МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Использование архивных документов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 57
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 57 57 57 57
Консультации 40 40 40 40
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Использование архивных документов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 06
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 06
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить основные направления, цели и формы использования архивных документов Архивного фонда Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела
ПК-2.1 Знает специфику научноисследовательской работы в сфере архивного дела.
ПК-2.2 Умеет вести поиск информации в архивах на основе знаний архивной эвристики.
ПК-2.3 Применяет возможности научно-справочного аппарата архивов в профессиональной деятельности.
ПК-4Способен к планированию и организации деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов
ПК-4.1 Умеет проводить работы по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов.
ПК-4.2 Планирует организацию работы государственных муниципальных архивов, архивов организаций различных форм собственности.
ПК-4.3 Владеет навыками проведения экспертизы ценности документов.
ПК-5Способен к созданию проектов в области документационного обеспечения и архивного дела
ПК-5.1 Знает специфику и особенности создания и выполнения проектов в области документационного обеспечения и архивного дела.
ПК-5.2 Умеет разрабатывать проекты в области документационного обеспечения и архивного дела.
ПК-5.3 Владеет навыками представления проектов в области документационного обеспечения и архивного дела.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные законодательные и нормативно-методические документы, регулирующие вопросы использования архивных документов;
-основные направления и цели использования документов;
- классификацию архивов по основанию доступа к архивным документам;
- классификацию архивных документов по основанию доступа к ним в публичных архивах;
- формы использования архивных документов, их характеристику и особенности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выделять направления и цели использования документов АФРФ;
- различать основные формы использования документов;
- составлять запросы в архивные учреждения и готовить ответные документы гражданам на социально-правовые, генеалогические, тематические и консульские запросы ;
- организовывать работу пользователей в читальных залах архивов;
- организовывать выставки архивных документов и проводить экскурсии по ним;
- работать со СМИ по вопросам использования архивных документов;
- проводить учет использования документов и анализ интенсивности и эффективности использования архивных документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы со всеми формами использования архивных документов.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и правовые основы использования документов Архивного фонда РФ. Направления и цели использования архивных документов.
1.1. Теоретические и правовые основы использования документов АФ РФ. Основные направления и цели использования архивных документов. Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
1.2. Правовые основы использования документов АФ РФ. Основные направления и цели использования архивных документов. Практические 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Регулирование вопросов доступа к документам Архивного фонда РФ
2.1. Регулирование вопросов доступа к документам АФ РФ. Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.2. Регулирование вопросов доступа к документам Архивного фонда РФ Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Формы использования архивных документов
3.1. Виды запросов, исполняемых архивными учреждениями. Лекции 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
3.2. Виды запросов, исполняемых архивными учреждениями. Практические 5 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
3.3. Инициативное информирование учреждений и организаций, виды инициативного информирования. Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
3.4. Организация работы пользователей с архивными документами в читальных залах. Удаленный доступ к НСА и копиям архивных документов. Лекции 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
3.5. Организация работы пользователей с архивными документами в читальных залах. Удаленный доступ к НСА и копиям архивных документов (электронные читальные залы архивов). Копирование архивных документов. Практические 5 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
3.6. Порядок организации и проведения выставок архивных документов. Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
3.7. Порядок организации и проведения выставок архивных документов. Электронные и виртуальные выставки архивных документов. Практические 5 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
3.8. Публикации архивных документов. Архивные документы и СМИ. Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Учет и анализ использования архивных документов. Показатели интенсивности и эффективности использования архивных документов.
4.1. Учет и анализ использования архивных документов. Показатели интенсивности и эффективности использования архивных документов. Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
4.2. Учет и анализ использования архивных документов. Показатели интенсивности и эффективности использования архивных документов. Практические 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Методика поиска ретроспективной архивной информации в архивных учреждениях
5.1. Методика поиска ретроспективной архивной информации в архивных учреждениях Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
5.2. Работа с источниками, литературой и информационными ресурсами и системами по основным темам дисциплины. Посещение Государственного архива Алтайского края. Сам. работа 5 57 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
5.3. Консультации по дисциплине Консультации 5 40 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
5.4. Экзамен Экзамен 5 27 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1263

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для граждан, общества, государства – это …
1. Архивный документ.
2. Документ.
3. Официальный документ.
4. Государственный документ
ОТВЕТ: 1.
Вопрос 2. Возможность и условия получения и использования документа – это …
1. Доступ к документу.
2. Доступность документа.
3. Открытость документа.
4. Секретность документа.
Ответ: 1.
Вопрос 3. Ознакомление с архивными документами посредством их прочтения, просмотра или прослушивания
1. Использование архивных документов.
2. Комплектование архива.
3. Пользование архивными документами.
4. Информационная деятельность архива.
Ответ: 3.
Вопрос 4. Государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации
1. Пользователь архивными документами.
2. Владелец архивных документов.
3. Собственник архивных документов.
4. Организатор использования архивных документов.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Экспонирование архивных документов или их копий в специальном, приспособленном для этого помещении или на интернет-сайте.
1. Выставка архивных документов.
2. Публикация архивных документов.
3. Исполнение запросов архивными учреждениями.
4. Использование архивных документов.
Ответ:1
Вопрос 6. Совокупность описаний архивных документов
1. Научно-справочный аппарат.
2. Страховой фонд.
3. Поисковые данные архивного документа.
4. Путеводитель.
Ответ: 1.
Вопрос 7. Справочник, содержащий систематизированные сведения о фондах архива (архивов) и предназначенный для ознакомления с их составом и содержанием
1. Архивный каталог.
2. Архивный путеводитель.
3. Архивный обзор.
4. Архивная опись
Ответ:2.
Вопрос 8. Документ, составленный на бланке архива, имеющий юридическую силу и содержащий документную информацию о предмете запроса, с указанием архивных шифров и номеров листов единиц хранения тех архивных документов, на основании которых он составлен
1. Архивная справка.
2. Архивная выписка.
3. Архивная копия.
4. Архивный обзор.
Ответ: 1.
Вопрос 9. Дословно воспроизводящая текст или изображение архивного документа копия с указанием архивного шифра и номеров листов единицы хранения, заверенная в установленном порядке
1. Архивная справка.
2. Архивная выписка.
3. Архивная копия.
4. Архивный обзор.
Ответ: 3.
Вопрос 10. Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации (2017 г.) регламентирует
1. Использование архивных документов в читальных залах архивов.
2. Исполнение запросов архивными учреждениями.
3. Экспонирование архивных документов на выставках.
4. Публикацию архивных документов.
Ответ: 1.
Вопрос 11. Пользователю на основании заявления или письма направившей его организации и заполненной анкеты оформляется пропуск для работы в читальном зале, действующий …
1. В течение года со дня выдачи
2. В течение календарного года со дня выдачи.
3. Один месяц.
4. Пять лет.
Ответ: 2.
Вопрос 12. Пользователь читального зала архива НЕ обязан…
1. Указывать при публикации дел, документов их архивные шифры
2. Предоставлять архиву библиографические данные публикаций, подготовленных с использованием документов, находящихся на хранении в архив.
3. Регистрироваться при каждом посещении в журнале учета посещений читального зала
4. Сдавать на хранение при входе в читальный зал все свои личные вещи (включая сумку, ноутбук, телефон).
Ответ: 4.
Вопрос 13. Какие документы могут содержать генеалогическую информацию?
1. Метрические книги.
2. Протоколы оперативных совещаний.
3. Партийный билет.
4. Декларации.
Ответ: 1.
Вопрос 14. Срок исполнения архивными учреждениями социально-правовых запросов составляет
1. Один месяц.
2. 10 дней.
3. 30 дней.
4. 6 месяцев.
Ответ: 3.
Вопрос 15. Запросы о предоставлении информации, необходимой для установления родства, родственных связей двух или более лиц, истории семьи, рода.
1. Социально-правовые.
2. Генеалогические.
3. Тематические.
4. Библиографические.
Ответ: 2.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Доступ к архивным документам возможен при наличии трех условий. Назовите их.
Ответ: Наличие правовой базы; наличие совершенного НСА; Удовлетворительное физическое состояние документов.
2. По основанию доступа к архивным документам архивы подразделяются на …
Ответ: Публичные; ограниченно публичные; доверительные; закрытые.
3. По категории доступа к документам в публичном архиве различают документы …
Ответ: Документы, находящиеся в открытом доступе и документы, ограниченного доступа, которые подразделяются на: содержащие информацию о государственной тайне; конфиденциальную информацию; документы переданные на хранение от негосударственных организаций и частных лиц, которые сами установили ограничения на доступ к свои документам.
4. Архивное учреждение выдает на обращение гражданина следующие документы…
Ответ: Архивная справка, архивная копия, архивная выписка.
5. Целенаправленное обеспечение по инициативе государственного архива учреждений сведениями о составе, содержании и месте хранения архивных источников. -это …
Ответ: Инициативное информирование.
6. Назовите виды инициативных документов архива.
Ответ: Информационное письма, информационная справка, тематический перечень, тематический обзор.
7. Назовите три вида письменного обращения граждан.
Ответ: заявление, предложение, жалоба.
8. В соответствии с каким международным документом проставляется Апостиль?
Ответ: Гаагская конвенция.
9. Какая информация содержится в метрических книгах?
Ответ: информация о рождении, браке (венчании) и смерти.
10. Могут ли школьники допускаются для работы с архивными документами в читальные залы государственных архивов России?
Ответ: да, совместно с законным представителем (родитель, учитель).
11. Какая информация указывается в заказе (требовании) на выдачу архивных документов в читальном зале архива?
Ответ: ФИО, номер фонда, номер описи, номер дела, заголовок дела, крайние даты.
12. По времени действия выставки архивных документов подразделяются на …
Ответ: Постоянные и временные.
13. Как называется направление архивоведения, изучающее методику поиска ретроспективной документной информации в целях эффективного использования документальных богатств архивов в интересах общества и исторической науки, а также основные приемы атрибуции документов?
Ответ: Архивная эвристика.
14. Кто может быть источником комплектования архива?
Ответ: Юридическое или физическое лицо.
15. Подготовка архивных документов к изданию и осуществление их издания в соответствии с общепринятыми научными принципами и нормами – это …
Ответ: Публикация архивных документов.
16. Как называется учетный документ, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда, предназначенный для раскрытия их содержания и учета?
Ответ: опись дел.
17. В каком документе содержаться сведения по истории фондообразователя и архивного фонда, краткая характеристика состава и содержания документов архивного фонда и научно-справочного аппарата к нему?
Ответ: историческая справка.
18. В запросе, поступившем в архивное учреждение, содержатся нецензурные оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица. Что должен сделать работник архива, который занимается его исполнением?
Ответ: Работник вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
19. Какой Федеральный закон регулирует отношения в сфере использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности?
Ответ: Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» 2004 г.
20. Назовите орган управления архивным делом в Российской Федерации.
Ответ: Федеральное архивное агентство (Росархив).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4 Способен к планированию и организации деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Срок исполнения документа, установленный нормативным правовым актом
1. Предельный срок.
2. Нормативный срок.
3. Типовой срок.
4. Индивидуальный срок.
Ответ:3.
Вопрос 2. Совокупность архивных документов, исторически и/или логически связанных между собой.
1. Архивный ресурс.
2. Архивная коллекция.
3. Архивное дело.
4. Архивный фонд.
Ответ: 4.
Вопрос 3. Совокупность копий архивных документов, предназначенных для пользования вместо подлинников с целью предотвращения их износа.
1. Фонд пользования.
2. Страховой фонд.
3. Архивный фонд.
4. Эксплуатационный фонд.
Ответ. 1.
Вопрос 4. Применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан
1. Использование архивных документов.
2. Комплектование архива.
3. Пользование архивными документами.
4. Информационная деятельность архива.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором
1. Пользователь архивными документами.
2. Владелец архивных документов.
3. Собственник архивных документов.
4. Фондообразователь.
Ответ: 2.
Вопрос 6. При оформлении пропуска для работы в читальном зале пользователь заполняет
1. Анкету.
2. Резюме.
3. Договор.
4. Требование.
Ответ. 1.
Вопрос 7. Социально-правовые запросы исполняются архивными учреждениями …
1. Бесплатно
2. Платно.
Ответ: 1.
Вопрос 8. Консульские запросы – это запросы, поступающие в архивные учреждения от…
1. Иностранных граждан и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за рубежом.
2. Министерства иностранных дел Российской Федерации.
3. Дипломатических представительств и консульств.
4. Иностранных граждан и граждан Российской Федерации (в том числе постоянно проживающих за рубежом).
Ответ: 1.
Вопрос 9. Апостиль – это …
1. Международный штамп, подтверждающий законность документа.
2. Печать на архивной справке или копии.
3. Подпись на архивной справке.
4. Регистрационный номер архивной справки.
Ответ: 1.
Вопрос 10. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение … с момента поступления в архивное учреждение.
1. Одного дня.
2. Трех дней.
3. Семи дней.
4. Десяти дней.
Ответ: 2.
Вопрос 11. При личном приеме гражданин обязан предъявить
1. Документ, удостоверяющий личность
2. Направление от организации.
3. Только паспорт Российской Федерации.
Ответ: 1.
Вопрос 12. Все государственные архивы Российской федерации обязаны иметь
1. Читальные залы или специально оборудованные места для пользователей.
2. Выставочные залы для демонстрации архивных документов.
3. Библиотеки опубликованных архивных материалов и периодической печати.
4. Оборудованные места для отдыха пользователей.
Ответ: 1.
Вопрос 13. Срок ограничения доступа к архивным документам, содержащим государственную тайну составляет
1. 100 лет.
2. 75 лет.
3. 30 лет.
4. Бессрочно.
Ответ: 3.
Вопрос 14. После работы с архивным делом пользователь должен внести сведения о характере использования в …
1. Лист-заверитель
2. Лист использования.
3. Журнал выдачи архивных дел.
4. Требование (заказ) на выдачу архивных дел.
Ответ: 2.
Вопрос 15. Какие запросы исполняются архивными учреждениями платно?
1. Генеалогические.
2. Социально-правовые.
Ответ: 1.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите показатели использования архивных документов?
Ответ: интенсивность использования, эффективность использования.
2. Срок исполнения социально-правовых запросов в Российской Федерации составляет 30 дней. Может ли быть продлен этот срок и при каких условиях?
Ответ: Да, при обязательном уведомлении гражданина о продлении установленного срока.
3. В каком локальном нормативном документе архива установлены цены на платные услуги архива?
Ответ: Прейскурант цен и услуг (или перечень платных услуг).
4. Могут ли на безвозмездной основе исполняться тематические запросы? Ответ поясните.
Ответ: Да, если тематические запросы поступили от органов государственной власти и местного самоуправления, направляемые в целях исполнения ими своих полномочий.
5. В тексте архивной справки данные воспроизводятся так, как они изложены в архивных документах. Как быть, если есть расхождения, несовпадения и неточности с запрашиваемой информацией?
Ответ: расхождения, несовпадения и неточности названия, отсутствие имени, отчества, инициалов или наличие одного из них оговариваются в тексте справки в скобках («Так в документе», «Так в тексте оригинала»). В примечаниях по тексту архивной справки оговариваются неразборчиво написанные, исправленные автором (создателем документа), не поддающиеся прочтению места текста документа («Так в тексте оригинала», «В тексте неразборчиво»), а также наличие или отсутствие отметки о заверении документов, послуживших основанием для составления ответа.
6. Как оформляется архивная справка, объем которой превышает 1 лист?
Ответ: В архивной справке, объем которой превышает один лист, все листы должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены подписью и печатью.
7. В каком документе читального зала государственного архива учитываются все посетители?
Ответ: Журнал учета посещений.
8. Какие информационные мероприятия может проводить государственный архив?
Ответ: конференции, круглые столы, презентации, экскурсии, лекции, встречи с общественностью, дни открытых дверей, уроки.
9. В каком документе собственник архивных документов (или их владелец) может указать особые условия использования документов?
Ответ: Договор.
10. Назовите орган управления архивным делом в Алтайском крае?
Ответ: Министерство культуры Алтайского края.
11. Изучение документов на основании критериев их ценности для определения сроков хранения документов – это …
Ответ: Экспертиза ценности документов.
12. В каком нормативном акте федерального органа исполнительной власти перечислены права и обязанности пользователей читальных залов архивов?
Ответ: Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации 2017 г.
13. Совокупность документов, объединенных по одному или нескольким общим для них сущностным признакам – это …
Ответ: Архивная коллекция.
14. Информационная деятельность архива включает …
Ответ: Создание архивных справочников и
организация использования архивных документов.
15. Государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации – это …
Ответ: Пользователь архивных документов.
16. Временные или иные условия, исключающие свободное пользование архивными документами в соответствии с законодательством или по воле фондообразователя, собственника, владельца документов – это …
Ответ: Ограничение доступа к архивным документам
17. … - это документ, составленный на бланке архива, дословно воспроизводящий часть текста архивного документа, относящуюся к определенным факту, событию, лицу, с указанием архивного шифра и номеров листов единицы хранения.
Ответ: Архивная выписка.
18. При подготовке документальной публикации необходимо соблюдать ряд научных принципов. Назовите их.
Ответ: Историзма, объективности, достаточности.
19. Какие типы документальных публикаций выделят?
Ответ: научный, научно-популярный, учебный.
20. Как называется вид публикации архивных материалов, относящихся к составу одного архивного фонда (коллекции)?
Ответ: Пофондовая.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5 Способен к созданию проектов в области документационного обеспечения и архивного дела


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос. 1 База данных, в которой можно найти сведения о составе и содержании фондов государственного архива субъекта Российской Федерации, называется
1. Архивный фонд
2. Архивная коллекция.
3. Фондовый каталог.
4. Путеводитель.
Ответ. 1.
Вопрос 2. Официальный портал, предоставляющий информацию об архивах и архивном деле в Российской Федерации, называется:
1. Исторический архив.
2. Архивы России.
3. Отечественные архивы.
4. ВНИИДАД.
Ответ: 2.
Вопрос 3. Федеральная государственная информационная система, представляющая сведения о составе Архивного фонда Российской Федерации и предназначенная для информационного обеспечения пользователей архивными документами – это …
1. Архивы России
2. Архивный каталог России.
3. Архивный фонд Российской Федерации.
4. Центральный фондовый каталог.
Ответ: 4.
Вопрос 4. … документальная публикация включает документы по определенной теме, освещающие конкретный факт, событие, явление, процесс независимо от фондовой принадлежности и вида документов.
1. Тематическая.
2. Пофондовая.
3. Научная.
4. Учебная.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Многотомная документальная публикация, предполагающая исчерпывающий или максимально широкий охват источников по определенной теме или по номинальному признаку – это …
1. Кодекс.
2. Корпус.
3. Тематический ресурс.
4. Выставка.
Ответ: 2.
Вопрос 6. … – документальная публикация, содержащая ряд (комплекс) документов, связанных по их содержанию, виду, происхождению или иным признакам.
1. Сборник документов.
2. Корус.
3. Многотомник.
4. Книжное издание.
Ответ: 1.
Вопрос 7. Информационные ресурсы, созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности, получили название …
1. Личные
2. Персональные
3. Частные
4. Конфиденциальные
Ответ: 2
Вопрос 8. Какой группе информационных ресурсов относится Архивный фонд Российский Федерации?
1. информационный ресурс предприятия
2. национальные информационные ресурсы
3. Муниципальные информационные ресурсы
4. не относится к информационным ресурсам
Ответ: 2
Вопрос 9. Информационный ресурс, представляющий собой исторически сложившуюся и постоянно пополняющуюся совокупность архивных документов, являющихся частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, называется …
1. Архивный фонд Российской Федерации.
2. Архивы России.
3. Росархив.
4. Отечественные архивы.
Ответ: 1.
Вопрос 10. Упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, снабженная средствами навигации и поиска, в т.ч. интернет- выставка, электронный каталог, электронная библиотека и т.п. – это…
1. Электронный проект.
2. Сайт.
3. Баннер.
4. Гипертекст.
Ответ: 1.
Вопрос 11. … -это информационно значимое наполнение сайта – тексты, графика, мультимедиа; существенными параметрами контента являются его объем, актуальность и релевантность.
1. Гиперссылка.
2. Гипертекст.
3. Баннер.
4. Контекст.
Ответ: 4.
Вопрос 12. Кто разработал Концепция цифрового наследия и Хартию о сохранении цифрового наследия?
1. ЮНЕСКО.
2. Международный совет архивов.
3. Росархив.
4. ООН.
Ответ:1.
Вопрос 13. Набор кнопок и/или других управляющих элементов, обеспечивающих взаимодействие пользователя с контентом сайта – это …
1. Навигация сайта.
2. Карта сайта.
3. Контекст.
4. История сайта.
Ответ: 1.
Вопрос 14. Какой термин ввел Тед Нельсон в 1965 г. для обозначения «текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу»?
1. Гипертекст.
2. Гиперссылка.
3. Сайт.
4. Анонс.
Ответ: 1.
Вопрос 15. Кто является разработчиком Рекомендаций по созданию Интернет-выставок архивных документов (2012 г.)?
1. ВНИИДАД.
2. Федеральное архивное агентство.
3. Министерство культуры Российской Федерации.
Федеральная архивная служба.
Ответ:2


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите два основных информационных ресурса в сети Интернет, где можно найти информацию об архивах и архивном деле в Алтайском крае.
Ответ: официальный сайт Государственного архива Алтайского края и портал «Архивы Алтайского края».
2. Поиск фондов в базе данных «Архивный фонд» на сайте Государственного архива Алтайского края можно осуществлять по: …
Ответ: по названию фонда, номеру фонда, заголовкам дел.
3. Назовите опубликованный исторический источник, в котором приведены тексты всех нормативных документов по архивному делу периода Российской империи.
Ответ: Полное собрание законов Российской Империи.
4. Как называется информационно-методический бюллетень выпускаемый Государственным архивом Алтайского края?
Ответ: Алтайский архивист.
5. Как называется информационный ресурс в сети Интернет, созданный по инициативе Федерального архивного агентства (Росархива) с целью координации работы по рассекречиванию архивных документов, накопления информационного массива, статистического учета, информирования пользователей о результатах работы федеральных архивов по рассекречиванию архивных документов?
Ответ: База данных рассекреченных дел и документов федеральных государственных архивов.
6. Как называются документальные публикации, с максимальной степенью подобия воспроизводящие оригинал: его размеры, внешний вид бумаги, переплет, все особенности текста и иллюстраций, следы времени, пользования.
Ответ: Факсимильные.
7. Публичный показ архивных документов, коллекций документов и других архивных материалов и литературы в сети Интернет -это …
Ответ: Интернет-выставка архивных документов (или виртуальная выставка архивных документов).
8. Как называется комплекс мер по обеспечению роста посещаемости сайта посетителями?
Ответ: Продвижение сайта.
9. Как называется помещение для экспонирования архивных документов ?
Ответ: выставочный зал.
10. В каком документе по порядку перечислены все экспонаты выставки с указанием их размеров и порядка размещения на стендах, планшетах или в витринах в соответствии с разделами выставки.
Ответ: Тематико-экспозиционный план.
11. На сайте какого федерального архива представлены 3D-туры по выставкам архива?
Ответ: РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории)э
12. … - это документ для СМИ, который отправляется журналистам с сообщением о выставки архивных документов с расчетом на появление публикаций или видеосюжетов о событии.
Ответ: Пресс-релиз.
13. Как называется интернет-проект Российского исторического общества, в рамках которого представлены цифровые копии архивных документов федеральных и региональных архивов?
Ответ: Открытый архив.
14. Российский историко-публикаторский журнал, издаваемый с 1992 г., на страницах которого публикуются впервые вводимые в научный оборот архивные документы и материалы по отечественной и всеобщей истории, историографии, источниковедению, документалистике, зарубежной архивной россике.
Ответ: Исторический архив.
15. Российский научно-практический журнал, специализирующийся на вопросах истории, теории и практики архивного дела и делопроизводства. Учредителем журнала является Федеральное архивное агентство.
Ответ: Отечественные архивы.
16. … позволяет получить доступ к архивным документам (копиям) и справочно-поисковым средствам к ним.
Ответ: Электронный читальный зал.
17. Информационно-технологический комплекс, функционирующий на основе синергетического эффекта объединения нескольких информационных и программно-технологических (автоматизированных) систем, подсистем и модулей, обеспечивающих полномасштабное управление государственным архивом – это …
Ответ: Интеллектуальный архив.
18. Справочно-информационный интернет-портал, Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» - это …
Ответ: Портал Госуслуги.
19. В деятельности государственных архивов сложились два вида встреч с общественностью … и … .
Ответ: Тематические и информационные (обзорные).
20. Федеральная государственная информационная система, представляющая сведения о составе Архивного фонда Российской Федерации и предназначенная для информационного обеспечения пользователей архивными документами – это …
Ответ: Центральный фондовый каталог.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Официальный сайт Краевого государственного казенное учреждения «Государственный архив Алтайского края» www.archiv.ab.ru
Э4 Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э5 Федеральное архивное агентство www.archives.ru
Э6 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э7 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э8 Курс в Moodle "Использование архивных документов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения дисциплины является изучение основных направлений, целей и форм использования архивных документов Архивного фонда Российской Федерации.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития в сфере использования архивных документов.
Дисциплина «Использование архивных документов» предполагает изучение студентами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с использованием архивных документов.
Курс состоит из восьми разделов. В первом разделе акцент сделан на изучении основных терминов курса, а также правовых основ использования документов Архивного фонда Российской Федерации. Кроме того изучаются основные направления и цели использования архивных документов.
Второй раздел «Регулирование вопросов доступа к документам Архивного фонда РФ» посвящен изучению: вопросов доступа и допуска пользователей к архивной информации; правового регулирования доступа к архивных документам; классификации документов и архивов по основанию доступа к ним пользователей.
В разделе «Виды запросов, исполняемых архивными учреждениями» акцент сделан на изучении теоретических, правовых и практических аспектов исполнения государственными, муниципальными и ведомственными архивами отдельных категорий запросов. В данном разделе подробно изучаются социально-правовые, тематические, консульские и генеалогические запросы.
Раздел «Инициативное информирование учреждений и организаций, виды инициативного информирования» посвящен изучению инициативного информирования. Отдельное внимание уделяется видам инициативного информирования.
В разделе «Организация работы пользователей с архивными документами в читальных залах» акцент сделан с одной стороны на изучении особенностей работы читальных залов архивов, а с другой стороны на особенностях работы пользователей. Подробно изучается правовая база, регламентирующая работу пользователей в читальных залах архивов. Особое внимание уделяется изучению документов, которые оформляют пользователи для работы в читальных залах, а также тем документам, которые оформляют сотрудники архива. Кроме того, при изучении данного раздела особое внимание уделяется электронным читальным залам архивов (т.е. удаленной работе с архивными документами).
Раздел «Порядок организации и проведения выставок архивных документов» посвящен изучению организации и проведению выставок архивных документов, в том числе и электронной форме.
В разделе «Учет и анализ использования архивных документов, показатели интенсивности и эффективности использования» основное внимание уделяется изучению учетных документов архива , в которых фиксируются основные формы использования. Особое внимание уделяется изучению показателей интенсивности и эффективности использования архивных документов.
Последний раздел курса «Методика поиска ретроспективной архивной информации в архивных учреждениях» посвящен изучению архивной эвристики.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы теории и практики использования архивных документов. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с архивными документами. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам (ответы на устные вопросы (план занятия, вопросы, выносимые на занятие, литература для подготовки, сообщаются студентам заранее), выполнение тестовых заданий, подготовка презентаций и докладов и проч.). Полный перечень практических заданий и рекомендации по их выполнению представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126
Кроме того, в рамках проведения практических занятий студенты посещают читальные и выставочные залы Государственного архива Алтайского края (ГААК)и базовую кафедру архивоведения и архивного дела при ГААК. При изучении раздела «Организация работы пользователей с архивными документами в читальных залах» студенты знакомятся с работой читального зала ГААК. При изучении раздела «Порядок организации и проведения выставок архивных документов» студенты посещают выставочные залы ГААК, знакомятся с особенностями подготовки выставки, ее оформлением, принимают участие экскурсии по выставке.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.