МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Римское частное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильУголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01_Юриспруденция_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Пронина Н.А.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Римское частное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 27.06.2022 г. № 22
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 27.06.2022 г. № 22
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В настоящее время интерес к дисциплине «Римское частное право» возрос. Поскольку обращение к истокам всемирной правовой культуры – это веление времени.
Гражданское право России содержит немало фундаментальных понятий, разработанных римскими юристами и успешно применяемых ими для регулирования имущественных отношений, основанных на праве частной собственности. Становится очевидным, что подготовка специалистов в области юриспруденции невозможна без глубокого изучения и освоения основ римского права. Именно с изучения этого курса магистрант-юрист постигает азы современной цивилистики и входит в мир правовой науки в целом.
Римское частное право, как учебная дисциплина, представляет собой понятийно-гносеологическую основу современной цивилистики.
При изучении данной дисциплины упор, главным образом, делается не на усвоение конкретных правил и норм римской казуистики (хотя в определенных пределах и они должны быть известны магистрантам), а на изучение общих юридических категорий и понятий. При этом магистранты должны изучить метод юридического рассуждения, основанный римскими юристами. Кроме того, магистрант должен получить навыки разрешения конкретных юридических казусов и задач, предложенных к планам семинарских занятий. Содержание этих заданий и казусов заимствовано из Дигест Юстиниана, Институций Гая, из сочинений романистов, в частности, З.М. Черниловского.
Основной целью курса является профессиональная подготовка специалистов гражданско-правовой специализации, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений римского права, отраженных в частном праве других правовых систем. Именно с изучения данной дисциплины магистрант входит в мир современной цивилистики.
Задачами курса «Римское частное право» являются: освоение понятийного аппарата римского частного права как необходимой основы для дальнейшего изучения курсов цивилистической направленности, воспитание у магистрантов правовой культуры, формирование навыков сравнительного правоведения на примерах анализа отдельных институтов римского частного права и современного гражданского законодательства, формирование навыков правового мышления, воспитание у них правовой культуры и повышение профессионализма. Одна из задач курса состоит в том, чтобы выработать у изучающего римское право юридическое мировоззрение, т.е. способность видеть тот или иной факт (явление) через призму права, в его юридической квалификации, включая вопрос о соответствии или противоречии закону, его цели и даже духу права. При изучении курса магистрант должен освоить знания, которые являются теоретической базой, для дальнейшего изучения юриспруденции, в частности:
1. Освоить понятийный аппарат римского права.
2. Понять основы римской казуистики, в целях правильного понимания сущности различных спорных ситуаций в сфере имущественного оборота и приобрести навыки их разрешения.
3. На примерах рецепции римского частного права приобрести навыки сравнительного правоведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-1 Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности.
ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой,правоприменительной и правоохранительной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы римского права
1.1. Общая характеристика римского частного права. Роль римского права в истории права. Рецепция римского права Лекции 2 1 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Общая характеристика римского частного права. Роль римского права в истории права Практические 2 2 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Общая характеристика римского частного права. Роль римского права в истории права Сам. работа 2 2 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Источники римского права(обычное право и закон; деятельность юристов) Практические 2 2 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Источники римского права(обычное право и закон; деятельность юристов) Сам. работа 2 2 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Иски. Виды судебных производств по частным спорам Практические 2 2 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Иски. Виды судебных производств по частным спорам Сам. работа 2 2 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Субъекты римского права (правовое положение римских граждан и других субъектов римского права) Лекции 2 1 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Субъекты римского права(правовое положение римских граждан и других субъектов римского права) Практические 2 4 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. Субъекты римского права(правовое положение римских граждан и других субъектов римского права) Сам. работа 2 4 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Семейное право Древнего Рима. Римская семья Практические 2 2 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.12. Семейное право Древнего Рима. Римская семья Сам. работа 2 4 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Вещные права
2.1. Вещные права. Содержание права частной собственности Лекции 2 2 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие и содержание права частной собственности Практические 2 1 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Вещные права. Содержание права частной собственности Сам. работа 2 4 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Права на чужие вещи (сервитуты, эмфитевзис, суперфиций) Практические 2 1 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Права на чужие вещи (сервитуты, эмфитевзис, суперфиций) Сам. работа 2 4 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Обязательственное право
3.1. Обязательственное права. Исполнение обязательств и ответственность за неисполнение Практические 2 1 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Обязательственное права. Исполнение обязательств и ответственность за неисполнение Лекции 2 2 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Обязательственное право. Исполнение обязательств и ответственность за неисполнение Сам. работа 2 10 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Договоры Практические 2 1 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Договоры Сам. работа 2 10 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Отдельные виды договоров Сам. работа 2 10 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.7. Обязательства как бы из договоров (квазидоговоры) Сам. работа 2 10 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.8. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов Практические 2 1 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.9. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов Сам. работа 2 10 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Наследственное право Древнего Рима
4.1. Наследственное право Древнего Рима. Право наследования. Наследование по завещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы. Практические 2 1 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Наследственное право Древнего Рима. Право наследования. Наследование по завещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы. Лекции 2 2 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Наследственное право Древнего Рима. Право наследования. Наследование по завещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы. Сам. работа 2 10 УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры типовых контрольных вопросов и заданий для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации содержатся в Фонде оценочных средств, приведенном в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примеры тем письменных работ (эссе, мини-исследований)для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации содержатся в Фонде оценочных средств, приведенном в приложении к рабочей программе дисциплины.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новицкий И.Б. РИМСКОЕ ПРАВО. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кайнов В.И. РИМСКОЕ ПРАВО 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»,
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань",
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
Э4 курс в Moodle "Римское частное право" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.