МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социального маркетинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки32.04.01. Общественное здравоохранение
ПрофильОрганизация здравоохранения и общественное здоровье
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv32_04_01_Общественное здравоохранение_ОЗиОЗ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 24
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, Добрыднева Тамара Сергеевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы социального маркетинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 485)

составлена на основании учебного плана:
32.04.01 Общественное здравоохранение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Основы социального маркетинга» являются - сформировать у студентов базовые знания в области теории и практики социального маркетинга, позволяющих применять их при решении управленческих задач по разработке, реализации и продвижению массовых социальных проектов и кампаний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения в области общественного здравоохранения
ПК-2.1 Знает технологии принятия управленческих решений в области общественного здравоохранения
ПК-2.2 Умеет анализировать и критически оценивать способы и механизмы реализации управленческих решений
ПК-2.3 Владеет навыками обоснования принятия решений в области общественного здравоохранения
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
ПК-2.1 Знает технологии принятия управленческих решений в области общественного здравоохранения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах.
ПК-2.2 Умеет анализировать и критически оценивать способы и механизмы реализации управленческих решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.
ПК-2.3. Владеет навыками обоснования принятия решений в области общественного здравоохранения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность социального маркетинга
1.1. Сущность маркетинга и основные концепции его развития Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность маркетинга и основные концепции его развития Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность маркетинга и основные концепции его развития Сам. работа 2 22 Л1.1, Л2.1
1.4. Содержание социального маркетинга Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Содержание социального маркетинга Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Содержание социального маркетинга Сам. работа 2 22 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Технологии социального маркетинга
2.1. 4P социального маркетинга Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.2. 4P социального маркетинга Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
2.3. 4P социального маркетинга Сам. работа 2 22 Л1.1, Л2.1
2.4. Фандрайзинг как технология социльного маркетинга Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Фандрайзинг как технология социльного маркетинга Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Фандрайзинг как технология социльного маркетинга Сам. работа 2 22 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Основы социального маркетинга https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9856

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-2: Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения в области общественного здравоохранения
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Одним из принципов построения организационных структур управления проектами является:
a) соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта;
b) соответствие организационной структуры требованиям гражданского законодательства РФ;
c) соответствие организационной структуры требованиям внешнего окружения.
Ответ: а
2. Перечень основных процессов, которые необходимо организовать для функционирования маркетинговой информационной системы, содержит...
a) принятие решения о маркетинговой ориентации фирмы, сбор и хранение данных о тенденциях рынка продукции фирмы
b) сбор, обработку, анализ, передачу и хранение информации
c) сбор, обработку и хранение данных об основных конкурентах фирмы
d) принятие решения о создании службы маркетинга, управление маркетингом, контроль маркетинговой деятельности.
Ответ: b
3.Кто из ученых первым высказал идеи социального маркетинга:
a) Ф. Котлер
b) Д. Аакер
c) Г.Вибе
d) И. Залман
Ответ: с
4.Основная цель социального маркетинга:
a) широкая известность компании на рынке
b) Решение социальных проблем путем изменения поведения целевых аудиторий
c) Получение прибыли
Ответ: b
5.Установите соотношение между понятиями: социальный маркетинг и некоммерческий маркетинг:
a) это одно и то же
b) это два не связанных между собой понятия
c) социальный маркетинг шире, чем некоммерческий маркетинг
d) социальный маркетинг уже, чем некоммерческий маркетинг

Ответ: с
6.Объектами внимания в концепции социального маркетинга являются:
a) нужды и потребности людей
b) требования общества и природы
c) товар, который нужно продать
d) издержки производства товара
Ответ: b
7. Принципы социального маркетинга характеризуются выражением:
a) 1. маркетинговые решения принимаются с учетом своих собственных интересов фирмы, долговременных интересов потребителей и долговременных интересов общества
b) 2. маркетинговые решения должны быть сформулированы и изложены с учетом норм этики
c) 3. маркетинговые решения принимаются с учетом долгосрочного планирования, предполагающего получение максимальной прибыли с учетом максимальных издержек фирмы
d) 4. маркетинговые решения принимаются с учетом долгосрочного планирования, предполагающего получение максимальной прибыли при минимальных затратах фирмы
Ответ: a
8. Какие функции имеет социальный маркетинг, присущие любому типу управления
a) целеполагание (планирование);
b) организация;
c) координирование;
d) мотивация;
e) учет;
f) контроль
g) все перечисленные
Ответ: g
9. Что является “товаром по замыслу” в некоммерческом продукте:
a) Выгоды от ожидаемого поведения потребителя
b) Ожидаемое поведение потребителя
c) Качество услуги
d) Цена
Ответ: a


10. Дайте определение цены на некоммерческий продукт:
a) цена, которую целевой рынок ассоциирует с принятием нового поведения
b) Равновесная цена рынка
c) Цена, устанавливаемая на основе точки безубыточности
d) Цена, устанавливаемая на основе текущих цен конкурентов
Ответ: a

11. Какой стадии состояния целевой аудитории соответствует следующая коммуникационная задача: “Сообщение о позитивных последствиях выбора определенных вариантов поведения и формирование ролевых моделей”
a) Предварительная стадия
b) Стадия размышления
c) Стадия подготовки и действия
d) Стадия поддержания поведения
Ответ: b
12. Какое определение целевой аудитории для социального маркетинга является неправильным :
a) Группы лиц, имеющие возможность купить товар
b) все члены общества, которые могут поддерживать организацию и содействовать решению конкретной социальной проблемы
c) это люди, которых коснулась та или иная социальная проблема
d) люди, чье поведение может оказывать отрицательное влияние на них самих, окружающих и общество в целом.
Ответ: a
13. Какому методу фандрайзинга присуще следующее: личные встречи с главами компаний
a) Личные встречи с донорами
b) Организация аукционов, концертов, соревнований
c) Программы частных пожертвований в компаниях
d) Привлечение волонтеров
Ответ: a
14. “Цена” в социальном маркетинге это:
a) Материальные и нематериальные вложения участников проекта для изменения их поведения
b) Денежное выражение стоимости
c) плата, которую продавец взимает с покупателя
Ответ: а
15. В социальном маркетинге “продукт” представляет собой:
a) набор воспринимаемых потребителем свойств и характеристик, удовлетворяющих его потребности
b) желаемое поведение и ассоциируемые выгоды от реализации данного поведения.
c) Совокупность реальных и воспринимаемых ценностей
Ответ: b
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Перечислите задачи социального маркетинга.
Ответ: образование, мотивирование, регуляция, продвижение и социальная мобилизация всего общества либо отдельных групп населения для внедрения, применения и поддержания той или иной модели поведения;

2. фандрайзинг – это____________________________________________.
Ответ: комплекс мер, направленных на объединение разрозненных денежных и других ресурсов с целью развития и поддержания организации или реализации некоммерческих проектов.

3. Всесторонний, комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей, называется ________
Ответ: стратегия
4. Дайте определение контактных аудиторий.
Ответ: Это группы, которые проявляют реальный и потенциальный интерес к организации и от которых зависит ее деятельность.

5. Основная цель социального маркетинга
Ответ : изменить конечное поведение людей в интересах отдельных лиц, групп или общества в целом, а не принести прибыль компании.

6. Что является целевой аудиторией в широком смысле в социальном маркетинге?
Ответ: люди, чье поведение нуждается в изменении в соответствии с поставленными социальными целями, а также все члены общества, которые могут поддерживать организацию и содействовать решению конкретной социальной проблемы.

7. _____________________ - это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых организация использует с целью получить желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Ответ: маркетинговый комплекс

8. Дайте определение социального маркетинга.
Социальный маркетинг – это использование маркетинговых принципов и методов для воздействия на целевую аудиторию с целью добровольного принятия ею, изменения или отказа от поведения в интересах отдельных лиц, групп или общества в целом

9. Под термином «социальный маркетинг» в широком смысле часто понимается работа коммерческих компаний, направленная на одновременное продвижения бренда и социальных ценностей. Можно ли согласиться с данным положением?
Ответ: Нет, поскольку это означает использование социальных ценностей в коммерческих целях, но не в социальных.

10. Какие стадии проходит целевая аудитория на пути изменения поведения.
Ответ: Предварительная, когда люди не задумываются о своем поведении и его изменении. Стадия размышления. Стадия подготовки и действия, когда обдумывают свое новое поведение и готовы действовать. Стадия поддержания поведения, когда есть вероятность возвращения к старому и нужно этого избежать.

11. Опишите три уровня товара в социальном маркетинге.
Ответ: Первый – базовая идея продукта, т.е выгоды от желаемого поведения. Второй – товар в реальном исполнении, т.е желаемое поведение. Третий – товар с подкреплением, включая товары и услуги, необходимые для подкрепления желаемого поведения.

12. К какой стороне восприятия – рациональной или эмоциональной, обращается социальный маркетинг при продвижении изменения поведения.
Ответ: Необходимо совмещение этих двух сторон, т.к человек должен осознавать необходимость нового поведения, но оно также должно ему нравиться, стать эмоционально одобряемым.

13. Какие методы исследования потребителей могут быть применены в социальном маркетинге.
Ответ: Методы маркетинговых и социологических исследований – опросы, наблюдение, фокус-группы, индивидуальное и экспертное интервьюирование
14. Перечислите отличия фандрайзинга от краудфандинга
Ответ: краудфандинг строится как разовый сбор с обещанием различных бонусов и подарков для вложившихся, фандрайзинг – это полноценная системная работа, цель которой – привлечение средств для воплощения социальных программ.

15. Что продает социальный маркетолог в отличие от товаров и услуг классического маркетинга?
Ответ: продается не продукт или услуга, а желаемое (предпочтительное) поведение целевой аудитории и воспринимаемые выгоды, ассоциируемые с данным поведением.

16. Имеют ли право некоммерческие организации оказывать платные услуги социального характера?
Ответ: Некоммерческие организации имеют право вести коммерческую деятельность, если она соответствует целям организации, указанным в ее уставе.

17. Перечислите основные принципы фандрайзинга.
Ответ: заинтересованность, системность, огласка, осведомленность, научность

18. Каковы функции благотворительных фондов, оказывающих финансовую поддержку в социальной сфере?
Ответ: Поиск организаций и частных лиц, которые могут быть благотворителями и спонсорами, организация сбора средств, учет нуждающихся в помощи, оплата лечения и других социальных услуг, рекомендация организаций, способных оказать необходимую помощь

19. Что является объектом продвижения в социальном маркетинге.
Ответ: Социальные и моральные ценности, идеи, образы, нормы поведения.
20. На какие уровни человеческих потребностей (по пирамиде Маслоу) ориентирован социальный маркетинг?
Ответ: Потребности высших уровней – социальные, уважения и самореализации человека.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл
адеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Основы социального маркетинга https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9856
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Карпова, С. В. Маркетинг теория и практика : учебное пособие для бакалавров Юрайт, 2019 https://urait.ru/bcode/425233
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинг: : учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/492979
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
Э2 Основы социального маркетинга portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе)