МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История советской повседневности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 36 36 36 36
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Демчик Евгения Валентиновна

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Скубневский Валерий Анатольевич

Рабочая программа дисциплины
История советской повседневности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является раскрытие основных особенностей советской повседневности в раннесоветский период.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике;
ОПК-2.1 Знает основные историографические концепции и подходы
ОПК-2.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности
ПК-1Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПК-1.1 Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях
ПК-1.2 Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач
ПК-1.3 Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание основных категорий культуры повседневности, реалии повседневной жизни изучаемого периода, ориентироваться в основных направлениях изучения культуры повседневности.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные теоретические знания к анализу повседневности; раскрыть функциональное назначение и ценностное осмысление реалий повседневной жизни изучаемого периода; -логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;-свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации-использовать полученные сведения в устной и письменной коммуникации, а также при написании магистерской диссертации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;-культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения;-теоретическими основами и методами исторической науки, категориями и концепциями, связанными с изучением историко-культурных форм, процессов, практик; способностью применять полученное знание и критически использовать методы современной исторической науки в профессиональной деятельности и социальной практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историографические, методологические и источниковедческие проблемы курса.
1.1. История повседневности как новое направление современной российской историографии. Методологические принципы социальной истории. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Особенности источниковой базы изучения структур повседневности. Сводки о настроениях и доносы, воспоминания, дневники, письма и жалобы как исторические источники Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Историографические, методологические и источниковедческие проблемы курса. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Жизненное пространство.
2.1. Квартирный вопрос в городе и деревне. Выселение «бывших». Дворцы, усадьбы и трущобы: заселение по социальным нормам. Коммунальный быт. Паспортная система и новое закрепощение крестьян. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Жизненное пространство. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Экономика повседневности.
3.1. Структуры семейных бюджетов. Потребление и накопление в годы нэпа. Иерархия потребления в эпоху дефицита. Голод и закон «о колосках». «О вкусной и здоровой пище»: образы изобилия. Стандарты и мода в одежде и обуви. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Экономика повседневности. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Экономика повседневности. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Новая семья.
4.1. Теория свободной любви и ее влияние на взаимоотношения мужчины и женщины. Освобожденная женщина и сбежавшие мужья. Проблема «отцов» и «детей». Государственные институты социализации подрастающего поколения: ясли, сад, школа, вуз. Пионерия и комсомол как средства создания «нового» человека. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Новая семья. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Новая семья. Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Идеология в частной жизни.
5.1. Пропаганда социализма. «Светлое будущее» и «загнивающий Запад». Культ советского государства, большевистской партии и ее вождя. «Знатные люди». Новые герои. Доносительство и репрессии. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Идеология в частной жизни. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Идеология в частной жизни. Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Социальная динамика.
6.1. Нэпманы и рабочие, кулаки и беднота. Неравенство и социальная агрессия. «Ликвидация эксплуататорских классов». Формирование новой партийно-хозяйственной элиты советского общества. Обитатели ГУЛАГа. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Социальная динамика. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Социальная динамика. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Новая культура.
7.1. Ликвидация неграмотности. «Культуру – в массы». Новые книги, песни, картины, музыка и кинофильмы. Новые праздники. Досуг и развлечения. Безбожие и новая религия. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.2. Новая культура. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Социальные болезни общества.
8.1. Социальные болезни общества.Пьянство. Проституция. Наркомания. Преступность. Азартные игры. Беспризорные. Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.2. Социальные болезни общества. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.3. Консультации по изученным темам Консультации 3 40 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Решение о захвате власти вооруженным путем было принято большевиками:
1) в апреле 1917 г.
2) в августе 1917 г.
3) в сентябре 1917 г.
4) в октябре 1917 г.
ОТВЕТ: 4)

ВОПРОС 2. Взятием власти в Петрограде 25-26 октября 1917 г. руководил:
1) Временный революционный комитет
2) Революционный военный совет
3) Большевистский штаб восстания во главе с В.И. Лениным
4) Петроградский Совет
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 3. Идея создания «однородного социалистического правительства» принадлежала:
1) В.И. Ленину
2) Группе большевиков во главе с членами Совнаркома
3) Ю. Мартову
4) Профсоюзам железнодорожников
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 4. Высшим органом государственной власти после октября 1917 г. являлся:
1) Совет Народных Комиссаров
2) Съезд Советов
3) ЦК большевистской партии
4) Высший Совет Народного Хозяйства
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 5. После Октября 1917 г. органы власти на местах существовали в форме:
1) Временных революционных комитетов
2) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
3) земств
4) советско-земских, советско-думских и других коалиций
ОТВЕТ: 4)

ВОПРОС 6. Учредительное собрание начало свою работу:
1) 5 декабря 1917 г.
2) 5 января 1918 г.
3) 5 марта 1918 г.
4) 5 мая 1918 г.
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 7. Большинство делегатов Учредительного собрания составляли:
1) большевики
2) эсеры
3) кадеты
4) меньшевики
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 8. В состав первого советского правительства вошли:
1) только представители большевистской партии
2) большевики и представители профсоюзов рабочих-железнодорожников
3) представители всех демократических партий
4) ни один из предложенных вариантов не верен
ОТВЕТ: 4)
ВОПРОС 9. Первым председателем Совета Народных Комиссаров стал:
1) Я.М. Свердлов
2) Л.Б. Каменев
3) В.И. Ленин
4) Л.Д. Троцкий
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 10. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 г., провозглашала в России форму правления:
1) Большевистская республика
2) Республика советов рабочих и солдатских депутатов
3) Республика советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
4) Демократическая Советская республика
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 11. Характеристику своим ближайшим соратникам В.И. Ленин дал в работе:
1) «Письмо к съезду»
2) «Лучше меньше, да лучше»
3) «Странички из дневника»
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 12. Нэпманы были выходцами преимущественно из социальных слоев:
1) советских служащих и комиссаров;
2) дореволюционных купцов и фабрикантов;
3) демобилизованных красноармейцев, домохозяек, безработных, бывших торговых служащих;
4) крестьян
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 13. Свертывание новой экономической политики началось:
1) в 1925/26 г.
2) в 1926/27 г.
3) в 1927/28 г.
4) в 1928/29 г.
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 14. Какие области хозяйственной деятельности частных предпринимателей стали главными в 20-е гг.?
1) внутренняя торговля и посреднические операции
2) промышленность
3) внешняя торговля
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 15. Какая форма объединения государственных предприятий была наиболее распространена в годы новой экономической политики?
1) акционерные общества
2) тресты
3) концерны
ОТВЕТ: 2)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. В программу какой политической партии, течения, группировки входили в 1917 г. эти положения:
«Война до победного конца; выкуп частновладельческих земель государством; национальная самостоятельность в местных пределах; после победы в 1 мировой войне – созыв Учредительного собрания, осуществление социальных реформ».
ОТВЕТ: Временного правительства

ВОПРОС 2. В программу какой политической партии, течения, группировки входили в 1917 г. эти положения:
«Февральская революция 1917 г. является буржуазной. В ее результате была установлена власть буржуазии. Россия не готова к социалистической революции, поскольку пролетариат не составляет большинства населения. Следовательно, нельзя брать власть в свои руки, необходимо сотрудничать с буржуазным правительством».
ОТВЕТ: меньшевиков

ВОПРОС 3. В программу какой политической партии, течения, группировки входили в 1917 г. эти положения:
«Никакой поддержки Временному правительству! Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата – ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства».
ОТВЕТ: большевиков.

ВОПРОС 4. Кто возглавлял организацию меньшевиков-интернационалистов в 1917 г.?
ОТВЕТ: Ю. Мартов

ВОПРОС 5. Какова была по численности партия эсеров к весне 1917 г.?
ОТВЕТ: 500-700 тыс.

ВОПРОС 6. В адрес какого политического деятеля сказаны эти слова?
«Именно он доказывал за 34 года до Октября, что русская революция может восторжествовать в виде революционного движения рабочих. Он стремился положить факт классового движения пролетариата в основу революционной борьбы первых интеллигентских кружков».
ОТВЕТ: Г.В. Плеханова

ВОПРОС 7. В адрес какого политического деятеля сказаны эти слова?
«Он был и остается временщиком исторической минуты. Его лучшие речи были пышным толчением воды в ступе. В 1917 г. вода кипела, и от нее шел пар. Волна пара казалась ореолом. Ленин назвал его хвастунишкой».
ОТВЕТ: А.Ф. Керенского

ВОПРОС 8. В адрес какого политического деятеля сказаны эти слова?
«Есть стороны, в которых он бесспорно превосходит Ленина: он более блестящ, более ярок, он более подвижен. Ленин не мог бы справиться с титанической задачей, которую он взвалил на свои плечи, с этими молниеносными переездами с места на место, этими горячечными речами, этими фанфарами тут же отдаваемых распоряжений, этой ролью постоянного электризатора то в том, то в другом месте ослабевающей армии».
ОТВЕТ: Л.Д. Троцкого

ВОПРОС 9. Кому принадлежит это высказывание?
«В период социалистического накопления государственное хозяйство не может обойтись без эксплуатации мелкого производства, без экспроприации части прибавочного продукта деревни и ремесла, наконец, без вычетов из капиталистического накопления в пользу накопления социалистического».
ОТВЕТ: Е.А. Преображенскому

ВОПРОС 10. Кому принадлежит это высказывание?
«Теперь мы вправе сказать, что простой рост кооперации для нас тождественен… с ростом социализма, и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм. Эта коренная перемена состоит в том, что раньше мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т.д. Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную «культурную» работу».
ОТВЕТ: В.И. Ленину

ВОПРОС 11. Кому принадлежит это высказывание?
«Бесспорно и всем ходом нашего хозяйственного развития доказано, что мы действительно строим социализм в нашей стране. Мы спорим лишь о том, можно ли окончательно построить социализм и закрепить социалистический строй в одной стране, и притом не в такой стране, как Америка, а в нашей, крестьянской».
ОТВЕТ: Л.Д. Троцкому

ВОПРОС 12. Кому принадлежит это высказывание?
«В общем и целом всему крестьянству, всем его слоям нужно сказать: обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство. Только идиоты могут говорить, что у нас всегда должна быть беднота; мы должны теперь вести такую политику, в результате которой у нас беднота исчезла бы».
ОТВЕТ: Н.И. Бухарину

ВОПРОС 13. Когда появились первые советские червонцы?
ОТВЕТ: в 1922 году

ВОПРОС 14. Как расшифровывается аббревиатура ТОЗ?
ОТВЕТ: товарищество по совместной обработке земли

ВОПРОС 15. Кто возглавлял наркомат финансов при проведении денежной реформы 20-х гг.?
ОТВЕТ: Г. Сокольников

ВОПРОС 16. Сколько в середине 20-х гг. в СССР работало концессий?
ОТВЕТ: 65

ВОПРОС 17. Что являлось главной целью нэпа?
ОТВЕТ: восстановление экономики при сохранении большевистской власти

ВОПРОС 18. Кому В.И. Ленин дал такую характеристику: «Не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии»?
ОТВЕТ: Н.И. Бухарину
ВОПРОС 19. Для каких категорий населения СССР были введены паспорта в начале 1930-х гг.?
ОТВЕТ: для жителей городов и рабочих поселков

ВОПРОС 20. Когда в городах СССР были введены карточки на хлеб?
ОТВЕТ: в 1928 году

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Характерная черта белого движения в России:
1) опора на собственные силы;
2) «непредрешенчество» будущей политической судьбы России;
3) единство действий всех его участников;
4) постоянная поддержка крестьянством
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 2. Поводом для массовых забастовок рабочих Петрограда зимой 1921 г. являлось:
1) сокращение властями хлебного пайка, закрытие ряда заводов;
2) введение смертной казни;
3) расстрел мирной демонстрации в поддержку Учредительного собрания;
4) подавление большевиками Кронштадтского выступления
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 3. Неофициальное наименование военных формирований антибольшевистских сил России – «белая гвардия» происходило от:
1) цвета белой атласной подкладки шинели генералов бывшей царской армии;
2) известного выражения «белая кость»;
3) белого цвета – традиционного символа сторонников закона и правопорядка;
4) цвета снега, покрывающего большую часть года территорию Сибири, где был расположен один из центров антибольшевистского движения
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 4. Республика, созданная Н. Махно, называлась
1) махновская;
2) Свободная Украина;
3) Гуляй Поле;
4) народная
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 5. Последнее некоммунистическое правительство на территории России называлось:
1) Уфимская директория;
2)Правительство Юга России;
3) КОМУЧ;
4) Омское правительство Колчака
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 6. Лозунг «За советы без коммунистов» выдвигался участниками:
1) мятежа левых эсеров;
2) Первого Всесоюзного съезда Советов;
3) Кронштадтского выступления;
4) анархистского движения
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 7. Международная организация, объединявшая в 1920 – 1930-е гг. многие коммунистические партии мира под фактическим руководством компартии СССР, называлась:
1) Коминтерн
2) Профинтерн
3) Коминформ
4) Социнтерн
ОТВЕТ: 1)

ВОПРОС 8. «Ножницы цен» явились проявлением хозяйственного кризиса:
1) 1922/23 г.
2) 1923/24 г.
3) 1924/25 г.
4) 1925/26 г.
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 9. Пост генерального секретаря ЦК РКП(б) был учрежден в :
1) 1917 г.
2) 1922 г.
3) 1923 г.
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 10. Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации «внутренней колонии» – крестьянства в 1920-е годы выдвинул:
1) Н.И. Бухарин;
2) Е.А. Преображенский;
3) И.В. Сталин;
4) С.М. Киров
ОТВЕТ: 2)

ВОПРОС 11. Выступая на Х Всероссийской конференции РКП(б) в мае 1921 г., В.И. Ленин заявил, что нэп вводится «всерьез и надолго». Сколько лет он отвел на проведение нэпа?
1) до 100 лет;
2) 25 – 50 лет;
3) 5 – 10 лет
ОТВЕТ: 3)
ВОПРОС 12. Главным противоречием нэпа являлось противоречие:
1) между рабочим классом и крестьянством;
2) между партийно-хозяйственной номенклатурой и трудящимися;
3) между многоукладной экономикой и политической монополией партии большевиков;
4) между частными предпринимателями и наемными рабочими
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 13. Укажите «лишний» термин в приведенном ниже списке:
1) продналог;
2) хозрасчет;
3) денационализация;
4)продразверстка;
5) предпринимательство;
6) концессия
ОТВЕТ: 4)

ВОПРОС 14. Самым популярным среди советской молодежи был опубликованный в 1934 г. роман:
1) «Мы» Е. Замятина
2) «Разгром» А. Фадеева
3) «Как закалялась сталь» Н. Островского
4) «Собачье сердце» М. Булгакова
5) «Чевенгур» А. Платонова
ОТВЕТ: 3)

ВОПРОС 15. Характерными чертами развития советской образовательной системы в 1930-е гг. являлись:
1) внедрение в образовательный процесс передовых достижений мировой педагогической мысли;
2) введение обязательного начального образования
3) издание специального журнала для учителей «Педология»
4) введение всеобщего обязательного среднего образования
5) активное использование бригадного способа проверки знаний учащихся
ОТВЕТ: 2)


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание:
«Не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а оживлять торговлю, мелкое предпринимательство, капитализм, осторожно и постепенно овладевать ими или получая возможность подвергать их государственному регулированию лишь в меру их оживления».
ОТВЕТ: В.И. Ленину

ВОПРОС 2. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание:
«Задача партии: расширять и укреплять наши социалистические командные высоты во всех отраслях народного хозяйства как в городе, так и в деревне, держа курс на ликвидацию капиталистических элементов в народном хозяйстве».
ОТВЕТ: И.В. Сталину

ВОПРОС 3. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание:
«В период социалистического накопления государственное хозяйство не может обойтись без эксплуатации мелкого производства, без экспроприации части прибавочного продукта деревни и ремесла, наконец, без вычетов из капиталистического накопления в пользу накопления социалистического».
ОТВЕТ: Е.А. Преображенскому

ВОПРОС 4. Определите, кому из партийно-государственных руководителей 1920-х гг. принадлежит это высказывание:
«Бороться с частным капиталом мы будем без звона металлического оружия, без ориентации на какую-то третью революцию, не путем разгрома лавок в Москве и провинции, а путем преодоления его конкуренцией и растущей мощью нашей государственной промышленности и государственных организаций».
ОТВЕТ: Н.И. Бухарину

ВОПРОС 5. Что такое «осереднячивание»?
ОТВЕТ: ведущая социальная тенденция в крестьянской среде в 20-е гг.

ВОПРОС 6. Кто был главным политическим соперником И. Сталина в 1920-е годы?
ОТВЕТ: Л.Д. Троцкий

ВОПРОС 7. В какие сферы экономики был допущен частный капитал в годы нэпа?
ОТВЕТ: во все сферы экономики, за исключением ее «командных высот»

ВОПРОС 8. Когда был выдвинут лозунг об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму?
ОТВЕТ: в 1928 году

ВОПРОС 9. Кто был народным комиссаром внутренних дел СССР в 1937 г.?
ОТВЕТ: Г.Ягода

ВОПРОС 10. Когда было создано учреждение, получившее название ГУЛАГ?
ОТВЕТ: в 1930 году

ВОПРОС 11. Кто был основным автором текста Конституции 1936 г.?
ОТВЕТ: Н.И. Бухарин

ВОПРОС 12. Кто был лидером «Союза марксистов-ленинцев», автором обращения «Ко всем членам ВКП(б)»? ОТВЕТ: М.Н. Рютин
ВОПРОС 13 Каким образом советские крестьяне могли уйти из колхоза, получив паспорт?
ОТВЕТ: завербовавшись на ударную стройку пятилетки

ВОПРОС 14. Какие социальные силы способствовали установлению сталинского режима в СССР?
ОТВЕТ: маргинальные слои и бюрократия

ВОПРОС 15. Какова была главная цель культурной революции в СССР?
ОТВЕТ: утверждение марксисткой идеологии в качестве государственной

ВОПРОС 16. Автор музыки Гимна Советского Союза
ОТВЕТ: А. Александров

ВОПРОС 17. Что такое Пролеткульт?
ОТВЕТ: союз пролетарских культурно-просветительских организаций, отдел Наркомпроса

ВОПРОС 18. Главная идея «сменовеховства»
ОТВЕТ: примирение с советской властью во имя воссоздания великого Российского государства

ВОПРОС 19. Какой советский кинофильм был отмечен Золотой медалью Парижской выставки искусств в 1926 году
ОТВЕТ: «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна
ВОПРОС 20. Какие изменения в области высшего образования вводились одним из первых декретов советской власти?
ОТВЕТ: отменялись ученые степени
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чураков Д.О. - отв. ред. ИСТОРИЯ РОССИИ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В 2 Т. Т. 1. 1900-1941 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Чураков Д.О. - отв. ред. ИСТОРИЯ РОССИИ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА В 2 Т. ТОМ 2. 1941—2016 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Б. Некрасова Отечественная история: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6
Л2.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э3 Курс на Moodle "История советской повседневности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
История государства: http://statehistory.ru/list/
История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Хронос: http://www.hrono.ru/
Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.