 г.
3. Судебник 1497 г.
4. Манифест об «Общем учреждении министерств» 1811 г
Ответ 1.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите 3 основных свойства документа.
Ответ: атрибутивность, функциональность, структурность.
2. Документ - это
Ответ: зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
3. Назовите этапы текстового документирования.
Ответ: пиктографическое; идеографическое; слоговое; алфавитное.
4. Что является датой официального документа?
Ответ: дате подписания или утверждения документа, или дата события, зафиксированного в документе.
5. Что включает в себя реквизит "подпись"?
Ответ: наименование должности лица, подписывающего документ, его собственноручную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия).
6. Назовите среды существования документов?
Ответ: оперативная, ретроспективная и перспективная.
7. Одним из важнейших показателей качества и свойств документированной информации выступает релевантность. Что означает данное свойство?
Ответ: способность информации соответствовать запросам, нуждам, требованиям потребителя (общества).
8. В исследовательской литературе выделяется до десяти и более информационных барьеров. Н.С. Ларьков выделил 11 наиболее значимых информационных барьеров. Назовите их.
Ответ: пространственные (географические); временные (исторические); государственно-политические, режимные; ведомственные (бюрократические); экономические; технические; семантические (терминологические); языковые (национально-языковые); идеологические; психологические.
9. Одним из признаков документа является наличие смыслового семантического содержания. Поясните, в чем суть данного признака.
Ответ: документ — носитель смысла, который передается знаками. Совокупность последовательных знаков, которые передают смысл, содержание документа (сообщение), является его обязательным признаком.
10. По области возникновения выделяют три вида информации. Назовите их и поясните каждый вид.
Ответ: элементарная — информация, циркулирующая в неживой природе; биологическая — циркулирующая в живой природе; социальная — осмысленная человеческим обществом.
11. ...- многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально отобранных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: бумага.
12.Какое письмо стало родоначальником всех видов алфавитного письма?
Ответ: финикийское.
13. Назовите две основные системы стенографии.
Ответ: геометрическая и курсивная.
14. Назовите фамилию французского художника-декоратора, который впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на галоген-серебряном слое.
Ответ: Дагер.
15. Дайте определение документоведению.
Ответ: наука о документе и документно-коммуникационной деятельности
16. ...- первый или единственный экземпляр документа. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: подлинник.
17. В основу классификации какой системы положено разделение документов по функциям?
Ответ: функциональной.
18. Наименование вида документа указывается на всех документах, за исключением ... . Вставьте наименование документа.
Ответ: деловых (служебных) писем.
19. Какой бланк используется для изготовления любых видов документов, кроме делового (служебного) письма?
Ответ: общий бланк.
20. Какая форма документов была характерная для приказного делопроизводства?
Ответ: столбцовая.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В каком веке было получено первое в мире фотографическое изображение?
1. XV в.
2. XVIII в.
3. XIX в.
4. XX в.
Ответ:3.

Вопрос 2. Документ, созданный фотографическим способом
1. Фотодокумент
2. Аудиовизуальный документ.
3. Визуальный документ.
4. Картографический документ.
Ответ: 1.

Вопрос 3. Кто в России первые получил в 1839 г. фотографические изображения?
1. Тальбот.
2. Фрицше.
3. Дагер.
4. Юнг.
Ответ:2.

Вопрос 4. В каком веке появились фотоаппараты для моментальной фотосъёмки?
1. XVIII.
2. XIX.
3. XX.
4. XXI.
Ответ: 3.

Вопрос 5. Документ в виде микроформы на непрозрачном форматном материале, полученный копированием на фотобумагу или микроофсетной печатью

1. Видеофильм.
2. Граммофонная пластинка.
3. Пленка.
4. Микрокарта.
Ответ: 4.

Вопрос 6. Что было снято на первой в России киносъемке?
1. Полет человека в космос.
2. Восстание декабристов.
3. Коронация Николая II.
4. Октябрьская революция 1917 г.
Ответ: 3.

Вопрос 7. В каком веке впервые была применена механическая запись информации для составления перфокарт?
1. XVIII.
2. XIX.
3. XX.
4. XXI.
Ответ: 1.

Вопрос 8. Назовите способ записи информации на аудио-компакт-кассету.
1. Магнитный.
2. Механический.
3. Электронный.
4. Цифровой.
Ответ: 1.

Вопрос 9. Периферийное устройство персонального компьютера является принтер, позволяющее получить твёрдую копию документа из памяти компьютера
1. Сканер.
2. Принтер.
3. Факс.
4. Системный блок.
Ответ: 2.

Вопрос 10. Какой разновидности водяного знака не существует?
1. Миллионный.
2. Одноуровневый.
3. Двухуровневый.
4. Трехуровневый.
Ответ: 1.

Вопрос 11. Назовите способ записи информации на дискету?
1. Магнитный.
2. Механический.
3. Оптический.
4. Лазерный.
Ответ: 1.

Вопрос 12. Что из перечисленного относится к техническому документирование?
1. План здания.
2. Книга сказок.
3. Фотография в паспорте.
4. Рисунок охоты на скале.
Ответ: 1.

Вопрос 13. Разновидностью черновика является …
1. Подлинник
2. Дубликат
3. Оригинал
4. Фальсификат
Ответ: 2

Вопрос 14. Метод фальсификации документов, при котором подделка создается технологическими методами, идентичными или максимально близкими к методам изготовления оригинала.
1. Аналоговый
2. Цифровой
3. Электронный.
4. Механический
Ответ: 1

Вопрос 15. Как называется способ записи информации, осуществляемый путем нагревания носителя записи?
1. Электро-фотографический
2. Фотографический
3. Магнитный
4. Механический

Ответ:4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Запись информации на различных носителях по установленным правилам - это ...
Ответ: документирование.
2. Микроформа на рулонной светочувствительной плёнке с последовательным расположением кадров в один или два ряда - это ...
Ответ: микрофильм.
3. Продолжите фразу: "Чем короче код, тем ... ..."
Ответ: длиннее текст.
4. Какое событие было запечатлено на первом в мире кинопоказе братьев Люмьер в 1895 г.?
Ответ: прибытие поезда.
5. Назовите способ фиксации информации на грампластинку?
Ответ. механический.
6. Какое событие было снято на первой кинопленке в России?
Ответ. Коронация Николая II.
7. В какой веке были предприняты первые попытки видеозаписи?
Ответ: XX век.
8. Кто впервые закрепил следы колебаний звука на закопчённой бумаге?
Ответ: Юнг.
9. Шариковая ручка была изобретена в … веке.
Ответ: XX век.
10. На какие две разновидности подразделяются искусственные носители информации?
Ответ: бумажные и полимерные
11. Каким термином определяется свойство электронного документа, гарантирующее, что электронный документ идентичен заявленному
Ответ: аутентичность
12. Устройство, используемое для заверения подлинности подписи должностного лица посредством нанесения его оттиска на документ
Ответ: печать
13. В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97—2016 при создании документов необходимо применять … … … шрифты. Вставьте пропущенные слова.
Ответ: свободно распространяемые. бесплатные
14. Сколько официальных реквизитов утверждено в ГОСТ Р 7.0.97—2016?
Ответ: 30.
15. Для изготовления бланков документов согласно ГОСТ Р 7.0.8 используется бумага форматов … … Вставьте пропущенные слова.
Ответ:А4, А5.
16. В зависимости от расположения реквизитов устанавливается два варианта бланков. Назовите их.
Ответ: угловой, продольный
17. Назовите способы копирования документов.
Ответ: фотографический, микрофильмирование (микрофотокопирование), электрографический, цифровой.
18. Как называется копия, которая остаётся в учреждении взамен исходящего оригинала?
Ответ: отпуск.
19. Процесс преобразования бумажных документов в электронный формат с помощью специального оборудования и программного обеспечения
Ответ: сканирование
20. Какой реквизит придает юридическую силу электронному документу?
Ответ: электронная подпись.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5 Способен самостоятельно работать с различными источниками информации и применять основы информационно-аналитической деятельности при решении профессиональных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос. 1 В русский язык слово «документ» пришло во времена ...
1. Петра I.
2. Ивана IV.
3. Николая II.
Ответ. 1.
Вопрос. 2 Источниками документоведческих исследований могут выступать …
1. Любые документы, системы документации и комплексы документов
2. Только официальные документы
3. Только достоверные документы, системы документации и комплексы документов
4. Книги
Ответ. 1
Вопрос. 3 Во второй половине XVII в. во Франции появилась дипломатика, которая занималась изучением …
1. Всех публичных (общественных) документов
2. Официальных дипломов
3. Международных актов
4. Личных документов
Ответ. 1
Вопрос. 4 Кто написал в 1834 г. «Трактат о документации»?
1. Анри Лафонтен
2. Поль Отле
3. Николай Варадинов
4. Жан Мабильон
Ответ. 2
Вопрос. 5 Главная функция документа – это …
1. информационная
2. способность документа удовлетворять потребности общества
3. способность документа накапливать, концентрировать, собирать и упорядочивать информацию с целью ее сохранения для нынешнего и грядущего поколений
4. хранение и передача (распространение) информации во времени и/или пространстве.
Ответ. 4
Вопрос. 6 Сведения предназначенные для передачи в обществе
1. Документы
2. Информация
3. Социальная информация
4. Биологическая информация
Ответ. 3
Вопрос. 7
Ответ.
Вопрос. 8 По способу отражения информации человеческим сознанием выделяют
1. опубликованную и неопубликованную информацию
2. визуальную и аудиальную информацию
3. массовую и специальную информацию
4. логическую и эстетическую информацию
Ответ. 4
Вопрос. 9 Информация документа – это …
1. Вся информация, которую можно получить от документа
2. Сведения о носителе, способе закрепления сообщения
3. Информация, основанная на документах
4. Информация о носителе информации
Ответ. 1.
Вопрос. 10 Совокупность обязательных данных о документе, установленных стандартом или положением
1. Формуляр документа
2. Реквизиты документа
3. Размеры документа
4. Формат документа
Ответ. 2
Вопрос. 11 В каком документе XVIII в. подробно были расписаны структура и делопроизводственная деятельность канцелярий, вопросы регистрации документов, обязанности сотрудников?
1. Соборное уложение
2. Судебник
3. Общее учреждение министерств
4. Генеральный регламент
Ответ. 4
Вопрос. 12 Первый Государственный стандарт на термины и определения в области документоведения появились в России в …
1.1960-е гг.
2. 1970-е гг.
3. 1980-е гг.
4. 1990-е гг.
Ответ. 2
Вопрос. 13 Примером слогового (силлабического) письма является
1. Письменность Двуречья
2. Письменность Египта
3. Письменность майя
4. Письменность Греции
Ответ. 3
Вопрос. 14 К ручным пишущим средства документирования не относится
1. Стило
2. Калам
3. Карандаш
4. Ноутбук
Ответ. 4
Вопрос. 15 Совокупность документов, взаимосвязанных по признаку происхождения, назначения, вида сферы деятельности, единых требований к их оформлению
1. Комплекс документов
2. Информационный ресурс
3. Документный ресурс
4. Система документации
Ответ. 4



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Кто выделил источники документоведения «в обычае» и источники «в законе»?
Ответ : Варадинов.
2. Назовите три класса документов, которые выделил Поль Отле?
Ответ : Документы библиографические, документы графические, документы-заменители книг.
3. С точки зрения социального назначения выделяют … и … информацию. Вставьте пропущенные слова.
Ответ : Массовая и специальная.
4. Назовите формы материального носителя информации.
Ответ : листовая, кодекс, карточная, ленточная, дисковая и комбинированная форма
5. По отношению к определённой информационной среде выделяют три вида документоведческих источников.
Ответ : ретроспективные, оперативные, перспективные

6. Как называется содержание всей информации в определённой информационной системе.
Ответ : тезаурус
7. Какое название получили Паркеровские ручки
Ответ : вечное перо
8. Система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности
Ответ : унифицированная система документации
9. Обязательный элемент оформления официального документа
Ответ : реквизит
10. Проведение многоступенчатого, иерархического и дихотомического деления документов на роды, виды, подвиды, разновидности.
Ответ : классификация документов
11. Дихотомия – … деление документов одного класса на два противоположных вида. Вставьте пропущенное слово.
Ответ : последовательное
12. Какой современный термин происходит от латинского слово, обозначающее в переводе на русский язык «образец, доказательство, свидетельство»
Ответ : документ
13. Совокупность реквизитов документа, расположенных в установленной последовательности – это …
Ответ : формуляр документа
14. Каким обобщенным термином называются организация, должностное лицо или гражданин, создавшие документ
Ответ : автор документа
15. Лист бумаги или электронный шаблон с реквизитами, идентифицирующими автора официального документа
Ответ : бланк документа
16. Реквизит, обозначающий время подписания (утверждения) документа или зафиксированного в нем события
Ответ : дата документа
17. В каком случае можно не составлять заголовок к тексту?
Ответ : если текст документа не превышает 4—5 строк.
18. Место составления (издания) документа указывается во всех документах, кроме … Продолжите предложение.
Ответ : писем, записок и других внутренних информационно-справочных документов.
19. Где на документе проставляется реквизит «Гриф утверждения»
Ответ : в правом верхнем углу первого листа документа.
20. Какой реквизит свидетельствует о согласии или несогласии должностного лица (работника) с содержанием проекта документа.
Ответ : виза

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 и 2 семестров экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куняев Н.Н., Уралов Д.Н., Фабричнов А.Г. Документоведение: учебник Логос// ЭБС "Университетская библиотека online, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Неженцева Н.В. Документоведение: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3499
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Доронина Л.А. ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ : , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: В. Н. Владимиров, Н. В. Неженцева Документоведение: учеб.-метод. комплекс / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э4 Курс в Moodle "Документоведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Документоведение» посвящен изучению закономерностей документообразования, складывания и развития документов и систем документации, теоретических и практических проблем создания и функционирования документированной информации.
При изучении курса особое внимание следует обратить на роль и место документоведения в системе наук, наличие в нем признаков как гуманитарных, так и социальных наук. Очень важным является понимание значения информации в современном мире и определение и содержание понятия «информационное общество».
Изучая сущность документа, важно понять феномен документа в двух аспектах – историческом и логическом. Первый аспект выделяет происхождение документа и развитие представлений о нем, второй – особенности документа как системы. Важно понять, что документ существует в триединстве особых его идентификаторов – признаков, свойств и функций, первые из которых выражают его внешние признаки, вторые – внутренние особенности, а третьи – роль в общественной жизни и функции в системе социальной коммуникации.
При изучении информационной составляющей документа на первый план выходят свойства документированной информации, существующие в системе. Важно уяснить также, что такое информационные барьеры, и как можно их преодолеть.
Далее изучается материальная составляющая документа. Здесь речь идет о материальной основе документа, прежде всего бумаге. Вводится понятие формы носителя информации как специальной конструкции материального носителя, обеспечивающей выполнение документом его основной функции.
При изучении структуры документа главным является понимание глубоких различий между внешней и внутренней структурой документа. Первая является внешней формой, позволяющей идентифицировать документ, вторая – внутренним строением, позволяющим более эффективно искать и использовать содержащуюся в нем информацию. Особое внимание уделяется изучению реквизитов документов.
Следует иметь в виду, сто всегда очень сложно воспринимается студентами тема о способах документирования. Следует усвоить разницу между методами, способами и средствами документирования. Здесь же вводится целая система ключевых понятий, таких, как код, язык, знак, символ, письмо, письменность, шрифт и т.д. Следует иметь общее представление о такой науке, как семиотика с ее составными частями семантикой, синтактикой и прагматикой. Наконец, изучаются способы и методы записи информации.
Отдельное внимание уделяется рассмотрению основных видов классификации. Очень важно понять, почему до сих пор в мире не сложилось единой системы классификации документов, и возможно ли появление такой системы в ближайшем будущем.
В разделе, посвященном изучению документообразующих признаков, вариантов и копий документов, дается представление об условиях, придающих документу юридическую силу. Вводится различие между понятиями «оригинал» и «подлинник документа», что часто вызывает трудности у обучающихся. Подробно рассматриваются документальные фальсификации, включая исторические примеры. Изучаются способы подделки документов и варианты борьбы с ними.
В разделе, посвященном документной коммуникации, рассматриваются особенности документно-коммуникационной деятельности, коммуникационные каналы, модель документной коммуникации. Дается характеристика трем исторически сложившимся ее подсистемам: атрибутивной, функциональной и управленческой. Чрезвычайно важно для студентов усвоить вводимые понятия документных потоков как совокупности перемещающейся документной информации, документных массивов как определенного множества неизменных во времени документов. Подробно рассматривается документная деятельность со всеми ее этапами.
В разделе «Системы документации» рассматриваются системы документации как совокупность взаимосвязанных документов и документные ресурсы как упорядоченные множества документов. Особое внимание уделяется унифицированным системам документации, простым и сложным комплексам документов.
Темы, освещающие такие вопросы, как регламентация процессов документирования, современные требования к тексту документа, формуляр документа, изучаются большей частью на практических занятиях. Студенты должны последовательно уяснить основные законодательные и нормативно-методические документы, на базе которых возможно создание различных форм документов, в том числе служебных. Изучаются лингвистические особенности и строение документа, включая подробное рассмотрение всех основных частей документа. Следует уделить особое внимание формуляру документа, современным реквизитам и требованиям к их оформлению.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые проблемы теории и истории документоведения, дается представление об особенностях формирования и оформления отдельных видов документов и документных систем (ресурсов, массивов) и пр. Лекционные занятия сопровождаются презентациями. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, соображения, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с документами, системами и массивами документов. Ряд практических занятий посвящен углубленному изучению теоретических тем курса. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам. На практических занятиях студенты выполняют практические задания (выполнение тестовых заданий; оформление реквизитов документов; составление бланков документов и пр.). Полный перечень практических заданий и рекомендации к их выполнению представлены на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2606.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.