Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 171 | 171 | 171 | 171 |
Часы на контроль | 13 | 13 | 13 | 13 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Темерев С.В.
1.1. | Цель изучения элементов начертательной геометрии – развитие пространственного представления, изучения свойств различных геометрических объектов, а также правил построения и чтения чертежей. Цель изучения технического черчения – формирование основных знаний по графическому отображению деталей и простых сборочных единиц: изучение правил и стандартов графического оформления технической документации на основные объекты проектирования в соответствии со специальностью. Основная задача дисциплины – изучение и практическое освоение методов выполнения чертежей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных понятиях и навыках геометрии и черчении. метод построения проекций геометрических объектов и приобрести навыки восприятия и представления в объемном виде геометрического объекта по его проекциям; основные правила выполнения и чтения чертежей технических объектов (элементов деталей, деталей, соединения деталей и сборочных единиц); основные правила и нормы выполнения чертежей, установленные стандартами ЕСКД; развить пространственные представления; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | читать и самостоятельно выполнять чертежи различных изделий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с системой геометрических объектов (точка, линия, поверхность, тело) и основными операциями геометрического моделирования; теоретическими основами и закономерностями построения и чтения отдельных изображений и чертежей геометрических объектов (точек, прямых, плоскостей, наиболее употребляемых кривых линий, поверхностей и объёмных тел); основными положениями иерархической структуры объектов машиностроения (машина, узел, сборка, деталь, функциональный элемент), принципами формирования деталей из элементов, сборок из деталей, узлов из сборок; правилами и стандартами изображения технических объектов на чертежах; правилами нанесения размеров элементов, деталей и узлов; правилами оформления конструкторской документации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Базовые геометрические объекты. Методы проецирования. Плоскость | ||||||
1.1. | Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Чертеж Монжа. Образование чертежа на двух и трех плоскостях проекции. Координатный метод задания точки на чертеже. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Плоскость. Задание плоскости на чертеже. Расположение плоскости относительно плоскостей проекций. Главные линии плоскости. Позиционные задачи на плоскости. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Способы преобразования проекций | ||||||
2.1. | Способы преобразования проекций | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Способы преобразования проекций | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Вращение вокруг проецирующей оси. Вращение вокруг линий уровня. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Поверхности | ||||||
3.1. | Классификация поверхностей. Принцип образования поверхностей. Определитель и закон каркаса поверхности. Точка на поверхности. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Линейчатые поверхности. Линейчатые развертываемые поверхности. Поверхности с плоскостью параллелизма. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Линейчатые поверхности. Линейчатые развертываемые поверхности. Поверхности с плоскостью параллелизма. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Винтовые поверхности. Прямая, наклонная, конволютный и развертываемый геликоиды. Поверхность вращения. Свойства основных поверхностей вращения. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Геометрическое черчение | ||||||
4.1. | Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Уклон, конусность, лекальные кривые, сопряжения | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Проекционное черчение | ||||||
5.1. | Проекционное черчение | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Проекционное черчение | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Виды. Разрезы. Сечения. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Виды. Разрезы. Сечения. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Построение третьей проекции по двум заданным. Аксонометрические проекции. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Соединения деталей | ||||||
6.1. | Соединения деталей | Практические | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Соединения деталей | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Разъемные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые. Крепежные изделия. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Зачет | 3 | 0 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 7. Эскизирование деталей | ||||||
7.1. | Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Технический рисунок | Сам. работа | 3 | 13 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Сборочные единицы | ||||||
8.1. | Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
8.3. | Нанесение размеров на рабочем чертеже. | Сам. работа | 3 | 13 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
8.4. | Спецификация. | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Деталирование чертежа общего вида | ||||||
9.1. | Деталирование чертежа общего вида | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Рабочие чертежи деталей. Требования к рабочим чертежам | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
9.3. | Деталирование чертежа общего вида | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
9.4. | Деталирование чертежа общего вида | Сам. работа | 3 | 13 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
9.5. | Экзамен | 3 | 13 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5359 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. В каких единицах указываются линейные размеры на чертежах: а) в дюймах б) в сантиметрах в) в миллиметрах без указания единицы измерения Ответ: в 2. Линия для изображения осевых и центровых линий: а) сплошная толстая основная б) штрих – пунктирная тонкая в) сплошная волнистая Ответ: б 3. Расстояние между размерной линией и линией контура изображения на чертеже: а) 5 мм б) 15 мм в) 10 мм Ответ: в 4. Угол линий штриховки изображения разреза: а) 10 б) 45 в) 15 Ответ: б 5. Графическое поле чертежа должно быть заполнено на: а) 35 % б) 45 % в) 75 % Ответ: в 6. Формат А4: а) 594 х 841 б) 210 х 297 в) 297 х 420 Ответ: б 7. Формат А3: а) 297 х 420 б) 594 х 841 в) 210 х 297 Ответ: а 8. Формат А1: а) 297 х 420 б) 210 х 297 в) 594 х 841 Ответ: в 9. Чертежом называется: а) графическое изображение изделия или его части на плоскости, передающее с определенными условностями в выбранном масштабе его геометрическую форму и размеры б) графическое изображение изделия или его части на плоскости в) графическое изображение изделия на плоскости, передающее его геометрическую форму и размеры Ответ: а 10. Перечислить факторы, от которых зависит задание размеров: а) масштаб чертежа б) конструкция изделия, технология изготовления изделия в) формат чертежа Ответ: б 11. Какие преимущества предоставляют цифровые технологии по сравнению с традиционными форматами преподавания? а) возможность практически бесконечного воспроизведения информации без ущерба для качества; б) широкий диапазон типов информации, с которой работают цифровые технологии (текст, медиа и т.п.); в) высокая скорость передачи информации; г) высокая защищенность технологических и организационных инноваций. Ответ: б 12. Какой признак позволяет идентифицировать цифровую экономику? а) информатизация сферы управления; б) интеграция физических и цифровых объектов в сфере производства и потребления; в) формирование сетевой модели экономической деятельности; г) развитие интернет-коммуникаций как средства обмена информацией. Ответ: б 13. Каких изменений в организации экономической деятельности в меньшей степени требуют цифровые технологии? а) изменение бизнес-моделей; б) изменение организационных структур; в) формирование цифровой культуры; г) трансформации этических норм. Ответ: г 14. Информационная компетентность предполагает наличие умения а. умение писать и считать б. умение составлять план рассказа в. умение находить требуемую информацию в различных источниках г. умение организовывать творческие мероприятия Ответ: в 15. Что считать информатизацией образовании а. процесс, направленный на повышение качества содержания образования, замена традиционных (печатных) информационных технологий на более эффективные электронные (ИКТ) во всех видах деятельности. б. процесс развития социально- гуманитарного образования в. интернационализация и гуманитаризация образования при слиянии разных образовательных систем г. научное осмысление современного образования как системы смены образовательных парадигм от традиционной к развивающей модели обучения Ответ: а Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: 85 % - отлично 70 % - хорошо 50 % - удовлетворительно Менее 50 % - неудовлетворительно ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Формат чертежа обозначается буквой и ___________ Ответ: цифрой 2. Линии _________ тонкие используются в качестве размерных: Ответ: сплошные 3. Размерами ____________определяются форматы чертежных листов Ответ: размерами внешней рамки 4. На чертежах масштаб обозначают буквой ___________ Ответ: М 5. Масштаб увеличения изображения в два раза проставляется на чертеже__ Ответ: 2 : 1 6. На чертеже длина детали равна 100 мм, а при принятом масштабе 1 : 1 проставляется размер____ Ответ: 100 7. Масштаб уменьшения изображения в два раза проставляется на чертеже__ Ответ: 1 : 2 8. Размер шрифта h определяется следующими элементами высотой прописных букв в ___________ Ответ: миллиметрах 9. Масштаб уменьшения изображения в пять раз обозначается Ответ: 1 : 5 10. Штрих-пунктирная тонкая линия предназначена для вычерчивания____ линий: Ответ: осевых 11. Относительно толщины сплошной _________, основной линии задается толщина всех других линий чертежа: Ответ: толстой 12. Для изображения невидимого контура применяется_________ линия Ответ: штриховая 13. Размер шрифта h определяется следующими элементами высотой __________ букв в миллиметрах Ответ: прописных 14. Размерную линию проводят __________ для указания размера отрезка: а) совпадающую с данным отрезком Ответ: параллельно 15. В надписи 3 х 45° цифра 3 обозначает__________ Ответ: высоту фаски 16. В надписи 3 х цифра 45° обозначает__________ Ответ: величину угла 17. Формат А4 имеет размеры________х297мм Ответ: 210 18. В зависимости от внешней рамки выбирается ______ чертежного листа: Ответ: формат 19. Линии сплошные _________ используются в качестве размерных: Ответ: тонкие 20. Линейные размеры на чертежах указываются в______________: Ответ: в миллиметрах КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. «Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др. «Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками. «Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета, в четвертом - экзаменом. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), лабораторные работы и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к зачету. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5359. Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 1. Основные сведения по оформлению чертежей 2. Чертёжный шрифт и выполнение надписей на чертежах 3. Основные правила нанесения размеров 4. Геометрические построения и приёмы вычерчивания контуров технических деталей 5. Общие сведения о видах проецирования, проецирование точки и прямой. 6. Аксонометрические проекции 7. Проецирование геометрических тел 8. Сечение геометрических тел плоскостями 9. Взаимное пересечение поверхностей тел 10. Проекции моделей 11. Плоские фигуры и геометрические тела КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Алдохина Н. П., Вихрова Т. В. | Начертательная геометрия. Инженерная графика: Учебная литература для ВУЗов | СПбГАУ, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Чекмарев А.А. | Начертательная геометрия и черчение: учебник | М.: Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузнецов М. А., Лазарев С. И., Вязовов С. А. | Начертательная геометрия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | В.В. Дергач, И.Г. Борисенко, А.К. Толстихин | Начертательная геометрия : учебник | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364555 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Начертательная геометрия. Инженерная графика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
501К | лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов. |
419К | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; | Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед. |
Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя. Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо воспользоваться материалами основной и дополнительной учебной литературы, конспектами лекций, внимательно изучить задание, определить круг вопросов. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов. В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме. Вопросы по подготовке к (семинарскому) занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю. Подготовка к лабораторным работам: лабораторное занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, направленная на творческое усвоение теоретических основ учебной дисциплины и получение практических навыков исследования путем постановки, проведения, обработки и представления результатов эксперимента на основе практического использования различных средств (наблюдения, измерения, контроля, вычислительной техники), приобретения навыков опыта творческой деятельности. Цель лабораторного занятия – практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемой дисциплины при использовании специальных средств. Самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторным работам, оформлению отчетов и защите лабораторных работ включает проработку и анализ теоретического материала, описание проделанной экспериментальной работы с приложением графиков, таблиц, расчетов, а также самоконтроль знаний по теме лабораторной работы с помощью контрольных вопросов и заданий. Каждый студент ведет рабочую тетрадь или портфолио с видами графических работ, оформление которых должно отвечать предъявляемым требованиям. При подготовке к лабораторным занятиям необходимо заранее изучить методические рекомендации по его проведению. Обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы занятия. В случае отсутствия на занятии студент должен отработать его в специально отведенное для этого время (по графику отработок пропущенных занятий, который вывешивается на доске объявлений в лаборатории). Под руководством преподавателя исправить допущенные ошибки в содержании и оформлении тетради и представить ее на проверку. |