МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Начертательная геометрия. Инженерная графика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 171
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 16 16 16 16
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 171 171 171 171
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Мозговой Н.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Начертательная геометрия. Инженерная графика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Темерев С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Темерев С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения элементов начертательной геометрии – развитие пространственного представления, изучения свойств различных геометрических объектов, а также правил построения и чтения чертежей.
Цель изучения технического черчения – формирование основных знаний по графическому отображению деталей и простых сборочных единиц: изучение правил и стандартов графического оформления технической документации на основные объекты проектирования в соответствии со специальностью.
Основная задача дисциплины – изучение и практическое освоение методов выполнения чертежей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях и навыках геометрии и черчении.
метод построения проекций геометрических объектов и приобрести навыки восприятия и представления в объемном виде геометрического объекта по его проекциям;
основные правила выполнения и чтения чертежей технических объектов (элементов деталей, деталей, соединения деталей и сборочных единиц);
основные правила и нормы выполнения чертежей, установленные стандартами ЕСКД; развить пространственные представления;
3.2.Уметь:
3.2.1.читать и самостоятельно выполнять чертежи различных изделий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с системой геометрических объектов (точка, линия, поверхность, тело) и основными операциями геометрического моделирования;
теоретическими основами и закономерностями построения и чтения отдельных изображений и чертежей геометрических объектов (точек, прямых, плоскостей, наиболее употребляемых кривых линий, поверхностей и объёмных тел);
основными положениями иерархической структуры объектов машиностроения (машина, узел, сборка, деталь, функциональный элемент), принципами формирования деталей из элементов, сборок из деталей, узлов из сборок;
правилами и стандартами изображения технических объектов на чертежах;
правилами нанесения размеров элементов, деталей и узлов;
правилами оформления конструкторской документации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые геометрические объекты. Методы проецирования. Плоскость
1.1. Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Чертеж Монжа. Образование чертежа на двух и трех плоскостях проекции. Координатный метод задания точки на чертеже. Лабораторные 3 4 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Плоскость. Задание плоскости на чертеже. Расположение плоскости относительно плоскостей проекций. Главные линии плоскости. Позиционные задачи на плоскости. Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Способы преобразования проекций
2.1. Способы преобразования проекций Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Способы преобразования проекций Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Вращение вокруг проецирующей оси. Вращение вокруг линий уровня. Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Поверхности
3.1. Классификация поверхностей. Принцип образования поверхностей. Определитель и закон каркаса поверхности. Точка на поверхности. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Линейчатые поверхности. Линейчатые развертываемые поверхности. Поверхности с плоскостью параллелизма. Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Линейчатые поверхности. Линейчатые развертываемые поверхности. Поверхности с плоскостью параллелизма. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Винтовые поверхности. Прямая, наклонная, конволютный и развертываемый геликоиды. Поверхность вращения. Свойства основных поверхностей вращения. Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Геометрическое черчение
4.1. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Сам. работа 3 14 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Уклон, конусность, лекальные кривые, сопряжения Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Проекционное черчение
5.1. Проекционное черчение Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Проекционное черчение Сам. работа 3 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Виды. Разрезы. Сечения. Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Виды. Разрезы. Сечения. Сам. работа 3 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.5. Построение третьей проекции по двум заданным. Аксонометрические проекции. Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Соединения деталей
6.1. Соединения деталей Практические 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Соединения деталей Сам. работа 3 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Разъемные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые. Крепежные изделия. Сам. работа 3 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Зачет 3 0 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Эскизирование деталей
7.1. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Технический рисунок Сам. работа 3 13 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Сборочные единицы
8.1. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Лабораторные 3 4 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.3. Нанесение размеров на рабочем чертеже. Сам. работа 3 13 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.4. Спецификация. Сам. работа 3 12 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Деталирование чертежа общего вида
9.1. Деталирование чертежа общего вида Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Рабочие чертежи деталей. Требования к рабочим чертежам Сам. работа 3 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.3. Деталирование чертежа общего вида Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.4. Деталирование чертежа общего вида Сам. работа 3 13 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.5. Экзамен 3 13 ОПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5359


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В каких единицах указываются линейные размеры на чертежах:
а) в дюймах
б) в сантиметрах
в) в миллиметрах без указания единицы измерения
Ответ: в

2. Линия для изображения осевых и центровых линий:
а) сплошная толстая основная
б) штрих – пунктирная тонкая
в) сплошная волнистая
Ответ: б

3. Расстояние между размерной линией и линией контура изображения на чертеже:
а) 5 мм
б) 15 мм
в) 10 мм
Ответ: в

4. Угол линий штриховки изображения разреза:
а) 10
б) 45
в) 15
Ответ: б

5. Графическое поле чертежа должно быть заполнено на:
а) 35 %
б) 45 %
в) 75 %
Ответ: в

6. Формат А4:
а) 594 х 841
б) 210 х 297
в) 297 х 420
Ответ: б

7. Формат А3:
а) 297 х 420
б) 594 х 841
в) 210 х 297
Ответ: а

8. Формат А1:
а) 297 х 420
б) 210 х 297
в) 594 х 841
Ответ: в

9. Чертежом называется:
а) графическое изображение изделия или его части на плоскости, передающее с определенными условностями в выбранном масштабе его геометрическую форму и размеры
б) графическое изображение изделия или его части на плоскости
в) графическое изображение изделия на плоскости, передающее его геометрическую форму и размеры
Ответ: а

10. Перечислить факторы, от которых зависит задание размеров:
а) масштаб чертежа
б) конструкция изделия, технология изготовления изделия
в) формат чертежа
Ответ: б

11. Какие преимущества предоставляют цифровые технологии по сравнению с традиционными форматами преподавания?
а) возможность практически бесконечного воспроизведения информации без ущерба для качества;
б) широкий диапазон типов информации, с которой работают цифровые технологии (текст, медиа и т.п.);
в) высокая скорость передачи информации;
г) высокая защищенность технологических и организационных инноваций.
Ответ: б

12. Какой признак позволяет идентифицировать цифровую экономику?
а) информатизация сферы управления;
б) интеграция физических и цифровых объектов в сфере производства и потребления;
в) формирование сетевой модели экономической деятельности;
г) развитие интернет-коммуникаций как средства обмена информацией.
Ответ: б

13. Каких изменений в организации экономической деятельности в меньшей степени требуют цифровые технологии?
а) изменение бизнес-моделей;
б) изменение организационных структур;
в) формирование цифровой культуры;
г) трансформации этических норм.
Ответ: г

14. Информационная компетентность предполагает наличие умения
а. умение писать и считать
б. умение составлять план рассказа
в. умение находить требуемую информацию в различных источниках
г. умение организовывать творческие мероприятия
Ответ: в

15. Что считать информатизацией образовании
а. процесс, направленный на повышение качества содержания образования, замена традиционных (печатных) информационных технологий на более эффективные электронные (ИКТ) во всех видах деятельности.
б. процесс развития социально- гуманитарного образования
в. интернационализация и гуманитаризация образования при слиянии разных образовательных систем
г. научное осмысление современного образования как системы смены образовательных парадигм от традиционной к развивающей модели обучения
Ответ: а


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Формат чертежа обозначается буквой и ___________
Ответ: цифрой
2. Линии _________ тонкие используются в качестве размерных:

Ответ: сплошные

3. Размерами ____________определяются форматы чертежных листов
Ответ: размерами внешней рамки

4. На чертежах масштаб обозначают буквой ___________
Ответ: М

5. Масштаб увеличения изображения в два раза проставляется на чертеже__
Ответ: 2 : 1

6. На чертеже длина детали равна 100 мм, а при принятом масштабе 1 : 1 проставляется размер____
Ответ: 100
7. Масштаб уменьшения изображения в два раза проставляется на чертеже__
Ответ: 1 : 2

8. Размер шрифта h определяется следующими элементами высотой прописных букв в ___________
Ответ: миллиметрах

9. Масштаб уменьшения изображения в пять раз обозначается
Ответ: 1 : 5

10. Штрих-пунктирная тонкая линия предназначена для вычерчивания____ линий:
Ответ: осевых

11. Относительно толщины сплошной _________, основной линии задается толщина всех других линий чертежа:
Ответ: толстой

12. Для изображения невидимого контура применяется_________ линия
Ответ: штриховая

13. Размер шрифта h определяется следующими элементами высотой __________ букв в миллиметрах
Ответ: прописных

14. Размерную линию проводят __________ для указания размера отрезка:
а) совпадающую с данным отрезком
Ответ: параллельно

15. В надписи 3 х 45° цифра 3 обозначает__________
Ответ: высоту фаски

16. В надписи 3 х цифра 45° обозначает__________
Ответ: величину угла

17. Формат А4 имеет размеры________х297мм
Ответ: 210

18. В зависимости от внешней рамки выбирается ______ чертежного листа:
Ответ: формат

19. Линии сплошные _________ используются в качестве размерных:
Ответ: тонкие

20. Линейные размеры на чертежах указываются в______________:
Ответ: в миллиметрах

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета, в четвертом - экзаменом.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), лабораторные работы и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к зачету.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5359. Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Основные сведения по оформлению чертежей
2. Чертёжный шрифт и выполнение надписей на чертежах
3. Основные правила нанесения размеров
4. Геометрические построения и приёмы вычерчивания контуров технических деталей
5. Общие сведения о видах проецирования, проецирование точки и прямой.
6. Аксонометрические проекции
7. Проецирование геометрических тел
8. Сечение геометрических тел плоскостями
9. Взаимное пересечение поверхностей тел
10. Проекции моделей
11. Плоские фигуры и геометрические тела


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алдохина Н. П., Вихрова Т. В. Начертательная геометрия. Инженерная графика: Учебная литература для ВУЗов СПбГАУ, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение: учебник М.: Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов М. А., Лазарев С. И., Вязовов С. А. Начертательная геометрия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 biblioclub.ru
Л2.2 В.В. Дергач, И.Г. Борисенко, А.К. Толстихин Начертательная геометрия : учебник Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364555
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Начертательная геометрия. Инженерная графика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.
Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо воспользоваться материалами основной и дополнительной учебной литературы, конспектами лекций, внимательно изучить задание, определить круг вопросов. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
Вопросы по подготовке к (семинарскому) занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Подготовка к лабораторным работам: лабораторное занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, направленная на творческое усвоение теоретических основ учебной дисциплины и получение практических навыков исследования путем постановки, проведения, обработки и представления результатов эксперимента на основе практического использования различных средств (наблюдения, измерения, контроля, вычислительной техники), приобретения навыков опыта творческой деятельности.
Цель лабораторного занятия – практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемой дисциплины при использовании специальных средств.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторным работам, оформлению отчетов и защите лабораторных работ включает проработку и анализ теоретического материала, описание проделанной экспериментальной работы с приложением графиков, таблиц, расчетов, а также самоконтроль знаний по теме лабораторной работы с помощью контрольных вопросов и заданий.
Каждый студент ведет рабочую тетрадь или портфолио с видами графических работ, оформление которых должно отвечать предъявляемым требованиям. При подготовке к лабораторным занятиям необходимо заранее изучить методические рекомендации по его проведению. Обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы занятия.
В случае отсутствия на занятии студент должен отработать его в специально отведенное для этого время (по графику отработок пропущенных занятий, который вывешивается на доске объявлений в лаборатории). Под руководством преподавателя исправить допущенные ошибки в содержании и оформлении тетради и представить ее на проверку.