МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы информационного общества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 50 50 50 50
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н, Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы информационного общества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1. формирование представления об информационном обществе и его современном этапе – цифровом обществе, их признаках, особенностях и тенденциях развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований
ПК-3.1 Знает содержание работы по подготовке научных проектов на уровне руководителя и исполнителя
ПК-3.2 Умеет применять современные технологии проектной деятельности при планировании и решении задач профессионального и личностного развития
ПК-3.3 Владеет навыками проектирования, реализации и оценки научных работ разного уровня в области исторической науки
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– место информационного общества в периодизации развития человеческого общества;
– соотношение понятий «информационное общество», «цифровое общество», «цифровой поворот», «цифровая трансформация» и пр.
3.2.Уметь:
3.2.1.– выделять основные признаки и тенденции развития информационного общества;
– выделять основные особенности и тенденции развития цифрового общества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками анализа особенностей современного развития информационных (цифровых) технологий и применением междисциплинарного подхода к научным исследованиям.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество
1.1. Периодизации развития человеческого общества Лекции 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Информационные революции Лекции 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Информация и информационное общество Лекции 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Цифровое общество Лекции 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Цифровой поворот и цифровая трансформация Лекции 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Признаки и особенности информационного общества Практические 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Признаки и особенности цифрового общества Практические 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Данные их значение в информационном (цифровом) обществе. Наука о данных (Data Sciences). Большие данные (Big Data). Практические 1 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. Особенности развития науки и образования в информационном (цифровом) обществе Практические 1 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.10. Искусственный интеллект и машинное обучение Практические 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.11. Социальные последствия информатизации и цифровой трансформации общества Практические 1 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.12. Перспективы развития современного цифрового общества Практические 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.13. Изучение литературы по курсу. Подготовка к зачету Сам. работа 1 26 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.14. Консультации по разделу курса Консультации 1 50 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6308

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных?
а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных
б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий
в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных
г) да, хотя таких случаев немного, но они есть
Ответ: г
2. Термин «Data Science» обозначает:
а) науку о данных
б) статистический анализ данных
в) научные данные
г) большие данные
Ответ: а
3. Термин «Big Data» обозначает:
а) гуманитарные данные
б) большие данные
в) естественнонаучные данные
г) метаданные
Ответ: б
4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся:
а) только подготовкой данных для анализа
б) только обработкой данных
в) только интерпретацией результатов обработки
г) всеми упомянутыми операциями
Ответ: г
5. Что не входит в науку о данных?
а) классическая математическая статистика
б) системное программирование
в) статистический анализ данных
г) интеллектуальный анализ данных
Ответ: б
6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу?
а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума
б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными
в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты
г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга
Ответ: в
7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека?
а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора
б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни
в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей
г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний
Ответ: г
8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует?
а) числовой формат
б) буквенный формат
в) графический формат
г) тестовый формат
Ответ: б
9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных?
а) защита данных
б) сортировка данных
в) фильтрация данных
г) формализация данных
Ответ: а
10. Манипулирование данными – это:
а) сознательная фальсификация данных
б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным
в) некорректная обработка данных
г) неправильная интерпретация результатов исследования
Ответ: б
11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это:
а) мультимедийные данные
б) метаданные
в) качественные данные
г) количественные данные
Ответ: в
12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных?
а) числовые данные
б) текстовые данные
в) двоичные данные
г) первичные данные
Ответ: г
13. Гаджет – это:
а) любое цифровое устройство
б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью
в) набор домашней бытовой техники
г) суперкомпьютер
Ответ: б
14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция?
а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет
б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях
в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение
г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние
Ответ: г
15. Информационный взрыв – это:
а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях
б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе
в) всеобщее распространение грамотности
г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________.
Ответ: информатика
2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика.
Ответ: социальная
3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________.
Ответ: технологиями
4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными.
Ответ: потоковыми
5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________.
Ответ: метаданными
6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных.
Ответ: формализацией
7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных.
Ответ: фильтрацией
8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных.
Ответ: сортировкой
9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных.
Ответ: архивированием
10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________.
Ответ: ресурсами
11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных
Ответ: базой
12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________.
Ответ: записью
13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью.
Ответ: реляционной
14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой.
Ответ: информационной
15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________.
Ответ: компьютер
16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______.
Ответ: сетью
17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных.
Ответ: форматом
18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными.
Ответ: динамическими
19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными.
Ответ: количественными
20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными.
Ответ: структурированными

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли, что цифровая культура характеризуется формированием новых ощущений времени и пространства, новых форм социальной регуляции и способов социального взаимодействия?
А. Верно.
В. Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 2. Социально-гуманитарный аспект в изучении цифровой культуры предполагает:
А. Изучение современного общества.
В. Изучение широких трансформаций, происходящих в связи с распространением цифровых технологий в культуре в целом.
С. Изучение феноменов и артефактов цифровой культуры.
Ответ: В.

Вопрос 3. : Какое периодическое издание издается Ассоциацией «История и Компьютер»?
а) Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер»
б) Историческая информатика
в) Компьютерные науки
г) Экономическая история. Ежегодник
Ответ: а

Вопрос 4. Критерии медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения РФ в 2014 г. были утверждены:
А. Президентом Российской Федерации.
В. Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
С. Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Ответ: С.

Вопрос 5. Информационный взрыв выражается:
А. В содержании информации.
В. В нарушении потоков информации.
С. В неуклонном возрастании объема информации.
Ответ: С.

Вопрос 6. Цифровой след оставляет:
А. Каждый индивид в цифровом обществе.
В. Только активный пользователь социальных сетей.
С. Только владелец цифровой подписи.
Ответ: А.

Вопрос 7. Кто из перечисленных ниже историков не имеет отношения к клиометрии?
а) Д.И. Ковальченко
б) К. Гинзбург
в) Д. Норт
г) Р. Фогель
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Сколько федеральных проектов входит в структуру национального проекта «Образование»?
А. 5.
В. 2.
С. 10.
Ответ: С.

Вопрос 9. Федеральный проект, направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также на обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, - это:
А. Образование.
В. Цифровая образовательная среда.
С. Цифровая экономика.
Ответ: В.

Вопрос 10. В состав какой национальной программы входит федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»?
А. Цифровая экономика Российской Федерации.
В. Цифровое общество Российской Федерации.
С. Образование.
Ответ: А.

Вопрос 11. Тайм-менеджмент – это:
А. Научная дисциплина, изучающая время.
В. Мобильное приложение – аналог будильника.
С. Технология организации времени и повышения эффективности его использования.
Ответ: С.

Вопрос 12. На какой период рассчитана «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная в мае 2017 г.?
А. На 2017-2024 годы.
В. На 2017-2030 годы.
С. На 2018-2020 годы.
Ответ: В.

Вопрос 13. Организация учебного процесса без взаимодействия в режиме реального времени преподавателя и учащегося – это:
А. Индивидуальное обучение.
В. Домашнее обучение.
С. Асинхронное обучение.
Ответ: С.

Вопрос 14. Автовебинар – это:
А. Запись вебинара, которая проигрывается для новых слушателей по заданному расписанию на основании сценария.
В. Авторский вебинар.
С. Вебинар, в котором участвуют не более 2-х человек.
Ответ: А.

Вопрос 15. Механизм, позволяющий выделить из имеющейся аудитории только целевых пользователей и показать коммуникационное сообщение именно им, называется:
А. Блогинг.
В. Таргетинг.
С. Онлайн-серфинг.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется национальный проект, утвержденный в декабре 2018 г., рассчитанный на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г., целями которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций?
Ответ: Образование.
2. Как называется Всероссийская акция, признанная самой масштабной
в России проверкой знаний в области цифровой грамотности? Акция дает возможность пользователям не только узнать свой уровень цифровых компетенций, но и пройти работу
над ошибками, а также сформировать свою личную стратегию развития недостающих знаний и навыков.
Ответ: Цифровой диктант.
3. Какие методы применяются в исторической науке на основе междисциплинарного взаимодействия с другими науками.
ОТВЕТ: количественные (математические) методы; социально-психологические, лингвистические; методы семиотики; метод искусствоведческого анализа, методы антропологии, социологии.
4. Какой документ определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов?
Ответ: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.
5. Концепция вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека, - это ___________________.
Ответ: Интернет вещей.
6. Общество ______________ - это общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Ответ: знаний.
7. Что такое информационное пространство знаний?
Ответ: информационное пространство, основанное на знаниях.
8. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна: графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию, - это:
Ответ: Инфографика.
9. ___________ мышление – это восприятие мира через короткие яркие образы.
Ответ: Клиповое.
10. Что такое лента времени (timeline)?
Ответ: временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события.
11. Чем знаменит Николас Негропонте?
Ответ: автор понятия «Цифровая экономика».
12. О каком методе идет речь: «Визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями, а также метод, при помощи которого можно структурировать любой материал»?
Ответ: ментальная карта/интеллект-карта/mind map.
13. __________ гражданин – это представитель так называемого поколения Z, социализация которого совпала с эпохой распространения массового Интернета.
Ответ: Цифровой.
14. __________________________междисциплинарная область исторических исследований, целью которой является расширение информационного, методического и технологического обеспечения исторической науки, а также апробация новых информационных технологий и методов в конкретно-исторических исследованиях. Объединяет совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа оцифрованных исторических источников всех видов.
ОТВЕТ: Историческая информатика
15. Что такое «Цифровой след»?
Ответ: данные, которые оставляет пользователь при использовании интернета или цифровых устройств.
16. Назовите два вида цифровых следов.
Ответ: активные и пассивные.
17. Тип многофакторной аутентификации, требующий дополнительный (второй) фактор аутентификации к паролю (первый фактор), - это __________________.
Ответ: Двухфакторная аутентификация.
18. Что такое Кибербуллинг?
Ответ: способы психологического давления, оскорбления, травли в интернете.
19. В чем заключается «Право на забвение?
Ответ: в возможности потребовать от поисковиков удалить свои персональные данные из общего доступа.
20. ____________ – это рассылка электронных писем, сообщений или звонки (чаще рекламного характера) людям, не выражавшим желания их получать.
Ответ: спам.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Городнова А.А. Развитие информационного общества: учебник Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 В. А. Шапцев, Ю. В. Бидуля Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества : учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5010C1E1-28EC-47E2-B3FC-757D4584EE58
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности : СПб: Алетейя // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Белов В. С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: учебное пособие, руководство, практикум ЭБС "Университетская библиотека ONLINE ", 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90540
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт института истории и международных отношений Алтайского государственного университета hist.asu.ru
Э2 Электронная библиотека Ассоциации «История и компьютер» library.aik-sng.com
Э3 Журнал «Историческая информатика» (2017-2021 гг.) nbpublish.com
Э4 Журнал «Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании» (2012-2016 гг) kleio.asu.ru
Э5 Ассоциация «История и компьютер» aik-sng.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование представления об информационном обществе и его современном этапе – цифровом обществе, их признаках, особенностях и тенденциях развития.
Курс «Информационное общество» предполагает изучение магистрантами теории происхождения и развития информационного общества как стадии развития человеческого общества в целом. Необходимо глубокое понимание формирования информационного общества как последовательности нескольких информационных революций, последняя из которых связана с появлением компьютера и компьютерных технологий обработки информации.
Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Подготовка к зачету включает в себя также овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных междисциплинарных исследований для гуманитарной научно-образовательной сферы.