МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-планирование в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильСовременная система государственного и муниципального управления
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планv38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ССГиМУ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 16 16 16 16
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 109 109 109 109
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н. , Доцент, Лепешкина С.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-планирование в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1016)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами бизнес-планирования, а также обучить технологии и практическим методам составления бизнес-планов:
Задачи дисциплины:
• показать значимость бизнес-планирования в предпринимательской деятельности;
• ознакомить с терминологией инвестиционного проектирования;
• обучить технологии разработки бизнес-плана;
• обучить методам оценки эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания путем самостоятельной разработки бизнес-плана;
• привить навыки презентации результатов разработанного бизнес-плана

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4способен разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
ПК-4.1 Знает современные методы управления проектом
ПК-4.2 Умеет разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития),оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
ПК-4.3 Владеет навыками использования современных методов управления проектом, направленных на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами
ПК-4.4 Умеет участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные методы управления проектом
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования современных методов управления проектом, направленных на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структура бизнес-плана. Содержание основных разделов. Программные средства для разработки бизнес-плана. Экспертиза бизнес-планов.
1.1. Планирование как инструмент управления бизнесом. Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.2. Планирование как инструмент управления бизнесом. Практические 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.3. Планирование как инструмент управления бизнесом. Сам. работа 8 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.4. Бизнес-планирование: сущность, роль в системе управления организацией Лекции 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.5. Бизнес-планирование: сущность, роль в системе управления организацией Практические 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.6. Бизнес-планирование: сущность, роль в системе управления организацией Сам. работа 8 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.7. Структура бизнес-плана. Основы формирования основных разделов бизнес-плана Лекции 8 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.8. Структура бизнес-плана. Основы формирования основных разделов бизнес-плана Лабораторные 8 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.9. Структура бизнес-плана. Основы формирования основных разделов бизнес-плана Сам. работа 8 29 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.10. Программные средства для разработки бизнес-плана Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.11. Программные средства для разработки бизнес-плана Лабораторные 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.12. Программные средства для разработки бизнес-плана Сам. работа 8 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.13. Экспертиза бизнес-плана. Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.14. Экспертиза бизнес-плана. Лабораторные 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.15. Экспертиза бизнес-плана. Практические 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.16. Форма представления бизнес-плана. Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.17. Форма представления бизнес-плана. Практические 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.18. Форма представления бизнес-плана. Сам. работа 8 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7969
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция
ПК-4: способен разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
1. Одним из показателей эффективности является ________________– это степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах, изменение показателя находит отражение в бизнес-плане организации (уровень жизни)
2. _____________ – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений (проект)
3. Целевой показатель проекта (программы) - непосредственный ________________ выполнения проекта (программы), выраженный в количественно измеримых показателях (результат)
4. Меры______________________– меры, осуществляемые в пределах своей компетенции ответственным исполнителем и (или) соисполнителем и (или) исполнителем государственной программы, основанные на административно-правовых способах воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и направленные на обеспечение достижения целей государственной программы (налоговые, имущественные, тарифные, кредитные, долговые и иные меры государственного регулирования). (государственного регулирования)
5. Оценка эффективности реализации государственных программ основывается на сопоставлении достигнутых результатов реализации государственных программ с____________, направленными на ее реализацию (расходами)
6. ________________ раздел бизнес-плана содержит модель движения денежных потоков и в первую очередь анализируется потенциальными инвесторами на предмет эффективности вложений (Финансовый).
7. Потенциальные инвесторы, изучая финансово-экономическое обоснование проекта, обращают внимание на то, что ____________ проекта должен по продолжительности быть не выше их ожиданий (срок окупаемости)
8. ________________ партнер - российское юридическое лицо, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключено соглашение (частный)
9. _________________− это комплекс научно обоснованных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы, который лежит в основе планирования деятельности организации. (Прогноз)
10. ________________________эффективность инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств бюджетов в инвестиционный проект и всей совокупности доходов бюджета, а также возникающих благодаря реализации инвестиционного проекта экономий в расходах бюджета. (бюджетная)
12. В любом финансово-экономическом обосновании проекта должна содержаться ____________ записка к расчётам (расшифровка затрат, коэффициенты-дефляторы, и т.д.) (пояснительная)
13. Определение характеристик взаимодействия организации с инфраструктурой бизнеса, в том числе и финансовыми институтами (для достижения поставленных в бизнес-плане целей), отражается во ____________ экономической политике предпринимательской структуры (внешней)
14. Показатели _____________________________ учитывают социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и "внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты (общественной эффективности)
15. Если общественная эффективность проекта оказывается достаточной, то следующим шагом оценивается их _______________________эффективность (коммерческая )

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
2. не предусмотрено
3.
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену
1. Планирование как функция управления.
2. Стратегическое и оперативное планирование.
3. Структурные элементы логики стратегического планирования.
4. Этапы процесса планирования.
5. Сетевые и интерактивные методы планирования.
6. Взаимосвязь методов планирования с методами прогнозирования.
7. Применение экономико-математических методов и моделей в планировании на предприятиях
8. Бизнес-план как инструмент организации работы предпринимательской структуры.
9. Цели и задачи бизнес-плана. Функции и принципы бизнес-планирования.
10. Требования при подготовке бизнес-плана.
11. Виды бизнес-планов (по форме, по содержанию).
12. Риски в системе бизнес-планирования.
13. Типовые операции и процедуры планово-управленческих работ.
14. Бизнес-процессы в системе формирования бизнес плана
15. Методики составления бизнес-плана (UNIDO, «ЕБРР» (методика Европейского банка реконструкции и развития), «TACIS» (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States - техническая помощь Содружеству Независимых Государств) и т.д. Последовательность составления бизнес-плана.
16. Раздел бизнес плана «Общая характеристика бизнеса»: структура, общая характеристика
17. Анализ экономического потенциала бизнеса Внешние и внутренние условия функционирования бизнеса. Анализ рисков.
18. План маркетинга. Характеристика потребителей. Цель и задачи маркетинговой стратегии.
19. Бюджет маркетинга.
20. Производственный план. Описание производственного процесса, его организации.
21. Расчет производственной программы предприятия. Производственный цикл. Ресурсное обеспечение производственного процесса.
22. Организационный план. Организационно-правовая форма бизнеса. Налоговый режим. Организационная структура бизнеса.
23. Расчет потребности в ресурсах (трудовых, основной и оборотный капитал)
24. Финансовая часть бизнес-плана. Прогноз движения наличности денежных средств.
25. Баланс предприятия. План прибылей и убытков.
26. Источники финансовых ресурсов
27. Информационные средства и программные продукты в процессе планирования деятельности. Использование программных продуктов MsProject, Project Expert, Альт-Инвест и др.
28. Цели проведения экспертизы. технический анализ возможности реализации бизнес-плана (анализ технологических процессов, доступности ресурсов, эффективности проекта, участников.
29. Этапы проведения экспертизы. Содержание экспертного заключения
30. Суть презентации бизнес-плана и ее целевая аудитория.
31. Структура презентации бизнес-плана.
32. Оформление презентации бизнес-плана. Power Point как форма представления бизнес-плана.


Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.



Приложения
Приложение 1.   ФОС БП ЭиУО.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров М. : Дашков и К, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев, Ю.Т. Ахвледиани, Н.В.Артемьев Бизнес-планирование: М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л2.2 Е. В. Купцова, А. А. Степанов. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие М. : Дашков и К, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/536212
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в ЭИОС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в фонде оценочных средств, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
Основной целью лекционных занятий является формирование у студентов системы компетенций по основным теоретическим аспектам бизнес-планирования.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на тестовые задания;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в виде экзамена. Студент допускается к экзамену при условии выполнения заданий текущего контроля.