МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История античного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планv50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 333
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 19 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 14 14 36 36
Практические 22 22 14 14 36 36
Сам. работа 136 136 197 197 333 333
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 180 180 252 252 432 432

Программу составил(и):
ст.преп., Айхлер Н.А.

Рецензент(ы):
к.иск, доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История античного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доцент И.В. черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент И.В. черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - формирование устойчивых представлений о характерных чертах и особенностях искусства Древней Греции и Рима.
Задачи дисциплины:
-рассмотреть этапы развития искусства Эгейского мира, Древней Греции и Рима;
-выявить характиерные черты и особенности каждого периода Античного искусства;
-познакомить студентов с ключевыми памятниками античного искусства;
-раскрыть взаимосвязь искусства Античности с культурно-историческими процессами в странах Западной Европы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии
ОПК-2.1 Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ОПК-2.2 Умеет: осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2.3 Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ОПК-4Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.1 Знает: теорию и методологию истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.2 Умеет: применять навыки и методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.3 Владеет: способностью к реализации знаний истории искусства а также мировой художественной культуры в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об основных этапах развития искусства Древней Греции и Рима, характерных чертах и особеннностях искусства этого периода,важнейших художественных памятниках и мастерах античного искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
-периодизацию и хронологию искусства Древней Греции и Рима, характерные черты каждого из периодов;
-особенности античного искусства, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;
-обладать знаниями о формах и типе европейской художественной культуры Античности.
Уметь:
-выявлять закономерности развития искусства Древней греции и Рима,
-проводить сравнение особенностей искусства разных стран и регионов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-стилистического и иконографического анализа произведений античного искусства,
-историографического и библиографического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эгейское искусство (3000–1200 гг. до н.э.).
1.1. Общая характеристика античного искусства. Лекции 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Общая характеристика античного искусства.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Архитектура и искусство Крита. Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Архитектура и искусство Крита. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Центры эгейской культуры на материке. Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Центры эгейской культуры на материке. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Микенская керамика. Падение культурных центров эгейского мира (XII–XI вв. до н.э.). Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Микенская керамика. Падение культурных центров эгейского мира (XII–XI вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Искусство Древней Греции.
2.1. Периодизация. Гомеровский период (XII–VIII вв. до н.э.). Лекции 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Периодизация. Гомеровский период (XII–VIII вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л3.1
2.3. Архаическое искусство (VII–V вв. до н.э.). Сам. работа 4 33 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Архаическое искусство (VII–V вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Лекции 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.). Лекции 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л3.1
2.6. Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 43 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л3.1
2.7. Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). Практические 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.8. Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 40 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Искусство Древнего Рима.
3.1. Искусство Этрурии. Лекции 5 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.2. Искусство Этрурии. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Практические 5 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.3. Искусство Римской республики (III–I вв. до н.э.). Сам. работа 5 96 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.4. Искусство Римской республики (III–I вв. до н.э.).(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала Сам. работа 5 60 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.5. Искусство Римской империи (I–II вв. н.э.). Лекции 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1
3.6. Искусство Римской империи (I–II вв. н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 5 41 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии;
ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9720

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть

ОПК-3: Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Скульптура, не связанная с архитектурой, самостоятельная – это...
1. монументальная,
2. станковая.
3. садово-парковая.

Правильный ответ: 2

2. Форма, выходящая из плоскости на две трети объема, называется…

1. круглая скульптура,

2. горельеф,

3. рельеф.

Правильный ответ: 2

3. Мелкая пластика из обожжённой глины – это…
1. керамика.
2. глиптика.
3. терракота.

Правильный ответ: 3

4. Какое произведение принадлежит к скульптуре малых форм?
1. памятник.
2. обелиск.
3. медаль.

Правильный ответ: 3

5. Для работы с каким материалом не требуется вода?
1. пластилин.
2. глина.
3. гипс.

Правильный ответ: 1

6. Что такое шамот?
1. мелкозернистая железистая глина.
2. огнеупорная крупнозернистая глина.
3. белая глина.

Правильный ответ: 2

7. Какой из перечисленных материалов годится для лепки?
1. мрамор.
2. дерево.
3. глина.

Правильный ответ: 3

8. Какой из перечисленных материалов не используется для отливки?
1. пластилин
2. бронза.
3.гипс.

Правильный ответ: 1

9. В скульптуре камень ценится за...

1.прочность.
2. легкоплавкость.
3.пластичность.

Правильный ответ: 1

10. Какой скульптурный материал считается национальным в России?
1.мрамор.
2. дерево.
3. кость.

Правильный ответ: 2

11. Какие материалы сочетает известная еще в Древней Греции хрисоэлефантинная техника?
1. дерево, слоновью кость и золото.
2. кость бивня слона и панцирь черепахи.

Правильный ответ: 1

12. Как называется специальный инструмент для скульптурного моделирования?
1. мастихин.
2. стека.
3. шпатель.

Правильный ответ: 2

13. Какое приспособление используют для изготовления круглой скульптуры?
1. штатив.
2. мольберт.
3. станок.

Правильный ответ: 3

14. Каким понятием можно заменить слово «пластика»?
1. ваяние.
2. конструирование.
3. построение.

Правильный ответ: 1

15. В скульптуре изучение анатомического объекта (скелета, черепа) осуществляется с помощью…

1. эскизирования по представлению.
2. конструирования каркаса.
3. проектирования и графического отображения образов памяти.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какое из свойств характеризует плоскую форму?

Правильный ответ: двухмерность.

2. Взаимосвязь отдельных форм, их сочетание в единое целое в скульптуре представляет собой:

Правильный ответ: конструкцию.

3. Какой принцип соблюдается в процессе художественной лепки?

Правильный ответ: от общего к частному.
4. Как называется процесс моделирования формы из пластических материалов?

Правильный ответ: лепка.

5. Какому виду скульптуры в большей мере присущ интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность?
Правильный ответ: станковая скульптура.

6. Кто автор памятника К. Минину и Д. Пожарскому в Москве?
Правильный ответ: И.П. Мартос.

7. К какому типу будет относиться скульптура, если это произведение осматривается со всех сторон и не соприкасающиеся с плоскостью?

Правильный ответ: круглая.

8. Кто автор скульптуры «Екатерина II – законодательница»?

Правильный ответ: Ф.И. Шуьбин.

9. Какой прием не относится к отделке поверхности скульптуры?

Правильный ответ:обрубовка.

10. Декоративный эффект растрескивания верхнего слоя на поверхности скульптуры называется…

Правильный ответ: кракелюр.

11. Величавость форм и долговечность материала присущи…

Правильный ответ: монументу.

12. Чем работает скульптор?

Правильный ответ: стеки, стамески, молоток

13. Наиболее типичные материалы для скульптуры?

Правильный ответ: глина, камень, дерево, мрамор.

14. К какому виду искусств относится скульптура?
Правильный ответ: пространственные (пластические) виды искусства.

15. Более камерный характер носит…

Правильный ответ: станковая скульптура.

16. Изображение в скульптуре человека по плечи или по грудь –

Правильный ответ: бюст.

17. Назовите самый распространенный объект изображения в скульптуре…

Правильный ответ: человек.

18. Что не относится к разновидностям круглой скульптуры?

Правильный ответ: рельеф.

19. Какую технику применяют при изготовлении крупногабаритных лепных изделий из гипса?

Правильный ответ: формование.

20. Какой прием лепки наиболее распространен при работе с глиной?

Правильный ответ: скатывание.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9720

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть

ПК-1: Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется скульптура, расположенная на зданиях, мостах и фонтанах?
1.станковая.
2. декоративная.
3. мелкая пластика.

Правильный ответ: 2

2. Как называется скульптура, входящая в архитектурный ансамбль?
1. модельная.
2.монументальная.
3. станковая.

Правильный ответ: 2


3. В каком из видов скульптуры решается преимущественно художественно-образные задачи?
1. садово-парковая.
2. монументальная.
3. станковая.

Правильный ответ: 3


4. Какой вид скульптуры представляет собой изображение на плоскости?

1. рельеф.
2. торс.
3. статуя.
Правильный ответ: 1

5. Автором самой знаменитой скульптуры – символом советского общества – «Рабочий и колхозница» является...
1. В.И. Мухина.
2. М.К. Аникушин.
3. М.Г. Манизер.

Правильный ответ: 1


6. Какой образ был наиболее распространен в скульптуре России 20-30-х годов прошлого века?
1. строителя социализма.
2. дворянина.

Правильный ответ: 1

7. Какая эпоха «очеловечивает» архитектуру, наполняя здания статуями апостолов, святых, пророков, реальных лиц и фантастических существ?
1. готика.
2. модерн.
3. ампир.

Правильный ответ: 1

8. Скульптурный портрет получил максимальное развитие в...
1. Древней Греции.
2.Древнем Риме.
3.Древнем Египте

Правильный ответ: 2

9. Назовите выдающегося мастера скульптуры эпохи Возрождения?
1. Лисипп.
2. Фидий.
3.Микеланджело.

Правильный ответ: 3

10. Назовите главное выразительное качество древнегреческой скульптуры?
1. драматизм скульптурных композиций.
2. пластическая красота человеческого тела.
3. Внешняя эффектность форм.

Правильный ответ: 2

11. Пластической материализацией мифологии является скульптура…
1. Ассирии.
2. Шумера.
3.Древней Греции.

Правильный ответ: 3

12. Чем отличалась скульптура Древнего Египта?

1. реалистичностью образов.
2. системой условного изображения человеческой фигуры.

Правильный ответ: 2

13. В первобытно-общинном строе скульптура нередко использовалась в качестве...
1.амулетов.
2.монет.

Правильный ответ: 1

14. Как переводится слово «пластика» с греческого языка?
1. вырезать.
2. строить.
3. лепить.

Правильный ответ: 3

15. Как иначе называют искусство скульптуры?
1. макетирование.
2.ваяние.
3. формообразование.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Из какого материала сделана знаменитая скульптура Донателло «Давид»?
Правильный ответ: бронза.
2. В каком городе установлена статуя богини Либертас, разработанная Фредериком Огюстом Бартольди?
Правильный ответ: В Нью-Йорке.

3. В каком музее выставлена знаменитая скульптура Огюста Родена «Мыслитель»?

Правильный ответ:В Музее Родена.

4. Кто является автором удивительной скульптуры «Уникальные формы непрерывности в пространстве»?
Правильный ответ: Умберто Боччони.

5. В какую эпоху жил и творил итальянский скульптор БенвенутоЧеллини?
Правильный ответ:Возрожденмя.

6. Среди работ Жана-Батиста Пигаля есть статуи французского монарха. Кого из королей Франции увековечил скульптор?
Правильный ответ: Людовика XV.

7. Кто автор известных скульптур «Амур и Психея», «Дедал и Икар», «Персей с головой Медузы»?

Правильный ответ: Антонио Канова.

8. Какая страна является родиной скульптора БертеляТорвальдсена?

Правильный ответ: Дания.

9. Как называется скульптурная группа на фасаде Парижской оперы, которая является одним из самых известных произведений Жана-Батиста Карпо?

Правильный ответ: Танец.
10. Какой материал использовал Эдгар Дега для создания своих скульптур?

Правильный ответ: воск.

11. Константин Бранкузи считается одним из основателей скульптурного стиля...

Правильный ответ: абстракционизм.

12. В каком городе получил образование немецкий скульптор и художник Вильгельм Лембрук?

Правильный ответ: вДюссельдорфе.

13. Кто из этих скульпторов считается важнейшим представителем кубизма в скульптуре?

Правильный ответ:Александр Архипенко.

14. Кого в своих работах изображала Анна Вон Хайат-Хантингтон?

Правильный ответ: животных.

15. Какой художественный прием разработал Леонардо да Винчи?

Правильный ответ: сфумато

16. Как называется скульптурное направление, в котором работал ЭдуардоЛуиджиПаолоцци?

Правильный ответ:Геометрия страха.

17. Одна из самых известных скульптур СезараБальдаччини изображает часть человеческого тела. Какую?

Правильный ответ:палец.

18. Как называется скульптура Луизы Буржуа, изображающая гигантского паука?

Правильный ответ:Мама.

19. Из какого материала изготовлена самая грандиозная скульптура Степан Эрьзя под названием «Моисей»?

Правильный ответ:из дерева.

20. Самая известная скульптура Альберто Джакометти, проданная на аукционе Sothebys за 65 млн. фунтов стерлингов, называется...

Правильный ответ:Шагающий человек.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб.для высш. проф. образования: в 2 т. Академия, 2011
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств : справочное издание АСТ-ПРЕСС ; Галарт, 2000
Л2.2 Савельев А. Е. Культура Древней Греции : учеб. пособие для гуманит. фак. вузов, для широкого круга читателей , 2008
Л2.3 Акимова Л. И. Искусство Древней Греции [Текст] : классика: СПб. : Азбука-классика, 2007
Л2.4 Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира : М. : АСТ ; М. : Астрель, 2005
Л2.5 Вейс Г. История культуры народов мира. Возвышение и упадок империи. Древний Рим: М.:Эксмо, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [ Сост. Т.М.Степанская] История античного искусства: Метод. материалы для студентов ст.фак./АГУ. Ист. фак. Барнаул: Изд-во АГУ, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 3. ГАЛЕРЕЯ (6218 илл.: 4891 в искусстве и 1327 в монетах). - Режим доступа: http://ancientrome.ru/art/index.htm
Э4 4. Энциклопедия искусства: Античное искусство. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/87.htm
Э5 5. Античное искусство. - Режим доступа: http://la-fa.ru/history/antichnost.php
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media CenterMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитории для проведения практических и лекционных занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины