Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Историко-культурное наследие: изучение, сохранение и использование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 51_04_04_Музеология_ИКН-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются знакомство магистрантов с современными методологическими принципами и подходами к научному исследованию, а также формирование у них навыков подготовки, написания, оформления и представления научных работ. Задачи: – познакомить с содержанием и формами научного исследования; – продемонстрировать основные методы научного познания и обеспечить возможности их практического применения в исследовательской деятельности; – объяснить особенности каждого вида научной работы и изложить этику научного труда; – внедрить конкретные методики обработки источников информации; – подготовить к научно-исследовательской работе, а также к написанию и защите квалификационных работ в виде диссертаций; – сформировать представление об издательских особенностях современной научной продукции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные понятия по дисциплине; – различные методы научного познания; – содержание, формы и общую схему научного исследования; – виды и специфику научных работ; – особенности и этику научного труда. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – формулировать актуальность, объект и предмет, цели и задачи исследования; – написать магистерскую диссертацию; – подготовить доклад и презентацию; – редактировать рукописи; – правильно оформить библиографическое описание; – создать и оформить базу данных; – организовать и представить исследовательский проект. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – библиографического описания; – публичной дискуссии; – владения приемами поиска и обработки научной информации, компьютерными программами для обработки источников, способами изложения научных материалов; – опыт организации исследовательской работы в коллективе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология научного творчества | ||||||
1.1. | Введение. Научное исследование: содержание, формы, общая схема | Лекции | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
1.2. | Методы научного познания и их использование для поиска истины. Междисциплинарный подход | Лекции | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
Раздел 2. Виды и специфика научных работ | ||||||
2.1. | Научные работы: виды и специфика. | Лекции | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
2.2. | Научные работы как форма представления результатов исследований | Сам. работа | 1 | 6 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
2.3. | Особенности и этика научного труда | Сам. работа | 1 | 6 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
2.4. | Общие рекомендации по подготовке, написанию и представлению научных работ | Сам. работа | 1 | 6 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
Раздел 3. Роль источников в исследованиях | ||||||
3.1. | Источники информации и методики их обработки | Лекции | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
3.2. | Источники, их роль в подготовке научных работ. Методики обработки источников | Сам. работа | 1 | 6 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
3.3. | Возможности компьютеров в обработке и получении информации | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
3.4. | Интернет и возможности компьютеров в обработке и получении информации | Сам. работа | 1 | 6 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
Раздел 4. Процесс и процедура создания рукописей | ||||||
4.1. | Приемы и стиль изложения научных материалов | Лекции | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
4.2. | Приемы и стиль изложения научных материалов | Сам. работа | 1 | 6 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
4.3. | Редактирование рукописей. Современные требования ГОСТов по оформлению библиографических описаний и ссылок | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
4.4. | Современные приемы редактирования. Требования ГОСТов по оформлению библиографических описаний и ссылок | Сам. работа | 1 | 6 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
Раздел 5. Диссертация (магистерская, кандидатская докторская). | ||||||
5.1. | Диссертация как результат научной работы. Автореферат. Отзывы и рецензии | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
5.2. | Диссертация как результат научной работы. Автореферат. Отзывы и рицензии | Сам. работа | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
5.3. | Процедура публичной защиты диссертаций | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
5.4. | Подготовка к защите диссертации. Процедура публичной защиты диссертаций | Сам. работа | 1 | 6 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
Раздел 6. Научные форумы: участие и организация. | ||||||
6.1. | Основные формы научных форумов, их содержание и отличия. Организация и проведение | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
6.2. | Основные формы научных форумов, их содержание и отличия. Организация и проведение | Сам. работа | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
6.3. | Виды докладов (пленарный, секционный, стендовый). Специфика подготовки. Презентация как форма представления доклада | Сам. работа | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
Раздел 7. Исследовательские проекты | ||||||
7.1. | Научные конкурсы и необходимые возможности для участия в них. Фонды, программы, инициативы | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
7.2. | Научные конкурсы. Фонды, программы, инициативы. Возможности участия в них | Сам. работа | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
7.3. | Организация и представление исследовательского проекта | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
7.4. | Организация и представление исследовательского проекта | Сам. работа | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
Раздел 8. Оформление результатов исследований | ||||||
8.1. | Издательская деятельность и печатная научная продукция | Практические | 1 | 2 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
8.2. | Издательская деятельность. Печатная научная продукция, особенности ее оформления | Сам. работа | 1 | 4 | Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Содержание и формы научного исследования. 2. Общая схема хода научного исследования 3. Методы научного познания и их использование для поиска истины. Общая характеристика. 4. Эмпирические и теоретические методы исследования. 5. Системный метод. 6. Междисциплинарный подход, его суть и реальные возможности реализации. Применение естественно-научных методов в гуманитарной сфере исследований. 7. Научные работы: виды и специфика. 8. Особенности и этика научного труда. 9. Общие рекомендации по подготовке, написанию и представлению научных работ. 10. Подготовка и публикация статьи в журнале, рекомендованным ВАКом РФ. 11. Источники информации и методики их обработки. 12. Роль и возможности компьютеров в процессе обработки источников и научной информации. 13. Базы данных. Создание и регистрация 14. Использование Интернета для сбора источников. Сотрудничество в научной сфере. 15. Работа над рукописями научных работ. Приемы и стиль изложения материалов. 16. Редактирование рукописей. 17. Современные требования ГОСТов по оформлению библиографических описаний и ссылок. 18. Диссертация как вид научной работы и квалификационное сочинение. 19. Общее и особенное магистерской, кандидатской и докторской диссертаций. 20. Автореферат. Отзывы и рецензии. 21. Подготовка диссертации к защите. Процедура публичной защиты. 22. Виды и специфика научных форумов. 23. Участие в научных форумах. 24. Организация научных форумов. 25. Подготовка и представление доклада. Презентация 26. Фонды, программы, инициативы. 27. Организация и представление исследовательского проекта. Заявка на конкурс. 28. Выполнение исследовательского проекта и презентация результатов работы. 29. Издательская деятельность. 30. Печатная научная продукция. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рефераты: 1. Возможности реализации междисциплинарного подхода в гуманитарных исследованиях. 2. Грантовые проекты для молодых исследователей. 3. Базы данных в современных научных исследованиях. 4. ВАК РФ – основные аспекты деятельности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Практические задания: 1. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Научные исследования в современном вузовском учреждении: возможности и перспективы». 2. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Принципы эффективного выступления на конференции». 3. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Организация научной конференции: теория и практика». 4. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Алгоритм подготовки научной статьи». |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дрещинский В. А. | Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/8600D715-1FEB-4159-A50C-F939A48BE9C1 |
Л1.2 | Мокий, В. С. | Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | Афанасьев В. В., Грибкова О.В., Уколова Л.И. | Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/13FEAFC5-B8AA-41D2-B3F8-27A2BD87491B |
Л1.4 | Горелов Н.А., Круглов Д.В., Кораблева О.Н. | Методология научных исследований : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F0FA3980-716C-49E0-81F8-9E97FEFC1F96 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кравцова Е.Д., Городищева А.Н. | Логика и методология научных исследований : учебное пособие | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Комлацкий В.И., Логинов С.В., Колмацкий Г.В. | Планирование и организация научных исследований : учебное пособие | Ростов-н/Д : Феникс, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Сафронова Т.Н., Тимофеева А.М. | Основы научных исследований : учебное пособие | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин | Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Саврушева М. Философия науки и техники (учебное пособие для магистрантов) | web.archive.org | ||
Э2 | Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования | platona.net | ||
Э3 | Сайт ВАК РФ | vak.minobrnauki.gov.ru | ||
Э4 | Методология научных исследований | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Материалы курса сгруппированы тематически по разделам в соответствии с логикой научного исследования. Обучающимся необходимо ознакомиться с содержанием, формами и общей схемой научного исследования, с видами и спецификой научных работ, с особенностями этики научного труда; обратить внимание на правильное оформление библиографического описания, создание и оформление баз данных, организацию и представление исследовательского проекта; усвоить приемы публичной дискуссии, навыки работы с компьютерными программами для обработки источников, способы изложения научных материалов, правила организации исследовательской работы в коллективе. Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно и письменно в форме реферата и презентации. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Методология научных исследований», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. |