Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Профиль | Дизайн и современное искусство |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 59 | 59 | 59 | 59 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель данного курса – сформировать представление о природе декоративно-прикладного искусства, об его связи с народным искусством, которое соединяет в себе две функции: практическую и художественную. Показать, как произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Проследить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой. Задачи: -развитие у студентов эстетической отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ; -воспитание активного эстетического отношения к действительности; -понимание связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом; -умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможностей художественных средств; -знакомство с профессиями художников-прикладников, их творчеством и практической деятельностью. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений |
ПК-1.1 | знает способы практического использования полученных знаний по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в экскурсионной деятельности |
ПК-1.2 | умеет использовать полученные знания по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в профессиональной деятельности |
ПК-1.3 | владеет навыками разработки и реализации экскурсионными программами с учетом полученных знаний и с использованием информационно-коммуникативных технологий |
ПК-2 | Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками. |
ПК-2.1 | знает способы разработки и реализации культурно-просветительских проектов |
ПК-2.2 | умеет разрабатывать и реализовывать Культурно-просветительские проекты, связанные с историко-культурным наследием и современными практиками |
ПК-2.3 | владеет навыками реализации в культурно-просветительской деятельности основных задач, связанных с историко культурным наследием и современными практиками |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные этапы истории русского декоративно-прикладного искусства, важнейшие художественные памятники, традиционные виды обработки материалов - методы искусствоведческого анализа и систематизации источников по костюму как одному из видов декоративно-прикладного искусства |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - распознавать стилевые и конструктивные особенности декоративных форм в ансамблях произведений декоративно-прикладного искусства - анализировать и систематизировать подготовительный материал по декоративно-прикладному искусству при художественном проектировании костюма |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками творческого подхода к составлению основных композиционных схем, применяя специфику художественной системы декоративно-прикладного искусства - способностью воплощать базовые знания по декоративно-прикладному искусству в художественном проектировании костюма |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство | ||||||
1.1. | Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
1.2. | Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
1.3. | Актуальные практики в декоративно-прикладном искусстве | Практические | 8 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
1.4. | Актуальные практики в декоративно-прикладном искусстве | Сам. работа | 8 | 28 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
1.5. | Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Народные художественные промыслы | Практические | 8 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
1.6. | Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 2. Монументально-декоративное искусство | ||||||
2.1. | Монументальное декоративное искусство | Лекции | 8 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
2.2. | Монументальное декоративное искусство | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.3. | Садово-парковая скульптура | Практические | 8 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
2.4. | Садово-парковая скульптура | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
2.5. | Резьба и роспись по дереву в современном декоративно-прикладном искусстве | Практические | 8 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 3. Оформительское искусство | ||||||
3.1. | Актуальные практики в современном оформительском искусстве | Лекции | 8 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.2. | Актуальные практики в современном оформительском искусстве | Практические | 8 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
3.3. | Актуальные практики в современном оформительском искусстве | Сам. работа | 8 | 11 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к разработке и реализация культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками. ПК-1: Способен к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»? А) Модерн Б) Классика. В) Возрождение Г) Античность Ответ: В 2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства: А) архитектура Б) икона В) палех Ответ: Б 3.Укажите истоки древнерусской иконописи: А) Сирия Б) Византия В) Болгария Г) Древний Рим Ответ: Б 4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя: А) Пантеон Б) Парфенон В) храм Артемиды Ответ: Б 5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг? А) архаика Б) готика В) ренессанс Г) ампир Ответ: Б 6. В каком веке Русь приняла христианство? А)VI в. Б) X в. В) XI в. Г) XII в. Ответ: Б 7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения. А) пирамиды Б) дольмены В) зиккураты Г) мастабы Ответ: Б 8.Кто автор иконы «Троица»? А) Дионисий Б) Симон Ушаков В) Андрей Рублёв Г) Феофан Грек Ответ: В 9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато: А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением Ответ: Б 10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже: А) «Тайная вечеря» Б) «Мадонна Литта» В) «Страшный суд» Ответ: Б 11. Укажите мастеров исторического жанра живописи: А) В. Тропинин Б) В.Суриков В) А. Куинджи Г) П.Федоров Ответ: Б 12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России: А) О. Кипренский Б) А.Саврасов В) А. Бенуа Ответ: Б 13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве? А) Петру I Б) А.С. Пушкину В) Минину и Пожарскому Г) Г.К. Жукову Ответ :В 14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression? А) восторг Б) впечатление В) восхищение Ответ: Б 15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»? А) натюрморт Б) пейзаж В) дизайн Ответ: А 16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году. А) И. Мартос Б) В. Татлин В) В. Мухина Г) Е. Вучетич Ответ: В ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1.Что такое живопись? Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. 2. Что такое фреска? Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке. 3. Что такое архитектура? Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы. 4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции? Ответ: Собор Парижской Богоматери 5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве? Ответ: романтизм. 6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников? Ответ: Русский музей. 7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»? Ответ: Пабло Пикассо 8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму. Ответ: классицизм. 9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи …… Ответ: Возрождения. 10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это? Ответ: Мольберт. 11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-… Ответ: колорит. 12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется …. Ответ: Сюрреализм. 13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление Ответ: импрессионизм. 14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра. Ответ: графики. 15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"? Ответ: медведица с тремя медвежатами 16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога? Ответ: желтый. 17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик» Ответ: Московский. 18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"? Ответ: 13 19. Живопись на открытом воздухе это – Ответ: пленэр 20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это Ответ: мемориальный ансамбль КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
СМ. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кошаев В.Б. | Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие | М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Миненко Л.В. | Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов | КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. | biblioclub.ru |
Л2.2 | Окладникова Е.А. | Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие | СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. | biblioclub.ru |
Л2.3 | Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. | Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие | Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. | История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс | Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Эрмитаж: история, дворцы, коллекции [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО Интерсофт, 1999. | |||
Э2 | Санкт-Петербург: Мультимедийный альбом [Электронный ресурс] : альбом. - М. : Коминфо, 1997. - (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. - Исскуство и путешествия) | |||
Э3 | Русский музей [Электронный ресурс]: тексты, 1000 иллюстраций. - М. : БИЗНЕССОФТ. - (Электронная библиотека) | |||
Э4 | Московский Кремль: Путеводитель [Электронный ресурс]. - М. : Коминфо, [1997]. (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. -Искусство и путешествия) | |||
Э5 | История костюма и быта. Древний мир [Электронный ресурс]. - М. : АстраМедиа, 2007. | |||
Э6 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
См. Приложение |