Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 32.04.01. Общественное здравоохранение |
Профиль | Организация здравоохранения и общественное здоровье |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v32_04_01_Общественное здравоохранение_ОЗиОЗ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 24 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.
1.1. | Целями освоения дисциплины «Основы социального маркетинга» являются - сформировать у студентов базовые знания в области теории и практики социального маркетинга, позволяющих применять их при решении управленческих задач по разработке, реализации и продвижению массовых социальных проектов и кампаний. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-2 | Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения в области общественного здравоохранения |
ПК-2.1 | Знает технологии принятия управленческих решений в области общественного здравоохранения |
ПК-2.2 | Умеет анализировать и критически оценивать способы и механизмы реализации управленческих решений |
ПК-2.3 | Владеет навыками обоснования принятия решений в области общественного здравоохранения |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
УК-2.1 | Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта |
УК-2.2 | Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах |
УК-2.3 | Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-2.1. Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта. ПК-2.1 Знает технологии принятия управленческих решений в области общественного здравоохранения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-2.2. Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах. ПК-2.2 Умеет анализировать и критически оценивать способы и механизмы реализации управленческих решений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-2.3. Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла. ПК-2.3. Владеет навыками обоснования принятия решений в области общественного здравоохранения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность социального маркетинга | ||||||
1.1. | Сущность маркетинга и основные концепции его развития | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Сущность маркетинга и основные концепции его развития | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Сущность маркетинга и основные концепции его развития | Сам. работа | 2 | 22 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Содержание социального маркетинга | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Содержание социального маркетинга | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Содержание социального маркетинга | Сам. работа | 2 | 22 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Технологии социального маркетинга | ||||||
2.1. | 4P социального маркетинга | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | 4P социального маркетинга | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | 4P социального маркетинга | Сам. работа | 2 | 22 | Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Фандрайзинг как технология социльного маркетинга | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Фандрайзинг как технология социльного маркетинга | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | Фандрайзинг как технология социльного маркетинга | Сам. работа | 2 | 22 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Основы социального маркетинга https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9856 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла ПК-2: Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения в области общественного здравоохранения ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Одним из принципов построения организационных структур управления проектами является: a) соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта; b) соответствие организационной структуры требованиям гражданского законодательства РФ; c) соответствие организационной структуры требованиям внешнего окружения. Ответ: а 2. Перечень основных процессов, которые необходимо организовать для функционирования маркетинговой информационной системы, содержит... a) принятие решения о маркетинговой ориентации фирмы, сбор и хранение данных о тенденциях рынка продукции фирмы b) сбор, обработку, анализ, передачу и хранение информации c) сбор, обработку и хранение данных об основных конкурентах фирмы d) принятие решения о создании службы маркетинга, управление маркетингом, контроль маркетинговой деятельности. Ответ: b 3.Кто из ученых первым высказал идеи социального маркетинга: a) Ф. Котлер b) Д. Аакер c) Г.Вибе d) И. Залман Ответ: с 4.Основная цель социального маркетинга: a) широкая известность компании на рынке b) Решение социальных проблем путем изменения поведения целевых аудиторий c) Получение прибыли Ответ: b 5.Установите соотношение между понятиями: социальный маркетинг и некоммерческий маркетинг: a) это одно и то же b) это два не связанных между собой понятия c) социальный маркетинг шире, чем некоммерческий маркетинг d) социальный маркетинг уже, чем некоммерческий маркетинг Ответ: с 6.Объектами внимания в концепции социального маркетинга являются: a) нужды и потребности людей b) требования общества и природы c) товар, который нужно продать d) издержки производства товара Ответ: b 7. Принципы социального маркетинга характеризуются выражением: a) 1. маркетинговые решения принимаются с учетом своих собственных интересов фирмы, долговременных интересов потребителей и долговременных интересов общества b) 2. маркетинговые решения должны быть сформулированы и изложены с учетом норм этики c) 3. маркетинговые решения принимаются с учетом долгосрочного планирования, предполагающего получение максимальной прибыли с учетом максимальных издержек фирмы d) 4. маркетинговые решения принимаются с учетом долгосрочного планирования, предполагающего получение максимальной прибыли при минимальных затратах фирмы Ответ: a 8. Какие функции имеет социальный маркетинг, присущие любому типу управления a) целеполагание (планирование); b) организация; c) координирование; d) мотивация; e) учет; f) контроль g) все перечисленные Ответ: g 9. Что является “товаром по замыслу” в некоммерческом продукте: a) Выгоды от ожидаемого поведения потребителя b) Ожидаемое поведение потребителя c) Качество услуги d) Цена Ответ: a 10. Дайте определение цены на некоммерческий продукт: a) цена, которую целевой рынок ассоциирует с принятием нового поведения b) Равновесная цена рынка c) Цена, устанавливаемая на основе точки безубыточности d) Цена, устанавливаемая на основе текущих цен конкурентов Ответ: a 11. Какой стадии состояния целевой аудитории соответствует следующая коммуникационная задача: “Сообщение о позитивных последствиях выбора определенных вариантов поведения и формирование ролевых моделей” a) Предварительная стадия b) Стадия размышления c) Стадия подготовки и действия d) Стадия поддержания поведения Ответ: b 12. Какое определение целевой аудитории для социального маркетинга является неправильным : a) Группы лиц, имеющие возможность купить товар b) все члены общества, которые могут поддерживать организацию и содействовать решению конкретной социальной проблемы c) это люди, которых коснулась та или иная социальная проблема d) люди, чье поведение может оказывать отрицательное влияние на них самих, окружающих и общество в целом. Ответ: a 13. Какому методу фандрайзинга присуще следующее: личные встречи с главами компаний a) Личные встречи с донорами b) Организация аукционов, концертов, соревнований c) Программы частных пожертвований в компаниях d) Привлечение волонтеров Ответ: a 14. “Цена” в социальном маркетинге это: a) Материальные и нематериальные вложения участников проекта для изменения их поведения b) Денежное выражение стоимости c) плата, которую продавец взимает с покупателя Ответ: а 15. В социальном маркетинге “продукт” представляет собой: a) набор воспринимаемых потребителем свойств и характеристик, удовлетворяющих его потребности b) желаемое поведение и ассоциируемые выгоды от реализации данного поведения. c) Совокупность реальных и воспринимаемых ценностей Ответ: b КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Перечислите задачи социального маркетинга. Ответ: образование, мотивирование, регуляция, продвижение и социальная мобилизация всего общества либо отдельных групп населения для внедрения, применения и поддержания той или иной модели поведения; 2. фандрайзинг – это____________________________________________. Ответ: комплекс мер, направленных на объединение разрозненных денежных и других ресурсов с целью развития и поддержания организации или реализации некоммерческих проектов. 3. Всесторонний, комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей, называется ________ Ответ: стратегия 4. Дайте определение контактных аудиторий. Ответ: Это группы, которые проявляют реальный и потенциальный интерес к организации и от которых зависит ее деятельность. 5. Основная цель социального маркетинга Ответ : изменить конечное поведение людей в интересах отдельных лиц, групп или общества в целом, а не принести прибыль компании. 6. Что является целевой аудиторией в широком смысле в социальном маркетинге? Ответ: люди, чье поведение нуждается в изменении в соответствии с поставленными социальными целями, а также все члены общества, которые могут поддерживать организацию и содействовать решению конкретной социальной проблемы. 7. _____________________ - это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых организация использует с целью получить желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Ответ: маркетинговый комплекс 8. Дайте определение социального маркетинга. Социальный маркетинг – это использование маркетинговых принципов и методов для воздействия на целевую аудиторию с целью добровольного принятия ею, изменения или отказа от поведения в интересах отдельных лиц, групп или общества в целом 9. Под термином «социальный маркетинг» в широком смысле часто понимается работа коммерческих компаний, направленная на одновременное продвижения бренда и социальных ценностей. Можно ли согласиться с данным положением? Ответ: Нет, поскольку это означает использование социальных ценностей в коммерческих целях, но не в социальных. 10. Какие стадии проходит целевая аудитория на пути изменения поведения. Ответ: Предварительная, когда люди не задумываются о своем поведении и его изменении. Стадия размышления. Стадия подготовки и действия, когда обдумывают свое новое поведение и готовы действовать. Стадия поддержания поведения, когда есть вероятность возвращения к старому и нужно этого избежать. 11. Опишите три уровня товара в социальном маркетинге. Ответ: Первый – базовая идея продукта, т.е выгоды от желаемого поведения. Второй – товар в реальном исполнении, т.е желаемое поведение. Третий – товар с подкреплением, включая товары и услуги, необходимые для подкрепления желаемого поведения. 12. К какой стороне восприятия – рациональной или эмоциональной, обращается социальный маркетинг при продвижении изменения поведения. Ответ: Необходимо совмещение этих двух сторон, т.к человек должен осознавать необходимость нового поведения, но оно также должно ему нравиться, стать эмоционально одобряемым. 13. Какие методы исследования потребителей могут быть применены в социальном маркетинге. Ответ: Методы маркетинговых и социологических исследований – опросы, наблюдение, фокус-группы, индивидуальное и экспертное интервьюирование 14. Перечислите отличия фандрайзинга от краудфандинга Ответ: краудфандинг строится как разовый сбор с обещанием различных бонусов и подарков для вложившихся, фандрайзинг – это полноценная системная работа, цель которой – привлечение средств для воплощения социальных программ. 15. Что продает социальный маркетолог в отличие от товаров и услуг классического маркетинга? Ответ: продается не продукт или услуга, а желаемое (предпочтительное) поведение целевой аудитории и воспринимаемые выгоды, ассоциируемые с данным поведением. 16. Имеют ли право некоммерческие организации оказывать платные услуги социального характера? Ответ: Некоммерческие организации имеют право вести коммерческую деятельность, если она соответствует целям организации, указанным в ее уставе. 17. Перечислите основные принципы фандрайзинга. Ответ: заинтересованность, системность, огласка, осведомленность, научность 18. Каковы функции благотворительных фондов, оказывающих финансовую поддержку в социальной сфере? Ответ: Поиск организаций и частных лиц, которые могут быть благотворителями и спонсорами, организация сбора средств, учет нуждающихся в помощи, оплата лечения и других социальных услуг, рекомендация организаций, способных оказать необходимую помощь 19. Что является объектом продвижения в социальном маркетинге. Ответ: Социальные и моральные ценности, идеи, образы, нормы поведения. 20. На какие уровни человеческих потребностей (по пирамиде Маслоу) ориентирован социальный маркетинг? Ответ: Потребности высших уровней – социальные, уважения и самореализации человека. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл адеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Основы социального маркетинга https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9856 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий |
Приложения |
Приложение 1.
23ФОС Основы соц. маркетинга.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Карпова, С. В. | Маркетинг теория и практика : учебное пособие для бакалавров | Юрайт, 2019 | https://urait.ru/bcode/425233 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Калюжнова, Н. Я. | Современные модели маркетинг: : учебное пособие для вузов | Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/492979 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в МУДЛ | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Основы социального маркетинга | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru). 2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com). 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru). 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе) |