МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Электронный документооборот

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 52
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 52 52 52 52
Консультации 50 50 50 50
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Электронный документооборот

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить теоретические знания об электронном документообороте в Российской Федерации и практические навыки работы с СЭД

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к организационному и документационному обеспечению деятельности учреждений и организации различных форм собственности.
ПК-3.1 Умеет документировать деятельность учреждений и организации различных форм собственности.
ПК-3.2 Умеет вести документооборот организации, в том числе с использованием систем электронного документооборота.
ПК-3.3 Владеет современными тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Теорию современного электронного документооборота.
2. Правовые основы электронного документооборота.
3. Состояние современного рынка систем электронного документооборота (СЭД).
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Применять теоретические навыки на практике в работе с СЭД.
2. Использовать нормативно-правовую базу в решении профессиональных задач.
3. Работать с различными СЭД.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Иметь навыки работы с СЭД.
2. Иметь опыт практического применения знаний нормативно-правовых основ в сфере электронного документооборота.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современный отечественный рынок систем электронного документооборота.
1.1. Определение, классификация, функции СЭД. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Обзор основных систем электронного документооборота. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Обзор основных систем электронного документооборота. Сам. работа 7 30 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Нормативно-правовая база электронного документооборота в РФ.
2.1. Законодательное регулирование электронного документооборота в РФ на современном этапе. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Нормативно-правовая база электронного документооборота в РФ. Сам. работа 7 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Особенности внедрения электронного документооборота.
3.1. Особенности российского делопроизводства и их влияние на выбор и внедрение СЭД в организациях, учреждениях и предприятиях. Выбор СЭД для конкретной организации. Лекции 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Особенности российского делопроизводства и их влияние на выбор и внедрение СЭД в организациях, учреждениях и предприятиях. Выбор СЭД для конкретной организации. Лабораторные 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Проблемы взаимодействия организаций, учреждений и предприятий, использующих разные СЭД. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Проблемы взаимодействия организаций, учреждений и предприятий, использующих разные СЭД. Лабораторные 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Особенности внедрения и функционирования СЭД в конкретных организациях или отдельных чферах деятельности. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Обеспечение безопасности СЭД. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Организация хранения электронных документов. Лабораторные 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Обеспечение безопасности СЭД. Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Обеспечение безопасности СЭД. Лабораторные 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Изучение источников и литературы по основным темам курса Консультации 7 50 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Федеральное законодательство в сфере электронного документооборота.
2. Проблемы стандартизации электронного документооборота.
3. Правовое регулирование работы систем электронного документооборота.
4. Нормативное регулирование электронного документооборота в организациях.
5.Основные проблемы и перспективы развития нормативно-правовой базы электронного документооборота в России на современном этапе.
6. Определение, классификация, функции систем электронного документооборота.
7. Сравнительная характеристика современных СЭД в России.
8. Особенности российского делопроизводства и их влияние на выбор и внедрение СЭД в организациях, учреждениях и на предприятиях.
9. Проблемы взаимодействия организаций, учреждений, предприятий, использующих разные СЭД.
10. Роль электронных документов в структуре современного делопроизводства.
11.Понятие "электронный документ".
12. Разновидности электронных документов и их роль в современном обществе.
13. Особенности внедрения СЭД в работу организаций, учреждений и предприятий.
14. Применение СЭД в работе государственных и негосударственных учреждений.
15. Внутренний и внешний электронный документооборот.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 7 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина Документационное обеспечение управления: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Н.Н. Куняев Конфиденциальное делопроизводство и защищенный электронный документооборот: учебник : учебник Логос, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Электронный документооборот" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель освоение дисциплины - получить теоретические знания об электронном документообороте в Российской Федерации и практические навыки работы с СЭД.
В качестве темы лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы в области электронного документооборота. Лекционное занятие сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с электронными документами и системами электронного документооборота. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам (ответы на вопросы, подготовка докладов, выполнение тестов, выполнение практических заданий и проч.). Полный перечень практических заданий и указания к их выполнению представлены в электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине «Электронный документооборот» на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2821
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционного занятия, практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на 1 вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.