МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия как империя

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 36 36 36 36
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Разгон В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
Россия как империя

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-сформировать у магистрантов представление о закономерностях и исторической специфике формирования и развития государства имперского типа в России.
- уяснение теоретических проблем курса, связанных с типологизацией мировых империй, определением места России в системе имперских государств;
- формирование представлений об исторических предпосылках, механизме функционирования и причинах распада государств имперского типа;
- уяснение цивилизационных особенностей России как многонационального и поликонфессионального государства;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике;
ОПК-2.1 Знает основные историографические концепции и подходы
ОПК-2.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности
ПК-1Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПК-1.1 Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях
ПК-1.2 Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач
ПК-1.3 Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и подходы к изучению государственно-политического развития России, различные аспекты и методы изучения истории российской государственности и исторические факты, связанные с областью профессиональной деятельности;
базовые характеристики государств имперского типа, механизм их возникновения, функционирования и распада на разных этапах мировой истории;
3.2.Уметь:
3.2.1.выводить причинно-следственные связи, самостоятельно их формулировать; проводить параллели и устанавливать особенности государственно-политического развития России и других государств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами обработки исторической информации; навыками использования исторического опыта для прогнозирования развития России на современном этапе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие государства-империи. Типология империй
1.1. Понятие государства-империи. Типология империй Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Признаки государства-империи Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
1.3. Типология империй Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
1.4. Признаки «государства-империи». Типология империй Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Этапы складывания территории Российской империи.
2.1. Этапы складывания территории Российской империи. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Завоевание Казанского и Астраханского ханств. Присоединение и освоение Сибири Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
2.3. Интеграция Украины. Завоевание Эстляндии и Лифляндии. Присоединение Польши и Финляндии Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Присоединение Кавказа и Закавказья Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
2.5. Вхождение Казахстана в состав России. Завоевание Средней Азии/ Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
2.6. Формирование территории Российской империи Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Территориально-административное устройство Российской империи. Управление периферийными территориями.
3.1. Интеграция Украины в общероссийскую административную систему Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Автономия Польши и Финляндии Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
3.3. Автономия Польши и Финляндии Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2
3.4. Протекторат над Бухарским эмиратом и Хивинским ханством Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2
3.5. Военно-народное управление Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
3.6. Роль института генерал-губернаторства в имперской системе управления Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
3.7. Управление периферийными территориями Российской империи Практические 2 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Национальная и конфессиональная политика в Российской империи
4.1. Национальная политика и проблема «инородцев» Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
4.2. Политика русификации Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2
4.3. Политика русификации Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2
4.4. Еврейский вопрос в национальной политике царизма Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2
4.5. Религиозно-конфессиональная политика в западных регионах империи Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2
4.6. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Азиатской России Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2
4.7. Национальная и религиозно-конфессиональная политика царизма Практические 2 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Имперская идеология.
5.1. Теория «Москва – третий Рим» Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2
5.2. Теория «официальной народности» Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2
5.3. Имперская идеология Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. СССР как государство имперского типа
6.1. СССР как государство имперского типа Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2
6.2. Кризис империи и революционная смута 1917–1920 гг. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
6.3. Империя и модернизация Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
6.4. Национальная политика в СССР в 1920-е гг. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
6.5. Ужесточение национальной политики в сталинский период Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
6.6. Национальная политика в СССР в 1960–1980-е гг. Распад СССР Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
6.7. Национальная политика в СССР в 1920-1930-е гг. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
6.8. Консультации 2 40

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4710
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название...
а) цивилизационный подход
б) формационный подход
в) многофакторный подход
г) теория локальных цивилизаций
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 2: Методологический подход, основанный на различении существовавших в историческом времени и пространстве человеческих сообществ по типу духовных ценностей, определяемых особенностями природно-географической среды, получил название…
а) формационный подход
б) модернизационный подход
в) цивилизационный подход
г) многофакторный подход
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 3: Кто из перечисленных ниже ученых не имеет отношения к разработке цивилизационного подхода к изучению истории?
а) Освальд Шпенглер
б) Арнольд Тойнби
в) Самюэль Хантингтон
г) Карл Маркс
ОТВЕТ: г
ВОПРОС 4: Подход к изучению истории, который рассматривает историю как процесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного общества к индустриальному, называется…
а) формационный подход
б) модернизационный подход
в) цивилизационный подход
г) многофакторный подход
Ответ: б
ВОПРОС 5: Кто из перечисленных ниже ученых был одним из основоположников теории модернизации
а) А. Тойнби
б) С. Хантингтон
в) Ф. Бродель
г) Ш.Айзенштадт
Ответ: г
ВОПРОС 6: Основатели школы «Анналов» считали:
а) что история как наука самодостаточна и не требует развития с помощью методов смежных наук
б) что история должна объединиться с психологией, социологией и другими науками и тогда сможет объяснить прошлое человека глубже и точнее
в) что историки должны только описывать прошлое человека, не объясняя его
г) что история должна развиваться на «внутреннем ресурсе», исходя из своих потребностей и возможностей
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 7: Основоположниками нового направления в истории - «новой хронологии», возникшего на междисциплинарной основе и подвергающегося критике со стороны представителей официальной исторической науки являются...
а) А. Фоменко, Г. Носовский
б) Б. Люсьен Февр, Марк Блок
в) В. Ю. Кнорозов, Б. Поршнев
г) Г. Ж. Дюби, Жак ле Гофф
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 8: Как называется журнал, вокруг которого объединились приверженцы «новой имперской истории»?
а) «Журнал фронтирных исследований»
б) «Historia provinciae – журнал региональной истории»
в) «Ab Imperio»
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 9: Какая из нижеперечисленных империй не относилась к типу «морских» империй?
а) Британская империя
б) Французская империя
в) Португальская империя
г) Российская империя
д) Испанская империя
ОТВЕТ: г
ВОПРОС 10: Какая из ниже перечисленных империй не являлась «континентальной» империей?
а) Российская империя
б) Австро-Венгерская империя
в) Британская империя
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 11: Какая из ниже перечисленных форм управления окраинными национальными территориями не применялась в Российской империи:
а) протекторат
б) политическая автономия
в) доминион
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 12: Кто из указанных ниже генерал-губернаторов Туркестанского края являлся идеологом и инициатором проведения политики «игнорирования» ислама?
а) М.Г. Черняев
б) К.П. Кауфман
в) С.М. Духовской
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 13: Кому из указанных ниже российских императоров принадлежит высказывание «Россия не есть держава промышленная, земледельческая или торговая. Россия есть держава военная, и назначение её – быть грозой остальному миру».
а) Александру III
б) Николаю I
в) Петру I
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 14: Кому принадлежит высказывание: «Во всём свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот».
а) Николаю II
б) С.Ю. Витте
в) П.А. Столыпину
г) Александру III
ОТВЕТ: г
ВОПРОС 15: Кто являлся автором теории официальной народности?
а) К.П. Победоносцев
б) М.П. Погодин
в) С.С. Уваров
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 16: Кто из указанных ниже идеологов самодержавия является автором высказывания: "Самодержавие — есть активное самосознание народа, концентрированное в одном лице", а его основной принцип – "власть, понятая как бремя, а не как "привилегия".
а) К.П. Победоносцев
б) Д.А. Хомяков
в) М.П. Погодин
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 17: Кто из ниже перечисленных чиновников не занимал пост наместника Кавказа?
а) князь М.С. Воронцов;
б) генерал Н.Н. Муравьев;
в) князь П.Д. Горчаков
г) князь А.И. Барятинский;
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 18: В каком из ниже перечисленных национальных регионов СССР были достигнуты наименьшие результаты в подготовке и продвижении на руководящие должности представителей местных национальностей в ходе проведения политики «коренизации» в 1920-е гг.?
а) Грузия
б) Белоруссия
в) Узбекистан
г) Армения
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 19: Когда было введено преподавание русского языка в школах национальных республик и областей СССР?
а) в 1920 г.
б) в 1938 г.
в) в 1946 г.
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 20: Сколько «национальных операций» было проведено органами НКВД в период репрессий 1937-1938 гг.?
а) 11
б) 15
в) 6
ОТВЕТ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1: Укажите основные признаки государства-империи.
ОТВЕТ: Агрессивная захватническая внешняя политика, полиэтничность населения, иерархиезация населения по национальному признаку (титульная нация – зависимые этносы), иерархиезация отношений между имперским центром и периферией, наличие доминирующей идеологии или религии.
ВОПРОС 2: ______________ - империя, представляющая единый территориальный массив, присоединение новых владений в таких империях рассматривается как расширение существующей страны, появление новых провинций, что находит выражение и в соответствующем политико-юридическом оформлении.
ОТВЕТ: Империя континентальная
ВОПРОС 3: ______________- тип империи Нового времени, для которой характерно освоение морских пространств как необходимой предпосылки создания устойчивого господства над зависимыми территориями.
ОТВЕТ: Империя морская
ВОПРОС 4: ______________- тип империи, в которой в основании всех внешних и внутренних проявлений имперской практики лежит комплекс религиозно-государственных идей.
ОТВЕТ: Идеократическая империя
ВОПРОС 5: __________– форма управления окраинными национальными территориями, предполагавшая сохранение многих элементов государственного суверенитета, значительную самостоятельность в условиях зависимости от империи
ОТВЕТ: Политическая автономия
¬¬¬ВОПРОС 6: __________– форма межгосударственных отношений, при которой одно государство находится под защитой (в первую очередь, военной) другого государства, при этом патронируемое государство не суверенно во внешнеполитических делах при значительном суверенитете во внутренних делах
ОТВЕТ: Протекторат
ВОПРОС 7: _______________- целостный комплекс идей, концепций, чувствований, формирующих представления о месте своей страны в мире и в истории, связанные с генезисом, развитием и воспроизведением феномена империй.
ОТВЕТ: Имперское сознание
ВОПРОС 8: ______________- представления и образы, присущие имперским элитам и развивающиеся в процессе управления империями.
ОТВЕТ: Имперская имагология
ВОПРОС 9: ______________- изучение антропометрических параметров населения империи в исторической науке, результаты которого используются для анализа социальной, экономической, культурной жизни империи.
ОТВЕТ: Имперская антропометрия
ВОПРОС 10: Научное направление, исследовательская практика представителей которого заключается в сравнительном изучении империй
ОТВЕТ: Историческая компаративистика
ВОПРОС 11: В чем состоит отличие нации от этноса?
ОТВЕТ: Нация, в отличие от этноса, как правило, является полиэтничным образованием, стремится к созданию собственной государственности.
ВОПРОС 12: Какие империи конкурировали между собой за наследство Золотой Орды?
Российская, Османская
ВОПРОС 13: Кто являлся автором «Устава об управлении инородцев» (1822 г.)?
ОТВЕТ: М.М. Сперанский
ВОПРОС 14: Укажите основные ступени управления коренными народами Сибири, установленные «Уставом об управлении инородцев» (1822 г.):
ОТВЕТ: Родовое правление-инородческая управа-степная дума
ВОПРОС 15: Какие территориально-административные образования входили в состав Сибирского генерал-губернаторства?
ОТВЕТ: Тобольская губерния, Иркутская губерния, Камчатская область.
ВОПРОС 16: Как назывался представительный и законодательный орган в Царстве Польском?
ОТВЕТ: Сейм
ВОПРОС 17: В каком из национально-территориальных образований Российской империи политическая автономия просуществовала до 1917 г.?
Ответ: Великое княжество Финляндское.
ВОПРОС 18: В каких регионах Российской империи применялось военно-народное управление как система организации власти?
ОТВЕТ: Азербайджан, Северный Кавказ, Туркестан
ВОПРОС 19: Какие комплексы правовых норм использовались при проведении судебных разбирательств между коренными жителями регионов, управляемых по системе «военно-народного управления»?
ОТВЕТ: Адат, шариат
ВОПРОС 20: Назовите основные проявления репрессивной национальной политики, проводившейся сталинским режимом.
ОТВЕТ: Национальные операции НКВД 1937-1938 гг., депортации народов в период Великой Отечественной войны.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени, называется...
а) историческим фактом
б) историческим событием
в) историческим экспериментом
г) историческим процессом
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 2: Несколько исторических действий, произошедших примерно в одно время и в одном месте, называется ...
а) историческим фактом
б) историческим событием
в) историческим экспериментом
г) историческим процессом
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 3: Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется…
а) ретроспективный
б) описательно-повествовательный
в) сравнительно-исторический
г) биографический
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 4: Исторический метод, основанный на использовании знаний о более высокой ступени исторического развития для понимания и оценки предыдущей, называется…
а) историко-типологический
б историко-генетический
в) сравнительно-исторический
г) ретроспективный
Ответ: г
ВОПРОС 5: Метод, нацеливающий на выявление и анализ социально-экономических и социально-культурных исторических типов, называется…
а) ретроспективный
б) метод исторической периодизации
в) историко-типологический
г) историко-генетический
Ответ: в
ВОПРОС 6: Метод, состоящий в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения, называется…
а) сравнительно-исторический
б) историко-генетический
в) ретроспективный
г) биографический
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 7: Метод изучения исторического процесса, суть которого состоит в делении его на временные отрезки (этапы-стадии-циклы), отражающие качественные состояния изучаемого явления, называется…
а) историко-генетический
б) метод исторической периодизации
в) историко-сравнительный
г) нарративный (описательный)
Ответ: б
ВОПРОС 8: Свяжите следующие понятия, характеризующие основные методологические изменения в изучении истории, происходившие во второй половине XX в., и их определения:
_____- постановка концепции культуры и связанных с ней понятий, значений, влияний и символов в центр методологического и теоретического внимания исследователей
______- использование литературных приемов анализа применительно к историческому тексту, поиск интертекстуальных связей, моделей повествования, риторических средств выражения пространственных и временных отношений.
______- перенос исследовательского фокуса с изучения исторических процессов и социальных структур на исследование социальной практики человеческих индивидуумов
а) антропологический поворот
б) культурный поворот
в) лингвистический поворот
ОТВЕТ: б,в,а
ВОПРОС 9. Какая из указанных ниже характеристик не является признаком государства имперского типа
а) полинациональность
б) мононациональность
в) претензия на большую роль в международной политике, мировое лидерство
г) наличие доминирующего центра и подчиненной периферии
д) значительная территориальная протяженность
Ответ: б
ВОПРОС 9. К какому типу из указанных ниже типов империй принадлежала Российская империя?
а) морская
б) континентальная
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 10. С каким событием историки связывают начало превращения Российского государства в империю?
а) присоединение Польши
б) завоевание Казанского ханства
в) завоевание Северного Кавказа
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 11. Каким событием завершилось формирование территории Российской империи в западном направлении?
а) присоединением Финляндии
б) присоединением Крыма
в) присоединением Польши
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 12. Свяжите понятия, характеризующие формы управления окраинными территориями в Российской империи, и их определения
__________– форма управления, предусматривающая контроль со стороны имперских властей при наличии на национальной окраине национального выборного законодательного органа, собственного правительства, традиционных органов местного самоуправления
__________– форма управления окраинными национальными территориями империи, предусматривающая их самостоятельность в проведении внутренней политики и отсутствие таковой во внешней политике
___________– система имперского управления национальными окраинами, основанная на власти военных комендантов с сохранением традиционных органов управления и судебно-правовых норм
а) военно-народное управление
б) политическая автономия
в) протекторат
ОТВЕТ: б,в,а
ВОПРОС 13. Какая из указанных ниже религий (конфессий) не получила распространение у народов, проживавших на территории Российской империи?
а) православие
б) католицизм
в) иудаизм
г) буддизм
д) конфуцианство
е) ислам
з) протестантизм
ОТВЕТ: д
ВОПРОС 14. В каких из перечисленных национальных территорий Российской империи исповедовался буддизм?
а) Якутия
б) Бурятия
в) Калмыкия
г) Армения
Ответ: б, в
ВОПРОС15. Какой из перечисленных народов Закавказья являлся православным по вероисповеданию:
а) армяне
б) азербайджанцы
в) грузины
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 16: Кратким изложением сути какой из ниже перечисленных теорий стало выражение «самодержавие, православие, народность»?
а) теория «Москва – Третий Рим»
б) теория официальной народности
в) евразийская теория
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 17. Доктрина, основанная на выделении Востока (противопоставляемого Западу) как особого культурного, идеологического, исторического и социополитического феномена и ориентира в реализации культурной или политической деятельности, называется…
а) ориентализм
б) европеизм
в) евразийство
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 18: Идейно-мировозренческое и общественное направление, для которого центральной является историософская и культурологическая концепция России как самобытной цивилизации, объединившей элементы Востока и Запада, самостоятельного географического и исторического мира, расположенного между Европой и Азией, но отличающегося от обеих в геополитическом и культурном аспектах, называется…
а) теория официальной народности
б) евразийство
в) ориентализм
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 19: Кто из указанных историков является известным специалистом по сравнительно-историческому изучению империй:
а) Б.Н. Миронов
б) Л. Февр
в) Д. Ливен
Ответ: в
ВОПРОС 20: Кто из указанных ниже историков использует для определения национальной политики, проводившейся в СССР в 1920-е, понятие «империя положительной деятельности»?
а) Б.Н. Миронов
б) Т. Мартин
в) А. Каппелер
ОТВЕТ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1:____________________ – специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний).
Ответ: Методология истории
ВОПРОС 2:_____________________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
ОТВЕТ: Исторический процесс
ВОПРОС 3: __________________ – весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
ОТВЕТ: Исторический источник
ВОПРОС 4: Перечислите специальные методы исторического исследования.
ОТВЕТ: историко-генетический метод, сравнительно-исторический, ретроспективный, метод исторической периодизации, нарративный (описательный), историко-типологический, историко-системный
ВОПРОС 5: Какие методы применяются в исторической науке на основе междисциплинарного взаимодействия с другими науками.
ОТВЕТ: количественные (математические) методы; социально-психологические, лингвистические; методы семиотики; метод искусствоведческого анализа, методы антропологии, социологии.
ВОПРОС 6: Назовите основные принципы исторического исследования.
ОТВЕТ: Принцип историзма, принцип конкретности, принцип системности, принцип всесторонности, принцип историографической традиции
ВОПРОС 7: Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ: летописи, законодательные, делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)
ВОПРОС 8: Перечислите виды устных исторических источников.
ОТВЕТ: исторические (устный исторический источник); фольклорно-этнографические (устная традиция); социологические (биография, материалы соцопросов).
ВОПРОС 9: ______________– новое научное направление, созданное группой ученых, объединившихся вокруг журнала «Ab Imperio», основанное на подходе к изучению феномена империи через ее контекстуализацию и переносе акцентов изучения империи на дискурсивную практику.
ОТВЕТ: Новая имперская история
ВОПРОС 10: ____________– комплекс действий государства-метрополии, направленных на поддержание и удержание своей власти над колониями и на сохранение и усиление своих позиций в мире.
ОТВЕТ: Имперская политика
ВОПРОС 11: ______________ – освоение новых территорий, которое подразумевает прежде всего процесс заселения и хозяйственной разработки земель.
ОТВЕТ: Колонизация
ВОПРОС 12: _________________– агрессивные, захватнические войны, направленные на захват территорий, природных, экономических и человеческих ресурсов, покорение народов и лишение (ограничение) их суверенитета.
ОТВЕТ: Имперские войны
ВОПРОС 13: ____________– центр имперского образования, осуществляющий контроль и управление своей периферии.
ОТВЕТ: Метрополия
ВОПРОС 14: ____________– социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, фаза развития этноса, в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность.
ОТВЕТ: Нация
ВОПРОС 15: Какие государства находились под протекторатом Российском империи?
ОТВЕТ: Картли-Кахетинское царство, Младший жуз Казахского ханства, Бухарский эмират, Хивинское ханство
ВОПРОС 16: ___________ – форма управления окраинными территориями в Российской империи, при которой все гражданское управление, губернское и уездное, было сосредоточено в руках военных чинов, а сельское население управлялось волостными управителями и аульными старшинами, которые назначались из влиятельных местных жителей.
ОТВЕТ: Военно-народное управление
ВОПРОС 17: На каких окраинных национальных территориях Российской империи существовала политическая автономия в форме личной унии?
ОТВЕТ: Великое княжество Финляндское, Царство Польское в 1815-1831 гг.
ВОПРОС 18: ______________ – политика насаждения русского языка и культуры на национальных окраинах Российской империи.
ОТВЕТ: Русификация
ВОПРОС19: Какому государственному деятелю Российской империи принадлежит фраза: «Прошлое России прекрасно, настоящее более чем великолепно, а будущее превосходит все, что может вообразить человек»?
ОТВЕТ: А.Х. Бенкендорф
ВОПРОС 20: В чем заключалась политика коренизации, проводившаяся в СССР в 1920-е годы?
ОТВЕТ: В поддержке формирования национальных кадров и развития национальных языков.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов:
1. Как называется новое научное направление, созданное группой ученых, объединившихся вокруг журнала «Ab Imperio», основанное на подходе к изучению феномена империи через ее контекстуализацию и переносе акцентов изучения империи на дискурсивную практику?
2. Укажите основные признаки государства-империи.
3. Как называется тип империи, в которой в основании всех внешних и внутренних проявлений имперской практики лежит комплекс религиозно-государственных идей.
4. К какому типу относят империи Нового времени, для которых характерно освоение морских пространств как необходимой предпосылки создания устойчивого господства над зависимыми территориями.
5. К какому типу относят империи, представляющие единый территориальный массив, присоединение новых владений в таких империях рассматривается как расширение существующей страны, появление новых провинций, что находит выражение и в соответствующем политико-юридическом оформлении.
6. Какая из нижеперечисленных империй не относилась к «морским» империям?
а) Британская империя
б) Французская империя
в) Португальская империя
г) Российская империя
д) Испанская империя
7. Какие из нижеперечисленных империй являлись «континентальными» империями?
а) Российская империя
б) Австро-Венгерская империя
в) Британская империя
г) Испанская империя
е) Османская империя
8. Как называется форма межгосударственных отношений, при которой одно государство находится под защитой (в первую очередь, военной) другого государства, при этом патронируемое государство не суверенно во внешнеполитических делах при значительном суверенитете во внутренних делах?
9. Какое название имела форма управления окраинными территориями в Российской империи, при которой все гражданское управление, губернское и уездное, было сосредоточено в руках военных чинов, а сельское население управлялось волостными управителями и аульными старшинами, которые назначались из влиятельных местных жителей?
10. На каких окраинных национальных территориях Российской империи существовала политическая автономия в форме личной унии?
11. Какие государства находились под протекторатом Российском империи?
12. Свяжите понятия, характеризующие формы управления окраинными территориями в Российской империи, и их определения
__________– форма управления, предусматривающая контроль со стороны имперских властей при наличии на национальной окраине национального выборного законодательного органа, собственного правительства, традиционных органов местного самоуправления
¬¬¬__________– форма управления окраинными национальными территориями империи, предусматривающая их самостоятельность в проведении внутренней политики и отсутствие таковой во внешней политике
___________– система имперского управления национальными окраинами, основанная на власти военных комендантов с сохранением традиционных органов управления и судебно-правовых норм
а) военно-народное управление
б) политическая автономия
в) протекторат
13. С каким событием историки связывают начало превращения Российского государства в империю?
а) присоединение Польши
б) завоевание Казанского ханства
в) завоевание Северного Кавказа
14. Каким событием завершилось формирование территории Российской империи в западном направлении?
а) присоединением Финляндии
б) присоединением Бессарабии
в) присоединением Польши
15. Какие империи конкурировали между собой за наследство Золотой Орды?
16. Кто являлся автором «Устава об управлении инородцев» (1822 г.)?
17. Укажите основные ступени управления коренными народами Сибири, установленные «Уставом об управлении инородцев» (1822 г.).
18. Как назывался представительный и законодательный орган в Царстве Польском?
19. В каком из национально-территориальных образований Российской империи политическая автономия просуществовала до 1917 г.?
20. В каких регионах Российской империи применялось военно-народное управление как система организации власти?
21. Какие комплексы правовых норм использовались при проведении судебных разбирательств между коренными жителями регионов, управляемых по системе «военно-народного управления»?
22. Кратким изложением сути какой из нижеуказанных теорий стало выражение «самодержавие, православие, народность»?
а) теория «Москва – Третий Рим»
б) теория официальной народности
в) евразийская теория
23. Кто из указанных ниже идеологов самодержавия является автором высказывания: "Самодержавие — есть активное самосознание народа, концентрированное в одном лице", а его основной принцип – "власть, понятая как бремя, а не как "привилегия".
а) К.П. Победоносцев
б) Д.А. Хомяков
в) М.П. Погодин
24. В каких из перечисленных национальных территорий Российской империи исповедовался буддизм?
а) Якутия
б) Бурятия
в) Калмыкия
г) Армения
25. Какой из перечисленных народов Закавказья являлся православным по вероисповеданию:
а) армяне
б) азербайджанцы
в) грузины
26. Кто из указанных ниже генерал-губернаторов Туркестанского края являлся идеологом и инициатором проведения политики «игнорирования» ислама?
а) М.Г. Черняев
б) К.П. Кауфман
в) С.М. Духовской
27. Кому из указанных ниже российских императоров принадлежит высказывание «Россия не есть держава промышленная, земледельческая или торговая. Россия есть держава военная, и назначение её – быть грозой остальному миру».
а) Александру III
б) Николаю I
в) Петру I
28. Дайте определение политики «русификации», проводившейся в Российской империи
29. В чем заключалась политика коренизации, проводившаяся в СССР в 1920-е годы?
30. Назовите основные проявления репрессивной национальной политики, проводившейся сталинским режимом.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачет» – 15-30 баллов; «незачет» – 0-14 баллов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чураков Д.О., Саркисян С.А. История России до ХХ века: Учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru/book/E847A545-0F15-45EA-AB29-94AEFC2C1DAE
Л1.2 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ресурсы сети Интернет:
Э2 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э3 Библиотека электронних ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
Э4 Мир истории [ http://www.historia.ru/ ]
Э5 Вопросы истории [ http://community.livejournal.com/ru_history/ ]
Э6 Клиодинамика [ http://community.livejournal.com/cliodynamics/ ]
Э7 Новости исторической науки [ http://istfak.blogspot.com/ ]
Э8 Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки [http: // www. shpl.ru
Э9 Курс на Moodle "Россия как империя" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
История государства: http://statehistory.ru/list/
История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Хронос: http://www.hrono.ru/
Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.