Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социальная и правовая экспертиза |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_Социология_СиПЭ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Консультации | 4 | 4 | 4 | 4 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются формирование целостного представления об особенностях экспертного знания в организациях |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-2 | Способен проводить социально-правовую экспертизу в системе общественных отношений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | актуальные проблемы методологии экспертного знания |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять адекватный выбор методологии экспертного знания на примере экспертной деятельности в организациях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками проведения социальной и правовой экспертизы в организациях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Основы экспертной деятельности в организациях | Лекции | 3 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Основы экспертной деятельности в организациях | Практические | 3 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Основы экспертной деятельности в организациях | Сам. работа | 3 | 30 | Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1 | |
1.4. | Основные направления методологии экспертного знания в организациях | Лекции | 3 | 2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2 | |
1.5. | Основные направления методологии экспертного знания в организациях | Практические | 3 | 2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.6. | Основные направления методологии экспертного знания в организациях | Сам. работа | 3 | 30 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Основные проблемы выбора методологии экспертного знания в организациях | Сам. работа | 3 | 25 | Л2.1, Л1.3 | |
1.8. | Консультации | 3 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы. 1.Понятиие принципа правовой экспертизы. 2.Система взаимосвязанных основополагающих начал, идей, применяемых в процессе экспертного исследования. 3.Основные черты правовой экспертизы. 4.Связь принципов правовой экспертизы с основами российского законодательства. 5.Системность и иерархичность (субординация)в экспертном знании. 6.Отраслевая дифференциация в экспертном знании. 7.Основополагающие принципы экспертной деятельности относятся принципы: компетентности эксперта; независимости эксперта; законности экспертных процедур; научности и информационной обеспеченности; системности экспертизы; полноты и всесторонности экспертного исследования; финансовой обеспеченности и др. 8. Принцип компетентности эксперта. 9. Принцип независимости эксперта. 10.Принцип законности экспертных процедур. 11.Соответствие экспертной процедуры принципам и нормам как общей системы права. 12. Принцип научности и информационной обеспеченности выражается в том, что экспертиза законодательства должна проводиться с учетом имеющихся научных разработок, существующих достижений в конкретной области научных познаний и должна основываться на использовании широкого круга информации. 13. Принцип системности экспертизы. 14. Принцип полноты и всесторонности экспертного исследования. 15. Принцип финансовой обеспеченности. 16. Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. 17. Требование обязательности официальной государственной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. 18. Принцип необходимости оценки нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами. 19. Принцип обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. 20. Принцип профессиональной компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. 21. Профессиональная компетентность проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. 22. Принцип сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Практические задания. 1.Покажите, в чем заключаются проблемы проведения экспертного знания. 2.Сравните различные методологические подходы в проведении экспертного знания. 3.Сравните принципы проведения социальной экспертизы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеются |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сущинская М.Д., Власова Т.В. | СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Третьякова Е.-Д.С. | Правотворчество и экспертиза нормативных правовых актов: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | Сущинская М.Д. | Социальная экспертиза: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/66F52982-37D0-4895-9803-6A8572F7C0D6. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. Н. А. Кривич | Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: монография | Астерион, 2011 | |
Л2.2 | Ефремов И.А. | Судебная экспертиза: Краткое научно-практическое пособие для адвокатов | Юстиция, 2013 | |
Л2.3 | В.М. Питулько | Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов | Академия, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ); | |||
Э2 | 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум); | |||
Э3 | 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций); | |||
Э4 | 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал); | |||
Э5 | 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»); | |||
Э6 | 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ); | |||
Э7 | 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека); | |||
Э8 | 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России») | |||
Э9 | 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»); | |||
Э10 | 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»). | |||
Э11 | 2. Электронные библиотечные системы: | |||
Э12 | ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ | |||
Э13 | ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э14 | Курс в Moodl: : «Коммуникация в правовой сфере для магистров социологии права» | |||
Э15 | portal.edu.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |