МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проекты в современной социологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СМиР-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Зав каф, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Проекты в современной социологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами теоретических знаний и практического опыта в области командной работы над авторскими проектами в современной социологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы
выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей
соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией,знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4. Проектирует решение задачи,выбирая оптимальный способ ее решения,оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их
правовой и этической оценки,коммуникативными навыками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы проектной деятельности
1.1. Сущность и специфика проектной деятельности Лабораторные 2 1 Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.2. Сущность и специфика проектной деятельности Сам. работа 2 14 Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.3. Жизненный цикл проекта Лабораторные 2 1 Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.4. Жизненный цикл проекта Сам. работа 2 12 Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.5. Концепция проекта: понятие и структурные элементы Лабораторные 2 1 Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.6. Концепция проекта: понятие и структурные элементы Сам. работа 2 25 Л2.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 2. Социологическое обеспечение проектной деятельности
2.1. Анализ вторичных данных на подготовительном этапе проектирования Лабораторные 2 1 Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.1
2.2. Анализ вторичных данных на подготовительном этапе проектирования Сам. работа 2 4 Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.1
2.3. Методический арсенал эмпирической социологии для анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта Лабораторные 2 1 Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.1
2.4. Методический арсенал эмпирической социологии для анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта Сам. работа 2 16 Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.1
Раздел 3. Командная работа над авторскими проектами
3.1. Социологический анализ проблемной ситуации Лабораторные 2 1 Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.2. Социологический анализ проблемной ситуации Сам. работа 2 10 Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.3. Разработка концепции проекта Лабораторные 2 1 Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.4. Разработка концепции проекта Сам. работа 2 11 Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.5. Презентация концепции проекта Лабораторные 2 1 Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.6. Презентация концепции проекта Сам. работа 2 4 Л2.3, Л2.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы
1. Понятие социального проекта.
2. Философские аспекты социального проектирования.
3. Основные подходы к социальному проектированию.
4. Основные сферы реализации социальных проектов.
5. Подготовка проекта к реализации: основные принципы и инструменты.
6. Реализация проекта
7. Завершение проекта, методы оценки эффективности.
8. Понятие концепции социального проекта.
9. Актуальность, цель и задачи социального проекта.
10. Основное содержание социального проекта.
11. Целевая группа, источники финансирования социального проекта.
12. Критерии эффективности социального проекта.
13. Сущность и предназначение вторичных данных.
14. Основные источники вторичных данных.
15. Методы анализа вторичных данных.
16. Методы визуализации анализа вторичных данных.
17. Количественные и качественные социологические методы
18. Опросные методики анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта.
19. Отдельные социологические методы для анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта: фокус-группа, контент-анализ, глубинное интервью, социометрия и т.д.

Практические задания
1. Оценка значимости реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
2. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
3. Описание необычного способа привлечения спонсоров к реализации социального проекта.
4. Формулировка критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
5. Экспертиза социального проекта.
6. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Миграционное поведение как стратегия реализации жизненных планов молодежи Алтайского края
2. Ценность здоровья в представлениях студентов АГУ
3. Участие лиц пенсионного возраста в общественной жизни г. Барнаула
4. Современные формы социального протеста студенческой молодежи г. Барнаула
5. Региональная идентичность населения Алтайского края
6. Доверие населения города Барнаула социальным институтам как фактор развития гражданского общества
7. Политическое поведение населения Алтайского края
8. Профессиональные ориентации молодежи Алтайского края
9. Ценностные ориентации и образ жизни среднего класса в Алтайском крае
10. Образ современной городской семьи в представлениях молодежи г. Барнаула
11. Формы и мотивы экопотребления в Алтайском крае
12. Социально-политическая активность студенческой молодежи г. Барнаула
13. Особенности организации досуговой деятельности в разных возрастных группах населения г. Барнаула
14. Современные представления молодежи Алтайского края о феминизме
15. Визуальная среда современного города в представлениях студенческой молодежи
16. Профессиональная самореализация выпускников вузов города Барнаула
17. Образ России и русских в представлениях современной молодежи г. Барнаула
18. Социальные факторы противоправного поведения молодежи в Алтайском крае
19. Местное самоуправление как институт развития социальной активности населения Алтайского края
20. Представления молодежи Алтайского края о здоровом образе жизни в городской среде
21. Состояние и перспективы развития образовательной миграции в Алтайском крае
22. Современное состояние и перспективы развития молодежного рынка труда в Алтайском крае
23. Справедливость российского общества в оценках студентов г. Барнаула
24. Социальная реклама в оценках студенческой молодежи (на примере города Барнаула)
25. Оценка уровня коррупции жителями г. Барнаула
26. Отношение населения г. Барнаула к избирательной системе РФ
27. Феномен сексуальных меньшинств в оценках студентов
28. Критерии негативного девиантного поведения в представлениях сельских жителей
29. Российский средний класс в представлениях студенческой молодежи г. Барнаула
30. Характер вовлеченности студентов факультета социологии АлтГУ в научно-исследовательскую деятельность
31. Мотивы миграции сельской молодежи в города
32. Отношение студенческой молодежи к внешней политике России
33. Отношение студенческой молодежи к социальному феномену чайлдфри
34. Жизненные ценности и цели современной студенческой молодежи
35. Феномен дауншифтинга в оценках студенческой молодежи г. Барнаула
36. Содержание жизненных ценностей современной студенческой молодежи
37. Соотношение традиционных и инновационных форм социальной коммуникации у молодежи и пожилых людей в г. Барнауле
38. Уровень доверия студенческой молодежи г. Барнаула к средствам массовой информации
39. Критерии выбора места отдыха трудоспособными гражданами г. Барнаула
40. Представления о феномене нравственности у современной студенческой молодежи г. Барнаул
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы
1. Понятие социального проекта.
2. Философские аспекты социального проектирования.
3. Основные подходы к социальному проектированию.
4. Основные сферы реализации социальных проектов.
5. Подготовка проекта к реализации: основные принципы и инструменты.
6. Реализация проекта
7. Завершение проекта, методы оценки эффективности.
8. Понятие концепции социального проекта.
9. Актуальность, цель и задачи социального проекта.
10. Основное содержание социального проекта.
11. Целевая группа, источники финансирования социального проекта.
12. Критерии эффективности социального проекта.
13. Сущность и предназначение вторичных данных.
14. Основные источники вторичных данных.
15. Методы анализа вторичных данных.
16. Методы визуализации анализа вторичных данных.
17. Количественные и качественные социологические методы
18. Опросные методики анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта.
19. Отдельные социологические методы для анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта: фокус-группа, контент-анализ, глубинное интервью, социометрия и т.д.

Практические задания
1. Оценка значимости реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
2. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
3. Описание необычного способа привлечения спонсоров к реализации социального проекта.
4. Формулировка критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
5. Экспертиза социального проекта.
6. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/453517
Л1.2 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/453516
Л1.3 Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/490694
Л1.4 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/492995
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горшков, М. К. Прикладная социология + практикум в ЭБС: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/489924
Л2.2 Зуб, Анатолий Тимофеевич Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2022 urait.ru
Л2.3 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2024 urait.ru
Л2.4 Могильчак, Е. Л. Методика социологического исследования. Выборочный метод: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/492151
Л2.5 под общей редакцией В. А. Семенова, В. Г. Зарубина Методика и техника социологических исследований: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/495114
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.