МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Описание и анализ памятников

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планv50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 396
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 396 396 396 396
Итого 432 432 432 432

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., Нач. каф., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Описание и анализ памятников

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - познакомить студентов с методикой и методологией научного исследования в области изобразительного искусства и архитектуры.
Задачи:
-формирование у студентов представления об организации научно-исследовательской работы на различных уровнях;
-научить студентов осуществлять поиск и отбор источников, а также анализ опубликованных источников и результатов художественной практики;
-научить студентов пользоваться различными методами в архитектурных и искусствоведческих исследованиях при описании и анализове памятников искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений
ПК-1.1 знает способы практического использования полученных знаний по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в экскурсионной деятельности
ПК-1.2 умеет использовать полученные знания по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в профессиональной деятельности
ПК-1.3 владеет навыками разработки и реализации экскурсионными программами с учетом полученных знаний и с использованием информационно-коммуникативных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-исторический опыт развития отечественного и зарубежного искусства;
-основные факты и закономерности историко-художественного процесса;
-значение художественного наследия для современной культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать произведение искусства;
-осуществлять сравнительный анализ;
-составлять научный аннотированный каталог;
-определять концепции экспозиций, идею и замысел произведения искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками анализа конкретных произведений искусства и художественного процесса в целом;
-навыками построения различных типов экспозиций;
-навыками составления различных типов каталогов;
-навыками владения различными методами исследования: аналитическим, системным, историческим, проектным и другими.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы изучения произведений искусства
1.1. Основы научного знания. Лекции 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.2. Виды познавательной деятельности. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.3. Уровни научно-исследовательских работ. Сам. работа 6 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.4. Основы теории познания: система понятий. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.5. Реферирование труда Ильина В.В. "Теория познания. Введение. Общие проблемы"(М. - 1993) Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.6. Различные типы методов, используемых в описании памятников. Сам. работа 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Принципы искусствоведческого описания и анализа памятников.Единство формы и содержания в художественном образе.
2.1. Замысел и его творческое воплощение. О правилах композиции. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.2. Описание предметов народного искусства. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.3. Метрика вещей (о размерах произведений). Сам. работа 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.4. Символика чисел. Золотое сечение. Сам. работа 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Особенности художественного языка отдельных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
3.1. Особенности архитектуры как вида искусства. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.2. Образное содержание искусства архитектуры: умение анализировать и понимать содержание произведений искусства. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.3. Конспектирование труда Иконникова А.В. "Художественный язык архитектуры" (М., 1985) Сам. работа 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.4. Виды скульптуры. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.5. Декоративное творчество как самостоятельный вид искусства. Сам. работа 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.6. Дизайн.Оформительское искусство как область декоративного искусства. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.7. Графика как изобразительное искусство. Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 4. Особенности живописи как вида изобразительного искусства.
4.1. Виды живописи и ее выразительные средства. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.2. Техники живописи.Портрет. Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.3. Представить письменно описание трех портретов Рембрандта ван Рейна из раннего, зрелого и позднего периодов творчества (на основе плана стилистического анализа живописного произведения). Сам. работа 6 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.4. Пейзаж.Натюрморт. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.5. Происхождение театрального искусства. Сам. работа 6 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.6. Дятельности А.Бенуа как театрального художника. Сам. работа 6 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.7. Другие жанры живописи. Сам. работа 6 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.8. Составить виртуальную экспозицию на тему "Живописцы Алтая начала ХХI века", мотивировать принципы построения экспозиции, разработать рекламный блок виртуальной выставки. Сам. работа 6 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 5. Компоненты восприятия художественного произведения. Общее и неповторимо-индивидуальное в каждом произведении.
5.1. Проблема,идея, фабула и сюжет. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.2. Художественный образ. Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.3. Типы экспозиций. Сам. работа 6 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.4. Каталог художественной коллекции и художественной выставки: научный, аннотированный, опись. Сам. работа 6 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.5. Составление каталога виртуальной экспозиции по выбору студента. Сам. работа 6 41 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.6. Конспектирование труда Раушенбаха Б. "Геометрия картины и зрительное восприятие" (СПб, 2001) Сам. работа 6 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: ПК-1: Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Название особого способа углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления, а также название оттиска, получаемого в результате печатания с такой доски:
а.офорт;
б.литография;
в.орнамент
Правильный ответ : а

2. Изображения в первопечатных гравюрах строились в основном за счёт ____________________ линий.
а.синих;
б. черных;
в. жёлтых
Правильный ответ : б

3. В середине XVIII века ведущим русским архитектором был:
а. Ф.-Б. Растрелли;
б.Э.-М. Фальконе
в.А. Дюрер

4. В городах России организуются ремесленные ____________________, представляющие одну из форм художественных промыслов.
а. цехи;
б. заводы;
в. компании

5. Для искусства XX века характерно преобладающее развитие
а.архитектуры и дизайна;
б.живописи;
в.графики
Правильный ответ : а

6. Искусство XVIII века в основном формируется под воздействием идей
а. маньеризма;
б.просвещения;
в.барокко
Правильный ответ : б

7. Что из этого можно отнести к Какие пластическим или пространственным видам искусства?
а. Живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, ДПИ;
б. Музыка, литература;
в. театр, кино, цирк, танец

Правильный ответ : а

8. К временным видам искусства относится:
а.Живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, ДПИ;
б. Музыка, литература;
в. театр, кино, цирк, танец
Правильный ответ : б

9. Определите вид изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна.
а. графика;
б. живопись;
в. скульптура;
Правильный ответ : а

10. К какому виду искусства относятся понятия: горельеф, барельеф, контррельеф?
а. Живопись;
б. графика;
в. скульптура;
г. архитектура;
Правильный ответ :в

11. Направление в искусствознании последней четверти XIX – первой трети XX в., изучающее художественную форму, воспринятую как собственно эстетический фактор в искусстве.
а. формальный метод;
б.метод стилистического анализа;
в. сравнительный анализ
Правильный ответ : а

12. Один из основных методов анализа произведений пластических искусств в классическом европейском искусстве конца XIX – начала XX в.
а. стилистический анализ;
б.формальный метод;
в. метод формальный
Правильный ответ: а

13. Один из основоположников методики искусствоведческого анализа
а.И.-И. Винкельман;
б. Виппер;
в. Энгр
Правильный ответ: а

14. Для первых десятилетий XX века характерно формирование:
а. беспредметного искусства
б.детального искусства;
в.предметного искусства
Правильный ответ: а

15. В настоящее время производство художественных изделий из ____________________ по числу предприятий и объему выпускаемой продукции занимает одно из первых мест среди предприятий народного художественного промысла.
а.мастики;
б.керамики;
в. глины
Правильный ответ:б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Метод - позволяющий нарисовать образ «художествен¬ной картины мира», показать специфические особенности взаимосвязи и синтеза искусств отдельного периода. Суть его не только в анализе отдельных эпох и творческих направлений, но и в установлении «мостов» между ними. Главное, что названный метод «адекватен» исследуемому материалу.
Правильный ответ : Типологически-системный

2. Проблемно-логический метод позволяет:
Правильный ответ: расчленить данную проблему на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в логической последовательности, и выделить основные концептуальные положения «художественной картины мира» в контексте гуманитарно-искусствоведческого знания.

3. Метод при помощи которого были сделаны определенные выводы в специфике евразийского пространства «художественной картины мира» номадов (казахов).
Правильный ответ: Метод сравнительного анализа

4. Метод, который состоит в описании и классификации тем, сюжетов, мотивов, персонажей изобразительного искусства, художественного направления, течения, стиля и школы, способов и средств художественного выражения
Правильный ответ: Иконографический

5. Цель стилистического анализа
Правильный ответ: выявить систему устойчивых форм, выразительных качеств, присущих данному стилю; выделить в структуре отдельного произведения те содержательные и формальные признаки, которые позволяют отнести его к тому или иному стилю, направлению, творчеству художника.

6. Научным методом, во много определившим лицо современной истории искусства, является направление в искусствознании, сложившееся в 1-й половине ХХ века и поставившее целью раскрытие исторически обусловленного образно-символического содержания произведения искусства
Правильный ответ: иконология

7. Работа по атрибуции памятников искусства предполагает:
Правильный ответ: определить время, место создания, школу, авторство по отношению к тем произведениям искусства, о которых до настоящего времени этих сведений не имеется.

8. Искусствоведческое направление, определившееся в конце 19 — начале 20 века. Правильный ответ: знаточествао

9. Представители знаточества
Правильный ответ: К. Хофстеде де Грот, итальянцы Р. Лонги, А. Вентури и Дж. Морелли, американцы Б. Бернсон, М. Фридлендер и В. Боде.

10. Одно из направлений научно-исследовательской и творческой деятельности
Правильный ответ: Рецензирование

11. При изучении количественных методов в искусствознании могут быть использованы материалы, накопленные исследователем:
Правильный ответ: В.М. Петровым

12. Методы художественного анализа произведения искусства:
Правильный ответ: фактографически-систематизаторский (Ф. Куглер),
• иконографический (А. Шпрингер, Ф. Буслаев, Н. Кондаков),
• культурно-исторический (Я. Буркхардт),
• «формальный» (А. Гильдебрандт),
• формально- психологический (Г. Вельфлин),
• историко-психологический (Ф. Викгофф, А. Ригль и венская школа),
• символико-культурологический (Л. Варбург),
• «иконологический» (Э. Панофский),
• социологический (А. Риттер), методы.
• Герменевтический метод интерпретации художественного произведения.

13. Метод в основу которого положен гегелевский закон о неравномерности развития видов искусства в каждую конкретную историческую эпоху
Правильный ответ: метод историзма

14. Типологически-системный, позволяет
Правильный ответ: нарисовать образ «художествен¬ной картины мира», показать специфические особенности взаимосвязи и синтеза искусств отдельного периода.

15. Искусствоведческие методы предполагают
Правильный ответ: исследование культурно-искусствоведческих явлений с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, как единство многообразных их составляющих элементов.

16. Анализ произведения – сложная работа. Существует много приемов, й
подходов, но все они укладываются в ряд действий.
Правильный ответ: Раскодирование информации, заключенной в
Произведения. Аналитическое исследование процесса и обстоятельств создания
Произведения искусства, позволяющее обогатить его понимание.
Изучение исторической динамики художественных произведений в индивидуальном и коллективном восприятии.

17. Средства художественной выразительности в архитектуре.
Правильный ответ: Масштаб, ритм, симметрия, пространство, контраст, нюанс

18. Архитектурная композиция – это :
Правильный ответ: закономерность и оптимальное
сочетание объемов и пространства в единую гармоническую архитектурную
форму, отвечающую назначению произведения природным и социальснкы
условиям (возможностям строительной техники, требованиям эконоемвики и
идейно-художественным задачам своего времени).

19. Художественное оформление конаковских изделий из керамики свидетельствует о возрождении лучших народных традиций русского(-ой) ____________________ начала XIX в.
Правильный ответ: фаянса

20. Промыслы по производству продукции на рынок в России начинают складываться:
Правильный ответ: на рубеже XVII-XVIII вв.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гнедич, П. П. История искусств : учебник М: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36374
Л1.2 Степанская, Т. М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях: Директ-Медиа // ЭБС Университетская библиотека он-лайн, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Степанская Т.М. Художественная критика: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015. elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т. М. Степанская История художественной критики: учеб.-метод. издание Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л3.2 [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайский краевой государственный краеведческий музей www.agkm.ru
Э3 Бийский краеведческий музей им. В.В.Бианки www.museum.ru
Э4 Государственный художественный музей Алтайского края www.arw.asu.ru
Э5 Курс «Описание и анализ памятников» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.