МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое поведение личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 85
индивидуальные консультации 4
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 85 85 85 85
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н, Профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовое поведение личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях правового поведения личности в социальной сфере общества, принципах формирования правового поведения личности в социальной группе, развитие навыков самостоятельного анализа актуальных правовых проблем общества и адекватной оценки системы профилактики неправового поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные исследовательские методы при изучении социально-правовой проблематики
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать новейший отечественный и зарубежный опыт с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий в области социальной и правовой экспертизы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применением механизмов обобщения полученных в результате социологических исследований данных о правовом поведении личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Правовое поведение личности"
1.1. Правовое сознание и правовое поведение. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальный контроль и девиация Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Социология преступности Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Криминальная личность как субъект преступления Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Социология преступности Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Криминальная личность как субъект преступления Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Социальный контроль и девиация Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.1
1.8. Правовое сознание и правовое поведение. Сам. работа 1 21 Л1.1, Л2.1
1.9. Социология преступности Сам. работа 1 22 Л1.1, Л2.1
1.10. Криминальная личность как субъект преступления Сам. работа 1 22 Л1.1, Л2.1
1.11. Экзамен 1 9
1.12. Консультации 1 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4500
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Социально значимое осознанное поведение субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия – это…
1) правовое поведение
2) правовая культура
3) правовой нигилизм
4) социальное поведение
2. Традиционно установившиеся правила общественного поведения называются
1) обычаем
2) правом
3) порядком
4) моралью
3. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется
1) фикцией
2) презумпцией
3) деликтом
4) санкцией
4. Совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах — это
1) правосознание
2) правовая культура
3) самосознание
4) правопорядок
5. Отклоняющееся поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется
1) девиантным
2) демонстративным
3) дезинтеграционным
4) деструктивным
6. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, назы¬вается
1) проступком
2) преступлением
3) девиацией
4) деликвенцией
7. Понятие, включающее представления о праве и правовых явлениях в обществе на основе правовых воззре¬ний, теорий и доктрин, называется
1) правовой психологией
2) правовой идеологией
3) правовой культурой
4) механизмом правового регулирования
8. По субъектам правосознание делится на
1) индивидуальное и коллективное
2) обыденное и профессиональное
3) абстрактное и относительное
4) одностороннее и многостороннее
9. Отрицательное отношение к праву, закону и правовым фор¬мам организации общественных отношений называется правовым
1) идеализмом
2) конструктивизмом
3) нигилизмом
4) перфекционизмом
10. Высшей формой правомерного поведения, соответствующей высокому уровню правосознания и правовой культуры, на¬зывают поведение
1) конформистское
2) маргинальное правомерное
3) деликвентное
4) социально активное
11. Целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механиз¬мов разрешения конфликтов в обществе от одного поколе¬ния к другому называется
1) правовым воспитанием
2) правосознанием
3) правовой культурой
4) правовой идеологией
12. Антиподом правовой культуры является
1) правовой идеализм
2) правоотношение
3) правосознание
4) правовой нигилизм
13. Определенное психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, основанное на принятии ценностей, закрепленных правом, называется правовой
1) установкой
2) культурой
3) педагогикой
4) идеологией
14. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на такие разновидности, как:
1) умышленные и неосторожные
2) преступления и проступки
3) экологические, экономические и политические
4) действия и бездействия
15.Общественная опасность правонарушения состоит
1) в нарушении норм права
2) в том, что правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности
3) в причинении вреда интересам личности, общества или государства
4) в нарушении норм морали
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Правосознание представляет собой одну из форм или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и правореализации с давних пор находится в поле зрения представителей российской ------------
науки.

2. Правосознание - это совокупность правовых представлений, чувств, убеждений, оценок, выражающих субъективное отношение индивидов, социальных групп, общества в целом к действующему или желаемому праву, другим правовым явлениям, к поведению людей в сфере правового-------------------
Регулирования

3. Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сущности обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают ------------
обязанности.

4. Правосознание - суть диалектическое единство рациональных и психологических ---------------------правовой идеологии и правовой психологии.
компонентов

5. Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а скорее как некоторая зона. Даже у достаточно специфичных и строго контролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где нормы имеют целый диапазон допустимых стилей поведения, которые, тем не менее, могут не отклоняться от буквы ------------------
закона.

6. Норма обычно предполагает некий вариант поведения, новый или отличающийся от нормативного поведения, но не выходящий за рамки -----------
допустимого.

7. Уголовный кодекс РФ (статья 14) определяет преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Среди преступлений есть такие, которые знает человеческое общество еще со времен своего ---------(убийство, кража, изнасилование и т.п.).
Становления

8. За множеством совершаемых в обществе преступлений удается проследить системно-структурные особенности ---------------в целом.
Преступности

9. Правосознание - это не застывшая, а динамичная система элементов, отражающая все многообразие форм движения --------материи.
Правовой

10. Как субъективный элемент правовой действительности оно включает в себя основные --------------(компоненты), определяющие, в свою очередь, его функции.
Элементы

11. Правовое поведение - предусмотренное нормами позитивного права и подконтрольное государству сознательно-волевое социально значимое поведение людей (индивидов или их коллективов), которое влечет или способно повлечь ----------------------------последствия.
Юридические

12. Сложное взаимодействие и взаимопроникновение основных элементов социальной структуры правосознания определяет его уровни, характеризующие его социальную структуру правосознания с точки зрения глубины познания правовых явлений целью их использования субъектами в практической деятельности в сфере ------------регулирования.
Правового

13. Уровни правосознания можно представить в виде обыденного (массового), специализированного (профессионального) и теоретического (научного) --------------
правосознания.

14. Обыденное правосознание выступает как совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, непосредственно, с помощью эмпирического опыта людей отражающих общественное бытие с точки зрения его правового -------------------------
регулирования.

15. Теоретическое правосознание в отличие от обыденного характеризуется более глубоким проникновением в сущность --------------явлений. Оно опирается на систему научных понятий о праве и правовом регулировании, суждений, принципов, научно-теоретических доказательств, т. е. в основе теоретического правосознания лежит юридическая наука.
Правовых

16. Специализированное правосознание - это уровень группового и индивидуального правосознания юристов-профессионалов,осуществляющих тот или иной вид юридической -----------------------
деятельности.

17. Групповое правосознание - это коллективные чувства и представления о праве и иных правовых явлениях, которые выражают отношение и оценки правовых явлений со стороны --------------------групп, коллективов, социальных образований.
Социальных

18. Правовое поведение состоит из элементов –------------. Элементы правового поступка (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) называют составом правового поведения.
правовых поступков

19. “Маргинальное поведение — это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед ---------------------”
Наказанием

20. Девиация – это отклонение от-----------------, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.
Нормы

21. Некоторые социальные группы (инвалиды и матери-одиночки, живущие на социальное пособие, и т.п.) выходят на политическую арену и с успехом противостоят официальным определениям, представляющим их как источник социальных проблем. Действительно, индивиды, носящие социальное «клеймо» или ставшие жертвами доминирующих социальных дефиниций, имеют собственный взгляд на свои жизненные ситуации, отличный от взгляда тех, кто проводит в жизнь нормы, отражающие именно их моральные --------------------
принципы.




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Отечественные и зарубежные подходы к проблеме обеспечения
правового поведения личности.
2. Роль социального контроля в профилактике правонарушений.
3. Наказание как социологическая проблема.
4. Высшая мера наказания: возможные последствия и риски.
5. Анализ преступности как формы девиантного поведения.
6. Социологические подходы к анализу преступности.
7. Особенности субкультуры преступности.
8. Тенденции роста преступности в России и мире: анализ статистических показателей за последнее 30 лет.
9. Правовое сознание как социальный регулятор.
10. Факторы, влияющие на правовое поведение личности.
11. Роль гражданского общества в формировании правовой культуры.
12. Понятие и агенты правовой социализации личности.
13. Понятие, функции и виды социального контроля.
14. Роль права в регулировании социальных отношений.
15. Теория аномии как способ объяснения преступного поведения.
16. Теория конфликта как способ объяснения преступного поведения.
17. Теория дифференциальной ассоциации как способ объяснения преступного поведения.
18. Теория культурного переноса как способ объяснения преступного поведения.
19. Теория стигматизации как способ объяснения преступного поведения.
20. Психологические теории как способ объяснения преступного поведения.
Типовые практические задания:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое девиантное поведение, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, девиантное поведение — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта и правовых идеалов, а по мнению Петрова — это отклоняющееся поведение, не согласующееся с общественными нормами. Разрешите спор.
2. Студент Петров, определяя виды общественно опасных правонарушений, назвал среди прочих административное правонарушение и дисциплинарный проступок. Перечислите виды общественно опасных правонарушений.
3. На основе анализа статьи 14 Уголовного кодекса РФ составьте схему: «Признаки преступления». Какое деяние не является преступлением?
4. Соотнесите понятия «правовое поведение личности» и «правовая культура».
5. Охарактеризуйте понятие «презумпция невиновности». Какую функцию выполняет презумпция невиновности в обеспечении правового поведения личности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: М.: ВЛАДОС// ЭБС. Университетская библиотека онлайн. Режим доступа. http://www.biblioclub.ru, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 e.lanbook.com
Э2 www.biblioclub.ru
Э3 elibrary.ru
Э4 cyberleninka.ru
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.