МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 25
индивидуальные консультации 24
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 25 25 25 25
Консультации 24 24 24 24
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть современные тенденции развития новых информационных (цифровых) технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры обучающихся, сформировать представление об информационно- компьютерных (цифровых) технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских, педагогических и прикладных задач профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности;
ОПК-5.1 Знает современные технологии поиска, обработки и анализа информации с целью включения ее в область профессиональной деятельности
ОПК-5.2 Умеет использовать специализированные базы данных и программные средства с целью выявления и включения необходимой информации для решения профессиональных задач
ПК-1Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПК-1.1 Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях
ПК-1.2 Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач
ПК-1.3 Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования
ПК-3Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований
ПК-3.1 Знает содержание работы по подготовке научных проектов на уровне руководителя и исполнителя
ПК-3.2 Умеет применять современные технологии проектной деятельности при планировании и решении задач профессионального и личностного развития
ПК-3.3 Владеет навыками проектирования, реализации и оценки научных работ разного уровня в области исторической науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции применения цифровых технологии в современной науке и образовании;
– основные направления использования цифровых технологий в исторических исследованиях и образовании;
– особенности и основные подходы использования цифровых технологий в своей будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.– квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения информационных технологий в исторических исследованиях и образовании;
– выделять, извлекать и использовать из информационных источников необходимую информацию для решения поставленных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками использования современных информационных систем в своей профессиональной области

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровые технологии в профессиональной деятельности
1.1. Информатика, математика, цифровая трансформация общества. Основные понятия и термины Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.2. Информационные технологии и наука о данных Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.3. Информационные системы и базы данных Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.4. Цифровые технологии в историческом образовании Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.5. Описательная статистика: вариационные ряды Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.6. Динамические ряды Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.7. Работа в программе Excel Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.8. Интернет-технологии Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.9. Цифровая гуманитаристика Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.10. Цифровая публичная история Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.11. Визуальный анализ Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.12. Презентация результатов научных исследования Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.13. Работа с источниками и литературой Сам. работа 2 25 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1
1.14. Консультация по изученным темам Консультации 2 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8881

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских, педагогических и прикладных задач профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Имеются ли в общественных явлениях жестко детерминированные, функциональные зависимости?
а) да, в этом общество очень похоже на природу
б) да, но встречаются они реже, чем в природе
в) да, но они значительно сложнее, чем в природе
г) нет, процессы в обществе описываются статистическими зависимостями
Ответ: г
2. Взятая случайным способом для анализа часть генеральной совокупности изучаемых объектов называется:
а) подборкой
б) набором
в) отбором
г) выборкой
Ответ: г
3. Разделение объектов на классы в соответствии с определенными правилами называется:
а) типологией
б) иерархией
в) классификацией
г) детализацией
Ответ: в
4. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется:
а) кластер-анализом
б) факторным анализом
в) типологией
г) визуальным анализом
Ответ: г
5. Какой из перечисленных ниже моментов несовместим с визуальной аналитикой?
а) возможность непосредственного генерирования гипотез
б) использование чувственных человеческих навыков для анализа
в) прямое взаимодействие с данными
г) полное отсутствие навыков аналитической работы
Ответ: г
6. Одним из наиболее популярных средств хранения, обработки и визуализации данных являются электронные таблицы:
а) Microsoft Excel
б) Microsoft Word
в) Google Chrome
г) Keynote
Ответ: а
7. Одной из наиболее популярных программ подготовки и просмотра презентаций является:
а) MapInfo
б) Microsoft PowerPoint
в) Safari
г) Pages
Ответ: б
8. Что из нижеперечисленного не является презентацией результатов научных исследований?
а) доклад
б) статья
в) компьютерная презентация
г) частная беседа
Ответ: г
9. Что из нижеперечисленного не является правилом создания презентаций?
а) иллюстративные материалы должны быть простыми и доступными для каждого зрителя в аудитории
б) слайды должны быть гармонично смонтированы и ни в коем случае не перегружены информацией
в) презентация может быть полностью составлена из текстовых фрагментов доклада
г) каждый слайд необходимо посвящать одной теме, одному факту или одной идее
Ответ: в
10. Допустимы ли в презентации звуковые и видеофрагменты?
а) нет, этого делать нельзя ни в коем случае
б) нет, это запрещено правилами проведения конференций
в) да, допустимы, но в крайне умеренном количестве
г) да, это обязательное условие проведения презентаций
Ответ: в
11. Первые электронно-вычислительные машины появились:
а) в 1930–х гг.
б) в 1940–х гг.
в) в 1950–х гг.
г) в 1960–х гг.
Ответ: б
12. Гипертекст – это:
а) текстовый файл большого объема
б) электронный текст с гиперссылками
в) полнотекстовая база данных
г) текстовый файл размещенный на web–сайте
Ответ: б
13. Массовые персональные компьютеры появились:
а) в 1960–е гг.
б) в 1970–е гг.
в) в 1980–е гг.
г) в 1990–е гг.
Ответ: в
14. Для виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия используется метод:
а) анализа баз данных
б) 3D–моделирования
в) информационного поиска
г) web–программирования
Ответ: б
15. Слова «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» принадлежат:
а) Галилео Галилею
б) Иммануилу Канту
в) Карлу-Фридриху Гауссу
г) Альберту Эйнштейну
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин называется _______________.
Ответ: корреляцией
2. Степень зависимости одного признака от другого определяется с помощью коэффициента ______________.
Ответ: корреляции
3. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданным для их изучения, называется ____________________.
Ответ: моделированием
4. Система математических соотношений, описывающих изучаемый процесс или явление, называется ___________________ моделью.
Ответ: математической
5. Моделирование нереальных, никогда не происходивших в истории человечества ситуаций, называется ____________________ моделированием.
Ответ: контрфактическим
6. Моделирование исторических материальных объектов называется исторической ___________________.
Ответ: реконструкцией
7. Система отбора единиц наблюдения, при которой результаты, полученные на частичном объеме, отражают всю изучаемую совокупность – это ________________ метод.
Ответ: выборочный
8. Основным условием корректности выборки является _______________ отбора.
Ответ: случайность
9. Для визуальной аналитики необходимо использовать специализированное _________________ обеспечение.
Ответ: программное.
10. Публичное сообщение в виде развернутого изложения определенной научной темы называется научным ____________.
Ответ: докладом.
11. Презентация, как и любой другой продукт, созданный автором, является его ___________________ собственностью.
Ответ: интеллектуальной
12. Базовой информационной технологией для использования в гуманитарных исследованиях является технология _______ данных.
Ответ: баз
13. Всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных, получила название _____________.
Ответ: Интернет
14. Наборы данных, которые достаточно сложны, объемны, быстро изменяемы и слишком слабо структурированы для того, чтобы быть обработанными с помощью ручных, традиционных методов, получили название ___________ данных.
Ответ: больших
15. Свойство информационно-поисковых систем, характеризующее адекватность полученных ответов на запрос, называется ____________________.
Ответ: релевантность
16. База данных биографического характера называется ______________________ базой данных.
Ответ: просопографической
17. Программное обеспечение, которое разработано для решения конкретных задач пользователя называется _______________ программным обеспечением.
Ответ: прикладным
18. Компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы, называется электронными _____________.
Ответ: таблицами.
19. Наука и технологии создания искусственных систем, способных решать интеллектуальные задачи, получили название искусственный _______________.
Ответ: интеллект
20. Направление искусственного интеллекта, цель которого – смоделировать аналитические механизмы, осуществляемые человеческим мозгом, – носит название ________________.
Ответ: нейросеть

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Математика в классификации наук относится к следующей группе:
а) естественные науки
б) точные науки
в) гуманитарные науки
г) социальные науки
Ответ: б
2. Какое из нижеследующих определений статистики является неверным?
а) это отрасль государственного управления, осуществляющая практическую деятельность по сбору и обобщению соответствующих данных
б) это наука, которая изучает массовые общественные явления, исследование которых связано с количественными характеристиками и выявлением присущих им закономерностей
в) это набор разнообразных статистических данных (статистика торговли, статистика труда и пр.)
г) это наука об особенностях взаимоотношений в коллективе.
Ответ: г
3. Какая из указанных ниже шкал измерений не существует?
а) шкала интервалов
б) шкала порядка
в) шкала доступности
г) пропорциональная шкала
Ответ: в
4. Из каких данных нельзя построить вариационный ряд?
а) данные о возрасте студентов академической группы на начало учебного года
б) данные о количестве преподавателей на кафедрах факультета на конец учебного года
в) данные о добыче каменного угля в России в 1880–1900 гг.
г) данные о количестве рабочих на предприятиях города на начало календарного года.
Ответ: в
5. Из каких данных нельзя построить динамический (временной) ряд?
а) данные о количестве голосов, отданных за всех кандидатов или партии на любых выборах
б) данные о росте числа жителей любого города России за любые 100 лет
в) данные о добыче каменного угля в России в 1880–1900 гг.
г) данные о колебаниях цен на сельскохозяйственную продукцию за любые 10 лет
Ответ: а
6. Какая из нижеприведенных характеристик не относится к вариационному ряду?
а) средняя арифметическая
б) средняя хронологическая
в) мода
г) медиана
Ответ: б
7. Какая из нижеприведенных характеристик не относится к динамическому (временному) ряду?
а) средний абсолютный прирост
б) средняя хронологическая
в) медиана
г) временной тренд
Ответ: в
8. Среднеквадратическое отклонение определяется как корень квадратный из дисперсии, взятый со знаком плюс. Каково значение стандартного отклонения, если дисперсия равняется 64?
а) –8
б) 8
в) 4
г) –4
Ответ: б
9. Коэффициент вариации определяется как частное от деления среднеквадратического отклонения на среднюю арифметическую, умноженное на 100%. Чему равен коэффициент вариации, если среднеквадратическое отклонение равно 2, а средняя арифметическая равна 4?
а) 50%
б) 100%
в) 200%
г) 25%
Ответ: а
10. В каком году был создан первый интернет-браузер (Mosaic), появление которого назвали «вторым рождением Интернета»?
а) в 1957 г.
б) в 1984 г.
в) в 1993 г.
г) в 2000 г.
Ответ: в
11. Какой браузер является наиболее востребованным в современном интернете?
а) Google Chrome
б) Safari
в) Mozilla Firefox
г) Opera
Ответ: а
12. Годом рождения российского интернета считается:
а) 1984 г.
б) 1990 г.
в) 1994 г.
г) 2010 г.
Ответ: б
13. Какая из нижеприведенных характеристик не является мерой уровня вариационного ряда?
а) мода
б) медиана
в) дисперсия
г) средняя арифметическая
Ответ: в
14. Какая из нижеприведенных характеристик не является мерой рассеяния вариационного ряда?
а) коэффициент вариации
б) размах вариации
в) дисперсия
г) средняя арифметическая
Ответ: г
15. Оцифровка – это:
а) цифровая трансформация общества
б) массовая компьютеризация общества
в) внедрение математических методов в гуманитарные науки
г) процесс преобразования информации в цифровой формат
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов, называется ___________________.
Ответ: математика
2. Раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов, называется ________________ статистикой.
Ответ: математической
3. Математическая статистика базируется на теории ________________, изучающей случайные события и случайные процессы.
Ответ: вероятностей
4. Приписывание объектам или событиям числовых форм в соответствии с определенными правилами называется _______________.
Ответ: измерением
5. Шкала, измерение в соответствии с которой состоит в классификации объектов, а числа приписываются классу объектов, называется шкала _________________.
Ответ: наименований
6. Суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки чего-либо, называются ______________ оценками.
Ответ: экспертными.
7. Ряды данных, показывающих количественную меру того или иного признака у разных объектов некой совокупности, называются ___________________ рядами.
Ответ: вариационными.
8. Ряды количественных показателей, характеризующих величину того или иного признака у одних и тех же объектов в разное время, называются __________________ рядами.
Ответ: динамическими
9. Значение признака в вариационном ряду, встречающееся наиболее часто, называется ________.
Ответ: мода
10. Значение признака, которое приходится на середину вариационного ряда, называется ___________.
Ответ: медиана
11. Значение, получаемое в результате сложения всех элементов вариационного ряда с делением суммы на общее число элементов, называется средней ____________________.
Ответ: арифметической
12. Мода, медиана, средняя арифметическая являются мерами __________ вариационного ряда.
Ответ: уровня
13. Дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации являются мерами ____________ вариационного ряда.
Ответ: рассеяния
14. Разница наибольшего и наименьшего значений признака в вариационном ряду называется __________ вариации.
Ответ: размахом
15. В дискретном вариационном ряду значения признака отличаются на ____________ величину.
Ответ: конечную
16. Долговременная тенденция изменения динамического (временного) ряда называется временным __________.
Ответ: трендом
17. Информация в интернете по конкретной теме, размещенная в 1 основном файле – это веб-____________.
Ответ: страница
18. Группа связанных между собой в стилевом и содержательном отношении интернет-страниц – это веб-_______.
Ответ: сайт.
19. Интернет-сайт, сложный в структурном отношении, содержащий как собственную информацию, так и большое количество внешних ссылок – это веб-__________.
Ответ: сервер
20. Тематический интернет-сервер, содержащий максимальное количество информации по данной области знаний, позволяющий пользователю составить представление по той или иной проблеме только за счет размещенных на нем материалов – это веб-_________.
Ответ: портал.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных?
а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных
б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий
в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных
г) да, хотя таких случаев немного, но они есть
Ответ: г
2. Термин «Data Science» обозначает:
а) науку о данных
б) статистический анализ данных
в) научные данные
г) большие данные
Ответ: а
3. Термин «Big Data» обозначает:
а) гуманитарные данные
б) большие данные
в) естественнонаучные данные
г) метаданные
Ответ: б
4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся:
а) только подготовкой данных для анализа
б) только обработкой данных
в) только интерпретацией результатов обработки
г) всеми упомянутыми операциями
Ответ: г
5. Что не входит в науку о данных?
а) классическая математическая статистика
б) системное программирование
в) статистический анализ данных
г) интеллектуальный анализ данных
Ответ: б
6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу?
а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума
б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными
в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты
г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга
Ответ: в
7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека?
а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора
б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни
в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей
г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний
Ответ: г
8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует?
а) числовой формат
б) буквенный формат
в) графический формат
г) тестовый формат
Ответ: б
9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных?
а) защита данных
б) сортировка данных
в) фильтрация данных
г) формализация данных
Ответ: а
10. Манипулирование данными – это:
а) сознательная фальсификация данных
б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным
в) некорректная обработка данных
г) неправильная интерпретация результатов исследования
Ответ: б
11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это:
а) мультимедийные данные
б) метаданные
в) качественные данные
г) количественные данные
Ответ: в
12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных?
а) числовые данные
б) текстовые данные
в) двоичные данные
г) первичные данные
Ответ: г
13. Гаджет – это:
а) любое цифровое устройство
б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью
в) набор домашней бытовой техники
г) суперкомпьютер
Ответ: б
14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция?
а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет
б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях
в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение
г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние
Ответ: г
15. Информационный взрыв – это:
а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях
б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе
в) всеобщее распространение грамотности
г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________.
Ответ: информатика
2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика.
Ответ: социальная
3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________.
Ответ: технологиями
4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными.
Ответ: потоковыми
5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________.
Ответ: метаданными
6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных.
Ответ: формализацией
7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных.
Ответ: фильтрацией
8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных.
Ответ: сортировкой
9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных.
Ответ: архивированием
10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________.
Ответ: ресурсами
11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных
Ответ: базой
12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________.
Ответ: записью
13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью.
Ответ: реляционной
14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой.
Ответ: информационной
15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________.
Ответ: компьютер
16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______.
Ответ: сетью
17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных.
Ответ: форматом
18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными.
Ответ: динамическими
19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными.
Ответ: количественными
20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными.
Ответ: структурированными

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт исторического факультета Алтайского государственного университета hist.asu.ru
Э2 Интернет-портал по истории Алтая new.hist.asu.ru
Э3 Электронная библиотека по истории Алтая new.hist.asu.ru
Э4 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э5 Курс в Moodle "Цифровые технологии в профессиональной деятельности историка" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных (цифровых) технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры обучающихся, сформировать представление об информационно-компьютерных (цифровых) технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности» предполагает изучение аспирантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
На основе изучения курса осуществляется формирование компетенций.
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Важным моментом является изучение соотношения исторической информатики и сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением исторических источников и ресурсов – Digital History. Необходимо понять, что эти два направления не отрицают, а дополняют друг друга.
Подготовка к экзамену включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для гуманитарной научно-образовательной сферы.