МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Всеобщая история архивов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 52
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 52 52 52 52
Консультации 50 50 50 50
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Щетинина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Наталья Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Всеобщая история архивов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение знаний по проблемам накопления и становления систем хранения документов в условиях тех или иных государственных форм, эволюции хозяйственной и сословной жизни, истории общественной мысли и культуры в зарубежных странах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает принцип историзма и умеет использовать его в своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в сфере своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.3 Владеет навыком решения возникающих в профессиональной деятельности проблем путем рассмотрения их в широком историческом контексте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.— основные этапы в развитии архивного дела за рубежом;
— историю и формы международного сотрудничества архивистов.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми понятиями и определениями архивоведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архивы в Древнем мире
1.1. Общая характеристика и периодизация истории архивов. Архивы государств Древнего Востока. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Роль государств Древнего мира в организации хранения документации. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Архивы Древней Греции и Древнего Рима. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Архивы Древней Греции и Древнего Рима. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Архивы в Древнем мире Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Консультации 2 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Становление архивного дела в Средние века
2.1. Королевские архивы и архивы религиозный учреждений. Муниципальные архивы. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные черты развития архивов и архивного дела в Средние века Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Тайны Ватиканского архива Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Архивы производственных объединений, банков и торговых предприятий. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Научно-технические архивы. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Основные черты развития архивов и архивного дела в Средние века Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.7. Консультации 2 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Архивы и архивное дело в странах Европы в период Нового времени
3.1. Общая характеристика периода методического архивоведения. Основные черты развития европейских архивов. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Основные черты развития европейских архивов Практические 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Сравнительная характеристика развития архивов и архивного дела в Европе Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.4. Основные черты развития европейских архивов Сам. работа 2 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.5. Консультации 2 13 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Архивы и архивное дело в США до начала ХХ века
4.1. Особенности развития американских архивов. Основные типы и виды архивов США. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Президентские архивы-библиотеки. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Особенности развития американских архивов. Сам. работа 2 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.4. Консультации 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Архивы и архивное дело в Европе в ХХ в.
5.1. Характеристика периода научного архивоведения. Европейские архивы и архивное дело до второй мировой войны. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.2. Европейские архивы после Второй мировой войны. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.3. Влияние Второй мировой войны на европейские архивы Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.4. Основные черты развития архивного дела в ХХ в. Сам. работа 2 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.5. Консультации 2 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Центрами зарождения методики архивного дела в средневековой Франции можно считать:
А. Монастыри и Сокровищницу хартий.
В. Муниципальные архивы.
С. Архивы научных учреждений.
Ответ: А.

Вопрос 2. Первые учетные документы во французском архивном деле появились:
А. В королевских архивах.
В. В монастырских архивах.
С. В муниципальных архивах.
Ответ: В.

Вопрос 3. Первые описи королевских архивов Франции появляются в:
А. XIV в.
В. XI в.
С.XIX в.
Ответ: А.

Вопрос 4. Аппариторы – это:
А. Архивисты Франции.
В. Служащие государственного архива в Древнем Риме (Табулярия).
С. Хранители документов в архивах Древнего Востока.
Ответ: В.

Вопрос 5. Государственный архив Афинского полиса располагался в древнем храме «матери богов», который назывался:
А. Эрарий.
В. Табулярий.
С. Метроон.
Ответ: С.

Вопрос 6. Учреждение, являющееся крупнейшим центром хранения рукописных материалов США, - это:
А. Библиотека Конгресса США.
В. Национальная библиотека.
С. Архив президента Ф. Рузвельта.
Ответ: А.

Вопрос 7. Школа Хартий для подготовки архивистов была создана:
А. В Нидерландах.
В. Во Франции.
С. В Великобритании.
Ответ: В.

Вопрос 8. В каком периоде в истории зарубежных архивов функции хранения и использования документов были равнозначны друг другу?
А. В период методического архивоведения.
В. В период практического архивоведения.
С. В период научного архивоведения.
Ответ: А.

Вопрос 9. Национальный архив США был образован в:
А. 1881 г.
В. 1801 г.
С. 1934 г.
Ответ: С.

Вопрос 10. С объединением Германии в 1990 г. архивы бывшей ГДР:
А. Вошли в состав Рейхсархива.
В. Вошли в структуру Федерального архива.
С. Были ликвидированы.
Ответ: В.

Вопрос 11. Особенность архивного дела современной Германии заключается:
А. В наличии системы так называемых промежуточных архивов.
В. В отсутствии архива федерального уровня.
С. В жесткой централизации управления архивным делом.
Ответ: А.

Вопрос 12. Ведомство правительства Великобритании, не являющееся министерством или его частью и напрямую не подотчетное какому-либо министру, которое хранит официальные британские архивы за тысячу лет, - это:
А. Департамент по информационным технологиям, культуре, средствам массовой информации и спорту.
В. Парламент.
С. Национальный архив.
Ответ: С.

Вопрос 13. В Парламентских архивах Великобритании сохраняются:
А. Документы палаты лордов и палаты общин.
В. Документы местных сообществ.
С. Личные документы чиновников.
Ответ: А.

Вопрос 14. В 1975 г. управление архивами Италии наряду с музеями и библиотеками было возложено на:
А. Центральный государственный архив Италии.
В. Министра внутренних дел.
С. Министерство наследия культуры и окружающей среды.
Ответ: С.

Вопрос 15. Какой архив осуществляет деятельность по хранению и использованию документов, касающихся управления католической церковью? Документальное наследие этого архива охватывает около 12 веков и состоит из более чем 600 архивных коллекций.
А. Архив Римских пап.
В. Ватиканский секретный архив.
С. Главный католический архив Рима.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три периода в истории развития архивов зарубежных стран, сформулированные Е.В. Старостиным.
Ответ: практическое, методическое и научное архивоведение.
2. Назовите основные типы архивов в государствах Древнего мира.
Ответ: царские (дворцовые) архивы, жреческие (храмовые) архивы, частные архивы, архивы-библиотеки.
3. Какие архивы периода Средних веков отличались плохой сохранностью документов из-за отсутствия постоянных резиденций у их создателей и владельцев?
Ответ: королевские архивы.
4. Какую функцию выполняли архивы в период практического архивоведения?
Ответ: хранение документов.
5. Как называлась крупнейшая библиотека в Древней Греции, являвшаяся также и хранилищем научных документов?
Ответ: Александрийская.
6. Назовите основные места хранения научных и технических документов в Средневековой Европе.
Ответ: церковные архивы и библиотеки, городские архивы и библиотеки, университетские архивы-библиотеки, специализированные исследовательские учреждения, личные архивы ученых.
7. В какой период развития архивного дела функция хранения документов и функция использования документов были равнозначны в деятельности архивов?
Ответ: в период методического архивоведения.
8. Как назывался архив, созданный во Франции для сохранения документов по истории революции?
Ответ: архив Национального собрания/Национальный архив.
9. В какой стране был впервые провозглашен принцип публичности государственных архивов?
Ответ: во Франции.
10. Архивисты какой страны впервые сформулировали положение о том, что в основе организации фонда должна лежать история учреждения?
Ответ: Голландии/Нидерландов.
11. Назовите первого архивиста Франции в годы Великой Французской революции.
Ответ: А.Г. Камю (Камюз).
12. Назовите основные черты, которые были присущи архивам Франции накануне Великой Французской революции.
Ответ: раздробленность, многочисленность, отсутствие взаимодействия.
13. Какие архивы Европы в период раннего Средневековья были наиболее богаты документами и отличались хорошей сохранностью?
Ответ: архивы религиозных учреждений.
14. Для какого периода в развитии архивного дела характерно преобладание функции использования документов в работе архивов?
Ответ: период научного архивоведения.
15. Обозначьте основные новые черты развития архивного дела в Европе в XIX веке.
Ответ: 1. Архивоведение оформляется в науку. Начинается преподавание архивного дела в учебных заведениях. 2. Появляются национальные архивные школы. 3. Резкий рост количества и разновидностей технической документации, для хранения которой создаются специальные архивы.
16. Какие национальные архивные школы (течения) сформировались в XIX в Европе?
Ответ: французская, итальянская, немецкая, голландская.
17. Архивное дело какого государства испытало наибольшее влияние французского архивоведения в XIX веке?
Ответ: Бельгии.
18. В организации архивного дела каких стран произошли наиболее значительные изменения после I мировой войны?
Ответ: стран Восточной Европы.
19. О какой стране идет речь: «Среди государств Европы, образованных после I мировой войны, большое документальное наследие было у ___________. Наследие это было очень разнородно по своему составу и организации, т.к. после войны эта страна сложилась из территорий, входивших до войны в разные государства и носивших печать организации архивного дела в этих странах»?
Ответ: Польша.
20. На территории каких немецких земель действовали крупные учебные заведения для подготовки архивистов во второй половине XIX-начале ХХ вв.?
Ответ: Пруссия и Бавария.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета с оценкой (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 10.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три периода в истории развития архивов зарубежных стран, сформулированные Е.В. Старостиным.
Ответ: практическое, методическое и научное архивоведение.
2. Назовите основные типы архивов в государствах Древнего мира.
Ответ: царские (дворцовые) архивы, жреческие (храмовые) архивы, частные архивы, архивы-библиотеки.
3. Какие архивы периода Средних веков отличались плохой сохранностью документов из-за отсутствия постоянных резиденций у их создателей и владельцев?
Ответ: королевские архивы.
4. Какую функцию выполняли архивы в период практического архивоведения?
Ответ: хранение документов.
5. Как называлась крупнейшая библиотека в Древней Греции, являвшаяся также и хранилищем научных документов?
Ответ: Александрийская.
6. Назовите основные места хранения научных и технических документов в Средневековой Европе.
Ответ: церковные архивы и библиотеки, городские архивы и библиотеки, университетские архивы-библиотеки, специализированные исследовательские учреждения, личные архивы ученых.
7. В какой период развития архивного дела функция хранения документов и функция использования документов были равнозначны в деятельности архивов?
Ответ: в период методического архивоведения.
8. Как назывался архив, созданный во Франции для сохранения документов по истории революции?
Ответ: архив Национального собрания/Национальный архив.
9. В какой стране был впервые провозглашен принцип публичности государственных архивов?
Ответ: во Франции.
10. Архивисты какой страны впервые сформулировали положение о том, что в основе организации фонда должна лежать история учреждения?
Ответ: Голландии/Нидерландов.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для зачета с оценкой: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Владимиров, А. С. Щетинина История архивоведения и архивоведческой мысли [Электронный ресурс]: учеб. пособие , 2019 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle "Всеобщая история архивов". URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории зарубежных архивов во взаимосвязи с всеобщей историей. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Итоговый тест по темам учебной дисциплины: состоит из 35-ти вопросов по всем разделам. Продолжительность тестирования: 40 минут.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.