МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Костюм в традиционной культуре Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_Искусство костюма и текстиля_МиБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к. иск. , доцент, Мелехова К.А.

Рабочая программа дисциплины
Костюм в традиционной культуре Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 54.04.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 967)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусств., Ю.В.Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусств., Ю.В.Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование представлений о процессе развития национального костюма различных этнокультурных групп населения Алтайского края.
Задачи курса:
– формирование духовно-нравственных ценностей на материале и средствами национально-культурных традиций;
– знакомство студентов с художественным кроем костюма в процессе изучения истории и развития искусства разных народов;
– художественно-практическая подготовка студентов в области художественного оформления материалов;
– овладение практическими навыками создания проектов и изделий декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода
ОПК-1.1 Знает: историю и теорию искусств, историю и теорию дизайна в рамках которых реализуется профессиональная деятельность
ОПК-1.2 Умеет: рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно историческом контексте, выявлять художественно-стилистические особенности произведений
ОПК-1.3 Владеет: методикой анализа особенностей выразительных средств произведений искусства определенного исторического периода
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК – 1.1. Знает: историю и теорию искусств,историю и теорию дизайна в рамках которых реализуется профессиональная деятельность.
УК-5.1. Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК – 1.2. Умеет: рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте, выявлять художественно-стилистические особенности произведений.
УК-5.2. Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– методами анализа художественных произведений и критериями оценки художественно-исполнительской деятельности;
– навыками создания произведений декоративно-прикладного творчества;
– источниками и каналами информации об истории национального костюма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семиотика традиционного костюма
1.1. Функции и цвет в костюме.Материалы и способы изготовления элементов народного костюма Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
1.2. Материалы и способы изготовления элементов народного костюма Практические 2 2 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.5
1.3. Семантика костюма в традиционной культуре Сам. работа 2 8 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.4
Раздел 2. История развития традиционного костюма на Алтае
2.1. Русский костюм страрожилов и переселенцев Сам. работа 2 8 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.2. Костюм казачества Практические 2 2 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.3. Костюм казачества Сам. работа 2 8 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.4. Традиционный костюм украинцев и белорусов на Алтае Сам. работа 2 8 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4
2.5. Особенности костюма русских старообрядцев Практические 2 4 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.6. Казахский национальный костюм Сам. работа 2 8 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.7. Традиционный костюм немцев Алтая Практические 2 6 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.8. Традиционный костюм немцев Алтая Сам. работа 2 12 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.9. Татарский традиционный костюм на Алтае Практические 2 4 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.3
2.10. Татарский традиционный костюм на Алтае Сам. работа 2 9 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.3
2.11. Экзамен 2 27 УК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты.
А. примордиализм
Б. ситуационизм (инструментализм)
В. конструктивизм
ОТВЕТ: В
2. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой?
А. маргинализация
Б. ассимиляция
В. интеграция
ОТВЕТ: В
3. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется...
А. сегрегация
Б. аккультурация
В. сепарация
ОТВЕТ: В
4. Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими, определяется как…
А. патриотизм
Б. этноцентризм
В. эмпатия
ОТВЕТ: Б
5. К «природным» символам можно отнести…
А. герб, гимн, флаг
Б. леса, горы, озера
В. известных политических лидеров
ОТВЕТ: Б
6. Образ своей социальной группы (собственного этноса)
А. экстраобраз
Б. интрообраз
ОТВЕТ: Б
7. Отрицание культуры и цивилизации, убеждение в том, что любое усовершенствование человеческой жизни и «отдаление от природы» вредно:
А. мягкий примитивизм
Б. культурный примитивизм
ОТВЕТ: Б
8. Какого термина в современной этнологии не существует?
А. стереотип отражения
Б. стереотип восприятия
В. стереотип поведения
ОТВЕТ: А
9. Какие этнические представления, согласно концепции французской исследовательницы С. Марандон, являются первичными?
А. этнические образы
Б. этнические предубеждения
В. этнические стереотипы
Г. этнические (национальные) идеи (мнения)
ОТВЕТ: Б
10. Группа идей, связанных с романтизацией простого (первобытного) образа жизни и отрицательным отношением к прогрессу и цивилизации:
А. примитивизм
Б. коммунизм
ОТВЕТ: А
11. Какие идеи способствовали идеализации «варваров» в античности?
А. идеи примитивизма
Б. идеи ромоцентризма
В. идеи христианства
ОТВЕТ: А
12. Идеализация прошлых времен, убеждение в том, что раньше «и трава была зеленее, и деревья выше», в концепции американских ученых А.О. Лавджоя и Дж. Боаса называется:
А. культурный примитивизм
Б. хронологический примитивизм
ОТВЕТ: Б
13. При каком русском князе появилась концепция «Москва— третий Рим»?
А. Иване III
Б. Василии III
В. Иване IV
ОТВЕТ: А
14. Какой европейский автор написал первое подробное сочинение о Московском государстве, которое считается первоисточником всех стереотипов о России?
А. Сигизмунд фон Герберштейн
Б. Адам Олеарий
В. Джайлс Флетчер
ОТВЕТ: А
15. Какой французский писатель, посетивший Россию в XIX в., описал ее в таком неприглядном свете, что с тех пор считается едва ли не самым главным «клеветником России»?
А. Астольф де Кюстин
Б. Теофиль Готье
В. Александр Дюма
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что относится к государственным символам?
Ответ: К государственным символам относятся – герб, гимн и флаг. Данные символы устанавливаются специальными законами, традициями, обычаями, как правило – это исторически сложившиеся символы, которые отражают суверенитет государства.

2. Кем был впервые введен в научный оборот термин «мягкая сила»?
Ответ: Термин был введен Джозефом Наем. Под «мягкой силой» понималась форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности.

3. Что можно отнести к инструментам «жесткой силы»?
Ответ: К таким инструментам можно отнести принуждение, силу, использование оружия, войск и т.д. Кроме того, «экономическая сила», а именно: экономические санкции, взятки также являются инструментами «жесткой силы».

4. Что такое «информационная война»?
Ответ: Информационная война – противоборство сторон посредством распространения специально подготовленной информации и противодействия аналогичному внешнему воздействию на себя. Информационная война – это война без правил, война без видимых разрушений и порой даже без четко определенного противника.

5. Какие бывают этнические стереотипы?
Ответ: Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д.

6. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства?
Ответ: Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества.

7. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют?
Ответ: Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации.

8. Что можно отнести к инструментам информационной войны?
Ответ: К инструментам информационной войны можно отнести психологические операции, дезинформацию, прямые информационные атаки, искажение информации и т.д. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т.д.

9. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»?
Ответ: В научный оборот термин «имидж» ввёл американский экономист К. Боулдинг. В 60-е годы ХХ в. он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере.

10. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»?
Ответ: «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв.

11. Дайте определение термину «ассимиляция».
Ответ: Тип этнических процессов, представляющий собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность.

12. Что такое «бренд»?
Ответ: Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности.

13. Что изучает «имиджелогия»?
Ответ: «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами.

14. Что входит в понятие «ксенофобия»?
Ответ: Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного.

15. Как вы понимаете слово менталитет?
Ответ: Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности.

16. Как вы понимаете концепцию «Москва — Третий Рим».
Ответ: Теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. С этим связаны идеи об особой имперской миссии государства.

17. Что является национализмом?
Ответ: Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе.

18. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»?
Ответ: Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания.

19. Какое явление называется пропагандой?
Ответ: Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей.

20. Дайте определение этноса.
Ответ: Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию:
А.Мода
Б.Костюм
В.Стиль
ОТВЕТ: Б

2. Серия моделей различного назначения, объединенных единством авторской концепции, образа, применяемых в коллекции материалов, цветового решения, формы, базовых конструкций, стилевого решения:
А.Коллекция
Б.Костюм
В.Стиль
ОТВЕТ: А

2. Стереотипная форма поведения, связанная с деятельностью имеющей практическое значение и с регулированием обыденной жизни называется:
А.Обычай
Б.Ритуал
В.Традиция
ОТВЕТ: А

3. Способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому:
А.Обычай
Б.Ритуал
В.Традиция
ОТВЕТ: В

4. Образ в мировой орнаментике, символизирующий легкость и скорость передвижения, свободное парение и способность достичь небес:
А.Змея
Б.Птица
В.Бабочка
ОТВЕТ: Б

5. Гетры - элемент мужского костюма:
А.Алтайцев
Б.Немцев
В.Русских
ОТВЕТ: Б

6. Мягкие сапоги - "мали" характерны для:
А.Татаров
Б.Украинцев
В.Казахов
ОТВЕТ: Б

7. Женский дирндль - это:
А.русский костюм
Б.белорусский костюм
В.немецкий костюм
ОТВЕТ: Б

8. Нижняя часть традиционной русской женской рубахи:
А.стан
Б.койлек
В.бахрома
ОТВЕТ: А

9. Что символизирует ромб в древнем славянском орнаменте?
А.воду
Б.землю
В.огонь
ОТВЕТ: Б

10. Верхней национальной татарской обувью были:
А.лунты
Б.ичиги
В.лапти
ОТВЕТ: Б

11. Декоративное металлическое украшение «гривну» носили:
А.На пальцах
Б.На шее
В.На груди
ОТВЕТ: В

12.Зимняя меховая шапка особого покроя у казахов:
А.На пальцах
Б.На шее
В.На груди
ОТВЕТ: В

13. Сарафан - основной элемент традиционного женского костюма:
А.Алтайцев
Б.Русских
В.Немцев
ОТВЕТ: Б

14. Что такое «своедельщина»?
А. Ткань, ввозившаяся из-за границы
Б. Ткань, выработанная в своем крестьянском хозяйстве
В. Покупной материал
ОТВЕТ: Б

15. Головной убор замужних казачек:
А. Шлычка
Б. Тюбетейка
В. Кичка
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В каую эпоху возникло искусство?
Ответ: Верхний палеолит.

2. Какие два стиля были господствующими в XVIIвеке?
Ответ: Барокко и рококо.

3. Какая тенденция развития европейского искусства XIX века былв ведущей?
Ответ: Реализм.

4. Интерпретация окружающего мира в контексте геометрических построений характерна для ______________.
Ответ: Кубизма.

5. Дизайн костюма - это искусство создания одежды как _____________ вещи и _______________ произведения одновременно.
Ответ: утилитарной и художественного.

6. Такой широко используемый в современном мире аксессуар, как ____________________, появился на
Востоке.
Ответ: Зонтик.

7. Византийская мода сохранила многие формы ____________________ одежды, изменив их названия.
Ответ: Древнеримской.

8. Господство определенных эстетических идеалов в области искусства и культуры в определенную
эпоху называется:
Ответ: Стилем в костюме.

9. Декор в костюме связан с ___________ и ______________ .
Ответ: формой и материалом.

10. Женский костюм в начале средневековья (Х в.) находился под большим влиянием _________.
Ответ: Церкви.

11. Именно в Византии зародилась женская мода, перешедшая позднее, в Европу, носить:
Ответ: Сразу по нескольку одежд, надевая их одна на другую.

12. Искусство кроить одежду зародилось:
Ответ: На Востоке.

13. Костюм — это часть _______________ культуры.
Ответ: Художественной.

14. Мех в костюме Византии служил _________ __________ .
Ответ: Символом власти.

15. Мода влияет на народный костюм, как правило ____________ на _______________.
Ответ: Опаздывая на столетие.

16. Непродолжительное господство определенных форм костюма называется:
Ответ: Мода.

17. Орнамент на тканях в виде косой клетки возник в Древнем Египте как аналогия с _____________ ______________ .
Ответ: Оперением птиц.

18. Остро модный костюм всегда _______________.
Ответ: Нефункционален.

19. «Юбка в сборку, ____________ , ___________со шнуровкой или с пуговицами, а также фартук с вышивкой и кружевами – элементы традиционного женского немецкого костюма».
Ответ: Блузка, корсет.

20. Философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвящённое исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни - _____________.
Ответ: Эстетика.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет – 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
Л2.2 Тарасова О.П, История костюма восточных славян (древность - позднее средневековье): Учебники и учебные пособия Изд-во Ориенбургский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", biblioclub.ru
Л2.3 Хамматова Э.А., Гадельшина Э.А., Галиев И.Н. Формы и декор татарских национальных костюмов: Учебное пособие Казань: Изд-во КНИТУ// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
Л2.4 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 biblioclub.ru
Л2.5 Титовец А.В., Фурсова Е.Ф., Тяпкова Т.К. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве: научная литература Минск: Белорусская наука // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.6 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Грушин С.П., Назаров И.И. Историко-культурное наследие Алтайского края: Учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет – ресурс «Традиционная культура Алтайского края» www.agik22.ru
Э2 Культура и традиции www.vtourisme.com
Э3 Народы Алтая myrussianland.ru
Э4 РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: TERRA INCOGNITA www.velesovkrug.ru
Э5 Курс в Moodle «Костюм в традиционной культуре Алтая» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение