МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Программирование на Java и объектно-ориентированное программирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_Прикладная информатика_Профили-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 173
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 173 173 173 173
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Галина Николаевна

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рабочая программа дисциплины
Программирование на Java и объектно-ориентированное программирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование комплексного представления об объектно-ориентированном подходе в программировании на языке Java, особенностях разработки иерархий классов и использования контейнерных классов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен выполнять работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях
ПК-2.1 Знает модели жизненного цикла и методологии созданию информационных систем
ПК-2.2 Умеет выполнять базовые работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях
ПК-2.3 Владеет технологиями создания, внедрения, сопровождения и модификации информационных систем в прикладных областях
ПК-3Способен разрабатывать и применять программное обеспечение для процессов ETL, построения баз данных, хранилищ данных и аналитических решений на основе машинного обучения и искусственного интеллекта
ПК-3.1 Знает концепции баз данных, хранилищ данных, ETL, базовые технологии машинного обучения и искусственного интеллекта; готовые решения для ETL и анализа данных, интеллектуальные информационные системы
ПК-3.2 Умеет разрабатывать базы данных, хранилища данных, приложения ETL; применять готовые решения для ETL, анализа данных, машинного обучения и искусственного интеллекта
ПК-3.3 Владеет технологиями создания аналитических решений на основе машинного обучения и искусственного интеллекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает модели жизненного цикла и методологии созданию информационных систем.
Знает концепции баз данных, хранилищ данных, ETL, базовые технологии машинного обучения и искусственного интеллекта; готовые решения для ETL и анализа данных, интеллектуальные информационные системы.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет выполнять базовые работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях.
Умеет разрабатывать базы данных, хранилища данных, приложения ETL; применять готовые решения для ETL, анализа данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет технологиями создания, внедрения, сопровождения и модификации информационных систем в прикладных областях.
Владеет технологиями создания аналитических решений на основе машинного обучения и искусственного интеллекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в технологию разработки программ на языке Java
1.1. Синтаксис языка. Основные типы данных и операций языка Java. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
1.2. Синтаксис языка. Основные типы данных и операций языка Java. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
1.3. Синтаксис языка. Основные типы данных и операций языка Java. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 2. Основы программирования на языке Java
2.1. Ввод, вывод, ветвления, циклы. Массивы. Обработка исключений. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.2. Ввод, вывод, ветвления, циклы. Массивы. Обработка исключений. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.3. Ввод, вывод, ветвления, циклы. Массивы. Обработка исключений. Сам. работа 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.4. Методы. Передача параметров, возврат значений. Рекурсия. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.5. Методы. Передача параметров, возврат значений. Рекурсия. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.6. Методы. Передача параметров, возврат значений. Рекурсия. Сам. работа 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.7. Работа со строками. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.8. Работа со строками. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.9. Работа со строками. Сам. работа 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.10. Работа с файлами и файловой системой. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.11. Работа с файлами и файловой системой. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.12. Работа с файлами и файловой системой. Сам. работа 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 3. Объектно-ориентированное программирование
3.1. Представление объектов и классов. Реализация отношений между объектами и классами. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.2. Представление объектов и классов. Реализация отношений между объектами и классами. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.3. Представление объектов и классов. Реализация отношений между объектами и классами. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.4. Наследование, полиморфизм. Виртуальные методы. Абстрактные классы. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.5. Наследование, полиморфизм. Виртуальные методы. Абстрактные классы. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.6. Наследование, полиморфизм. Виртуальные методы. Абстрактные классы. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.7. Обобщённые типы и коллекции значений. Интерфейсы. Лямбда-выражения. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.8. Обобщённые типы и коллекции значений. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.9. Обобщённые типы и коллекции значений. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.10. Интерфейсы. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.11. Интерфейсы. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.12. Лямбда-выражения. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.13. Лямбда-выражения. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Разработка приложений баз данных в Java
4.1. Интерфейс JDBC. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.2. Интерфейс JDBC. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.3. Интерфейс JDBC. Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 5. Создание кроссплатформенных графических приложений на платформе Java
5.1. Инструментарий для создания кроссплатформенных графических приложений JavaFX. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
5.2. Инструментарий для создания кроссплатформенных графических приложений JavaFX. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
5.3. Инструментарий для создания кроссплатформенных графических приложений JavaFX. Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 6. Введение в Java EE
6.1. История развития.Установка IDE. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.2. История развития.Установка IDE. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.3. История развития.Установка IDE. Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.4. Сервлеты. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.5. Сервлеты. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.6. Сервлеты. Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.7. Java Server Pages. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.8. Java Server Pages. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.9. Java Server Pages. Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 7. Интерфейс в FXML
7.1. Основы интерфейса в FXML. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.2. Основы интерфейса в FXML. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.3. Основы интерфейса в FXML. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.4. Контроллеры и взаимодействие с пользователем. Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.5. Контроллеры и взаимодействие с пользователем. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.6. Контроллеры и взаимодействие с пользователем. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.7. Скрипты в FXML. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.8. Скрипты в FXML. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.9. Скрипты в FXML. Сам. работа 2 11 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.10. Панели компоновки. Элементы управления. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.11. Панели компоновки. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.12. Панели компоновки. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.13. Элементы управления. Лабораторные 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.14. Элементы управления. Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой Университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8382.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен выполнять работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
System.out.println(1.0 / 0);
}
а. ArithmeticException: / by zero
б. не позволит запустить код на выполнение
в. Infinity
г. NAN
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
int x = 125_121_148;
System.out.println(++x);
}
а. 125121148
б. 125121149
в. ошибка во время выполнения
г. ошибка на этапе компиляции
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
int a = 5;
System.out.println(a / 2);
}
а. 2.5
б. unhandled exception
в. 2
г. 1
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Какой модификатор доступа необходимо использовать, чтобы переменная была видна только в текущем классе?
а. protected
б. public
в. private
г. default (package visible)
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
String test = new String("Hello");
String test2 = new String("Hello");
System.out.println(test==test2);
}
а. false
б. true
в. Hello
г. Null
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
String test = "Hello";
String test2 = "Hello";
System.out.println(test==test2);
}
а. Hello
б. null
в. true
г. false
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
double a = 5;
System.out.println((int) a / 2);
}
а. 2.5
б. 2
в. unhandled exception
г. 1
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
int[] array = new int[]{11, 5, -4, 8, 4, 7};
for (int i = 0; i < array.length; i += 2) {
System.out.print(array[i]+" ");
}
}
а. 0 2 4
б. 11 -4 4
в. ArrayIndexOutOfBoundsException
г. 11
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
int[] array = new int[]{15, 5, -8, -6, 0, 7};
System.out.println(array[array.length - 1]);
}
а. 0
б. 6
в. 7
г. 5
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
byte x = 127;
x += 2;
System.out.println(x);
}
а. -127
б. compile error
в. runtime error
г. 129
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Какой модификатор доступа необходимо использовать, чтобы переменная была видна везде?
а. public
б. default (package visible)
в. protected
г. private
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
String s = "Hello";
System.out.println(s + (5 + 4));
}
а. Hello 5 4
б. Hello 54
в. Hello54
г. Hello9
ОТВЕТ: г

Вопрос 13. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
int a = 5;
System.out.println(a + 2);
}
а. 7
б. 52
в. 5+2
г. unhandled exception
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Что из нижеперечисленного является примитивным типом данных?
а. int
б. char
в. boolean
г. int[]
д. Integer
е. String
ОТВЕТ: абв

Вопрос 15. Какой результат работы данного кода?
public static void main(String[] args) {
int a = 5;
System.out.println(a + "2");
}
а. 52
б. unhandled exception
в. 5+2
г. 7
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В Java существует ______ простых типов данных. (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 8

2. Пакет разработчика Java, включающий в себя всё необходимое для разработки Java-приложений (компилятор javac, библиотеки классов, документацию, примеры кода и JVM – ____.
Ответ: JDK (Java Development Kit)

3. Набор инструкций, разработанных для исполнения на виртуальной машине Java (JVM) – ________.
Ответ: байткод

4. Методы класса в Java, которые вызываются при создании нового объекта этого класса __________.
Ответ: конструктор

5. Основная задача конструктора – ____________.
Ответ: инициализация полей нового объекта

6. Конструктор без параметров, который создается компилятором, если в классе не определен ни один конструктор – ____________.
Ответ: конструктор по умолчанию

7. К объектам стандартных классов immutable Java относятся ___________.
Ответ: String, Integer, Byte, Character, Short, Boolean, Long, Double, Float

8. Неизменяемые объекты (immutable objects) в Java – это ________________.
Ответ: объекты, которые нельзя изменить после их создания

9. Принцип, который позволяет скрыть детали реализации объекта от других объектов – ___________.
Ответ: инкапсуляция

10. Принцип, который позволяет создавать новые классы на основе уже существующих – ___________.
Ответ: наследование

11. Принцип, который позволяет объектам с одинаковым интерфейсом иметь различную реализацию – ___________.
Ответ: полиморфизм

12. В языке Java полиморфизм реализуется с помощью элементов объектно-ориентированного программирования, таких как ___________.
Ответ: классы, интерфейсы, абстрактные классы, методы

13. Возможность определения нескольких методов с одним и тем же именем, но с разными параметрами – ___________.
Ответ: перегрузка метода (overloading)

14. Возможность заменить реализацию метода из базового класса (или интерфейса), который уже определен в производном классе, с тем же именем, списком аргументов и типом возвращаемого значения – ___________.
Ответ: переопределение метода (override)

15. Класс – это ___________.
Ответ: шаблон, определяющий состояние и поведение объектов.

16. Объект – это ___________.
Ответ: экземпляр класса.

17. Класс в Java может содержать элементы: ___________.
Ответ: переменные класса, конструкторы, методы, вложенные классы, интерфейсы, перечисления, аннотации, статические блоки инициализации

18. Особенность использования ключевого слова «super» заключается в том, что оно позволяет ___________.
Ответ: обращаться к методам и свойствам родительского класса из дочернего класса

19. Наследование в Java реализуется с помощью ключевого слова ___________.
Ответ: extends

20. Уникальная строка, описывающая типы и порядок аргументов, а также возвращаемый тип метода – это ___________.
Ответ: сигнатура

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен разрабатывать и применять программное обеспечение для процессов ETL, построения баз данных, хранилищ данных и аналитических решений на основе машинного обучения и искусственного интеллекта

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Отношение, при котором один объект состоит из других объектов.
а. композиция
б. агрегация
в. паттерн
г. ассоциация
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Шаблон, содержащий только объявления методов, но не их реализацию.
а. интерфейс
б. агрегация
в. паттерн
г. ассоциация
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Первый этап, который выполняется в ETL
а. загрузка (load)
б. извлечение (extract)
в. преобразование (transform)
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Что позволяет создавать GUI Builder в среде IDE?
а. профессиональные графические интерфейсы без наличия знаний о работе с диспетчерами компоновки
б. унифицированную архитектуру для хранения и управления группой объектов
в. упорядоченную последовательность элементов
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Что представляет собой проект среды IDE?
а. группу исходных файлов Java и связанные с ними метаданные, включая файлы свойств проекта, сценарий сборки Ant, управляющий параметрами сборки и выполнения, файл project.xml, отображающий целевые элементы Ant для команд среды IDE
б. набор файлов с классами
в. набор специальных файлов и библиотек
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Что такое сериализация?
а. процесс разделения данных по категриям
б. процесс восстановления состояния объекта из байтового потока
в. процесс записи состояния объекта в поток
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Фреймворк для работы с реляционными базами данных в Java ________________.
Ответ: Hibernate

2. JPA (Java Persistence API) – это ____________.
Ответ: стандарт для работы с объектно-реляционным отображением (ORM) в Java

3. Каскадность (Cascade) – это __________.
Ответ: механизм в Hibernate, позволяющий автоматически распространять операции сохранения, обновления или удаления сущности на связанные с ней объекты

4. Entity Manager – это _______________.
Ответ: интерфейс в JPA, который предоставляет API для управления жизненным циклом сущностей

5. Класс в Java, который позволяет проверять утверждения (assertions) и генерировать ошибку AssertionError в случае нарушения этих утверждений – это________________.
Ответ: класс Assert

6. Иерархия коллекций в Java Collection Framework выглядит следующим образом: ___________.
Ответ: Collection, List, Set, Queue, Deque, Map, SortedSet, SortedMap

7. _________ – это программа во время выполнения.
Ответ: процесс

8. ETL – это _________.
Ответ: функции базы данных для извлечения, преобразования и загрузки данных

9. JDBC – это _________.
ОТВЕТ: Java Database Connectivity – набор программных интерфейсов, предоставляемых Java, позволяющий разработчикам устанавливать соединение с базами данных и выполнять операции CRUD (Create, Read, Update, Delete) на данных, хранящихся в базе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце второго семестра зачета, в конце третьего семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация (зачет)» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=499641
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 25.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коузен К. Современный Java: рецепты программирования: "ДМК Пресс", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Уорбэртон Р. Лямбда-выражения в Java 8. Функциональное программирование – в массы: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Руководство по языку программирования Java metanit.com
Э2 Java Documentation docs.oracle.com
Э3 Курс в Moodle "Программирование на Java и объектно-ориентированное программирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Гарант (http://www.garant.ru)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит с основными понятиями по теме, алгоритмами, методами решения задач. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям, зачету и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.