Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_История_ИЗвСО-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 34 | 34 | 34 | 34 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Познакомить студентов с современными информационными технологиями, техническими средствами и программным обеспечением, необходимым для осуществления научной деятельности в своей профессиональной сфере; подготовить к практическому использованию информационных технологий в при решении профессиональных задач в своей профессиональной области. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-3 | Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований |
ПК-3.1 | Знает содержание работы по подготовке научных проектов на уровне руководителя и исполнителя |
ПК-3.2 | Умеет применять современные технологии проектной деятельности при планировании и решении задач профессионального и личностного развития |
ПК-3.3 | Владеет навыками проектирования, реализации и оценки научных работ разного уровня в области исторической науки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | информационные ресурсы сети Интернет и локальные базы данных для научных исследований; технологии хранения, обработки, распространения и представления информации; специализированное программное обеспечение для проектирования технологических процессов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать информационные сети для решения профессиональных задач; применять современные цифровые технологии в профессиональной деятельности (практической, научной, проектной, исследовательской, педагогической) применять современные информационные технологии в образовании |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками извлечения актуальной научной информации из электронных библиотек, архивов и информационных ресурсов; методами работы с современным программными продуктами |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Современные цифровые технологии в профессиональной деятельности | ||||||
1.1. | Теоретические и правовые аспекты цифровизации общества. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Теоретические и правовые аспекты цифровизации общества. | Практические | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Организация профессиональной деятельности в ВУЗе с использованием цифровых технологий. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Организация профессиональной деятельности в ВУЗе с использованием цифровых технологий. | Практические | 2 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Теоретические и правовые аспекты цифровизации общества. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1 |
Раздел 2. Международные и российские информационные базы данных для научных исследований | ||||||
2.1. | Особенности работы с БД Elibrary.ru, БД РИНЦ, БД Scopus, БД WoS. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1 |
2.2. | Особенности работы с современными информационными ресурсами архивов, музеев и билиотек. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Особенности работы с БД Elibrary.ru, БД РИНЦ, БД Scopus, БД WoS. | Практические | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1 |
2.4. | Особенности работы с современными информационными ресурсами архивов, музеев и билиотек. | Практические | 2 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1 |
2.5. | Агрегаторы научной информации | Практические | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1 |
2.6. | Консультации по дисциплине | Консультации | 2 | 50 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1 |
2.7. | Самостоятельная работа с источниками и литературой по основным темам курсам. | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Верно ли, что цифровая культура характеризуется формированием новых ощущений времени и пространства, новых форм социальной регуляции и способов социального взаимодействия? А. Верно. В. Неверно. Ответ: А. Вопрос 2. Социально-гуманитарный аспект в изучении цифровой культуры предполагает: А. Изучение современного общества. В. Изучение широких трансформаций, происходящих в связи с распространением цифровых технологий в культуре в целом. С. Изучение феноменов и артефактов цифровой культуры. Ответ: В. Вопрос 3. : Какое периодическое издание издается Ассоциацией «История и Компьютер»? а) Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер» б) Историческая информатика в) Компьютерные науки г) Экономическая история. Ежегодник Ответ: а Вопрос 4. Критерии медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения РФ в 2014 г. были утверждены: А. Президентом Российской Федерации. В. Федеральной службой безопасности Российской Федерации. С. Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответ: С. Вопрос 5. Информационный взрыв выражается: А. В содержании информации. В. В нарушении потоков информации. С. В неуклонном возрастании объема информации. Ответ: С. Вопрос 6. Цифровой след оставляет: А. Каждый индивид в цифровом обществе. В. Только активный пользователь социальных сетей. С. Только владелец цифровой подписи. Ответ: А. Вопрос 7. Кто из перечисленных ниже историков не имеет отношения к клиометрии? а) Д.И. Ковальченко б) К. Гинзбург в) Д. Норт г) Р. Фогель ОТВЕТ: б Вопрос 8. Сколько федеральных проектов входит в структуру национального проекта «Образование»? А. 5. В. 2. С. 10. Ответ: С. Вопрос 9. Федеральный проект, направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также на обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, - это: А. Образование. В. Цифровая образовательная среда. С. Цифровая экономика. Ответ: В. Вопрос 10. В состав какой национальной программы входит федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»? А. Цифровая экономика Российской Федерации. В. Цифровое общество Российской Федерации. С. Образование. Ответ: А. Вопрос 11. Тайм-менеджмент – это: А. Научная дисциплина, изучающая время. В. Мобильное приложение – аналог будильника. С. Технология организации времени и повышения эффективности его использования. Ответ: С. Вопрос 12. На какой период рассчитана «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная в мае 2017 г.? А. На 2017-2024 годы. В. На 2017-2030 годы. С. На 2018-2020 годы. Ответ: В. Вопрос 13. Организация учебного процесса без взаимодействия в режиме реального времени преподавателя и учащегося – это: А. Индивидуальное обучение. В. Домашнее обучение. С. Асинхронное обучение. Ответ: С. Вопрос 14. Автовебинар – это: А. Запись вебинара, которая проигрывается для новых слушателей по заданному расписанию на основании сценария. В. Авторский вебинар. С. Вебинар, в котором участвуют не более 2-х человек. Ответ: А. Вопрос 15. Механизм, позволяющий выделить из имеющейся аудитории только целевых пользователей и показать коммуникационное сообщение именно им, называется: А. Блогинг. В. Таргетинг. С. Онлайн-серфинг. Ответ: В. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется национальный проект, утвержденный в декабре 2018 г., рассчитанный на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г., целями которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций? Ответ: Образование. 2. Как называется Всероссийская акция, признанная самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности? Акция дает возможность пользователям не только узнать свой уровень цифровых компетенций, но и пройти работу над ошибками, а также сформировать свою личную стратегию развития недостающих знаний и навыков. Ответ: Цифровой диктант. 3. Какие методы применяются в исторической науке на основе междисциплинарного взаимодействия с другими науками. ОТВЕТ: количественные (математические) методы; социально-психологические, лингвистические; методы семиотики; метод искусствоведческого анализа, методы антропологии, социологии. 4. Какой документ определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов? Ответ: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. 5. Концепция вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека, - это ___________________. Ответ: Интернет вещей. 6. Общество ______________ - это общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Ответ: знаний. 7. Что такое информационное пространство знаний? Ответ: информационное пространство, основанное на знаниях. 8. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна: графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию, - это: Ответ: Инфографика. 9. ___________ мышление – это восприятие мира через короткие яркие образы. Ответ: Клиповое. 10. Что такое лента времени (timeline)? Ответ: временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. 11. Чем знаменит Николас Негропонте? Ответ: автор понятия «Цифровая экономика». 12. О каком методе идет речь: «Визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями, а также метод, при помощи которого можно структурировать любой материал»? Ответ: ментальная карта/интеллект-карта/mind map. 13. __________ гражданин – это представитель так называемого поколения Z, социализация которого совпала с эпохой распространения массового Интернета. Ответ: Цифровой. 14. __________________________междисциплинарная область исторических исследований, целью которой является расширение информационного, методического и технологического обеспечения исторической науки, а также апробация новых информационных технологий и методов в конкретно-исторических исследованиях. Объединяет совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа оцифрованных исторических источников всех видов. ОТВЕТ: Историческая информатика 15. Что такое «Цифровой след»? Ответ: данные, которые оставляет пользователь при использовании интернета или цифровых устройств. 16. Назовите два вида цифровых следов. Ответ: активные и пассивные. 17. Тип многофакторной аутентификации, требующий дополнительный (второй) фактор аутентификации к паролю (первый фактор), - это __________________. Ответ: Двухфакторная аутентификация. 18. Что такое Кибербуллинг? Ответ: способы психологического давления, оскорбления, травли в интернете. 19. В чем заключается «Право на забвение? Ответ: в возможности потребовать от поисковиков удалить свои персональные данные из общего доступа. 20. ____________ – это рассылка электронных писем, сообщений или звонки (чаще рекламного характера) людям, не выражавшим желания их получать. Ответ: спам. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.Н. Серегин | Мировые информационные ресурсы: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Иванова, Н. П. | Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | БД Scopus | www.scopus.com | ||
Э3 | БД Web of Science | webofknowledge.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в ФОС (см. приложение) |