МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная и правовая ответственность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 90
индивидуальные консультации 4
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная и правовая ответственность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучить студентов знаниям о социальной и правовой ответственности; привить знания о возможностях реализации социальной и правовой ответственности в повседневной человеческой коллективной и индивидуальной жизнедеятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен проводить социально-правовую экспертизу в системе общественных отношений
ПК-2.1 Знает специфику проведения социально правовой экспертизы в социальной и правовой сферах
ПК-2.2 Умеет разрабатывать инструментарий социологической экспертизы в социальной и правовой сфере и апробировать его при решении профессиональных задач
ПК-2.3 Владеет навыками составления аналитических отчетов по результатам социально правовой экспертизы в социальной и правовой сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику проведения социально-правовой экспертизы в социальной и правовой сферах
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать инструментарий социологической экспертизы в социальной и правовой сфере и апробировать его при решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками составления аналитически х отчетов по результатам социально-правовой экспертизы в социальной и правовой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Соотношение социальной и правовой ответственности
1.1. Социальная ответственность и социальная справедливость Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная ответственность и социальная справедливость Сам. работа 2 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Социальная ответственность и социальная справедливость Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Правовая ответственность как явление государственного принуждения Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Специфика правовой ответственности Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Правовая ответственность как явление государственного принуждения Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Основания правовой ответственности, норма права и юридический факт Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Основания правовой ответственности Сам. работа 2 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Юридический состав правонарушения Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Консультации 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции: ПК-2. Способен проводить социально-правовую экспертизу в системе общественных отношений
ПК-2.1. Знает специфику проведения социально-правовой экспертизы в социальной и правовой сферах
ПК-2.2. Умеет разрабатывать инструментарий социологической экспертизы в социальной и правовой сфере и апробировать его при решении профессиональных задач
ПК-2.3. Владеет навыками составления аналитически х отчетов по результатам социально-правовой экспертизы в социальной и правовой

Примеры заданий закрытого типа
1. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
а. совершение правонарушения служит основанием для привлечения к юридической ответственности.
б. меры административной ответственности не влекут за собой судимости:
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) верны оба суждения
Г) суждения неверны
2. Юридическая ответственность является следствием:
А) Правонарушения
Б) Аморального поведения
В) Несоблюдения неписаных правил поведения в обществе
Г) Нарушения традиций
3. Опоздание на работу влечет за собой ответственность
А) Гражданскую
Б) Материальную
В) Уголовную
Г) Дисциплинарную
4. Юридическая ответственность – это:
А) реализация права
Б) мера государственного принуждения
В) правопорядок и законность
Г) правосознание
5. Как называется юридическая ответственность, устанавливаемая в трудовом праве?
А) гражданско-правовая
Б) административная
В) дисциплинарная
Г) уголовная
6. Какое из правонарушений является административным?
А) сбор подписей избирателей в запрещенном месте
Б) хищение имущества, принадлежащего преступнику
В) фальсификация итогов избирательной кампании
Г) публикация статьи, порочащей честь гражданина
7. Работник нарушил правила трудового распорядка на предприятии. Это правонарушение повлечет наступление ответственности…
А) административной
Б) гражданской
В) дисциплинарной
Г) уголовной
8. Верны ли следующие суждения об юридической ответственности?
а. Юридическая ответственность установлена государством.
б. Юридическая ответственность возможна лишь при соблюдении установленного процессуального порядка
А) верно только а);
Б) верно только б);
В) верны оба суждения;
Г) оба суждения неверны.
9. Какое учреждение призвано осуществлять надзор над точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами?
А) адвокатура
Б) прокуратура
В) нотариат
Г) суд
10. На уроке учитель рассказал о различных видах юридической ответственности. Сравните два вида юридической ответственности: административную и гражданскую. Выберите одно сходство.
А) Правонарушение – основание для наступления ответственности
Б) Наложение судом на правонарушителя обязанностей имущественного характера
В) Принцип возмещение ущерба
Г) Лишение правонарушителя определенных благ
11. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
а. Юридическая ответственность защищает интересы личности, государства, общества
б. Юридическая ответственность стимулирует общественно полезные действия граждан, организаций
А) верно только а);
Б) верно только б);
В) верны оба суждения;
Г) оба суждения неверны.
12. Юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. К лишениям имущественного характера относится
А) штраф
Б) лишение свободы
В) строгий выговор
Г) лишение специального права
13. На уроке учитель рассказал о различных видах юридической ответственности. Сравните два вида юридической ответственности: административную и уголовную. Выберите одно сходство.
А) Применение только к лицу, виновному в нарушении правовых норм
Б) Осуществление с нормами права
В) Влечет за собой судимость
Г) Всегда носит личный характер
14. Бригада строителей нарушила условия договора о ремонте квартиры. Какой вид ответственности повлечет данное правонарушение?
А) дисциплинарная;
Б) уголовная;
В) гражданско-правовая;
Г) трудовая.
15. Какой подход наиболее важен при изучении социальной ответственности индивида?
А) системный;
Б) социально-правовой;
В) институциональный;
Г) синергетический.

Ключ к тестам

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ
1 В 11 В
2 А 12 А
3 Г 13 А
4 Б 14 В
5 В 15 А
6 А
7 В
8 В
9 Б
10 Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. В 60-70гг XX в. этика ответственности выдвигается как самостоятельная часть этики благодаря работам
Ответ: В. Ленка
2. Какой уровень обязательно входит в структуру управления социальной ответственностью?
Ответ: Стратегический
3. Разработка программ по социальной ответственности начинается
Ответ: с определения цели
4. Добровольная реакция на социальные проблемы общества со стороны государства — это
Ответ: социальная ответственность
5. В конституции какой страны впервые появился термин «социальное государство»?
Ответ: Великобритания
6. Кто относится к субъектам социальной ответственности?
Ответ: государство/бизнес/человек
7. С каким типом ценностей связана социальная ответственность?
Ответ: социальные ценности
8. Назовите два вида социальной ответственности человека
Ответ: прямая и обратная
9. Какой вид политики связан с практической реализацией основных положений социальной государственности?
Ответ: гуманитарная политика
10. Основным субъектом социальной политики является
Ответ: человек
11. На конституционном уровне термин «социальное государство» был закреплен впервые в этом году
Ответ: 1939
12. Трудовой кодекс РФ регулирует этот вид юридической ответственности:
Ответ: дисциплинарная
презумпция невиновности освобождает от уголовной ответственности
13. Гражданскую ответственность характеризует:
Ответ: полное возмещение вреда
15. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания:
Ответ: преступление
16. Какой вид ответственности связан с командной/коллективной работой?
Ответ: социальная
17. Какой вид ответственности определяется нормами, принятыми в обществе?
Ответ: социальная
18. Какой вид ответственности связан с нормами, связанными с теми или иными отношениями, регулируемыми законом?
Ответ: правовая/юридическая
19. Какой тип отношений лежит в основании правовой ответственности?
Ответ: общественные
20. Какой ключевой принцип социальной и правовой ответственности можно выделить?
Ответ: достижение цели

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы:
1. Социальная ответственность и социальная справедливость.
2. Понятие, признаки и формы социальной ответственности.
3. Правовая ответственность как явление объективного и субъективного права, иные правовые формы государственного принуждения.
4. Обеспечительные меры и правовая ответственность: сходство и различия.
5. Меры защиты и правовая ответственность.
6. Цели и функции правовой ответственности их классификация.
7. Позитивная ответственность.
8. Правовая ответственность как правомерное поведение.
9. Ретроспективная правовая ответственность.
10. Основания правовой ответственности, норма права и юридический факт.
11. Юридический состав правонарушения.
12. Правовая ответственность как правоотношение.
13. Механизм правового регулирования.
14. Правовая ответственность в механизме правового регулирования.
15. Правовая ответственность в системе иных разновидностей охранительных правоотношений.
16. Механизм перевода нормативных предписаний в фактическое поведение субъекта.
17. Акты применения правовой ответственности: понятие, виды и место в МПР.
18. Критерии классификации правовой ответственности.
19. Юридическая природа конституционной ответственности.
20. Уголовная ответственность и ее функции.
21. Административная и финансовая ответственности.
22. Дисциплинарная и материальная ответственность.
23. Гражданско-правовая ответственность.
24. Понятие и виды процессуальной ответственности.
25. Ответственность в современном международном праве, ее виды и формы.
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте актуальную проблему социальной ответственности индивида в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования социальной или правовой ответственности индивида в рамках социологии. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании социальной ответственности с точки зрения социологии, философии социальных наук, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода по отношению к другим дисциплинам.

Процедура проведения:
Промежуточная аттестация проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и выполнить одно практическое задание.

Оценивание ответа на экзамене (зачете).
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (не зачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фетюков Ф. В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социальная и правовая ответственность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.