МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование музейных экспозиций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильИсторико-культурное наследие: изучение, сохранение и использование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_04_04_Музеология_ИКН-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 54
индивидуальные консультации 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Консультации 54 54 54 54
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., преподаватель, Сайберт В.О.;к.и.н., старший преподаватель, Лихачева О.С.;к.культурол, доцент, Шорина Д.Е.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование музейных экспозиций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1186)

составлена на основании учебного плана:
51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Тишкин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Тишкин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать представления об основных аспектах разработки и реализации музейных экспозиционных проектов в области изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия, а также способность работать в команде при проектировании музейных экспозиций.
Задачи курса:
1) предоставить обучающимся знания об основных понятиях экспозиционной деятельности, о музейных проектах в области изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия;
2) охарактеризовать основные методы и подходы проектирования экспозиции в музеях;
3) системно представить историю экспонирования в российских и зарубежных музеях;
4) обучить методам, принципам проектирования экспозиций, включающим различные материалы и реализующимся в разнопрофильных музеях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен организовывать исследовательские и проектные работы в области культуроведения и социокультурного проектирования;
ОПК-1.1 Знать теорию и методологиюкультуроведения и социокультурногопроектирования
ОПК-1.2 Знать теоретико-методологические иорганизационные аспекты,регламентирующие процедурыпроведения прикладного научного исследования в профессиональной области
ОПК-1.3 Уметь организовать исследовательскую и проектную работу в социокультурной сфере
ОПК-1.4 Уметь определять перспективные направления научных исследований в предметной сфере профессиональной деятельности
ОПК-1.5 Владеть методами проектирования и моделирования информационных продуктов и услуг в профессиональной сфере
ОПК-1.6 Владеть методологией социокультурного проектирования для обеспечения различных сфер профессиональных коммуникаций
ОПК-1.7 Владеть исследовательскими и проектными технологиями в социокультурной сфере
ПК-4Способность реализовывать музейные мероприятия и проекты в области изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия
ПК-4.1 Знать разновидности современных музейных мероприятий и проектов в области сохранения и изучения наследия
ПК-4.2 Уметь проектировать и организовывать различные виды музейных мероприятий
ПК-4.3 Уметь проектировать и реализовывать проекты в сфере изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия
ПК-4.4 Уметь создавать творческие и проектные группы для реализации музейных мероприятий и проектов
ПК-4.5 Владеть современными приемами менеджмента музейных мероприятий и проектов
ПК-4.6 Владеть основными приемами организационноуправленческой деятельности в сфере музейного дела и сохранения наследия
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы, необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия проектирования музейных экспозиций, жизненный цикл музейных экспозиций;
- содержание и методы командной работы в проектировании музейных экспозиций, при демонстрации объектов историко-культурного наследия;
- формы мероприятий, планируемых на экспозиционных площадках музеев.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать методы проектирования при создании экспозиции;
- планировать экспозиционную и командную работу по проектированию экспозиционных объектов (объектов историко-культурного наследия);
- разрабатывать проекты музейных экспозиций с учетом социокультурных знаний;
- пользоваться приемами реализации музейных мероприятий, проводимых на экспозиционнно-выставочных площадках.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- составления экспозиционного проекта от планирования до завершения (жизненный цикл проекта);
- работы в команде при проектировании музейной экспозиции;
- умение организовывать исследовательские и проектные работы при демонстрации музейных коллекций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Музейная экспозиция: основные понятия, принципы, история, теория и методы
1.1. Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Музейный дизайн как раздел музейного проектирования. Практические 2 6 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Музейный дизайн как раздел музейного проектирования. Сам. работа 2 10 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Методика музейного экспонирования: принципы и методы экспозиционной деятельности. Практические 2 6 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.4. Методика музейного экспонирования: принципы и методы экспозиционной деятельности. Сам. работа 2 10 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.5. История музейного экспонирования и современные экспозиции Практические 2 6 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.6. История музейного экспонирования и современные экспозиции Сам. работа 2 10 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Проектирование музейной экспозиции
2.1. Научное проектирование музейной экспозиции. Библиография Практические 2 6 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.2. Научное проектирование музейной экспозиции. Библиография Сам. работа 2 8 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции Практические 2 6 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.4. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции Сам. работа 2 8 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.5. Современные информационные технологии в музейной экспозиции Практические 2 6 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.6. Современные информационные технологии в музейной экспозиции Сам. работа 2 8 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.7. Консультации 2 54 УК-2.2, УК-3.3, ОПК-1.2, ПК-4.4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9466

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. В середине XX века в основу построения музейной экспозиции легли принципы:
а. гибкости и трансформации экспозиционных пространств
б. трансляции информации
в. дизайна.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 2. Путем снятия с оригинала формы – твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов – и заливки в нее гипса получают:
а. образцы
б. модели
в. слепки.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 3. Разделение международных выставок по целям показа экспонатов происходит в:
а. начале XX века
б. середине XX века
в. конце XX века.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 4. __________________ экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку.
а. тематическая
б. ансамблевая
в. систематическая.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 5. Потребность в показе отдельных произведений искусства вне связи с другими экспонатами появилась в:
а. 1920-е гг.
б. 1930-е гг.
в. 1940-е гг.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 6. Первые выставки изобразительного искусства в России относятся к:
а. концу XVIII века
б. концу XVII века
в. концу XIX века.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 7. Первая биологическая панорама была создана в:
а. Музее естественной истории в Стокгольме
б. Государственном Дарвиновском музее .
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 8. Первые коллекции появились в:
а. Античности
б. Средние века
в. Новое время.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 9. В конце XX века на формирование музейных экспозиций оказал влияние:
а. модернизм
б. авангард
в. постмодернизм.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 10. __________________ стали временем активного поиска нетрадиционных решений постоянных экспозиций в российских музеях.
а. Последние десятилетия XX в.
б. Начало XXI в.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 11. Художественная форма экспозиции зависит от:
а. стиля эпохи
б. концепций проектировщиков
в. государственной политики.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 12. Историко-революционные музеи стали разрабатывать тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования в:
а. первой половине 1920-х гг.
б. второй половине 1920-х гг.
в. середине 1920-х гг.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 13. Первые ярмарки в Средние века появились в:
а. V веке
б. VI веке
в. VII веке.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 14. Основной структурной единицей тематической экспозиции является:
а. тематико-экспозиционный комплекс
б. тематический раздел.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 15. Лентообразная картина большого размера, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами называется:
а. панорама
б. диорама.
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Заглавный текст – _________________________
ОТВЕТ: Текст, который помогает посетителю ориентироваться в экспозиции и содержит названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов.

ВОПРОС 2. Разработка основной идеи экспозиции и её конкретного содержания это–__________________ проектирование экспозиции.
ОТВЕТ: научное.

ВОПРОС 3. Метод построения экспозиции – ___________________________________________________________________________________________________________ .
ОТВЕТ: научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов .

ВОПРОС 4. Под влиянием какой концепции происходит переосмысление изобразительного языка в искусстве экспозиции.
ОТВЕТ: новых эстетических концепций.

ВОПРОС 5. Местом проведения первой Всемирной выставки был:
ОТВЕТ: Лондон.

ВОПРОС 6. Укажите, какие вопросы имеют особое значение в эскизном проекте?
ОТВЕТ: размещения и подачи экспонатов.

ВОПРОС 7. Первыми во второй половине 1920-х гг. тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования стали разрабатывать музеи _____________________________________________ .
ОТВЕТ: историко-революционные.

ВОПРОС 8. Совокупность всех этикеток данной экспозиции – это ______________ .
ОТВЕТ: этикетаж.

ВОПРОС 9. Предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях — это ______________ .
ОТВЕТ: знак.

ВОПРОС 10. Выставки первоначально появились в связи с ______________ .
ОТВЕТ: проведением ярмарок.

ВОПРОС 11. Ярмарки с древности имели уровень ____________________________ .
ОТВЕТ: международный.

ВОПРОС 12. В каком веке начинается классификация музеев по областям знаний?
ОТВЕТ: во второй половине XVI века.

ВОПРОС 13. Группировка экспонируемого материала в экспозиционные комплексы –
ОТВЕТ: тематико-экспозиционный план.

ВОПРОС 14. Определите, к какому этапу проектирования экспозиции, относится образное, пластическое воплощение темы?
ОТВЕТ: к художественному.

ВОПРОС 15. После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов начинается этап __________________________________________ .
ОТВЕТ: монтажа экспозиции.

ВОПРОС 16. __________________ текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату.
ОТВЕТ: Пояснительный.

ВОПРОС 17. Впервые помимо законченных работ, содержала этюды, эскизы и рисунки художников выставка русских художников ________________ и ______________________ .
ОТВЕТ: И. Шишкина и И. Репина.

ВОПРОС 18. Выставки Товарищества передвижных художественных выставок проходили
ОТВЕТ: в Москве, Петербурге и провинции.

ВОПРОС 19. Для какой аудитории в эпоху Возрождения были предназначены музеи?
ОТВЕТ: для узкого придворно-аристократического круга.

ВОПРОС 20. Первая Всемирная выставка породила новый тип архитектурного сооружения – ________________________ .
ОТВЕТ: выставочный павильон.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов, называются:
а. ландшафтными
б. образными
в. систематическими.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 2. Коммуникационный подход к созданию музейной экспозиции предполагает взаимодействие с:
а. целевыми группами
б. аудиторией
в. личностью.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 3. На протяжении многих лет главной задачей музейного просветительства было:
а. демонстрация коллекций
б. проведение лекций
в. демонстрация новых поступлений.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 4. При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции в качестве связующего звена обычно выступают __________________ экспонатов:
а. качественные характеристики
б. коммуникационные особенности
в. стилистические особенности.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 5. История искусства лежит в основе классификации:
а. предметного ряда
б. академического ряда
в. систематического ряда.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 6. Группы предметов, связанные между собой по содержанию или иным признакам и составляющие зрительное и смысловое единство – это:
а. экспозиционные комплексы
б. экспозиционные разделы
в. экспозиционные композиции.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 7. С XVI в. художественные коллекции владельцев дворцов размещались в:
а. галереях
б. дворцах
в. усадьбах.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 8. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в:
а. 1785 г.
б. 1787 г
в. 1789 г.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 9. Понятие «коллекционирование» ввел:
а. Цицерон
б. Аристотель
в. Демокрит.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 10. Систематическое коллекционирование художественных произведений началось в эпоху:
а. Возрождения
б. Реформации
в. Нового времени.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 11. Когда в музейной экспозиции возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события, используется:
а. эскиз
б. бутафория
в. макет.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС12. Экспозиции «академического ряда», построенные по историко-систематическому, а затем и историко-монографическому принципу, стали преобладать в художественных музеях в (во):
а. первой половине XIX в.
б. второй половине XIX в.
в. конце XIX в.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 13. Документ, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы – это _____________:
а. тематическая структура
б. тематический план
в. тематико-экспозиционный план.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 14. Выставки изобразительного искусства в России стали проводиться регулярно с:
а. начала XIX века
б. середины XIX века
в. конца XIX века.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 15. Экспозиционные материалы делятся на структурные единицы:
а. экспозиционные комплексы
б. экспозиционные ряды
в. экспозиционные типы.
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Изучение, систематизация и популяризация коллекций начинаются в эпоху ____________________ .
ОТВЕТ: Ренессанса.

ВОПРОС 2. Основу первых российских художественных коллекций составляло искусство _________________________________ .
ОТВЕТ: Западной Европы.

ВОПРОС 3. Модель формирования экспозиции XIX века была ориентирована как на ведущую форму искусства времени на ____________________ .
ОТВЕТ: литературу.

ВОПРОС 4. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют ______________ .
ОТВЕТ: репродукцией.

ВОПРОС 5. Первые выставки торгово-промышленного характера проходили в городе ______________ .
ОТВЕТ: Лондоне.

ВОПРОС 6. Литературное описание будущей экспозиции и ее восприятия зрителем — это ______________ .
ОТВЕТ: сценарий.

ВОПРОС 7. В Средние века показы предметов, не связанные с их продажей, организуются ______________ .
ОТВЕТ: церковью.

ВОПРОС 8. Коллекционирование — это_________________________________ .
ОТВЕТ: собирание разрозненных предметов в единое целое.

ВОПРОС 9. Первые экспозиции, состоящие исключительно из ансамблей, появились в Западной Европе в _________________________ .
ОТВЕТ: в конце XIX — начале XX вв.

ВОПРОС 10. Александрийский Мусейон был основан в ______________ .
ОТВЕТ: в III веке до н.э.

ВОПРОС 11. Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла _____________________________________________________ .
ОТВЕТ: Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851).

ВОПРОС 12. В начале XX века на формирование музейных экспозиций оказал влияние ________________________________ .
ОТВЕТ: конструктивизм.

ВОПРОС 13. В Средние века коллекции накапливались в основном _______________________________ .
ОТВЕТ: в соборах и монастырях.

ВОПРОС 14. Первый публичный художественный музей, где экспонировались работы русских авторов, был открыт в ______________ .
ОТВЕТ: 1862 г.

ВОПРОС 15. К постмодернистским методам построения экспозиции относится ___________________________ .
ОТВЕТ: образно-сюжетный метод.

ВОПРОС 16. Музейный каталог – _____________________________________________________________________ .
ОТВЕТ: полный или частичный перечень и описание предметов, находящихся в музее.

ВОПРОС 17. Заключительный этап художественного проектирования состоит в разработке __________________________________________ .
ОТВЕТ: технического и рабочего проекта.

ВОПРОС 18. Специализированные торговые международные выставки появляются в ______________ .
ОТВЕТ: в конце XIX века.

ВОПРОС 19. Определите тенденции, которыми определялось построение музейной экспозиции в начале 1960-х гг. ________________________________________________- .
ОТВЕТ: научным коллективом музея и составленной им тематической структурой.

ВОПРОС 20. Подготовка "высококачественной экспозиции" включает три этапа:
ОТВЕТ: 1) научная подготовка состоит из составления плана и подбора экспозиционных материалов; 2) художественное оформление включает составление проекта и собственно оформление экспозиции; 3) на третьем этапе проводится практическое осуществление экспозиции – монтаж.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен организовывать исследовательские и проектные работы в области культуроведения и социокультурного проектирования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Документ, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на взаимосвязанные части — разделы, темы, экспозиционные комплексы, — это:
а. расширенная тематическая структура;
б. тематическая структура.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 2. Первые художественные выставки в России были проведены:
а. Академией художеств;
б. Эрмитажем;
в. Русским музеем.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 3. Экспозиции XVIII-XIX веков по характеру своих построений тяготели к типу:
а. динамическому;
б. статическому.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 4. Выставки «Мира искусства» происходили в основном в:
а. Москве;
б. Москве и Петербурге;
в. Петербурге.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 5. История искусства лежит в основе классификации:
а. предметного ряда;
б. академического ряда;
в. систематического ряда.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 6. Группы предметов, связанные между собой по содержанию или иным признакам и составляющие зрительное и смысловое единство – это:
а. экспозиционные комплексы;
б. экспозиционные разделы;
в. экспозиционные композиции.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 7. С XVI в. художественные коллекции владельцев дворцов размещались в:
а. галереях;
б. дворцах;
в. усадьбах.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 8. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в:
а. 1785 г.;
б. 1787 г;
в. 1789 г.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 9. Понятие «коллекционирование» ввел:
а. Цицерон;
б. Аристотель;
в. Демокрит.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 10. Систематическое коллекционирование художественных произведений началось в эпоху:
а. Возрождения;
б. Реформации;
в. Нового времени.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 11. Когда в музейной экспозиции возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события, используется:
а. эскиз;
б. бутафория;
в. макет.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 12. Экспозиции «академического ряда», построенные по историко-систематическому, а затем и историко-монографическому принципу, стали преобладать в художественных музеях в (во):
а. первой половине XIX в.;
б. второй половине XIX в.;
в. конце XIX в.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 13. Документ, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы – это _____________:
а. тематическая структура;
б. тематический план;
в. тематико-экспозиционный план.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 14. Выставки изобразительного искусства в России стали проводиться регулярно с:
а. начала XIX века;
б. середины XIX века;
в. конца XIX века.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 15. Экспозиционные материалы делятся на структурные единицы:
а. экспозиционные комплексы;
б. экспозиционные ряды;
в. экспозиционные типы.
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Текст, содержащий название предмета, его атрибутивные данные, то есть сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении — это – ______________
ОТВЕТ: этикетка.

ВОПРОС 2. Турникеты в экспозиции – это:
ОТВЕТ: подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах, которые используются для размещения плоскостных материалов.

ВОПРОС 3. Предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала, — это:
ОТВЕТ: копия.

ВОПРОС 4. Точная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах – это ______________ .
ОТВЕТ: новодел.

ВОПРОС 5. На каком этапе проектирования экспозиции осуществляется определение в экспозиции место каждого экспоната, текста и вспомогательных средств?
ОТВЕТ: на техническом.

ВОПРОС 6. Литературное описание будущей экспозиции и ее восприятия зрителем — это ______________ .
ОТВЕТ: сценарий.

ВОПРОС 7. В Средние века показы предметов, не связанные с их продажей, организуются ______________ .
ОТВЕТ: церковью.

ВОПРОС 8. Коллекционирование — это ________________________________________ .
ОТВЕТ: собирание разрозненных предметов в единое целое.

ВОПРОС 9. Первые экспозиции, состоящие исключительно из ансамблей, появились в Западной Европе в______________ .
ОТВЕТ: в конце XIX — начале XX вв.

ВОПРОС 10. Александрийский Мусейон был основан в ______________ .
ОТВЕТ: III веке до н.э.

ВОПРОС 11. Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла ________________________________________ .
ОТВЕТ: Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851).

ВОПРОС 12. В начале XX века на формирование музейных экспозиций оказал влияние ________________________________________ .
ОТВЕТ: конструктивизм.

ВОПРОС 13. В Средние века коллекции накапливались в основном в _____________________________________ .
ОТВЕТ: в соборах и монастырях.

ВОПРОС 14. Первый публичный художественный музей, где экспонировались работы русских авторов, был открыт в ______________ .
ОТВЕТ: 1862 г.

ВОПРОС 15. К постмодернистским методам построения экспозиции относится _____________________________________ .
ОТВЕТ: образно-сюжетный метод.

ВОПРОС 16. Музейный каталог –_____________________________________ .
ОТВЕТ: полный или частичный перечень и описание предметов, находящихся в музее.

ВОПРОС 17. Заключительный этап художественного проектирования состоит в разработке _____________________________________ .
ОТВЕТ: технического и рабочего проекта.

ВОПРОС 18. Специализированные торговые международные выставки появляются в ______________ .
ОТВЕТ: конце XIX века.

ВОПРОС 19. Определите тенденции, которыми определялось построение музейной экспозиции в начале 1960-х гг.
ОТВЕТ: научным коллективом музея и составленной им тематической структурой .

ВОПРОС 20. Подготовка "высококачественной экспозиции" включает три этапа:
ОТВЕТ: 1) научная подготовка состоит из составления плана и подбора экспозиционных материалов; 2) художественное оформление включает составление проекта и собственно оформление экспозиции; 3) на третьем этапе проводится практическое осуществление экспозиции – монтаж.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способность реализовывать музейные мероприятия и проекты в области изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники:
а. голограмма;
б. аниматроника.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 2. Самые знаменитые музейные коллекции сложились в:
а. XVIII в.;
б. XIX в. ;
в. XX в.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 3. Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появляются в:
а. начале XIX века;
б. середине XIX века;
в. конце XIX века.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 4. Для того чтобы облегчить процесс общения посетителей с экспонатами, сделать его более результативным и плодотворным, в создании экспозиции участвуют:
а. ученые и художники, дизайнеры;
б. ученые и журналисты;
в. ученые и музейные сотрудники.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 5. Потребность в показе отдельных произведений искусства вне связи с другими экспонатами появилась в:
а. 1920-е гг.;
б. 1930-е гг.;
в. 1940-е гг.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 6. Первые выставки изобразительного искусства в России относятся к:
а. концу XVIII века;
б. концу XVII века;
в. концу XIX века.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 7. Первая биологическая панорама была создана в:
а. Музее естественной истории в Стокгольме;
б. Государственном Дарвиновском музее.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 8. Первые коллекции появились в:
а. Античности;
б. Средние века;
в. Новое время.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 9. В конце XX века на формирование музейных экспозиций оказал влияние:
а. модернизм;
б. авангард;
в. постмодернизм.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 10. __________________ стали временем активного поиска нетрадиционных решений постоянных экспозиций в российских музеях:
а. Последние десятилетия XX в.;
б. Начало XXI в.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 11. Художественная форма экспозиции зависит от:
а. стиля эпохи;
б. концепций проектировщиков;
в. государственной политики.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 12. Историко-революционные музеи стали разрабатывать тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования в (во):
а. первой половине 1920-х гг.;
б. второй половине 1920-х гг;
в. середине 1920-х гг.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 13. Первые ярмарки в Средние века появились в:
а. V веке;
б. VI веке;
в. VII веке.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 14. Основной структурной единицей тематической экспозиции является:
а. тематико-экспозиционный комплекс;
б. тематически раздел.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 15. Лентообразная картина большого размера, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами называется:
а. панорама;
б. диорама.
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает какой-то сюжет, проблему, создает музейный образ отражаемых событий или явлений, называют ______________ .
ОТВЕТ: тематической.

ВОПРОС 2. Группа предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющих зрительное и смысловое единство – это _____________________________:
ОТВЕТ: экспозиционный комплекс.

ВОПРОС 3. Реплика – _____________________________________________________________________ .
ОТВЕТ: повторение произведения искусства, которое выполнено самим автором.

ВОПРОС 4. Какие специальные приспособления для демонстрации экспонатов используются в музее?
ОТВЕТ: экспозиционное оборудование.

ВОПРОС 5. Местом проведения первой Всемирной выставки был ______________ .
ОТВЕТ: Лондон.

ВОПРОС 6. Укажите, какие вопросы имеют особое значение в эскизном проекте:
ОТВЕТ: размещения и подачи экспонатов.

ВОПРОС 7. Первыми во второй половине 1920-х гг. тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования стали разрабатывать музеи ________________________________ .
ОТВЕТ: историко-революционные.

ВОПРОС 8. Совокупность всех этикеток данной экспозиции – это ______________ .
ОТВЕТ: этикетаж.

ВОПРОС 9. Предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях — это ______________ .
ОТВЕТ: знак.

ВОПРОС 10. Выставки первоначально появились в связи с _________________________ .
ОТВЕТ: проведением ярмарок.

ВОПРОС 11. Ярмарки с древности имели уровень ________________________________ .
ОТВЕТ: международный.

ВОПРОС 12. В каком веке начинается классификация музеев по областям знаний?
ОТВЕТ: во второй половине XVI века.

ВОПРОС 13. Группировка экспонируемого материала в экспозиционные комплексы – это _______________________________________ .
ОТВЕТ: тематико-экспозиционный план.

ВОПРОС 14. Определите, к какому этапу проектирования экспозиции, относится образное, пластическое воплощение темы.
ОТВЕТ: к художественному.

ВОПРОС 15. После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов начинается этап _______________________________________ .
ОТВЕТ: монтажа экспозиции.

ВОПРОС 16. __________________ текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату.
ОТВЕТ: Пояснительный.

ВОПРОС 17. Впервые помимо законченных работ, содержала этюды, эскизы и рисунки художников выставка русских художников _______________________________________ .
ОТВЕТ: И. Шишкина и И. Репина.

ВОПРОС 18. Выставки Товарищества передвижных художественных выставок проходили в _____________________________________________________ .
ОТВЕТ: в Москве, Петербурге и провинции.

ВОПРОС 19. Для какой аудитории в эпоху Возрождения были предназначены музеи?
ОТВЕТ: для узкого придворно-аристократического круга.

ВОПРОС 20. Первая Всемирная выставка породила новый тип архитектурного сооружения – _______________________________________ .
ОТВЕТ: выставочный павильон.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации.
2. Экспозиционные материалы: основные разновидности.
3. Экспозиционные научно-вспомогательные материалы и воспроизведения.
4. Принципы и приемы построения экспозиций.
5. Методы построения музейной экспозиции.
6. Зарождение экспонирования в эпоху Древности и Средневековья.
7. История экспонирования в отечественных музеях.
8. Вопросы организации музейной экспозиции в научной литературе.
9. Научное проектирование музейной экспозиции.
10. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции.
11. Современные информационные технологии в музейной экспозиции.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Работа с текстами публикаций по экспозиционной работе.
Тема: Зарождение экспонирования в эпоху Древности, Средневековья и Новое время.
Вопросы:
1. История западного экспонирования в Древности и Средневековье.
2. Экспозиции западных музеев в Новое время.
Литература:
Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство-Архитектура-Дизайн. Тенденции формирования. Часть I. М., 2002. С. 6–49, 56–100, 114–117.
2. Работа с текстами публикаций по экспозиционной работе.

2.Тема: Экспонирование различных предметов материальной культуры в музее.
Вопросы:
1. Памятники материальной культуры и история их показа.
2. Экспозиционный показ техники. Предметы быта.
3. Экспонирование текстильных изделий, посуды и мебели.
4. Археологические комплексы и историко-бытовые ансамбли: особенности экспонирования.
5. Экспонирование знамен, предметов вооружения, монет, медалей и орденов.
6. Экспонирование письменных памятников, чертежей и фотодокументов.
Литература:
Михайловская А.И. Музейная экспозиция (организация и техника). М., 1964.
Скрипкина Л.И. Археологические памятники и проблемы их экспонирования и интерпретации в историко-краеведческих музеях // Памятники истории и культуры Сибири. Омск, 1995. С. 26–30.
Колосова Г.И. Музей книги научной библиотеки Томского государственного университета: история, современное состояние, перспективы // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Томск, 2002. С. 176–183.

3. Содержание каких иллюстраций (предложено во время зачета ) в наибольшей степени подходит под определение музейной экспозиции?

4. Работа с текстами публикаций по экспозиционной работе. Студентам предлагается ознакомиться с научной концепцией музейной экспозиции и выполнить задания, опираясь на тексты.
Михайловская А.И. Музейная экспозиция (организация и техника). М., 1964.
Скрипкина Л.И. Археологические памятники и проблемы их экспонирования и интерпретации в историко-краеведческих музеях // Памятники истории и культуры Сибири. Омск, 1995. С. 26–30.
Колосова Г.И. Музей книги научной библиотеки Томского государственного университета: история, современное состояние, перспективы // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Томск, 2002. С. 176–183.

5. Прочитайте статьи (список предоставляется до зачета), используя известные вам графические организаторы информации, составьте схему, отражающую структуру и содержание научной концепции экспозиции.

6. Раскройте на конкретных примерах, взятых из текстов, применение принципов, методов и приемов экспозиционной работы.

7. Посмотрите на иллюстрации (предоставляются до зачета), на которых представлены фрагменты экспозиций различных музеев. Определите профиль музеев, ведущие методы экспонирования, вид экспозиционного комплекса.

8. По итогам посещения музейной выставки подготовьте отзыв об экспозиции, используя профессиональную терминологию и полученные на занятиях знания. В своем отзыве отразите следующие аспекты:
– тематика экспозиции (общая тема и подтемы);
– актуальность темы экспозиции;
– научная новизна экспозиции;
– объективность освещения события/явления;
– цели и задачи экспозиции;
– принципы, методы и приёмы, использованные музейными сотрудниками при проектировании экспозиции.
Опираясь на материалы экспозиции, приведите примеры их конкретного воплощения;
– экспозиционные материалы (музейные предметы, особенности использования воспроизведений музейных предметов в экспозиции; типы текстов и их особенности; научно-вспомогательные материалы);
– экспозиционные комплексы, их тематическое содержание;
– техническое оснащение экспозиции (освещение и особенности оборудования);
– целевая аудитория.
В заключении дайте оценку экспозиции и выразите собственные впечатления от увиденного на выставке. Если необходимо, предложите рекомендации к улучшению или модернизации экспозиции.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музей им. П. В. Алабина. Создание музейных экспозиций alabin.ru
Э2 Научная концепция экспозиции museumstudy.ru
Э3 Методика создания музейных экспозиций www.domgogolya.ru
Э4 Проектирование музейных экспозиций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса сгруппирован тематически по разделам, в соответствии с последовательностью экспозиционной работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями развития музейного проектирования и особенностями работы с различными группами экспонатов, обратить внимание на понятийный аппарат и методы экспозиционного проектирования; использовать полученные знания по истории, теории и практике музейного проектирования в своей профессиональной деятельности, использовать особенности экспонирования различных видов музейных материалов, уяснить современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного наследия, применение методов социального взаимодействия и профессионального общения, технику безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний, опыт разработки проектов по основным направлениям музейной деятельности.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Музейная экспозиция: основные понятия, принципы, история, теория и методы» и «Проектирование музейной экспозиции», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Проектирование музейных экспозиций», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
Зачет проводится в устной форме.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.