МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы менеджмента и маркетинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильСовременная система государственного и муниципального управления
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ССГиМУ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 137
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 82 82 55 55 137 137
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Пяткова О.Н.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Рудакова О.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Основы менеджмента и маркетинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1016)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: Цифровая трансформация жизни социума влечет за собой изменения в системе менеджмента и маркетинга. Компьютерные технологии – один из главных трендов развития современного управления, направленного на оперативное и эффективное решение новых задач в стремительно изменяющихся условиях внешней среды, в том числе и городского пространства. Города, как центры экономической активности, являются двигателями экономического роста. Подготовка специалистов, владеющих компетенциями в области использования информационно-коммуникационных технологий в части маркетинга и менеджмента, призвана способствовать взаимодействию представителей государственных, общественных организаций и бизнес-сообщества для совместного решения городских проблем.
.
Задачи дисциплины:
• сформировать понимание процессов цифровой трансформации системы управления городским хозяйством
• сформировать понимание сущности и содержания цифровых коммуникаций, применяемых в управлении городским хозяйством
• сформировать навыки использования цифровых коммуникаций в управлении городским хозяйством с целью развития технологичности, комфорта и безопасности городской среды
• сформировать навыки применения сквозных цифровых технологий (новые производственные технологии (цифровые двойники, технологии «умного производства»), мобильные сети связи пятого поколения (цифровые сервисы)) в процессе развития технологичности, комфорта и безопасности городской среды

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен осуществлять внутриорганизационные и межведомственные коммуникации, обеспечивать взаимодействие органов власти с гражданами, коммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы, инструменты и методы формирования маркетинговых цифровых коммуникаций и информационных систем управления городским хозяйством, взаимодействие субъектов функционирования городской среды
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать с применением больших данных (BigData) и составлять прогнозы на основе искусственного интеллекта состояния внешней среды организации (в том числе цифровой), требований потребителей, потребностей и ожиданий стейкхолдеров с учетом процессов цифровой трансформации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования цифровых технологий, применяемых в современном менеджменте и маркетинге, с целью обеспечения взаимодействия представителей государственных, общественных организаций и гражданами, коммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой информации для совместного решения городских проблем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы менеджмента
1.1. Основные категории управления.Функции менеджмента и их взаимосвязь. Лекции 3 1 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
1.2. Основные категории управления.Функции менеджмента и их взаимосвязь. Практические 3 2 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.3, Л2.4
1.3. Основные категории управления.Функции менеджмента и их взаимосвязь. Сам. работа 3 14 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
1.4. Организационные структуры управления. Лекции 3 1 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
1.5. Организационные структуры управления. Практические 3 2 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
1.6. Организационные структуры управления. Сам. работа 3 12 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
1.7. Цифровая среда менеджмента. Тренды в цифровой трансформации системы управления Лекции 3 1 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
1.8. Цифровая среда менеджмента. Тренды в цифровой трансформации системы управления Практические 3 2 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
1.9. Цифровая среда менеджмента. Тренды в цифровой трансформации системы управления Сам. работа 3 12 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
Раздел 2. Менеджмент в условиях цифровой трансформации
2.1. Объекты управленческого воздействия. Элементы системы управления. Лекции 3 2 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
2.2. Объекты управленческого воздействия. Элементы системы управления. Практические 3 4 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
2.3. Объекты управленческого воздействия. Элементы системы управления. Сам. работа 3 12 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
2.4. Цифровое управление. Информационные технологии менеджмент. Лекции 3 2 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
2.5. Цифровое управление. Информационные технологии менеджмент. Практические 3 2 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
2.6. Цифровое управление. Информационные технологии менеджмент. Сам. работа 3 12 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
Раздел 3. Современные цифровые технологии в системе управления
3.1. Эффекты цифрового развития систем менеджмента. Лекции 3 1 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
3.2. Эффекты цифрового развития систем менеджмента. Практические 3 2 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
3.3. Эффекты цифрового развития систем менеджмента. Сам. работа 3 10 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
3.4. Технологическая экосистема IoT: «умные» решения в управлении Лекции 3 2 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
3.5. Технологическая экосистема IoT: «умные» решения в управлении Практические 3 2 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
3.6. Технологическая экосистема IoT: «умные» решения в управлении Сам. работа 3 10 ОПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.4
Раздел 4. Основные положения теории и практики маркетинга
4.1. Роль маркетинга в условиях цифровизации и глобализации рынков. Цифровые технологии в маркетинговой деятельности. Лекции 4 1 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
4.2. Роль маркетинга в условиях цифровизации и глобализации рынков. Цифровые технологии в маркетинговой деятельности. Практические 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
4.3. Роль маркетинга в условиях цифровизации и глобализации рынков. Цифровые технологии в маркетинговой деятельности. Сам. работа 4 6 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
4.4. Сервисы электронной коммерции. Лекции 4 1 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
4.5. Сервисы электронной коммерции. Практические 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
4.6. Сервисы электронной коммерции. Сам. работа 4 8 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 5. Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система
5.1. Сложные типы потребителей: домохозяйство, город, регион, страна. Лекции 4 1 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
5.2. Сложные типы потребителей: домохозяйство, город, регион, страна. Практические 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
5.3. Сложные типы потребителей: домохозяйство, город, регион, страна. Сам. работа 4 8 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
5.4. Исследование изменения модели поведения современного потребителя. Лекции 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
5.5. Исследование изменения модели поведения современного потребителя. Практические 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
5.6. Исследование изменения модели поведения современного потребителя. Сам. работа 4 8 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 6. Система маркетинговых коммуникаций
6.1. Возможности цифровых технологий в осуществлении коммуникаций. Лекции 4 1 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
6.2. Возможности цифровых технологий в осуществлении коммуникаций. Практические 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
6.3. Возможности цифровых технологий в осуществлении коммуникаций. Сам. работа 4 6 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
6.4. Управление вовлечением заинтересованных сторон Лекции 4 1 ОПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
6.5. Управление вовлечением заинтересованных сторон Практические 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
6.6. Управление вовлечением заинтересованных сторон Сам. работа 4 6 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 7. Маркетинговое планирование
7.1. Управление спросом и профилем потребителя Лекции 4 2 ОПК-7 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1
7.2. Управление спросом и профилем потребителя Практические 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
7.3. Управление спросом и профилем потребителя Сам. работа 4 7 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
7.4. Построение цифровой бизнес-модели для создания ценности. Лекции 4 1 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
7.5. Построение цифровой бизнес-модели для создания ценности. Практические 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1
7.6. Построение цифровой бизнес-модели для создания ценности. Сам. работа 4 6 ОПК-7 Л1.1, Л1.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/492979
Л1.2 Л. А. Данченок Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
Л1.3 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник «Дашков и К°», , 2023 biblioclub.ru
Л1.4 Лукичёва Т. А. Маркетинг: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.5 А. А. Одинцов Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66F6B5AD-1104-4E97-946E-C5F5A021280D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Божук С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л2.3 Одинцов А.А. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Афоничкин, А. И. Основы менеджмента : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ACA1DFD7-E85F-4809-851F-207EBF9271F9
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Росстат (официальный сайт) rosstat.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
OpenOffice
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).