МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономический анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_Прикладная информатика_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 6 4 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 88 90 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Экономический анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова И.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова И.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование аналитического мышления путем изучения методологических основ анализа;
- овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками по применению приемов и способов экономического анализа при оценке эффективности деятельности предприятия,
- выявление влияния факторов и причинно-следственных связей, поиск неиспользованных резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности организации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
ОПК-6.1 Знает основы теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования
ОПК-6.2 Умеет применять методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий
ОПК-6.3 Владеет навыками проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1.Методы анализа экономических показателей
2.Знает приемы и способы группировки и детализации экономической и социальной информации
3.Знает источники отечественной и зарубежной статистики для анализа социально-экономических показателей.
4.Методы финансового менеджмента для оценки активов и управления капиталом компании
5.Принципы формирования дивидендной политики предприятия
6. Принципы формирования оптимальной структуры капитала компании
3.2.Уметь:
3.2.1.
1.Осуществлять анализ социально-экономических показателей
2.Соотносить показатели социально-экономического развития между с точки зрения эффективности развития экономических систем.
3.Делать выводы и предложения по результатам проведенного анализа.
4.Применять методы финансового менеджмента при оценке структуры капитала и при формировании дивидендной политики компании
5.Анализировать финансовые и экономические показатели
6. Делать выводы и предложения по улучшению финансового состояния компании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1.Методами и приемами экономического анализа.
2.Навыками сопоставления показателей, их интерпретации.
3.Способами выявления тенденций изменения социально-экономических показателей .
4.Методами финансового менеджмента при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках.
5.Методами финансового менеджмента при принятии решений в условиях глобализации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы экономического анализа
1.1. Роль, функции и содержание ЭА Практические 3 8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Роль, функции и содержание ЭА Сам. работа 3 16 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Методология ЭА
2.1. Методы ЭА Лекции 3 3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Методы ЭА Практические 3 0 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Методы ЭА Сам. работа 3 12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Технология финансового анализа
3.1. Роль, функции направления анализа ФХД организации Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Роль, функции направления анализа ФХД организации Практические 3 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Роль, функции направления анализа ФХД организации Сам. работа 3 50 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Технология управленческого анализа
4.1. Задачи и содержание управленческого анализа деятельности организации Лекции 3 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Задачи и содержание управленческого анализа деятельности организации Практические 3 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Задачи и содержание управленческого анализа деятельности организации Сам. работа 3 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля(контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на
образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3399

Проверяемая компетенция

ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением
методов системного анализа и математического моделирования.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и
изучении их во всем многообразии связей и зависимостей – это_____________.
Ответ: анализ.
2. Научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные
части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей – это____________________________________.
Ответ: экономический анализ.
3. Процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования, основное
назначение которого состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и
выявлении резервов повышения его устойчивости – это_______________________________________.
Ответ: финансовый анализ.
4. Проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования,
контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой
политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства –
это_______________________.
Ответ: управленческий анализ.
5. Метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной
взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные–
это_____________________________.
Ответ: маржинальный анализ.
6. Признак, по которому различают внутренний и внешний анализ– это ______________________.
Ответ: субъекты (пользователи анализа).
7. Проценты, коэффициенты, индексы – это_____________________.
Ответ: относительные показатели.
8. Научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными,
изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними – это______________________.
Ответ: сравнение.
9. Один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта
исследования. Сущность его заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными передается в
форме конкретного математического уравнения. Это ___________________________.
Ответ: моделирование.
10. Укажите тип детерминированной модели, которая описывает связь между результативным показателем выручки от
продаж и влияющими на нее факторами численности работников и выработкой на одного работника.
Ответ: мультипликативная.

11. Среднегодовая численность рабочих по плану 1000 чел., плановый объем продаж 160 000 тыс. руб. Фактическая
численность составила 1200 чел., а фактический объем продаж 240 000 тыс.руб. Влияние изменения численности рабочих
на отклонение фактической выручки от плановой, согласно методу абсолютных разниц, равно в тыс. руб. (записать
цифрой )– ______________.
Ответ: + 32 000 тыс. руб.

12. Определить показатели использования оборудования по времени, по производительности и интегральный, если дано:
фактически оборудование работало 4900 м/ч; должно работать по плану 5400 м/ч; выпуск продукции по плану должен
составлять 420 шт.; фактически выпущено 440 шт. (записать цифрами)________________.

Ответ: 0,91; 1,05; 0,96.
13. Рассчитать снижение объема производства из-за недопоставки материальных ресурсов, если план поставки – 1800 тыс.
руб., фактически поступило материалов на сумму 1600 тыс. руб., норма расхода материала на 1 рубль продукции – 0,59 руб.
(записать цифрой)__________.
Ответ: 118 тыс.руб.
14. Объем выпуска продукции 19204 тыс. руб., материальные затраты 6128 тыс. руб. Рассчитайте материалоемкость
продукции (записать цифрой)___________.
Ответ: 0,32 руб.
15. Остаток готовой продукции на начало года 2000 тыс.руб. Выпуск товарной продукции 96 000 тыс.руб. Остаток готовой
продукции на конец года 2200 тыс.руб. Отгрузка продукции за год составит (записать цифрой) ____________.
Ответ: 95 800 тыс.руб.
16. Рассчитать коэффициент ритмичности производства продукции по следующим данным: выпуск продукции в первую
декаду месяца по плану – 3060 тыс. руб., фактически – 2032 тыс. руб.; выпуск продукции во вторую декаду месяца по
плану – 3474 тыс. руб., фактически – 2894 тыс. руб.; выпуск продукции в третью декаду месяца по плану – 3366 тыс. руб.,
фактически – 5974 тыс. руб. (записать цифрой)___________.
Ответ: 0,84.
17. Рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и плановым фондом,
скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству продукции – это____________________________.
Ответ: относительное отклонение.

18. Денежные средства и иные неденежные активы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обращены в
денежные средства и/или проданы, и/или потреблены в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он
превышает 12 месяцев – это_______________.
Ответ: оборотные активы.
19. Показатель доли собственного капитала в составе всех источников финансирования –
это_____________________________.
Ответ: коэффициент автономии.
20. Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в
случае необходимости за счет собственных источников – это________________________.
Ответ: коэффициент маневренности.
21. Коэффициент_________________ характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых
для его финансовой устойчивости.
Ответ: обеспеченности собственными средствами.
22. Изучение основных показателей, коэффициентов, дающих объективную оценку текущего финансового состояния
организаций с целью принятия управленческих решений – это__________________.
Ответ: финансовый анализ.
23. Финансовый коэффициент, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к
краткосрочным обязательствам (текущим пассивам) – это______________________.
Ответ: коэффициент абсолютной ликвидности.
24. Финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам
(текущим пассивам) – это___________________.
Ответ: коэффициент текущей ликвидности.
25. Финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам
(текущим пассивам) – это____________________________.
Ответ: коэффициент быстрой ликвидности.
26. Способность организации рассчитываться по всем своим обязательствам (долгосрочным и краткосрочным) –
это_______________________.
Ответ: платежеспособность.
27. Общее время, в течение которого денежные средства вложены в запасы и дебиторскую задолженность –
это_____________________.
Ответ: операционный цикл.
28. Время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота – это___________________.
Ответ: финансовый цикл.
29. Показатель, характеризующий эффективность деятельности и соизмеряющий величину прибыли с общей суммой
затраченных и используемых ресурсов – это________________.
Ответ: рентабельность.
30. Отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости капитала – это___________________.
Ответ: оборачиваемость.
31. Рассчитайте коэффициент оборачиваемости капитала, если выручка (нетто) от продаж 75 000 тыс. руб; средняя сумма
совокупного капитала 40 000 тыс. руб. (записать цифрой).
Ответ: 1,9.
32. По данным отчетности организации выручка от продаж составляет 4500тыс. руб. Принимая валовую прибыль
организации (900 тыс.руб.) за сложившуюся в отчетном году маржинальную прибыль, а коммерческие и управленческие
расходы (157 тыс.руб. и 318 тыс.руб.) за условно-постоянные, рассчитайте запас финансовой прочности (тыс.руб.)
(записать цифрой).
Ответ: 2125 тыс.руб.
33. В процессе анализа бухгалтерского баланса получены следующие результаты: на начало года коэффициент текущей
ликвидности – 2,2, коэффициент обеспеченности собственными средствами – 0,148; на конец года – 2,1 и 0,146
соответственно. Определите коэффициент возможной утраты платежеспособности (записать цифрой).
Ответ: 1, 03
34. Предприятие имеет внеоборотные активы на сумму 6000 тыс. руб., долгосрочные обязательства - 3000 тыс. руб.,
текущие (оборотные) активы - 8000 тыс. руб., краткосрочные обязательства - 4000 тыс. руб., собственный капитал - 7000
тыс. руб. Собственный оборотный капитал составит (записать цифрой)___________________.
Ответ: 4000 тыс.руб.
35. Определить коэффициент текущей ликвидности, если денежные средства – 270 тыс.руб., запасы – 920 тыс.руб.,
дебиторская задолженность – 490 тыс.руб., долгосрочные обязательства – 1500 тыс.руб., краткосрочные обязательства –
1000 тыс.руб. (записать цифрой)_____________________.
Ответ: 1,7.

36. Себестоимость продукции предыдущего года 10,7 млн. руб., отчетного - 11,7 млн. руб. Товарная продукция
предыдущего года 12,9 млн. руб., отчетного года 13,3 млн. руб. Относительная экономия (перерасход) по себестоимости
продукции составит (записать цифрой)_____________.
Ответ: 0,68 млн.руб.

37. Рассчитать валовую прибыль, если выручка от продажи составляет 2000 тыс.руб., себестоимость продажи продукции –
1200 тыс. руб., сальдо операционных доходов и расходов +100 тыс. руб. (записать цифрой)__________________.
Ответ: 800 тыс.руб.

38. Рассчитать рентабельность продаж, если выручка от продаж составляет 2200 тыс.руб., прибыль от продаж – 600
тыс.руб. (записать целым числом в %)_________________.
Ответ: 27%.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент
превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент
хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным
материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь
отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент
превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент
хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным
материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь
отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Информационной базой внешнего финансового анализа является
А) бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия
Б) данные об организационно-техническом уровне производства
В) внутренняя финансовая отчетность предприятия.

2. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как
А) отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к величине краткосрочных обязательств
Б) отношение краткосрочных финансовых вложений к величине краткосрочных обязательств
В) отношение денежных средств к величине краткосрочных обязательств.

3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается как
А) отношение собственных оборотных средств к стоимости оборотных активов организации
Б) отношение разности между заемными источниками средств и стоимостью внеоборотных активов к стоимости оборотных
средств организации
В) отношение разности между общей величиной источников средств и стоимостью внеоборотных активов к стоимости
оборотных средств организации
4. При каком значении коэффициента соотношения заемных и собственных средств предприятие может приобрести
финансовую независимость от кредиторов
А) менее 1
Б) более 1
В) более 2

5. Укажите вариант, в котором перечисленные активы расположены в порядке убывания ликвидности:
А) незавершенное производство, готовая продукция, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства
Б) краткосрочные финансовые вложения, готовая продукция, денежные средства, незавершенное производство
В) денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, готовая продукция, незавершенное производство
Г) денежные средства, готовая продукция, краткосрочные финансовые вложения, незавершенное производство

6. Факторная модель для анализа рентабельности активов выглядит следующим образом
А) произведение рентабельности отдельного вида изделия и оборачиваемости (ресурсоотдачи) оборотных активов
Б) произведение рентабельности продаж и оборачиваемости (ресурсоотдачи) активов
В) отношение рентабельности продаж к рентабельности активов

7. Если трехмерный показатель S=(0,1,1), то
А) предприятие обладает абсолютной финансовой устойчивостью
Б) предприятие обладает нормальной финансовой устойчивостью
В) предприятие финансово неустойчиво

8. Коэффициент оборачиваемости запасов организации рассчитывается как
А) отношение себестоимости проданной продукции к средней величине запасов
Б) произведение коэффициента оборачиваемости оборотных активов и удельного веса запасов в составе оборотных активов
В) отношение выручки от продаж к периоду оборота запасов

9. Какие финансовые источники экономически правомерно использовать для формирования основных средств
А) собственный капитал и долгосрочные кредиты и займы
Б) собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы
В) долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность

10. Выберите формулу, при помощи которой определяется продолжительность оборота оборотных средств организации,
учитывая, что ОА - оборотные активы, Д - длительность анализируемого периода, В - выручка, ВА - внеоборотные активы.
А) Д / ОА
Б) Д х ОА / В
В) В/ ОА

11. Ликвидные средства представляют собой
А)активы, которые быстро и без потерь стоимости превращаются в денежные средства
Б) активы предприятия, которые подлежат немедленной реализации
В) собственные средства предприятия
Г) собственные оборотные средства

12. Коэффициент автономии показывает:
А) отношение собственных средств к долгосрочным заемным средствам
Б) отношение заемных средств к уставному капиталу.
В) удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. а
2. а
3. а
4. а
5. в
6. б
7. б
8. а
9. а
10. б
11. а
12. в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию
складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1

Примерные вопросы к зачету
1. Сущность и роль экономического анализа в рыночных условиях.
2. Виды экономического анализа.
3. Экономический анализ как база принятия управленческих решений.
4. Пользователи информации как субъекты финансового анализа.
5. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
6. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа.
7. Система формирования финансовых показателей.
8. Методы экономического анализа.
9. Экономико-математическое моделирование как основа проведения многофакторного анализа.
10. Методы факторного анализа.
11. Стандартные приемы (методы) финансового анализа.
12. Сущность и факторы финансового состояния.
13. Общая оценка структуры имущества организации и его источников по данным баланса.
14. Оценка и анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости.
15. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости.
16. Понятие ликвидности. Анализ абсолютных показателей ликвидности.
17. Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности.
18. Анализ платежеспособности организации. Прогнозирование банкротства.
19. Оборотные средства предприятий, их состав и структура.
20. Расчет собственных оборотных средств и оценка достаточности их объема.
21. Источники формирования и методика расчета потребности в оборотном капитале.
22. Анализ показателей оборачиваемости оборотных средств.
23. Расчет и анализ продолжительности операционного и финансового циклов.
24. Оценка эффективности использования оборотных средств.
25. Анализ временной и количественной структуры дебиторской и кредиторской задолженности.
26. Анализ движения денежных средств.
27. Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных активов.
28. Основные средства организаций: структура, износ, амортизация.
29. Анализ эффективности использования основных средств.
30. Сущность прибыли. Факторы, влияющие на прибыль.
31. Анализ показателей прибыли по данным отчетности.
32. Факторный анализ прибыли от продаж.
33. Показатели рентабельности, их анализ и оценка.
34. Факторный анализ рентабельности. Методы расчета влияния факторов.
35. Финансовый рычаг и расчет эффекта финансового рычага.
36. Экономическое содержание расходов организации, их виды и источники возмещения.
37. Анализ состава, структуры и динамики расходов организации.
38. Анализ постоянных и переменных расходов организации. Расчет и оценка маржинального дохода, порога
рентабельности и запаса финансовой прочности.
39. Операционный рычаг и оценка эффекта операционного рычага.
40. Показатели объема производства и продаж. Методика их расчета.
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на
поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на
поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный
ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и
орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ
отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена (зачета)
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный
вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает
дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по
проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания,
приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных
материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение
монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены
предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой
дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории,
слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные
ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и
последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей,
обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы,
незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать
аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности.
Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы
даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бариленко В.И. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. : Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глубокова, Людмила Геннадьевна Экономический анализ: Экономический анализ АлтГУ. - Барнаул , 2017 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. Г. Глубокова, М. Н. Семиколенова, В. Н. Стась Экономический анализ: учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ,, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3476
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://garant.park.ru/ — сайт компании «Гарант»
Э2 Курс в Moodle «Экономический анализ» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-
en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
7.3.1.10 Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
7.3.1.11 Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
7.3.1.12 Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочно-правовая система Консультант-Плюс: http://www.consultant.ru/;
Справочно-правовая система Гарант: http://www.garant.ru/;
сайт библиотеки АлтГУ:www.lib.asu.ru;
электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Для лучшего усвоения учебного материала необходимо использовать ЭУМК "Экономический анализ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3399