МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация государственных учреждений России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 55
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 55 55 55 55
Консультации 40 40 40 40
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация государственных учреждений России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.09.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.09.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам системные знания о процессе возникновения и эволюции государственного аппарата как неотъемлемой части отечественной государственности; показать сущность современных проблем, стоящих на пути совершенствования российского государственного механизма управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен находить организационно-управленческие решения при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Выявляет актуальные проблемы в профессиональной деятельности.
ОПК-2.2 Умеет находить пути и способы решения проблем при выполнении задач в сфере профессиональной деятельности.
ОПК-2.3 Способен разрабатывать модели организационноуправленческих решений в сфере своей профессиональной деятельности.
ОПК-5Способен самостоятельно работать с различными источниками информации и применять основы информационно-аналитической деятельности при решении профессиональных задач.
ОПК-5.1 Знает основы информационной культуры для работы с различными видами документов, в том числе электронных.
ОПК-5.2 Умеет осуществлять анализ данных при решении профессиональных задач.
ОПК-5.3 Владеет навыками документной и архивной эвристики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды и особенности развития государственного аппарата России на современном этапе;
нормативно-правовую базу организации и деятельности органов государственной власти;
организационное устройство органов государственной власти и его правовую регламентацию;
компетенцию органов государственной власти, способы и методы осуществления функций;
основные аспекты взаимодействия и формы воздействия на негосударственные организации (общественные, коммерческие, некоммерческие и т.д.);
виды актов органов государственной власти и нормативные требования к их подготовке и оформлению;
информационные потоки, формирующиеся на различных уровнях государственной власти;
официальные источники публикации документов органов государственной власти.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с официальными документами органов государственной власти;
работать с правовыми базами данных;
работать с официальными сайтами и Интернет-порталами органов государственной власти;
использовать официальную информацию и акты органов государственной власти в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом данной дисциплины;
технологией поиска актов органов государственной власти и иной необходимой официальной информации;
способностью обобщения, анализа и воспроизведения официальной информации;
навыками анализа информационных потоков и информационного взаимодействия органов государственной власти.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Становление новой системы организации государственной власти России 1990-1993 гг.
1.1. Предмет, место и значение курса. Организация государственной власти и управления в РСФСР – России в условиях распада СССР. Органы власти и управления в переходный период. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств. Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1
1.2. Высшие представительные органы Российской Федерации в 1991– 1993 гг. (Съезды народных депутатов; Верховный Совет; Президиум Верховного Совета). Основные тенденции взаимодействия с высшими органами исполнительной и судебной власти РФ. Лекции 3 4 Л1.1, Л3.1
1.3. Формирование исполнительной власти в России Лекции 3 4 Л1.1, Л3.1
1.4. Усиление противостояния между республиками и центром. Усилия центра по сохранению СССР. Попытка государственного переворота и его последствия Практические 3 4 Л1.1, Л3.1
1.5. Органы, обеспечивающие деятельность Президента России в 1991-1996 Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
1.6. Центральные органы государственного управления России (1990 – 1993 гг.) Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
1.7. Характеристика российского чиновничества 1990-х гг. Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
1.8. Выстраивание вертикали исполнительной власти Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
1.9. Преобразования в судебной системе России в начале 1990-х годов Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
1.10. Законодательный процесс в России с 1991-1993 гг. Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
1.11. Общие черты и различия в государственном устройстве по Конституции РФ 1993 г. и альтернативными проектами основного закона Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
1.12. Противостояние двух ветвей власти в России в 1993 г. Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
1.13. Представительные органы: от Советов к законодательной власти (1990-1993 гг.) Сам. работа 3 12 Л1.1, Л3.1
1.14. Основное организационное содержание кризиса взаимоотношений Президента РФ и Верховного Совета РФ в 1993 г. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Конституция РФ 1993 г. и формирование новых органов государственной власти. Организация государственной власти в России в конце XX - начале XXI вв.
2.1. Институт президентства РФ: конституционный статус; полномочия Президента РФ и особенности их реализации. Исполнительная власть в современной России и проблема ее модернизации. Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1
2.2. Федеральное Собрание Российской Федерации Лекции 3 4 Л1.1, Л3.1
2.3. Органы исполнительной власти Российской Федерации Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1
2.4. Организация государственной власти в субъектах РФ Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1
2.5. Судебная система Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1
2.6. Полномочные представители президента в Федеральных округах Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
2.7. Информационный потенциал мемуаров участников президентских выборов 1991 и 1996 гг. в изучении гос. учреждений Практические 3 2 Л3.1
2.8. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации (на примере Алтайского края) Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
2.9. Организационные формы обеспечения функций Президента России (Администрация президента, совещательные и иные вспомогательные органы при Президенте РФ) Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
2.10. Выборы в Государственную Думу первого – седьмого созывов. Особенности формирования Совета Федерации Практические 3 4 Л1.1, Л3.1
2.11. Правовые основы государственной службы в Российской Федерации. Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
2.12. Органы обеспечения государственной безопасности РФ Практические 3 2 Л3.1
2.13. Система федеральных органов управления экономикой РФ Сам. работа 3 4 Л3.1
2.14. Органы внутренних дел РФ Сам. работа 3 6 Л3.1
2.15. Органы юстиции РФ Сам. работа 3 8 Л3.1
2.16. Органы управления образованием, наукой, культурой Сам. работа 3 8
2.17. Трансформация системы федеральных органов исполнительной власти в 1992г.- н.в. Сам. работа 3 7 Л1.1, Л3.1
2.18. Консультации Консультации 3 40 Л3.1
2.19. Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10420

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен находить организационно-управленческие решения при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Утверждение о функциях Президента РФ НЕ содержит ошибку
1. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
2. Президент является Председателем Правительства;
3. Президент является Председателем Счетной Палаты;
4. Президент является Председателем Государственной Думы.
Ответ: 1

Вопрос 2. Институт полномочных представителей Президента в регионах в мае 2000 г. был преобразован в институт полномочных представителей:
1. в городах федерального значения;
2. в республиках;
3. в краях, областях;
4. в федеральных округах.
Ответ: 4

Вопрос 3. Президент РФ, в результате внесения поправок в Конституцию РФ в 2008 году, избирается сроком на:
1. 4 года;
2. 5 лет;
3. 6 лет;
4. на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы РФ.
Ответ: 3

Вопрос 4. Президент РФ может избираться (согласно Конституции РФ):
1. только на один срок;
2. на два срока подряд;
3. на три срока подряд;
4. без ограничения срока.
Ответ: 2

Вопрос 5. Переизбрание В.В. Путина на второй президентский срок произошло в:
1. 2003 г.
2. 2004 г.
3. 2005 г.
4. 2006 г.
Ответ: 2

Вопрос 6. Президенты Российской Федерации в 1996 и 2000 гг. вступали в должность в результате:
1. избрания Государственной Думой;
2. назначения Федеральным Собранием;
3. всенародных выборов;
4. назначения Конституционным Судом.
Ответ: 3

Вопрос 7. Президент Российской Федерации издает:
1. указы и распоряжения;
2. инструкции и указания;
3. приговоры;
4. определения и постановления
Ответ: 1

Вопрос 8. Возрастной ценз при избрании на пост Президента России определен в Конституции 1993 г.
1. 30 лет
2. 35 лет
3. 40 лет
4. 50 лет
Ответ: 2

Вопрос 9. Импичмент – это:
1. отрешение президента от должности
2. отставка
3. прекращение исполнения полномочий по состоянию здоровья
4. арест Президента
Ответ: 1

Вопрос 10. Назначение Администрации Президента России:
1. обеспечение деятельности главы государства;
2. издание законов;
3. подготовка решений Президента по вопросам защиты жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз;
4. рассмотрение целевых программ в области безопасности.
Ответ: 1

Вопрос 11. Председателем Совета Безопасности является:
1. Председатель Государственной Думы;
2. Президент России;
3. Председатель Государственной Думы;
4. Руководитель Администрации Президента.
Ответ: 2

Вопрос 12. Государственный Совет РФ – это…
1. Совещательный орган;
2. Распорядительный орган;
3. Законодательный орган;
4. Исполнительный орган.
Ответ: 1

Вопрос 13. Главу Правительства РФ освобождает от должности:
1. Государственная Дума;
2. Совет Федерации;
3. Президент РФ;
4. Президент и Государственная Дума.
Ответ: 3

Вопрос 14. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является:
1. Председатель Правительства РФ;
2. Министр внутренних дел;
3. Председатель Государственной Думы РФ;
4. Президент РФ.
Ответ: 4

Вопрос 15. Вопросы гражданства решаются:
1. Министром внутренних дел;
2. Государственной Думы РФ;
3. Президентом РФ;
4. Советом Федерации РФ.
Ответ: 3


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России.
Ответ: народ России

Вопрос 2. Укажите год, когда прошли президентские выборы, в рамках которых произошло избрание Б.Н. Ельцина на первый президентский срок.
Ответ: 1991 г.

Вопрос 3. Укажите число депутатов Государственной Думы РФ.
Ответ: 450 депутатов

Вопрос 4. Б.Н.Ельцин покинул пост Президента РФ по собственному решению в … году. Укажите год.
Ответ: 1999 г.

Вопрос 5. Укажите, на какой срок (число лет) избирается Государственная Дума согласно поправке, внесенной в Конституцию РФ в 2008 г.
Ответ: на 5 лет

Вопрос 6. Укажите, является ли Президент РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны?
Ответ: да, является

Вопрос 7. Укажите название органа власти, в который передаются на рассмотрение принятые Государственной Думой РФ федеральные законы.
Ответ: Совет Федерации

Вопрос 8. Президент РФ, в результате внесения поправок в Конституцию РФ в 2008 году, избирается сроком на … Укажите число лет.
Ответ: 6 лет

Вопрос 9. Для какой избирательной системы характерно распределение мандатов между партиями в соответствии с количеством отданных за них голосов.
Ответ: для пропорциональной избирательной системы

Вопрос 10. Напишите возрастной ценз при избрании на пост Президента России, определенный в Конституции 1993 г.
Ответ: 35 лет

Вопрос 11. В какой высший орган государственной власти вносятся законопроекты.
Ответ: Государственная Дума РФ

Вопрос 12. Укажите наименование высшего судебного органа конституционного контроля, который решает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти.
Ответ: Конституционный Суд РФ

Вопрос 13. Укажите, кто в РФ является председателем Совета Безопасности.
Ответ: Президент России

Вопрос 14. Укажите название стадий обсуждения законопроекта в Государственной Думе.
Ответ: депутатские чтения (чтения)

Вопрос 15. Укажите название существующей сегодня в Российской Федерации партийной системы.
Ответ: многопартийная

Вопрос 16. Укажите дату принятия действующей Конституции РФ.
Ответ: 12 декабря 1993 г.

Вопрос 17. Алтайское краевое Законодательное Собрание обладает правом принятия … Укажите вид нормативного правового акта.
Ответ: закона субъекта РФ

Вопрос 18. Полиция входит в систему … Укажите наименование федерального органа исполнительной власти
Ответ: Министерства внутренних дел (МВД)

Вопрос 19. Укажите, равноправны ли субъекты РФ в сфере взаимоотношений с федеральными органами государственной власти:
Ответ: да, равноправны

Вопрос 20. Укажите название представительного органа Алтайского края, обладающего законодательными полномочиями.
Ответ: Алтайское Краевое Законодательное Собрание

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОПК-5: Способен самостоятельно работать с различными источниками информации и применять основы информационно-аналитической деятельности при решении профессиональных задач.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ:
1. постоянно проживающий в РФ не менее 5 лет;
2. постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет;
3. постоянно проживающий в РФ не менее 12 лет;
4. постоянно проживающий в РФ не менее 15 лет.
Ответ: 2

Вопрос 2. Обязанности Президента с момента объявления дня выборов и до вступления нового Президента в должность исполняет:
1. «старый» Президент;
2. Председатель Совета Федерации;
3. Председатель Правительства;
4. Председатель Государственной Думы.
Ответ: 1

Вопрос 3. Президент России в отношении Совета Федерации:
1. участвует в формировании палаты Парламента;
2. обладает правом назначения Председателя Совета Федерации;
3. обладает правом назначения Председателя Совета Федерации его и заместителей;
4. не обладает правом роспуска палаты.
Ответ: 4

Вопрос 4. Исполнительная власть в РФ представлена
1. Государственной Думой;
2. Правительством и Президентом;
3. Верховным Судом;
4. Федеральным Собранием.
Ответ: 2

Вопрос 5. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства – это
1. виды федеральных органов исполнительной власти;
2. наименование органов власти субъектов РФ;
3. структурные подразделения Государственной Думы РФ;
4. структурные подразделения Совета Федерации РФ.
Ответ: 1

Вопрос 6. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении:
1. только Президента;
2. только Правительства;
3. Правительства и Президента;
4. не находятся ни в чьем ведении.
Ответ: 3

Вопрос 7. НОРМАТИВНЫЙ акт Правительства РФ называется:
1. постановление;
2. закон;
3. решение;
4. указ.
Ответ: 1

Вопрос 8. Правоохранительный орган, входящий в состав Правительства РФ:
1. Арбитражный Суд
2. Министерство внутренних дел
3. Верховный Суд РФ
4. Генеральная Прокуратура РФ
Ответ: 2

Вопрос 9. Утверждение о государственном аппарате НЕ содержит ошибку:
1. в РФ в структуру государственного аппарата входят только чиновники федерального уровня;
2. в РФ в структуру государственного аппарата входят только те чиновники, которые являются членами какой-либо зарегистрированной политической партии;
3. в РФ не существует специального законодательства, устанавливающего правовые основы государственной гражданской службы;
4. для выполнения каждой из функций государства требуется профессиональный аппарат, действующий с учетом специфики выполняемой работы.
Ответ: 4

Вопрос 10. Дисциплинарным проступком является:
1. опоздание на занятия без уважительной причины
2. невыплата заработной платы сотрудникам
3. оскорбление гражданина в транспорте
4. проезд на автомобиле с превышением скорости
Ответ: 1

Вопрос 11. Законы и подзаконные нормативные акт РФ не могут:
1. противоречить Конституции РФ;
2. вступить в законную силу без решения Конституционного суда;
3. вступить в законную силу без указа Президента РФ;
4. противоречить постановлениям Правительства РФ.
Ответ: 1

Вопрос 12. Органом исполнительной власти в РФ является:
1. Алтайское краевое законодательное собрание;
2. Государственная Дума;
3. Совет Федерации РФ;
4. Министерство образования и науки РФ.
Ответ: 4

Вопрос 13. Фамилии С.В. Кириенко, Е.М. Примакова, С.В. Степашина связывает то, что каждый из них был:
1. участником подписания соглашений о создании СНГ;
2. министром иностранных дел РФ;
3. главой правительства РФ;
4. представителем РФ в ООН.
Ответ: 3

Вопрос 14. Государственная власть в Российской Федерации (согласно Конституции РФ) подразделяется на:
1. законодательную;
2. исполнительную;
3. федеративную;
4. судебную;
5. избирательную.
Ответ: 1/2/4

Вопрос 15. Федеральные службы относятся к:
1. законодательным органам;
2. судебным органам;
3. федеральным органам исполнительной власти;
4. распорядительным органам.
Ответ: 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите, к какой ветви государственной власти относится Правительство РФ.
Ответ: исполнительной ветви государственной власти

Вопрос 2. Укажите дату принятия действующей Конституции РФ.
Ответ: 12 декабря 1993 г.

Вопрос 3. Назовите высший представительный и законодательный орган РФ.
Ответ: Федеральное Собрание

Вопрос 4. Выдвижение кандидатов списком от политических партий и движений характерно для … избирательной системы. Укажите название избирательной системы.
Ответ: пропорциональная избирательная система

Вопрос 5. Укажите, по какой избирательной системе осуществлялись выборы в Государственную Думу РФ 1993, 1995, 1999 и 2003 гг.
Ответ: по смешанной избирательной системе

Вопрос 6. Укажите, по какой избирательной системе осуществлялись выборы в Государственную Думу РФ 2007 и 2011 гг.
Ответ: по пропорциональной избирательной системе

Вопрос 7. Укажите название существующей сегодня в Российской Федерации партийной системы.
Ответ: многопартийная

Вопрос 8. На какой срок были избраны депутаты Государственной Думы шестого созыва (выборы состоялись в декабре 2011 г.).
Ответ: 5 лет

Вопрос 9. Укажите название высшего органа государственной власти, в который вносятся законопроекты.
Ответ: Государственная Дума РФ

Вопрос 10. Существует ли в РФ принцип разделения властей?
Ответ: да, существует

Вопрос 11. Укажите, каким органом представлена законодательная власть в РФ.
Ответ: Парламентом РФ (Федеральным Собранием РФ)

Вопрос 12. Укажите, для какой избирательной системы характерно распределение мандатов между партиями в соответствии с количеством отданных за них голосов.
Ответ: для пропорциональной избирательной системы

Вопрос 13. Принятые Государственной Думой РФ федеральные законы передаются на рассмотрение в … Укажите название органа власти.
Ответ: Совет Федерации

Вопрос 14. Должны ли соответствовать Конституция РФ (как Основному Закону государства) все нормативные акты.
Ответ: да, должны

Вопрос 15. Укажите, кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации
Ответ: народ России

Вопрос 16. Укажите, на сколько лет избиралась Государственная Дума первого созыва.
Ответ: на 2 года

Вопрос 17. Обязателен ли к исполнению на территории РФ федеральный закон РФ.
Ответ: да, обязателен

Вопрос 18. Состав Совета Федерации, согласно действующему законодательству, … из представителей от законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Впишите форму способа (избирается, назначается или формируется).
Ответ: формируется

Вопрос 19. Валентина Ивановна Матвиенко занимает пост председателя … Укажите наименование органа государственной власти РФ, который возглавляет В.И. Матвиенко.
Ответ: Председатели Совета Федерации

Вопрос 20. Укажите число депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (согласно Конституции РФ).
Ответ: 450 депутатов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сарафанов Д.Е. История государственности Российской Федерации: учебное пособие , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Сарафанов Д. Е. Организация государственных учреждений России: учеб.-метод. комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э2 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э3 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э4 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э5 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э6 Российская государственная публичная библиотека elibrary.rsl.ru
Э7 Государственная публичная историческая библиотека России www.shpl.ru
Э8 Российское образование: федеральный образовательный портал. Библиотека window.edu.ru
Э9 Курс в Moodle "Организация государственных учреждений России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Организация государственных учреждений России» состоит из двух разделов. При освоении вводной части дисциплины (раздел 1) студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов и периодизации курса. В частности, происходит знакомство обучающихся с такими понятиями как «государство» (определение, признаки, атрибуты), «государственное управление» и «государственная служба» и пр., анализируются этапы формирования российской государственности. При изучении первого раздела дисциплины следует обратить внимание на то, что в 1988-1990 гг. в Конституцию СССР были внесены существенные изменения: осуществлен переход к трехступенчатой системе органов представительной власти (Съезды народных депутатов, Верховный Совет, Президент СССР). Формируется многопартийная система. Законы РСФСР, аналогичные союзным, были приняты 27 октября 1989 г. Они определили систему органов власти до принятия новой Конституции. В июне 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Перечень органов при Президенте России был непостоянным и имел тенденцию к росту.
В апреле 1991 г. в Ново-Огарево был выработан проект нового союзного договора (преобразование СССР в Союз суверенных государств). 19–21 августа 1991 г. была предпринята попытка государственного переворота (создание ГКЧП). 8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белоруссии и Украины подписали соглашение о прекращении действия союзного договора и создании СНГ. После распада СССР в России шел поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ, который привел к подписанию 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Руководству удалось избежать распада государства. Высшим органом власти в РФ являлся Съезд народных депутатов. На Съезде избирался Верховный Совет РФ, являвшийся постоянно действующим органом. Высшим должностным лицом, главой исполнительной власти являлся Президент РФ. Новым органом в государственной системе РФ стал Конституционной суд, осуществлявший судебную власть в форме конституционного судопроизводства. С принятием Основного закона на референдуме 12 декабря 1993 г. завершился процесс оформления новой российской государственности. Федеральное звено органов государственной власти стали составлять Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды.
При изучении второго раздела дисциплины, следует иметь в виду, что Россия определяется как президентско-парламентская республика. Президент становится главой государства. Администрация Президента РФ – государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ и осуществляющий контроль над исполнением его решений. В 2000 г. институт полномочных представителей президента в регионах был преобразован в институт полномочных представителей в федеральных округах.
Компетенция Федерального Собрания по сравнению со Съездом народных депутатов и Верховным советом РФ была значительно сужена. Законотворчество является его основной функцией. Парламент РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Принципы и порядок формирования Совета Федерации в 1993 – начале 2000-х гг. менялись. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания – это основные структурные подразделения, в которых сосредоточена работа по направлениям деятельности палат.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в государстве. Общее руководство его деятельностью выполняет Президент РФ, непосредственное – Председатель Правительства РФ. Законодательством очерчен круг полномочий Правительства РФ как общих (осуществляет регулирование в социально-экономической сфере и пр.), так и исключительных (разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения и пр.). Правительство издает свои акты в форме постановлений (имеют нормативный характер) и распоряжений.
Федеральные органы исполнительной власти обычно имеет двухступенчатую структуру, которую образуют: центральный орган исполнительной власти и его территориальные отделения. В 2004 г. была начата реформа системы федеральных органов исполнительной власти.
Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе единства (правила судопроизводства едины, право применяется единообразно и др.), иерархичности (федеральные, субъектов РФ, городские, межмуниципальные, районные суды) и соподчиненности. Все суды РФ, в том числе мировые судьи, относятся к федеральным органам государственной власти.
Российская Федерация состоит шести видов субъектов. В 2000 г. было также создано 7 федеральных округов. Принцип разграничения полномочий между центром и субъектами – выделение трех сфер ведения. Важно знать характеристику системы органов государственной власти субъекта РФ, основные нормативные акты, регулирующие вопросы организации власти в субъектах РФ, виды нормативных актов, образующихся в результате деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.