Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Профиль | Дизайн и современное искусство |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 14 ЗЕТ |
Учебный план | v50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | 5 (9) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 22 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 | 68 | 68 |
Сам. работа | 189 | 189 | 189 | 189 | 378 | 378 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 252 | 252 | 252 | 252 | 504 | 504 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | - студенты должны получить опыт осмысления творческого метода определенного автора или школы; - владение практическими навыками техники живописи и технологией использования живописных материалов путем копирования произведений искусства; - практическое изучение «трехслойного» метода живописи как основы техники станковой живописи; - научиться применять навыки, полученные при копировании, в работе над своими живописными полотнами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками. |
ПК-2.1 | знает способы разработки и реализации культурно-просветительских проектов |
ПК-2.2 | умеет разрабатывать и реализовывать Культурно-просветительские проекты, связанные с историко-культурным наследием и современными практиками |
ПК-2.3 | владеет навыками реализации в культурно-просветительской деятельности основных задач, связанных с историко культурным наследием и современными практиками |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Определять стили и школу произведения; Делать необходимый выбор материала для проведения реставрационного процесса; Применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, ориентироваться в многообразном мире копийных материалов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь использовать в практической работе теоретические знания по изготовлению копий; уметь лепить форму цветом, передавать материальность предметов, брать цветовые отношения в сравнении. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками работы над копией с репродукции произведений известных художников; техникой акварельной, гуашевой живописи, передачей пространства, воздушной перспективой. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы копийной техники | ||||||
1.1. | Основы организации копийной практики | Лекции | 8 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.2. | Наиболее распространённые краски и смеси, используемые в различных способах живописи. Общие сведения о красках. | Практические | 8 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 2. Техника живописи | ||||||
2.1. | Технологические особенности живописи | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.2. | Материалы живописи: краски и смеси, общие сведения о красках; масла, лаки, эссенции. Возможности инструментов. Кисти. Палитра. Дополнительные материалы | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.3. | Техника акварельной живописи | Практические | 8 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.4. | Материалы живописи | Сам. работа | 8 | 24 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.5. | Техника живописи гуашью, темперой | Сам. работа | 8 | 21 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.6. | Современые живописные материалы и их особенности | Сам. работа | 8 | 16 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 3. Основные стадии и методика выполнения копии с репродуктивного материала | ||||||
3.1. | Основные принципы и стадии работы над копией с репродукции произведений известных художников | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.2. | Технологические особенности живописи мастеров передвижников | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.3. | Метод и система обучения изготовления копий | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.4. | Копия как педагогический метод в эпоху кластцизма | Сам. работа | 8 | 22 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.5. | Основные стадии работы над копией в масштабе | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.6. | Копия как метод обучения в современной системе образования | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 4. Техника копирования произведений графики | ||||||
4.1. | Графические средства выразиельноти, штрих, пятно, линия. | Лекции | 9 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.2. | Копии графического произведения искусства | Практические | 9 | 22 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.3. | Техники и технологии графических произведений икуства | Сам. работа | 9 | 40 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.4. | Технлогические особенности копирования иллюстрации | Сам. работа | 9 | 32 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.5. | Выполнение копий иллюстрации | Сам. работа | 9 | 60 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 5. Копия-реконструкция в научной и практической деятельности | ||||||
5.1. | Методологические основы копии-реконструкции | Практические | 9 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.2. | Реализация копии-реконструкции в реставрации | Сам. работа | 9 | 11 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.3. | Технико-технологические основы копии-реконструкции | Практические | 9 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.4. | Научный поиск и выполнение копии-реконструкции | Сам. работа | 9 | 46 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.5. | Экзамен | 9 | 27 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=2083506&cmid=466256&page=19 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Выберите правильную последовательность. 1. обобщение, компоновка, лепка формы, построение. 2. компоновка, построение, лепка формы, обобщение. 3. компоновка, лепка формы, построение, обобщение. Правильный ответ: 2 2. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется...: 1. по-сырому. 2. алла прима. 3. лессировка. Правильный ответ: 2 3. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда... 1. точно такой же. 2. темнее. 3. светлее. Правильный ответ: 3 4. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях... 1. анатомической конструкции черепа. 2. истории искусств. 3. линейной перспективы. Правильный ответ: 1 5. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется... 1. светлотным контрастом. 2. цветовым контрастом. 3. колоритом. Правильный ответ: 1 6. Какой цвет не является хроматическим? 1. белый. 2. синий. 3. красный. Правильный ответ: 1 7. Наложение одного красочного слоя на другой называется... 1. лессировка. 2. по-сырому. 3. алла прима. Правильный ответ: 1 8. Изображения морских пейзажей называют... 1. мариями. 2. маринами. 3. морянами. Правильный ответ: 2 9. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе? 1. серый. 2. белый. 3. фиолетовый. Правильный ответ: 3 10. С чего начинается работа над живописным этюдом? 1. построение. 2. компоновка в формате. 3. проработка деталей. Правильный ответ: 2 11. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние? 1. проработка деталей. 2. лепка формы. 3. цветовые отношения. Правильный ответ: 3 12. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи? 1. скипидар. 2. вода. 3. ацетон. Правильный ответ: 2 13. Основные задачи реалистической живописи...: 1. использовать больше цвета. 2. писать живо, броско. 3. писать отношениями. Правильный ответ: 3 14. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это...: 1. полутон. 2. рефлекс. 3. локальный цвет. Правильный ответ: 3 15. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине - это... 1. светлота. 2. колорит. 3. монохром. Правильный ответ: 2 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью? Правильный ответ: два часа. 2. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется... Правильный ответ: карандашом. 3. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами...: Правильный ответ: техника живописи. 4. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема? Правильный ответ: три четверти. 5. Живописная работа, выполненная с натуры - это... Правильный ответ: этюд. 6. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - это... Правильный ответ: живопись. 7. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция... Правильный ответ: абстрактная. 8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации... Правильный ответ: декоративная. 9. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы? Правильный ответ: проработка деталей. 10. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой? Правильный ответ: реалистическая. 11. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов? Правильный ответ: боковое. 12. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности... Правильный ответ: от общего к частному. 13. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется... Правильный ответ: колоритом. 14. Основные цвета это… Правильный ответ: красный, желтый, синий. 15. Дайте определение понятию «воздушная перспектива». Правильный ответ: изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения. 16. В какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными? Правильный ответ: в солнечный полдень. 17. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов... Правильный ответ: светотень, свет. 18. Характер измельчения пигментов красок влияет на их... Правильный ответ: светотень, цвет. 19. Фломандский способ живописи был открыт... Правильный ответ: светотень, Ван Эйком. 20. У художников XVII - XVIII веков главное в работе это – Правильный ответ: светотень, пространство, свет, воздух. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Федоренко В.Е. | Некоторые закономерности масляной живописи: учебное пособие | Флинта // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Бесчастнов, Н.П. | Графика натюрморта: учебник | М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234838 |
Л1.3 | Жуковский В.И. | Теория изобразительного искусства : учебное пособие | СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013 |
Л1.4 | Шиков М.Г., Дубовская Л.Ю. | Основы композиции и техническая акварель : учебное пособие | Высшая школа // ЭБС "Лань", 2014 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна | Введение в историю искусств: Учебное пособие | Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Казарин С. Н. | Академический рисунок: практикум | Кемеровский государственный институт культуры, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472647 |
Л2.3 | Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. | Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника | М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Шамагин Л.М. | Масляная живопись (сведения о материалах и технике): Учебная литература для ВУЗов | Государственное учебно-педагогическое издательство // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 1963 | biblioclub.ru |
Л3.2 | Гречнева Н. В. | Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | курс в Мудл Основы копирования | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
25Д | склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи с оборудованием и инструментами |
27Д | класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой |
см. в приложении |