МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая экономика и международные экономические отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильСовременная система государственного и муниципального управления
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ССГиМУ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Мищенко И.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировая экономика и международные экономические отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1016)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор В.В. Мищенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор В.В. Мищенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений студентов о теоретических основах функционирования современной международной экономики, приобретение навыков использования теоретических моделей для анализа процессов,протекающих в экономиках открытого типа, выявление роли международныхэкономических организаций в развитии современной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов;
ОПК-2.1 Знает основные приемы и методы обработки и анализа данных для решения экономических и управленческих задач, принятия мер регулирующего воздействия
ОПК-2.2 Знает основные положения экономической, организационной и управленческой теорий, используемых при разработке и принятии управленческих решений, мер регулирующего воздействия
ОПК-2.3 Умеет обрабатывать и анализировать данные для решения экономических задач, разработки и принятия управленческих решений, мер регулирующего воздействия
ОПК-2.4 Умеет: применять положения экономической, организационной и управленческой теорий, используемые при разработке и принятии управленческих решений, мер регулирующего воздействия
ОПК-2.5 Умеет разрабатывать управленческие решения, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов
ОПК-2.6 Умеет применять методы управления и регулирования социально-экономическогоразвития
ОПК-2.7 Владеет навыками разработки и определения эффективности (последствий) реализации государственных и муниципальных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные теории международной торговли;
-показатели социально-экономического развития стран;
- алгоритм оценки уровня развития экономики стран ( экономические циклы);
- теоретические основы и закономерности функционирования экономики.

- теоретические основы и закономерности функционирования экономики.
3.2.Уметь:
3.2.1.-развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;
-самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения
- уметь решать нестандартные задачи, иметь навыки прогнозирования экономических процессов в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений;.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методами системного анализа;
-работой с литературой, научно-техническими отчетами, справочниками и другими информационными источниками
- методами исследования конъюнктуры мирового рынка
- владеть необходимыми знаниями во внешнеторговой, валютно-кредитной и финансовых сферах как на национальном, так и на международном уровнях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ Международная экономика
1.1. Мировая экономика как система Лекции 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Мировая экономика как система Практические 2 6 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Мировая экономика как система Сам. работа 2 12 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Тенденции развития мировой экономики Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Тенденции развития мировой экономики Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Тенденции развития мировой экономики Сам. работа 2 10 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Классификация стран в мировой экономике Лекции 2 2 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Классификация стран в мировой экономике Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Классификация стран в мировой экономике Сам. работа 2 10 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Лекции 2 2 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Сам. работа 2 10 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Лекции 2 0 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Сам. работа 2 12 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.16. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Практические 2 2 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.17. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Сам. работа 2 14 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.18. Международная экономическая интеграция Сам. работа 2 14 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Типология стран
Раздел 3. Международное разделение труда
Раздел 4. Мировая торговля
Раздел 5. Международное движение капитала
Раздел 6. Международная экономическая интеграция

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Дайте определение понятию мировая экономика.

Ответ: Совокупность взаимодействующих национальных экономик всех стран мира и международных отношений - это:

2. Дайте определение понятию международное разделение труда .
Ответ: Специализация отдельных стран на определенных видах производственной
деятельности: товарах, услугах, результатах научно- технического процесса, которые реализуются на мировом рынке - это:


3.Перечислите характерные черты современной мировой экономики:
либерализация торговли; унификация правил хозяйственной жизни; глобализация экономики; интернационализация связей между странами.

4. Перечислите субъекты мировой экономики
диаспора; государства; международные экономические организации; объединения государств; ТНК: медиа

5. Какова приоритетная сфера деятельности ООН
Ответ: Сохранение и поддержание мира во всем мире.


6. К международным экономическим организациям относятся:
Ответ: ВТО; МВФ; Всемирный Банк; ООН

7. Запрещение ввоза в какую либо страну или вывоза из какой либо страны тех или иных товаров—это:
Ответ: эмбарго;

8. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительное время- это:
Ответ:
миграция населения;


9. Ресурсы мирового хозяйства не включают в себя:
Ответ:
трудовые ресурсы; климатические условия; отраслевая структура экономики; капитальные ресурсы;

10.Охаракеризуйте современный этап развития мировой экономики.
Ответ: Разбалансировка связей между государствами; торговые войны; объединение сил для решения глобальных проблем.

11. Способность страны (группы стран) обеспечить своевременное погашение своих международных обязательств, приемлемыми для кредитора платежными средствами – это:
Ответ:
платежеспособность страны;

12. Дайте определение понятию международная валютная ликвидность
Ответ:
Отношение официальных золотовалютных резервов к сумме годового товарного импорта

13.Каким образом цена экспорта и импорта изменится после девальвации национальной валюты
Ответ:
на импорт повысится, а на экспорт понизится;

14 Кто разработал теорию абсолютного преимущества ?
Ответ
А. Смит;

15. Какие факторы определяют неравномерность развития стран в мировой экономик?
Ответ: НТП; капитал;

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет.
2. Процедура проведения:
• по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за семестр (автомат);
• КИМ теоретико-практического формата по темам учебной дисциплины.
Экзаменационный материал представляет собой Контрольно-измерительный материал (далее – КИМ), состоящий из 30 тестовых заданий по всем указанным разделам. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Продолжительность зачета: 40 минут.
Приложения
Приложение 1.   ФОС МЭМЭО 2018 ПИЭ в Э.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. П. Колесов [и др.] Мировая экономика. Экономика стран и регионов : : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт,, 2018 www.biblio-online.ru/book/BF5C4399-91D5-426B-8D91-ED2E386D30C6.
Л1.2 Хасбулатов Р. И. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зубенко В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1E614BBD-3FF7-4302-B8F8-7D4BD36AF782.
Л2.2 Л. И. Заволокина, Н. А. Диесперова. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. : Учебник и практикум М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каплинская И.Е. Международная экономческая интеграция: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.2 Каплинская И.Е. Международная экономика. практикум: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Э3 Европейский союз – http: //europa.eu.int
Э4 Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э6 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Э7 Курс в Moodle «Мировая экономика и международные экономические отношения» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Европейский союз – http: //europa.eu.int
Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Курс в системе Moodle "Мировая экономика и МЭО" : https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3207

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.

Методические рекомендации по подготовке рефератов

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.
Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются.