Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_История_ИЗвСО-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 25 | 25 | 25 | 25 |
Консультации | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «История и методология исторической науки» являются: - уяснение закономерностей возникновения и развития исторической науки; - изучение процесса развития исторических знаний в тесной связи с изменениями образа науки в различные эпохи и как части общей духовной культуры; - формирование умений и навыков ориентации во множестве различных направлений в исторической науке, позволяющих намечать действительно новые актуальные исследовательские цели и использовать современные методологические принципы для их научной реализации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01 |
ОПК-4 | Способен ориентироваться в проблемах исторического познания и современных научных теориях, применять знание теории и методологии исторической науки в профессиональной, в том числе педагогической деятельности; |
ПК-1 | Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки |
ПК-3 | Способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в области истории в рамках научных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - закономерность развития исторической науки, ее современном состоянии как отрасли науки и составной части духовной культуры общества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - ориентироваться во множестве различных направлений в исторической науке, позволяющие намечать новые актуальные исследовательские цели и использовать современные методологические принципы для их научной реализации; - работать с разноплановыми источниками, осуществлять эффективный поиск информации и критику источников; - вести научные дискуссии, высказывать собственные суждения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками получения, анализа и обобщения исторической информации; - навыками применения современных методов исторического исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Развитие историко-антропологических исследований. | ||||||
1.1. | Развитие историко-антропологических исследований. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Развитие историко-антропологических исследований. | Консультации | 3 | 8 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Развитие историко-антропологических исследований. | Практические | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Локальная история | ||||||
2.1. | Локальная история | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Локальная история | Консультации | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Локальная история | Практические | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Гендерные исследования | ||||||
3.1. | Гендерные исследования | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Гендерные исследования | Практические | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Устная история | ||||||
4.1. | Устная история | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Устная история | Консультации | 3 | 8 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Устная история | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Национальные истории на постсоветском пространстве | ||||||
5.1. | Национальные истории на постсоветском пространстве | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Национальные истории на постсоветском пространстве | Консультации | 3 | 20 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Национальные истории на постсоветском пространстве | Практические | 3 | 6 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Современное международное россиеведение | ||||||
6.1. | Современное международное россиеведение | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Современное международное россиеведение | Консультации | 3 | 20 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Современное международное россиеведение | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
6.4. | Изучение литературы по курсу | Сам. работа | 3 | 17 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
6.5. | Экзамен | Экзамен | 3 | 27 | ОПК-4, ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы для экзамена: 1. Развитие историко-антропологических исследований 2. Крестьяноведение 3. Локальная история: предмет, методы, источники 4. Гендерная история как исследовательское направление 5. Устная история: предмет, методы, источники 6. Национальная история в Казахстане 7. Национальные истории в Украине и Белоруссии. 8. Изучение истории России (СССР) в США и Великобритании: наследие советологии и новые тенденции 9. Современное французское историческое россиеведение. 10. История России (СССР) в освещении современной германской историографии 11. Современное японское историческое россиеведение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Коллоквиум по работе Марка Блока "Апология истории" |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС. История и методология науки3++.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Наумова Г.Р. | История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие | М. : Изд-во Юрайт, , 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Репина Л.П. | История исторического знания: учеб. пособие | М. : Изд-во Юрайт, , 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | Филюшкин А.И. (ред.) | Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Изд-во Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лаппо-Данилевский, А.С. | Методология истории: | М. : Издательский дом «Территория будущего», , 2006 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Румянцева М.Ф. | Основы теории исторического знания : учебное пособие | Переславль-Залесский : УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "История и методология исторической науки" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуются |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
История и методология исторической науки – один из базовых учебных курсов, формирующих профессиональную компетентность студента-историка. Курс представляет собой обобщение опыта осмысления истории и опыта исследования прошлого. Теоретические знания являются необходимой частью системы научных знаний, что предопределяет ключевую роль теории в понимании исторических процессов. Знание основных принципов и подходов к объяснению событий прошлого является необходимым условием как формирования у обучающихся адекватного представления об историческом процессе, так и осмысления ими конкретно-исторических знаний на более высоком уровне. Важной составляющей курса является его направленность на развитие мышления обучающихся, а также на выработку практических навыков ведения дискуссии, обсуждения сложных теоретических вопросов. С этой целью в программе предусмотрены разноплановые практические занятия, предусматривающие как большой объем самостоятельной работы студентов с источниками (с последующим коллективным анализом текстов), так и «активные» формы проведения занятий (дискуссия, круглый стол, презентация творческих проектов и т.п.). |