Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Профиль | Дизайн и современное искусство |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | v50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | 3 (5) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 16,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 14 | 14 | 36 | 36 |
Практические | 22 | 22 | 14 | 14 | 36 | 36 |
Сам. работа | 136 | 136 | 197 | 197 | 333 | 333 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 252 | 252 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент И.В. черняева
1.1. | Цель дисциплины - формирование устойчивых представлений о характерных чертах и особенностях искусства Древней Греции и Рима. Задачи дисциплины: -рассмотреть этапы развития искусства Эгейского мира, Древней Греции и Рима; -выявить характиерные черты и особенности каждого периода Античного искусства; -познакомить студентов с ключевыми памятниками античного искусства; -раскрыть взаимосвязь искусства Античности с культурно-историческими процессами в странах Западной Европы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии |
ОПК-2.1 | Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
ОПК-2.2 | Умеет: осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-2.3 | Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
ОПК-4 | Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры |
ОПК-4.1 | Знает: теорию и методологию истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры |
ОПК-4.2 | Умеет: применять навыки и методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры |
ОПК-4.3 | Владеет: способностью к реализации знаний истории искусства а также мировой художественной культуры в учебной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Об основных этапах развития искусства Древней Греции и Рима, характерных чертах и особеннностях искусства этого периода,важнейших художественных памятниках и мастерах античного искусства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: -периодизацию и хронологию искусства Древней Греции и Рима, характерные черты каждого из периодов; -особенности античного искусства, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров; -обладать знаниями о формах и типе европейской художественной культуры Античности. Уметь: -выявлять закономерности развития искусства Древней греции и Рима, -проводить сравнение особенностей искусства разных стран и регионов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -стилистического и иконографического анализа произведений античного искусства, -историографического и библиографического анализа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Эгейское искусство (3000–1200 гг. до н.э.). | ||||||
1.1. | Общая характеристика античного искусства. | Лекции | 4 | 8 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Общая характеристика античного искусства.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Архитектура и искусство Крита. | Практические | 4 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Архитектура и искусство Крита. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Центры эгейской культуры на материке. | Практические | 4 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Центры эгейской культуры на материке. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Микенская керамика. Падение культурных центров эгейского мира (XII–XI вв. до н.э.). | Практические | 4 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.8. | Микенская керамика. Падение культурных центров эгейского мира (XII–XI вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Искусство Древней Греции. | ||||||
2.1. | Периодизация. Гомеровский период (XII–VIII вв. до н.э.). | Лекции | 4 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Периодизация. Гомеровский период (XII–VIII вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Практические | 4 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л3.1 |
2.3. | Архаическое искусство (VII–V вв. до н.э.). | Сам. работа | 4 | 33 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Архаическое искусство (VII–V вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Лекции | 4 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.). | Лекции | 4 | 6 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 4 | 43 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л3.1 |
2.7. | Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). | Практические | 4 | 12 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.8. | Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 4 | 40 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 3. Искусство Древнего Рима. | ||||||
3.1. | Искусство Этрурии. | Лекции | 5 | 10 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1 |
3.2. | Искусство Этрурии. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Практические | 5 | 14 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1 |
3.3. | Искусство Римской республики (III–I вв. до н.э.). | Сам. работа | 5 | 96 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1 |
3.4. | Искусство Римской республики (III–I вв. до н.э.).(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала | Сам. работа | 5 | 60 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1 |
3.5. | Искусство Римской империи (I–II вв. н.э.). | Лекции | 5 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1 |
3.6. | Искусство Римской империи (I–II вв. н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 5 | 41 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии; ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»? А) Модерн Б) Классика. В) Возрождение Г) Античность Ответ: В 2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства: А) архитектура Б) икона В) палех Ответ: Б 3.Укажите истоки древнерусской иконописи: А) Сирия Б) Византия В) Болгария Г) Древний Рим Ответ: Б 4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя: А) Пантеон Б) Парфенон В) храм Артемиды Ответ: Б 5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг? А) архаика Б) готика В) ренессанс Г) ампир Ответ: Б 6. В каком веке Русь приняла христианство? А)VI в. Б) X в. В) XI в. Г) XII в. Ответ: Б 7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения. А) пирамиды Б) дольмены В) зиккураты Г) мастабы Ответ: Б 8.Кто автор иконы «Троица»? А) Дионисий Б) Симон Ушаков В) Андрей Рублёв Г) Феофан Грек Ответ: В 9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато: А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением Ответ: Б 10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже: А) «Тайная вечеря» Б) «Мадонна Литта» В) «Страшный суд» Ответ: Б 11. Укажите мастеров исторического жанра живописи: А) В. Тропинин Б) В.Суриков В) А. Куинджи Г) П.Федоров Ответ: Б 12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России: А) О. Кипренский Б) А.Саврасов В) А. Бенуа Ответ: Б 13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве? А) Петру I Б) А.С. Пушкину В) Минину и Пожарскому Г) Г.К. Жукову Ответ :В 14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression? А) восторг Б) впечатление В) восхищение Ответ: Б 15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»? А) натюрморт Б) пейзаж В) дизайн Ответ: А 16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году. А) И. Мартос Б) В. Татлин В) В. Мухина Г) Е. Вучетич Ответ: В ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1.Что такое живопись? Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. 2. Что такое фреска? Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке. 3. Что такое архитектура? Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы. 4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции? Ответ: Собор Парижской Богоматери 5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве? Ответ: романтизм. 6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников? Ответ: Русский музей. 7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»? Ответ: Пабло Пикассо 8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму. Ответ: классицизм. 9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи …… Ответ: Возрождения. 10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это? Ответ: Мольберт. 11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-… Ответ: колорит. 12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется …. Ответ: Сюрреализм. 13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление Ответ: импрессионизм. 14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра. Ответ: графики. 15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"? Ответ: медведица с тремя медвежатами 16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога? Ответ: желтый. 17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик» Ответ: Московский. 18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"? Ответ: 13 19. Живопись на открытом воздухе это – Ответ: пленэр 20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это Ответ: мемориальный ансамбль КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9720 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ Уровень Знать / Уметь / Владеть ОПК-3: Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Скульптура, не связанная с архитектурой, самостоятельная – это... 1. монументальная, 2. станковая. 3. садово-парковая. Правильный ответ: 2 2. Форма, выходящая из плоскости на две трети объема, называется… 1. круглая скульптура, 2. горельеф, 3. рельеф. Правильный ответ: 2 3. Мелкая пластика из обожжённой глины – это… 1. керамика. 2. глиптика. 3. терракота. Правильный ответ: 3 4. Какое произведение принадлежит к скульптуре малых форм? 1. памятник. 2. обелиск. 3. медаль. Правильный ответ: 3 5. Для работы с каким материалом не требуется вода? 1. пластилин. 2. глина. 3. гипс. Правильный ответ: 1 6. Что такое шамот? 1. мелкозернистая железистая глина. 2. огнеупорная крупнозернистая глина. 3. белая глина. Правильный ответ: 2 7. Какой из перечисленных материалов годится для лепки? 1. мрамор. 2. дерево. 3. глина. Правильный ответ: 3 8. Какой из перечисленных материалов не используется для отливки? 1. пластилин 2. бронза. 3.гипс. Правильный ответ: 1 9. В скульптуре камень ценится за... 1.прочность. 2. легкоплавкость. 3.пластичность. Правильный ответ: 1 10. Какой скульптурный материал считается национальным в России? 1.мрамор. 2. дерево. 3. кость. Правильный ответ: 2 11. Какие материалы сочетает известная еще в Древней Греции хрисоэлефантинная техника? 1. дерево, слоновью кость и золото. 2. кость бивня слона и панцирь черепахи. Правильный ответ: 1 12. Как называется специальный инструмент для скульптурного моделирования? 1. мастихин. 2. стека. 3. шпатель. Правильный ответ: 2 13. Какое приспособление используют для изготовления круглой скульптуры? 1. штатив. 2. мольберт. 3. станок. Правильный ответ: 3 14. Каким понятием можно заменить слово «пластика»? 1. ваяние. 2. конструирование. 3. построение. Правильный ответ: 1 15. В скульптуре изучение анатомического объекта (скелета, черепа) осуществляется с помощью… 1. эскизирования по представлению. 2. конструирования каркаса. 3. проектирования и графического отображения образов памяти. Правильный ответ: 2 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Какое из свойств характеризует плоскую форму? Правильный ответ: двухмерность. 2. Взаимосвязь отдельных форм, их сочетание в единое целое в скульптуре представляет собой: Правильный ответ: конструкцию. 3. Какой принцип соблюдается в процессе художественной лепки? Правильный ответ: от общего к частному. 4. Как называется процесс моделирования формы из пластических материалов? Правильный ответ: лепка. 5. Какому виду скульптуры в большей мере присущ интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность? Правильный ответ: станковая скульптура. 6. Кто автор памятника К. Минину и Д. Пожарскому в Москве? Правильный ответ: И.П. Мартос. 7. К какому типу будет относиться скульптура, если это произведение осматривается со всех сторон и не соприкасающиеся с плоскостью? Правильный ответ: круглая. 8. Кто автор скульптуры «Екатерина II – законодательница»? Правильный ответ: Ф.И. Шуьбин. 9. Какой прием не относится к отделке поверхности скульптуры? Правильный ответ:обрубовка. 10. Декоративный эффект растрескивания верхнего слоя на поверхности скульптуры называется… Правильный ответ: кракелюр. 11. Величавость форм и долговечность материала присущи… Правильный ответ: монументу. 12. Чем работает скульптор? Правильный ответ: стеки, стамески, молоток 13. Наиболее типичные материалы для скульптуры? Правильный ответ: глина, камень, дерево, мрамор. 14. К какому виду искусств относится скульптура? Правильный ответ: пространственные (пластические) виды искусства. 15. Более камерный характер носит… Правильный ответ: станковая скульптура. 16. Изображение в скульптуре человека по плечи или по грудь – Правильный ответ: бюст. 17. Назовите самый распространенный объект изображения в скульптуре… Правильный ответ: человек. 18. Что не относится к разновидностям круглой скульптуры? Правильный ответ: рельеф. 19. Какую технику применяют при изготовлении крупногабаритных лепных изделий из гипса? Правильный ответ: формование. 20. Какой прием лепки наиболее распространен при работе с глиной? Правильный ответ: скатывание. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9720 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ Уровень Знать / Уметь / Владеть ПК-1: Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется скульптура, расположенная на зданиях, мостах и фонтанах? 1.станковая. 2. декоративная. 3. мелкая пластика. Правильный ответ: 2 2. Как называется скульптура, входящая в архитектурный ансамбль? 1. модельная. 2.монументальная. 3. станковая. Правильный ответ: 2 3. В каком из видов скульптуры решается преимущественно художественно-образные задачи? 1. садово-парковая. 2. монументальная. 3. станковая. Правильный ответ: 3 4. Какой вид скульптуры представляет собой изображение на плоскости? 1. рельеф. 2. торс. 3. статуя. Правильный ответ: 1 5. Автором самой знаменитой скульптуры – символом советского общества – «Рабочий и колхозница» является... 1. В.И. Мухина. 2. М.К. Аникушин. 3. М.Г. Манизер. Правильный ответ: 1 6. Какой образ был наиболее распространен в скульптуре России 20-30-х годов прошлого века? 1. строителя социализма. 2. дворянина. Правильный ответ: 1 7. Какая эпоха «очеловечивает» архитектуру, наполняя здания статуями апостолов, святых, пророков, реальных лиц и фантастических существ? 1. готика. 2. модерн. 3. ампир. Правильный ответ: 1 8. Скульптурный портрет получил максимальное развитие в... 1. Древней Греции. 2.Древнем Риме. 3.Древнем Египте Правильный ответ: 2 9. Назовите выдающегося мастера скульптуры эпохи Возрождения? 1. Лисипп. 2. Фидий. 3.Микеланджело. Правильный ответ: 3 10. Назовите главное выразительное качество древнегреческой скульптуры? 1. драматизм скульптурных композиций. 2. пластическая красота человеческого тела. 3. Внешняя эффектность форм. Правильный ответ: 2 11. Пластической материализацией мифологии является скульптура… 1. Ассирии. 2. Шумера. 3.Древней Греции. Правильный ответ: 3 12. Чем отличалась скульптура Древнего Египта? 1. реалистичностью образов. 2. системой условного изображения человеческой фигуры. Правильный ответ: 2 13. В первобытно-общинном строе скульптура нередко использовалась в качестве... 1.амулетов. 2.монет. Правильный ответ: 1 14. Как переводится слово «пластика» с греческого языка? 1. вырезать. 2. строить. 3. лепить. Правильный ответ: 3 15. Как иначе называют искусство скульптуры? 1. макетирование. 2.ваяние. 3. формообразование. Правильный ответ: 2 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Из какого материала сделана знаменитая скульптура Донателло «Давид»? Правильный ответ: бронза. 2. В каком городе установлена статуя богини Либертас, разработанная Фредериком Огюстом Бартольди? Правильный ответ: В Нью-Йорке. 3. В каком музее выставлена знаменитая скульптура Огюста Родена «Мыслитель»? Правильный ответ:В Музее Родена. 4. Кто является автором удивительной скульптуры «Уникальные формы непрерывности в пространстве»? Правильный ответ: Умберто Боччони. 5. В какую эпоху жил и творил итальянский скульптор БенвенутоЧеллини? Правильный ответ:Возрожденмя. 6. Среди работ Жана-Батиста Пигаля есть статуи французского монарха. Кого из королей Франции увековечил скульптор? Правильный ответ: Людовика XV. 7. Кто автор известных скульптур «Амур и Психея», «Дедал и Икар», «Персей с головой Медузы»? Правильный ответ: Антонио Канова. 8. Какая страна является родиной скульптора БертеляТорвальдсена? Правильный ответ: Дания. 9. Как называется скульптурная группа на фасаде Парижской оперы, которая является одним из самых известных произведений Жана-Батиста Карпо? Правильный ответ: Танец. 10. Какой материал использовал Эдгар Дега для создания своих скульптур? Правильный ответ: воск. 11. Константин Бранкузи считается одним из основателей скульптурного стиля... Правильный ответ: абстракционизм. 12. В каком городе получил образование немецкий скульптор и художник Вильгельм Лембрук? Правильный ответ: вДюссельдорфе. 13. Кто из этих скульпторов считается важнейшим представителем кубизма в скульптуре? Правильный ответ:Александр Архипенко. 14. Кого в своих работах изображала Анна Вон Хайат-Хантингтон? Правильный ответ: животных. 15. Какой художественный прием разработал Леонардо да Винчи? Правильный ответ: сфумато 16. Как называется скульптурное направление, в котором работал ЭдуардоЛуиджиПаолоцци? Правильный ответ:Геометрия страха. 17. Одна из самых известных скульптур СезараБальдаччини изображает часть человеческого тела. Какую? Правильный ответ:палец. 18. Как называется скульптура Луизы Буржуа, изображающая гигантского паука? Правильный ответ:Мама. 19. Из какого материала изготовлена самая грандиозная скульптура Степан Эрьзя под названием «Моисей»? Правильный ответ:из дерева. 20. Самая известная скульптура Альберто Джакометти, проданная на аукционе Sothebys за 65 млн. фунтов стерлингов, называется... Правильный ответ:Шагающий человек. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сокольникова Н.М. | История изобразительного искусства: учеб.для высш. проф. образования: в 2 т. | Академия, 2011 | |
Л1.2 | Ильина Т.В. | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник | М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дмитриева Н.А. | Краткая история искусств : справочное издание | АСТ-ПРЕСС ; Галарт, 2000 | |
Л2.2 | Савельев А. Е. | Культура Древней Греции : учеб. пособие для гуманит. фак. вузов, для широкого круга читателей | , 2008 | |
Л2.3 | Акимова Л. И. | Искусство Древней Греции [Текст] : классика: | СПб. : Азбука-классика, 2007 | |
Л2.4 | Любимов Л. Д. | Искусство Древнего мира : | М. : АСТ ; М. : Астрель, 2005 | |
Л2.5 | Вейс Г. | История культуры народов мира. Возвышение и упадок империи. Древний Рим: | М.:Эксмо, 2005 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | [ Сост. Т.М.Степанская] | История античного искусства: Метод. материалы для студентов ст.фак./АГУ. Ист. фак. | Барнаул: Изд-во АГУ, 2000 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html | |||
Э3 | 3. ГАЛЕРЕЯ (6218 илл.: 4891 в искусстве и 1327 в монетах). - Режим доступа: http://ancientrome.ru/art/index.htm | |||
Э4 | 4. Энциклопедия искусства: Античное искусство. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/87.htm | |||
Э5 | 5. Античное искусство. - Режим доступа: http://la-fa.ru/history/antichnost.php | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows Power Point Microsoft Office Windows Media CenterMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитории для проведения практических и лекционных занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, наглядные пособия |