МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление в органах государственной власти

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 81
индивидуальные консультации 8
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 81 81 81 81
Консультации 8 8 8 8
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление в органах государственной власти

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Управление в органах государственной власти» являются:
сформировать понимание закономерностей функционирования органов государственной власти в РФ;
научить оценивать адекватность осуществления управления в органах государственной власти РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
ОПК-3.1 Знает научные теории, концепции, подходы и социальные технологии
ОПК-3.2 Умеет выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения
ОПК-3.3 Владеет навыками использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий в прогнозировании социальных явлений и процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику прогнозирования социальных явлений и процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять социальнозначимые проблемы и вырабатывать пути их решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий в прогнозировании социальных явлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Особенности государственного управления в РФ Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности государственного управления в РФ Сам. работа 2 24 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Особенности государственного управления в РФ Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Законодательные органы в системе государственного управления РФ Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Законодательные органы в системе государственного управления РФ Практические 2 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Законодательные органы в системе государственного управления РФ Сам. работа 2 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Управление в органах исполнительной власти РФ Практические 2 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Управление в органах исполнительной власти РФ Сам. работа 2 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Управление в органах судебной власти РФ Практические 2 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Управление в органах судебной власти РФ Сам. работа 2 21 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Социальная и этическая ответственность за принятые решения в системе управления в органах государственной власти Практические 2 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Социальная и этическая ответственность за принятые решения в системе управления в органах государственной власти Сам. работа 2 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Экзамен 2 9 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Консультации 2 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции
ОПК-3. Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
ОПК-3.1. Знает специфику прогнозирования социальных явлений и процессов;
ОПК-3.2. Умеет выявлять социальнозначимые проблемы и вырабатывать пути их решения;
ОПК-3.3. Владеет навыками использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий в прогнозировании социальных явлений


Примеры заданий закрытого типа

1.Высшим непосредственным выражением власти народа является…
А) референдум
Б) суверенитет
В) разделение властей
Г) разграничение предметов ведения и полномочий
Д) гарантия местного самоуправления
2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как…
А) частная и иные формы собственности
Б) условия сохранения единства экономического пространства
В) основа жизни и деятельности народов
Г) основа развития многонационального народа
3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед…
А) всеми ветвями власти
Б) законом
В) обществом
Г) гражданами
4. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и …
А) равноправие граждан
Б) гарантию охраны труда и здоровья людей
В) свободу экономической деятельности
Г) свободное развитие человека
5. Российская Федерация есть демократическое…правовое государство с республиканской формой правления.
А) федеративное
Б) многонациональное
В) суверенное
Г) социальное
6. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, …
А) органы местного самоуправления
Б) правоохранительные органы
В) суды
Г) органы власти субъектов РФ
7. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность…
А) государства
Б) общества
В) органов государственной власти
Г) судов
8. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить …
А) основам конституционного строя
Б) федеральным законам
В) правам и свободам человека и гражданина
Г) целостности и неприкосновенности территории
9. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права…
А) выезжать за пределы государства
Б) иметь двойное гражданство
В) изменить его
Г) свободного перемещения
10. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, …
А) равенство общественных объединений
Б) многопартийность
В) отделенность религии от государства
Г) разделение властей
11. Что выступает сущностью государства с точки зрения управления обществом?
А) конституционный строй
Б) права и свободы человека и гражданина
В) власть
Г) социальная безопасность
Д) баланс социально-классовых сил
Е) гарантии правопорядка
12. Каким понятием конкретизируются задачи и цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества?
А) функция государства
Б) национальная политика
В) конституционный строй
Г) механизм государства
13. Выделяют следующие формы осуществления функций государства – правоисполнительная, правоохранительная, правосудная, контролирующая. Назовите пятую форму.
А) надзорная
Б) правоприменительная
В) правоустанавливающая
Г) правотворческая
14. Какой элемент является обязательным в характеристике формы государства?
А) политический режим
Б) структура органов власти
В) разграничение полномочий и предметов ведения
Г) Конституция
15. Как называется такая форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам?
А) республика
Б) ограниченная монархия
В) парламентаризм
Г) федерация
16. Какой элемент является обязательным в структуре механизма (аппарата) государства?
А) органы принуждения
Б) органы местного самоуправления
В) субъект федерации
Г) парламент
17. Какое количество депутатов Государственной Думы РФ установлено Конституцией?
А) 400
Б) 450
В) 500
Г) 550
18. Какие требования среди прочих обязательны к кандидатам в судьи?
А) возраст, опыт участия в судебных заседаниях
Б) стаж работы по юридической специальности, возраст
В) работа в правоохранительных органах, образование
Г) образование, свобода допуска к суду
19. Как называются органы государства, чьи властные полномочия распространяются на всю территорию государства?
А) общей компетенции
Б) назначаемые
В) высшие
Г) первичного звена
20. Какой элемент механизма государства является институциональным, организационно оформляющим власть и придающим ей постоянно функционирующий характер?
А) силовые учреждения
Б) органы местного самоуправления
В) правительство
Г) экономика

Ключ к тестам
№ вопроса Ответ № вопроса Ответ
1 А 11 В
2 В 12 А
3 Б 13 Г
4 Г 14 А
5 А 15 А
6 В 16 А
7 А 17 Б
8 А 18 Б
9 В 19 В
10 Б 20 А


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Какой подход позволяет определить социально значимую проблему, которую решает система управления в органах государственной власти?
Ответ: системный
2. Как обобщенно можно назвать научные теории, концепции, подходы и социальные технологии, лежащие в основании прогнозирования социальных явлений могут лежать в основании деятельности органов государственной власти?
Ответ: системные
3. Как с деятельностью органов государственной власти связано прогнозирование социальных явлений и процессов?
Ответ: зависит от них прямым образом
4. Какие органы власти занимаются прогнозированием социальных явлений и процессов?
Ответ: государственные
5. Какие два понятия лежат в основании социального государства?
Ответ: достойная жизнь, свободное развитие
6. Какой тип ответственности связан с тем, что государство реализует свои социальные функции?
Ответ: социальная
7. Какая отрасль социологии связана с управлением в органах государственной власти?
Ответ: социология управления
8. Какое антисоциальное явление составляет угрозу развития системы управления в органах власти?
Ответ: коррупция
9. Какой подход позволяет исследовать структуру и функции системы управления в органах госвласти?
Ответ: структурно-функциональный
10. Какой подход позволяет рассматривать систему управления в органах власти, находящуюся под влиянием социально-политических или социально-экономических процессов?
Ответ: детерминистский
11. Управление – это...
Ответ: воздействие на участников процесса
12. Какой орган власти является высшим органом исполнительной власти в РФ?
Ответ: Правительство
13. Какой орган власти является высшим судебным органом в РФ?
Ответ: Верховный Суд
14. Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы РФ?
Ответ: 450
15. Как называется высший орган исполнительной власти в регионах РФ?
Ответ: Правительство
16. Механизм (аппарат) государства – это…
Ответ: система органов власти (или управления)
17. Какой орган власти обеспечивает деятельность Президента РФ?
Ответ: администрация Президента
18. Какой орган власти обеспечивает реализацию в РФ политики в сфере обороны?
Ответ: Министерство обороны
19. Какой орган власти обеспечивает реализацию в РФ политики в сфере науки и высшего образования?
Ответ: Министерство науки и высшего образования
20. Какой орган власти обеспечивает реализацию в РФ политики в сфере юридических вопросов?
Ответ: Министерство юстиции

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы:
1. Демократическое государство: понятие, признаки, основные проблемы. «Стандарты демократии». Роль органов государственной власти РФ в развитии институтов демократического государства.
2. Правовое государство: понятие, признаки, основные проблемы. Функционирование органов государственной власти РФ в правовом государстве.
3. Федеративное государство: понятие, признаки, основные проблемы. Концепции унитаризма и федерализма.
4. Республиканская форма правления в Российской Федерации.
5. Виды ответственности в системе управления в органах государственной власти.
6. Понятие органа государственной власти. Понятие управления в органах государственной власти.
7. Классификация органов государственной власти.
8. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.
9. Значение выборов в демократическом государстве. Понятие избирательной системы и избирательного права в РФ.
10. Принципы избирательной системы и избирательного права в РФ.
11. Референдум в РФ как непосредственное выражение власти народа.
12. Теория и практика государственного управления в Российской Федерации, проблемы его развития и эффективности.
13. Соотношение государственного управления и государственной политики. Мораль и право в государственном управлении.
14. Понятие социального управления, дифференциация государственного и социального управления. Методы социального управления.
15. Контроль и надзор в системе государственного управления Российской Федерации.
16. Коррупция и бюрократия в системе государственного управления.
17. Общие принципы организации законодательных органов государственной власти.
18. Концепция парламентаризма, ее реализация в системе государственного управления РФ.
19. Структура законодательных органов власти в РФ и ее субъектах, их полномочия и функции.
20. Статус парламентария. Парламентские слушания и парламентские расследования.
21. Соотношение органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов.
22. Понятие исполнительной власти, ее соотношение с законодательной ветвью власти в Российской Федерации.
23. Структура федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ в системе органов государственной власти. Президент и Правительство.
24. Состав, формирование и отставка Правительства РФ.
25. Компетенция Правительства РФ. Роль административного регламента в деятельности органов исполнительной власти в России. Ответсвенность органов исполнительной власти.
26. Органы исполнительной власти в Алтайском крае.
27. Понятие судебной власти. Понятие, функции и основания правосудия в РФ. Правосознание и правосудие. Взаимодействие граждан с судом.
28. Самостоятельность и независимость судебной власти. Понятие и структура судебной системы в РФ.
29. Особенности статуса судей в РФ.
30. Органы судейского сообщества в РФ, основания и принципы их действия.
31. Высшие суды РФ: субъекты законодательной инициативы, структура, пределы полномочий, специфика организации деятельности.
32. Роль присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
33. Понятие государственной службы. Виды гражданской службы, их функциональные различия. Отличия государственной и муниципальной службы. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.
34. Особенности кадровой политики в России. Государственная служба и гражданское общество.
35. Сравнительная характеристика госслужбы в России и других странах.
36. Информационная, правовая и политическая культура госслужащего.
37. Социальный портрет современного чиновника.
38. Особенности организации государственной службы в Алтайском крае.
39. Этический аспект функционирования органов государственной власти.
40. Специфика конфликтов в системе управления и способы их решения.

Типовые практические задания:
1. Сформулируйте актуальную проблему управления в органах государственной власти в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования феноменов власти в рамках социологии. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании управления в органах государственной власти с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода.

Процедура проведения:
Промежуточная аттестация проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и выполнить одно практическое задание.

Оценивание ответа на экзамене (зачете).
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (не зачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э3 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э4 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э5 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э6 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э8 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э10 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э11 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э12 2. Электронные библиотечные системы:
Э13 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э14 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э15 Курс в Moodle "Управление в органах государственной власти" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Б-ка «Гумер». – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/
3. Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/
4. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
5. Abuss: Б-ка, архив, закрома. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://abuss.narod.ru/biblio.htm
6. Infolio – Университетская электронная б-ка [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.