МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Костерина М.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
История исполнительского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Расширение профессионального кругозора студентов. Воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3.1 Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
ПК-3.2 Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально ультурного процесса
ПК-3.3 Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные стили и жанры в музыке,
основные этапы формирования фортепианного исполнительства, их исторические границы
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться теоретическими знаниями об исполнительской деятельности
, анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации
, оценивать общий стиль произведений разных эпох, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям,
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений, работать с научной литературой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными стилистическими приемами исполнительства,
методами освоения национальных музыкальных стилей,
навыками устного анализа музыки различных стилей и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и развитие клавирной культуры.
1.1. Жанры ранней клавирной музыки. Клавесин и клавикорд. Импровизация как основа исполнительского искусства 16-18 веков. Влияние органной и лютневой культуры на клавирное искусство. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Искусство рококо и французский клавесинизм 18 столетия. Трактат Ф.Куперена «Искусство игры на клавесине» Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Особенности развития различных национальных школ. Английские верджиналисты. Новые стилистические черты в итальянской музыке. Клавирное творчество Д.Скарлатти. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Эстетика эпохи барокко. Музыкальное искусство Германии. И.С.Бах и его клавирное творчество. Проблемы исполнения баховских сочинений. Бах – исполнитель и педагог.Инвенции и Симфонии И.С. Баха. Анализ Urtext’а, редакций Ф. Бузони и Л. Ройзмана. Практические 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Ранние венские классики.
2.1. Фортепианное искусство Й.Гайдна. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Фортепианная музыка Моцарта, ее жанры, периодизация. История интерпретации моцартовских произведений:Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Творческий облик Бетховена, его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л2.1
2.4. Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Возникновение и развитие романтической эстетики в Европе
3.1. Новые взгляды на искусство в творчестве ранних романтиков Шуберта, Вебера, Мендельсона.Фортепианное искусство Польши начала 20 века. Исполнительская и педагогическая деятельность Ф.Шопена. Черты стиля и жанры его творчества. Интерпретация шопеновских сочинений. Лист-исполнитель и педагог. Фортепианное творчество Листа, его эволюция, жанры. Новая трактовка фортепиано. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Различные национальные школы. Э.Григ, Б.Сметана, А.Дворжак. Сравнительный анализ интерпретаций. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Музыкальные произведения К.Сен-Санса, С.Франка. Возниконовение музыкального ипрессионизма. Исполнение произведений К.Дебюсси, М.Равеля. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Сравнительный анализ интерпретаций произведений фрапнцузских композиторов. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Русское фортепианное искусство XIX-XX веков.
4.1. Фортепианное творчество П.И.Чайковского, исполнение его сочинений. Фортепианное творчество и исполнительская деятельность С.В.Рахманинова. новые эстетические воззрения начала 20 века. Фортепианная музыка А.Н.Скрябина, ее жанры и эволюция. Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. М.И.Глинка, А.Г.Рубинштейн. русская мысль о фортепианном исполнительском и педагогическом искусстве. Фортепианное творчество композиторов «Могучей кучки». Практические 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Фортепианное творчество С.С.Прокофьева, новаторство его исполнительской деятельности.Жанры фортепианного творчества Д.Д.Шостаковича. полифонический цикл «24 прелюдии и фуги». «Полифоническая тетрадь» и «24 прелюдии и фуги» Р.Щедрина. Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Советское исполнительское искусство 30-50 годов 20 века – Л.Оборин, К.Игумнов, Я.Зак, Я.Флиер, Г.Нейгауз, С.Фейнберг. творчество пианистов 60-90 годов – С.Рихтер, Э.Гилельс, В.Софроницкий, М.Юдина, С.Нейгауз, М.Плетнев, Г.Соколов. роль конкурсных традиций в развитии исполнительского искусства. Лауреаты международных конкурсов им. П.И.Чайковского. Практические 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.5. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 6 15 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Демченко А. И. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черная М.Р. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.allpianists.ru
Э3 http://www.forumklassika.ru
Э4 http://www.mosconsv.ru
Э5 Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни общества. При изучении исполнительского искусства необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего времени. Целесообразно сформировать аудио- и видеотеку записей лучших исполнителей, которую можно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену.