Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Расширение профессионального кругозора студентов. Воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-3 | Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
ПК-3.1 | Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе |
ПК-3.2 | Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально ультурного процесса |
ПК-3.3 | Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональную терминологию, основные стили и жанры в музыке, основные этапы формирования фортепианного исполнительства, их исторические границы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться теоретическими знаниями об исполнительской деятельности , анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации , оценивать общий стиль произведений разных эпох, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям, пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений, работать с научной литературой |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными стилистическими приемами исполнительства, методами освоения национальных музыкальных стилей, навыками устного анализа музыки различных стилей и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности , возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение и развитие клавирной культуры. | ||||||
1.1. | Жанры ранней клавирной музыки. Клавесин и клавикорд. Импровизация как основа исполнительского искусства 16-18 веков. Влияние органной и лютневой культуры на клавирное искусство. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Искусство рококо и французский клавесинизм 18 столетия. Трактат Ф.Куперена «Искусство игры на клавесине» | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Особенности развития различных национальных школ. Английские верджиналисты. Новые стилистические черты в итальянской музыке. Клавирное творчество Д.Скарлатти. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Эстетика эпохи барокко. Музыкальное искусство Германии. И.С.Бах и его клавирное творчество. Проблемы исполнения баховских сочинений. Бах – исполнитель и педагог.Инвенции и Симфонии И.С. Баха. Анализ Urtext’а, редакций Ф. Бузони и Л. Ройзмана. | Практические | 6 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Ранние венские классики. | ||||||
2.1. | Фортепианное искусство Й.Гайдна. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Фортепианная музыка Моцарта, ее жанры, периодизация. История интерпретации моцартовских произведений:Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Творческий облик Бетховена, его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л2.1 |
2.4. | Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Возникновение и развитие романтической эстетики в Европе | ||||||
3.1. | Новые взгляды на искусство в творчестве ранних романтиков Шуберта, Вебера, Мендельсона.Фортепианное искусство Польши начала 20 века. Исполнительская и педагогическая деятельность Ф.Шопена. Черты стиля и жанры его творчества. Интерпретация шопеновских сочинений. Лист-исполнитель и педагог. Фортепианное творчество Листа, его эволюция, жанры. Новая трактовка фортепиано. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Различные национальные школы. Э.Григ, Б.Сметана, А.Дворжак. Сравнительный анализ интерпретаций. | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Музыкальные произведения К.Сен-Санса, С.Франка. Возниконовение музыкального ипрессионизма. Исполнение произведений К.Дебюсси, М.Равеля. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Сравнительный анализ интерпретаций произведений фрапнцузских композиторов. | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Русское фортепианное искусство XIX-XX веков. | ||||||
4.1. | Фортепианное творчество П.И.Чайковского, исполнение его сочинений. Фортепианное творчество и исполнительская деятельность С.В.Рахманинова. новые эстетические воззрения начала 20 века. Фортепианная музыка А.Н.Скрябина, ее жанры и эволюция. | Лекции | 6 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | М.И.Глинка, А.Г.Рубинштейн. русская мысль о фортепианном исполнительском и педагогическом искусстве. Фортепианное творчество композиторов «Могучей кучки». | Практические | 6 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Фортепианное творчество С.С.Прокофьева, новаторство его исполнительской деятельности.Жанры фортепианного творчества Д.Д.Шостаковича. полифонический цикл «24 прелюдии и фуги». «Полифоническая тетрадь» и «24 прелюдии и фуги» Р.Щедрина. | Лекции | 6 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Советское исполнительское искусство 30-50 годов 20 века – Л.Оборин, К.Игумнов, Я.Зак, Я.Флиер, Г.Нейгауз, С.Фейнберг. творчество пианистов 60-90 годов – С.Рихтер, Э.Гилельс, В.Софроницкий, М.Юдина, С.Нейгауз, М.Плетнев, Г.Соколов. роль конкурсных традиций в развитии исполнительского искусства. Лауреаты международных конкурсов им. П.И.Чайковского. | Практические | 6 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Демченко А. И. | ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Черная М.Р. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ru.wikipedia.org | |||
Э2 | http://www.allpianists.ru | |||
Э3 | http://www.forumklassika.ru | |||
Э4 | http://www.mosconsv.ru | |||
Э5 | Электронный курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
118Д | помещение для хранения и обработки специализированных материалов | Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски) |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
106Д | помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.; |
Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни общества. При изучении исполнительского искусства необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего времени. Целесообразно сформировать аудио- и видеотеку записей лучших исполнителей, которую можно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену. |