МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая теория права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 90
индивидуальные консультации 4
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 90 90 90 90
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая теория права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубление магистрантами знаний об общих закономерностях возникновения и функционирования права, его сущностных свойствах и понятийно-категориальном выражении этих свойств, спектре проблем современной теории права и предлагаемых в правовой науке вариантах их разрешения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы исследований в области социологии права и теории права
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации в рамках социологии права
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками действий для эффективного взаимодействия с аудиторией по актуальным правовым вопросам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет, методы общей теории права. Происхождение права.
1.1. Сущность права. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Сущность права. Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Сущность права. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
1.4. Система права Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Система права Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Система права Сам. работа 2 22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Правоотношение Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Правоотношение Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Правоотношение Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Реализация права. Толкование норм права. Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Реализация права. Толкование норм права. Сам. работа 2 28 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Консультации 2 4
1.13. Зачет 2 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Понятие и предмет общей теории права. Общая теория права в системе общественных наук и юридических наук.
2. Методология и функции общей теории права.
3. Причины и пути возникновения государства.
4. Понятие, признаки государства. Государство как социальный институт.
5. Анализ различных теорий происхождения государства и права.
6. Социальные нормы первобытного общества. Регулятивная роль мифов, обрядов и ритуалов.
7. Причины возникновения права, его характеристики.
8. Сущность и функции государства. Типология государства
9. Право и государство: соотношение понятий и взаимосвязь.
10. Понятие формы государства. Форма правления.
11. Форма государственного устройства.
12. Политический режим.
13. Механизм государства.
14. Государственный аппарат, признаки и виды органов государства.
15. Содержание понятия «правовое государство», его признаки. Социальное, правовое государство в России.
16. Гражданское общество: понятие, элементы, соотношение с государством.
17. Понятие, сущность, признаки права.
18. Право и закон: соотношение понятий.
19. Нравственная теория права.
20. Нормативистская теория права.
21. Социологическая теория права.
22. Поиски нового правопонимания: интегративный подход.
23. Принципы и функции права.
24. Исторические типы права.
25. Социальное регулирование в обществе: понятие, способы, система.
26. Понятие социальной нормы. Право в системе нормативного регулирования.
27. Система социальных регуляторов: нормативные и ненормативные.
28. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.
29. Понятие нормы права. Классификация норм права.
30. Юридическая структура правовой нормы.
31. Соотношение нормы и статьи нормативно-правового акта.
32. Понятие источников (форм) права. Источники права в России.
33. Нормативно-правовые акты как источник права. Виды нормативно-правовых актов.
34. Закон как нормативно-правовой акт. Виды законов. Обратная сила закона.
35. Подзаконные нормативно-правовые акты, их виды и иерархия.
36. Правовые акты главы государства.
37. Действие нормативно-правовых актов: предметное, во времени, пространстве, по кругу лиц.
38. Систематизация нормативно-правовых актов, ее основные виды.
39. Понятие правотворчества, его принципы и стадии.
40. Юридическая техника: понятие, структура, виды.
41. Понятие системы права. Элементы системы права.
42. Основания построения системы права. Отрасли права.
43. Соотношение системы права и системы законодательства.
44. Понятие толкования норм права. Толкование по субъектам.
45. Толкования норм права по способу уяснения и по объёму.
46. Понятие и структура правоотношения. Содержание правоотношения.
47. Объективное и субъективное право
48. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
49. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений..
50. Юридические факты: понятие, виды.
51. Объекты правоотношений.
52. Понятие реализации права. Основные формы реализации права.
53. Применение права. Основные стадии процесса применения норм права.
54. Основные требования, предъявляемые к применению права. Акты применения права.
55. Пробелы в праве и способы их преодоления в процессе правоприменения.
56. Механизм правового регулирования: элементы, стадии, эффективность.
57. Понятие и структура правового сознания. Деформации правового сознания и пути их преодоления.
58. Правовая культура: понятие, структура, виды, пути совершенствования
59. Правомерное поведение: понятие, виды.
60. Правонарушение: понятие, признаки, виды, причины.
61. Юридический состав правонарушения.
62. Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды.
63. Законность: понятие, принципы, гарантии.
64. Правопорядок. Взаимосвязь законности и правопорядка.
65. Типология основных правовых систем.
66. Правовой статус личности, её права и свободы. Гарантии прав и свобод личности.
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте план предполагаемого научного отчета по социологическому исследованию одной из актуальных проблем развития права в современных условиях.
2. Назовите не менее двух требований, которым должны соответствовать результаты исследовательской работы в области теории права с учетом особенностей потенциальной аудитории.
3. Назовите любой вид научно-технической документации в области теории права и требования к профессиональному составлению и оформлению данного вида.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л1.2 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. К. Бабаев [и др.] Теория государства и права: Учебник юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1C77DE4F-D2B4-43C1-A235-68AAAB01B57E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://constitution.garant.ru/
Э2 2. http://www.ksrf.ru/Pages/default.aspx
Э3 3. http://www.lexed.ru/
Э4 4. Справочная правовая система «Гарант»
Э5 5. Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Э6 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э7 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э8 http://www.biblioclub.ru
Э9 http://e.lanbook.com
Э10 Курс в moodle "Общая теория права" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация..
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.