Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Профиль | Дизайн и современное искусство |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | v50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 12 | 20,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 12 | 18 | 18 | 18 | |
Практические | 6 | 12 | 18 | 18 | 18 | |
Сам. работа | 96 | 165 | 153 | 261 | 153 | |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 0 | 216 | 216 | 324 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | 1. Изучить основные этапы развития раннехристианского искусства и искусства Византии 2. Рассмотреть художественное своеобразие раннехристианского искусства и искусства Византии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-3 | Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства |
ОПК-3.1 | Знает: способы сохранения, методы изучения, особенности трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства |
ОПК-3.2 | Умеет: осуществлять функции по сохранению, изучению, трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства |
ОПК-3.3 | Владеет: навыками анализа и интерпретации произведения искусства |
ОПК-4 | Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры |
ОПК-4.1 | Знает: теорию и методологию истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры |
ОПК-4.2 | Умеет: применять навыки и методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры |
ОПК-4.3 | Владеет: способностью к реализации знаний истории искусства а также мировой художественной культуры в учебной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные этапы развития раннехристианского искусства и искусства Византии, художественную специфику и своеобразие раннехристианского искусства и искусства Византии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать базовую информацию по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владения основной терминологией по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии,методами анализа художественного своеобразия по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии, |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные проблемы изучения курса истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии | ||||||
1.1. | Историография изучения раннехристианского искусства | Лекции | 2 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Эстетика раннехристианского искусства | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Искусство Византии V-VI веков | ||||||
2.1. | Технология византийской мозаики. Мозаики Равенны | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Декоративно-прикладное искусство Византии V - VI веков | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Искусство Византии VII - VIII веков | ||||||
3.1. | Иконоборческий период в развитии искусства Византии | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Живопись эпохи иконоборчества | Сам. работа | 2 | 60 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Светские сюжеты в искусстве Византии | Сам. работа | 2 | 22 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Искусство Византии IX - X веков | ||||||
4.1. | Монументальная живопись Византии IX - X веков | Практические | 2 | 18 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Развитие архитектуры Византии IX - X веках | Лекции | 2 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Декоративно-прикладное искусство Византии IX - X веков | Сам. работа | 2 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Искусство Византии XI - XII веков | ||||||
5.1. | Монументальная живопись Византии XI - XII вв. | Сам. работа | 2 | 21 | Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Экзамен | 2 | 27 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1 Хронологические рамки раннего христианства? а) I-IV вв.; б) III-V вв.; в) I-X вв.; г) V-X вв. Ответ: а. 2 Храмы Раннехристианского периода, которые в плане имели прямоугольную форму. а) Базилики; б) Крестовокупольные; в) Центричные. Ответ: а. 3 Когда появляется нимб в изображениях Иисуса Христа? а) с самых первых изображений; б) IV в.; в) Х в. Ответ: б. 4 Раннехристианское искусство было преимущественно… а) реалистичным; б) иллюстративны: в) символистским. Ответ: в. 5 Символ Христа в Раннехристианском искусстве? а) Лев; б) Рыба; в) Голубь. Ответ: б. 6 Какого сюжета с изображением Богоматери не было в Раннехристианском искусстве? а) Благовещение; б) Рождество Христово; в) Поклонение волхвов; г) Всем скорбящим радость. Ответ: г. 7 Когда начались полномасштабные исследования Раннехристианских катакомб? а) во времена Ренессанса; б) после Первой мировой войны; в) в XIX веке. Ответ: в. 8 Самый распространенный тип Раннехристианской скульптуры? а) монументальные статуи; б) портреты; в) рельефы саркофагов. Ответ: в. 9 Какое влияние на Раннехристианское искусство оказала античная культура? а) существенное; б) не оказала никакого влияния; в) оказала несущественное влияние. Ответ: а. 10 Что символизирует изображение якоря в искусстве христианских катакомб? а) твердость веры; б) святость; в) надежда. Ответ: в. 11 Что символизирует изображение голубя в искусстве христианских катакомб? а) торжество христианства; б) Святой Дух; в) символ Христа. Ответ: б. 12 Что символизирует изображение павлина в искусстве христианских катакомб? а) бессмертие; б) гордыня; в) власть. Ответ: а. 13 Какой из перечисленных символов имеет не эллинское, а восточное происхождение? а) якорь; б) голубь; в) павлин; г) рыба. Ответ: г. 14 Какой иконографический тип Богородицы встречается в искусстве христианских катакомб? а) Одигитрия; б) Оранта; в) Елеуса. Ответ: б. 15 Один из распространенных сюжетов искусства христианских катакомб, заключающийся в изображении групп верующих, собравшихся для молитвы и вкушения пищи. а) Агапа; б) Тайная Вечеря; в) не выявленный сюжет. Ответ: а. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1 Систематизация и классификация типологических черт изображения повторяющихся тем, сюжетов, персонажей. Ответ: иконография. 2 Символическое изображение Иисуса Христа в образе юноши, несущего на своих плечах заблудшую овцу. Ответ: Добрый Пастырь. 3 Какой античный персонаж в Раннехристианском искусстве изображался в качестве символа Христа? Ответ: Орфей. 4 Изображение какого цветка символизирует чистоту в искусстве христианских катакомб? Ответ: лилия. 5 Что символизирует изображение феникса в искусстве христианских катакомб? Ответ: воскресение. 6 Изображение какой птицы символизирует юность в искусстве христианских катакомб? Ответ: орел. 7 Что символизирует оливковая ветвь в искусстве христианских катакомб? Ответ: вечный мир. 8 Варианты символа евхаристии в искусстве христианских катакомб? Ответ: виноградная лоза, корзина с хлебом. 9 Каким термином ученые обозначают катакомбы, в которых проявлялось смешение христианства с различными греческими верованиями и гностицизмом? Ответ: синкретические катакомбы. 10 Как называются небольшие помещения в катакомбах с захоронениями в стенах? Ответ: Кубикулы. 11 Что символизирует изображение венка в Раннехристианском искусстве? Ответ: победа над смертью. 12 Как называется специальное помещение, в котором осуществляется обряд крещения? Ответ: баптистерий. 13 Архитектурный термин, обозначающий примыкающий к храму пониженный полукруглой формы выступ? Ответ: апсида. 14 Почему символом Христа стало изображение рыбы? Ответ: греческое слово «рыба» (ихтис) как аббревиатура фразы: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. 15 Каким периодом принято датировать первые христианские саркофаги? Ответ: конец III века. 16 Материал, из которого изготавливались рельефы на христианских саркофагах? Ответ: саркофаги были каменными. 17 Сюжеты с каким ветхозаветным пророком были наиболее распространены в рельефах на саркофагах? Ответ: Иона. 18 При помощи какого инструмента создавались рельефы на саркофагах? Ответ: бур. 19 Чем отличались саркофаги IV века от более ранних? Ответ: более крупным рельефом и наличием колон. 20 На каком материале создавались книжные миниатюры во времена раннего христианства? Ответ: пергамент. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры 1 Хронологические рамки византийского искусства? а) I-IV вв.; б) I-X вв.; в) IV – середина XV вв.; г) V-X вв. Ответ: в. 2 Каким временем датируются самые ранние иконы? а) I в.; б) Х в.; в) VI в.; г) XII в. Ответ: в. 3 В какой технике были выполнены первые из сохранившихся икон? а) темпера; б) энкаустика; в) масленая живопись. Ответ: б. 4 Кто из апостолов-евангелистов, согласно преданию, был первым иконописцем? а) Матвей; б) Марк; в) Лука; г) Иоанн. Ответ: в. 5 Поясное изображение Христа с Евангелием и благословляющей десницей. а) Добрый пастырь; б) Спас Нерукотворный; в) Пантократор. Ответ: в. 6 Автор трактата «Три письма об иконопочитании»? а) Иоанн Златоуст; б) Василий Великий; в) Иоанн Дамаскин. Ответ: в. 7 В какой период византийского искусства была создана Владимирская икона Божьей Матери? а) Комниновской возрождение; б) Палеологовское возрождение; в) Македонское возрождение. Ответ: а. 8 Каким хронологическим рамкам соответствует иконоборческий период? а) 1261—1453; б) 1081—1185; в) VIII — начало IX века; г) IV—VII века. Ответ: в. 9 Распространены ли монументальные статуи в византийском искусстве? а) были очень распространены; б) не получили большого распространения. Ответ: б. 10 Самая ранняя из сохранившихся византийских икон Христа? а) Спас Златая Риза; б) Христос Вседержитель; в) Спас в Силах. Ответ: б. 11 Как называется иконография, в которой Богоматерь и Младенец изображены, соприкасающимися ликами? а) Одигитрия; б) Оранта; в) Елеуса. Ответ: в. 12 Когда темпера окончательно вытеснила энкаустику из византийской иконописи? а) почти сразу после появления первых икон; б) XI в.; в) XV в. Ответ: б. 13 Какая перспектива характера для иконописи? а) линейная; б) обратная; в) воздушная. Ответ: б. 14 Эмальерное искусство в Византии… а) было не развитым; б) было очень развитым. Ответ: б. 15 Изображение Богоматери, указывающей на Младенца с благословляющей десницей. а) Одигитрия; б) Оранта; в) Елеуса. Ответ: а. 1 Как переводятся три литеры, которые иконописцы в обязательном порядке наносят на нимб Христа? Ответ: Сущий. 2 Какой вид искусства считается предшественником иконописи? Ответ: фаюмский портрет. 3 Техника византийских мозаик? Ответ: прямой мозаичный набор. 4 Как называется иконография Богородицы, изображенной с молитвенно поднятыми вверх руками? Ответ: Оранта. 5 Как переводится название иконографии Богоматери «Одигитрия»? Ответ: Путеводительница. 6 Как называется грунт в иконописи? Ответ: левкас. 7 Как называется украшение иконы, которое покрывает всю живопись кроме изображений ликов и рук? Ответ: оклад. 8 Как переводится название иконографии Богородицы «Оранта»? Ответ: Знаменье. 9 Последний период в истории византийского искусства. Ответ: Палеологовское возрождение. 10 В каком веке был построен храм Святой Софии в Константинополе? Ответ: VI в. 11 Произведение религиозного искусства, состоящее из нескольких створок с иконами. Ответ: складень. 12 Что символизирует золотой (желтый) цвет в иконописи? Ответ: Божественная слава. 13 Что символизирует красный цвет в иконописи? Ответ: Воскресение. 14 Что символизирует пурпурный цвет? Ответ: Царский титул. 15 Какие здания религиозного назначения можно рассматривать в качестве предшественников крестово-купольных храмов? Ответ: баптистерии. 16 Как называется ткань, которую наклеивают на иконную доску до наложения грунта? Ответ: паволока. 17 К какому иконографическому типу относится Владимирская икона Божьей Матери? Ответ: Елеуса. 18 Что символизирует белый цвет в иконописи? Ответ: чистота. 19 Вид композиции в иконописи, в которой изображены одновременно несколько ситуаций, произошедших с одним лицом в разное время? Ответ: симультанная композиция. 20 Термин иконописи, обозначающий штрихи из сусального золота, наносимые на складки одежд, крылья ангелов и купола храмов? Ответ: ассист. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к зачету 1. Условия возникновения раннехристианского искусства. 2. Античная культура в раннехристианском искусстве. 3. История изучения раннехристианского искусства. 4. Рельефы христианских саркофагов. 5. Живопись римских катакомб. Сюжеты и иконографии. 6. Символика раннехристианского искусства. 7. Раннехристианская базилика. Архитектура раннехристианского храма. 8. Иконография Христа в раннехристианскую эпоху. 9. Иконография Богоматери в раннехристианскую эпоху. 10. Ветхозаветные сюжеты в раннехристианском искусстве. 11. Миниатюры в рукописях раннехристианского периода. Вопросы к экзамену 1. Периодизация искусства Византии. 2. Декоративно-прикладное искусство Византии. 3. Собор святой Софии в Константинополе: проектирование храма и его архитектурное решение. 4. Архитектурно-художественые особенности крестово-купольного типа храма. 5. Основные иконографические типы в византийской живописи. 6. Светское искусство Византии. 7. Византийский костюм. 8. Мозаики собора святой Софии в Константинополе. 9. Мозаики и фрески церкви Кахрие-Джами в Константинополе. 10. Эстетические основы византийского искусства. Теория образа в византийской эстетике. 11. Памятники книжной миниатюры в искусстве Византии. 12. Архитектура Византии VI – VII веков. Типы храмов. 13. Церковь Сан Витале в Равенне как памятник византийского искусства. 14. Искусство Византии вне пределов империи (Болгария, Сербия, Македония). 15. Культовая и гражданская архитектура палеологовского времени. 16. Монументальная живопись и иконопись периода иконоборчества. 17. Древнейшие иконы Византии (VI – VII века). 18. Эллинистические традиции в живописи периода «Македонского Возрождения». |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Основы ранеехристианского искусства 50.03.03.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильина Т.В. | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник | М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Степанская Т.М. | Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Византийская культура | globuss24.ru | ||
Э2 | Визнтийские мозаики | fb.ru | ||
Э3 | Искусство мозаики | velib.com | ||
Э4 | Эл. курс в Мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; 5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |