МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы web-программирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 191
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 4 8 4
Лабораторные 8 6 8 6
Сам. работа 191 197 191 197
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Ст.преподаватель, Константинова О.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы web-программирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение целостного представления о методах и подходах, используемых в web-разработке;
формирование умения и навыков работы с web-приложениями;
изучение программных средств web-разработки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен проектировать информационные ресурсы, web и мультимедийные приложения
ПК-4 Способен проектировать дизайн интерфейса с учетом потребностей пользователей, особенностей пользовательского опыта и эргономических требований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных концепциях и принципах разработки web-приложений;
о программных средствах, используемых в web-разработке.
3.2.Уметь:
3.2.1.основные подходы и технологии, применяемые в web-разработке;
использовать различные инструментальные средства в процессе создания web-приложений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.верстки гипертекстовых документов с использованием языка разметки HTML и таблицы стилей CSS;
создания клиент-серверные приложения, выполняемых в сети World Wide Web.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архитектура Web-приложений
1.1. Стек протоколов TCP\IP. Протокол HTTP: структура протокола, стандартизация. Лекции 4 1 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Архитектура Web приложений Задача отделение данных от логики N-уровневая архитектура (1, 2, 3) Шаблоны проектирования Архитектурный шаблон MVC Сравнение MVC и трёх-уровневой архитектуры Лекции 4 1 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Архитектура Web приложений Задача отделение данных от логики N-уровневая архитектура (1, 2, 3) Шаблоны проектирования Архитектурный шаблон MVC Сравнение MVC и трёх-уровневой архитектуры Сам. работа 4 30 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Технологии представления
2.1. Проблемы отображения информации. Развитие протокола передачи гипертекстов HTML, структура, отличие стандартов (HTML 4.1, XHTML, HTML 5). Отделение данных от представления (CSS). Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Формирование простых HTML страниц Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Формирование простых HTML страниц Сам. работа 4 30 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Проблемы создания динамического интерфейса. История появления JavaScript, синтаксис, распространённые варианты использования. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Применение пользовательских скриптов (JavaScript) Лабораторные 4 1 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Применение пользовательских скриптов (JavaScript) Сам. работа 4 31 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Применения CSS: селекторы, комбинаторы, псевдо-классы, псевдо-элементы, свойства, правила. CSS фреймворки. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Особенности представления информации Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Применение JavaScript: приведение типов, об-ласть видимости, портативное наследование. Применение регулярных выражений. JavaScript библиотеки (jQuery). Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Сложная структура пользовательских скриптов (JavaScript) Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Сложная структура пользовательских скриптов (JavaScript) Сам. работа 4 30 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Применение CSS библиотеки TwitterBootstrup. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Использование фреймворка Bootstrup для упрощения разработки Web-приложений Лабораторные 4 1 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Использование фреймворка Bootstrup для упрощения разработки Web-приложений Сам. работа 4 30 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотренно.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_веб_з.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Громов Ю. , Иванова О. Г. , Шахов Н. Г. , Однолько В. Г. Информационные Web-технологии: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Тузовский А.Ф. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хенриксон Х., Хофманн С. Администрирование web-серверов в IIS: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Диков А. А. Веб-технологии HTML и CSS.:Учебное пособие: М. : Директ-медиа//ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.w3schools.com/ Информация о стандартах технологий представления
Э2 http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/168259/ Видео материалы школы Web-разработки yandex
Э3 http://habrahabr.ru/ Коллективный блог содержащий множество аналитических статей косающихся использования различных техзнологий разработки приложений
Э4 http://tutorials.jenkov.com/java-servlets/index.html Блог известного java разаботчика о архитектуре и технологиях tutorials.jenkov.com
Э5 http://www.lektorium.tv/course/?id=22824 Открытое сервис видеолекций (Курс посвящённый языку программирования java) www.lektorium.tv
Э6 Основы веб программирования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система MS Windows;
Среда разработки Netbeans;
Платформа для разработки на java JDK 7;
Браузер Mozilla Firefox, Google Chrome, Internet Explorer, Opera;
Apache Tomcat HTTP Server.
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.